Сенатская реформа петра 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петр I является, наверное, самым активным и деятельным императором из всей династии Романовых. Это отображалось и в его обычной жизни, и в его реформах. За все время он успел изменить почти все сферы жизни российского общества. Сегодня мы расскажем о самых главных преобразованиях Петра Великого

Нужно сразу заметить, что почти все изменения связаны с тем, что Россия была в состоянии войны со Швецией с 1700 по 1721 гг., поэтому царю необходимо было упорядочить жизнь своей страны.

  • Царь Петр изменил, ни много ни мало, систему государственного управления . Вместо Боярской думы и приказов были созданы Сенат - высший орган государственной власти, который принимал различные решения и законы , и Коллегии - высшие органы исполнительной власти, которые должны были выполнять решения Сената . За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов , генерал-ревизора и генерал-прокурора .
  • Реформа армии считается одной из самых грандиозных в послужном списке Петра I. Во многом, это из-за того, что в первых боях Северной войны полки старого строя терпели поражения. Армия теперь становилась регулярной , что осуществлялось с помощью рекрутских наборов : каждый год от 20 крестьянских дворов избирался один юноша 15-20 лет, который зачислялся на пожизненную службу в русскую армию. Все солдаты теперь получали образование в специально основанных артиллерийских , инженерных , навигационных школах . Обеспечение армии велось на высшем уровне: были созданы не только оружейные заводы, но и специальные продуктовые учреждения для снабжения солдат, а также были введены единые мундиры зеленого и синего цветов.

Флот, который появился именно при царе Петре, к концу Северной войны был одним из самых боеспособных и хорошо оснащенных, как, впрочем, и вся русская армия.

  • "Табель о рангах" . Этот документ, который был принят Петром I в 1722 году, являлся главным способом дослужиться до дворянского чина. Суть Табели (в женском роде!) в том, что она делилась на 14 рангов (низший - 1-й ранг) , в каждом из которых обозначались военные, гражданские и придворные чины, которые соответствовали друг другу. Например, должность титулярного советника (9-й ранг) соответствовала должности капитана в пехоте и камер-юнкера при дворе. Добиться повышения в ранге можно было только с помощью хорошей службы государству.

В этом документе был прописаны и формы обращения к каждому рангу: с 14 по 9 - Ваше благородие, с 8 по 6 - Ваше высокоблагородие, 5 - Ваше высокородие, с 4 по 3 - Ваше превосходительство, а 2 и 1 - Ваше высокопревосходительство.

  • В религиозной сфере император тоже успел много чего изменить. В 1721 году он упразднил патриаршество(патриарха не избирали с 1700 года) и заменил его Синодом - государственным органом церковного управления . Теперь всеми делами Церкви заведовал светский чиновник - обер-прокурор , а ее главой был сам император. Кроме того, Петр разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных конфессий.
  • В 1722 году был издан Указ о престолонаследии - невиданный документ, который отменял все предыдущие правила наследования трона. Теперь монарх имел право сам решать, кому отдать престол.

Интересно, что сам Петр, издавший этот Указ, не успел назначить наследника, а в дальнейшем этот документ не раз приводил к кризису престолонаследия.

  • Для более удобного и тщательного контроля положения дел на местах царь учредил губернское деление в России. В 1708 году страна была поделена на 8 губерний , которые делились на провинции , а те - на уезды.
  • Всем известно, что царь по приезде из Европы начал всем подряд (кроме духовенства) рубить бороды и переодевать всех в европейское платье. Это было одним из первых шагов по внедрению европейской культуры. Затем Россия перешла со старого летоисчисления (от сотворения мира) на европейское (от Рождества Христова), а Новый год стали праздновать с елками и фейерверками 1 января. Еще Петром вместо пиров были учреждены ассамблеи - застолья с танцами, которые должны были теперь проводиться повсеместно. Стали также строиться здания в европейском стиле, художники начали писать картины в светском стиле.
  • При Петре Россия перешла и к новой письменности. Вместо старославянских букв и цифр были приняты гражданский шрифт и арабские цифры .
  • В 1711 году в России стала издаваться первая печатная газета - "Ведомости" .
  • Петр I подарил стране новую столицу - Санкт-Петербург , а себе - новый титул Императора Всероссийского . С 1721 года Россия стала именоваться Империей.

Петр I, как мы смогли увидеть, провел поистине масштабные реформы в своей стране. Он сделал почти невозможное: страну со старым закоренелым строем и устоявшимися обычаями сумел изменить, притом, очень кардинально.

Правительствующий сенат — это высший государственный орган исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской империи, подчинённый непосредственно императору и им назначаемый. Учреждён Петром Великим 19 февраля 1711 года как высший государственный орган.

Создание Сената

Пётр I во время постоянных отлучек, мешавших ему заниматься делами управления, неоднократно поручал государственные дела избранным лицам, от которых требовал, чтобы они самостоятельно вершили дела. Сначала эти полномочия носили характер временного поручения, однако 19 февраля 1711 года они были полностью возложены на созданное учреждение, получившее имя Правительствующего сената.

Первыми сенаторами стали девять человек:

  • князь Пётр Голицын;
  • граф Иван Мусин-Пушкин;
  • боярин Тихон Стрешнев;
  • князь Михаил Долгоруков;
  • князь Григорий Волконский;
  • князь Григорий Племянников;
  • генерал-квартирмейстер Василий Апухтин;
  • генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин;
  • Назарий Мельницкий.

Особенности работы Сената

Основанный Сенат не имел ни малейшего сходства с учреждениями такого же типа в Польше или Швеции и отвечал условиям русской государственной жизни. Степень власти, предоставленной Сенату, определялась тем, что он был учреждён для управления вместо монарха.

При отсутствии разделения дел на административные, судебные и законодательные и ввиду того, что на рассмотрение монарха, которого Сенат заменял, постоянно ложились самые незначительные дела текущего управления, круг полномочий Сената не мог получить определённых очертаний. Пётр определил, что о Сенату следует делать:

  • Проводить судебные рассмотрения;
  • Следить за государственными расходами;
  • Заниматься налогообложением;
  • Следить за службой дворян;
  • Контроль соляного промысла;
  • Введение торговли с Китаем и Ираном;
  • Создание института фискалов;

Готовые работы на аналогичную тему

Это был не исчерпывающий перечень, а инструкция, на что необходимо обратить преимущественное внимание.

Сенат не был учреждением, в чём-либо ограничивающим царскую власть; он действовал по препоручению царя и отвечал только перед ним.

Практическое значение Сената было обусловлено не только широтой предоставленных полномочий, но системой учреждений, которые около него группировались и составляли с ним единое целое. Прежде всего такими были комиссары, по два от губернии. Через комиссаров, которых назначали губернаторы, создавались сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах устройства армии перенёс значительную долю дел, ранее производившихся в приказах. Комиссары принимали указы, следили за их исполнением, доставляли в Сенат необходимые сведения, исполняли его поручения на местах. С учреждением коллегий значение комиссаров упало: звеном соединяющим Сенат и губернии сталей коллегии. Одновременно Петр создал разрядный стол при Сенате, поручив ему, таким образом назначение на военные и гражданские должности, ведение списков дворян, заведование служилым сословием, производство смотров и наблюдение за укрывательством от службы.

5 марта 1711 года была создана должность фискалов, в чьи обязанности входило вести над всеми надсмотр, находить и обличать в суде взятки, казнокрадство и прочее.

При Сенате находился обер-фискал с четырьмя помощниками, в губерниях — провинциал-фискалы с тремя помощниками, во всех городах — по одному городовому фискалу. Несмотря на большое количество злоупотреблений, с которыми связано существование тайных доносчиков (до 1714 года они даже не подвергались взысканию за ложный донос), фискалы принесли пользу, являясь методом надзора над местными учреждениями.

Когда прекратились отлучки Петра, вызвавшие создание Сената, вопрос о его закрытии не вставал. При теряющих значение приказах Сенат был местом, где производились важнейшие дела государственного управления, суда и законодательства. Значение Сената не было подорвано и учреждением в 1718—1720 годах коллегий.

Наоборот, после учреждения коллегий, куда отошла масса текущих дел, значение Сената повысилось.

Из всех учреждений, состоявших при Сенате, наибольшее практическое значение имела прокуратура, появившаяся 12 января 1722 года. Прокуратура собой представляла сложную и стройную систему надзора не только над Правительствующим Сенатом, но также над всеми местными и центральными административными и судебными учреждениями.

Сенат в последние годы правления Петра

На последнем этапе правления Петра, когда он после окончании Северной войны больше прежнего стал уделять внимание делам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Уменьшение его власти главным образом сказывалось в области законодательства. В первое десятилетие существования Сенат, сдерживаемый в области гражданского права Соборным уложением 1649 года, в сфере административного права пользовался широкой законодательной властью. 19 ноября 1721 года Пётр повелел Сенату не издавать без его подписи никакого генерального закона.

В 1711-1714 годах местом нахождения Сената была Москва, но на время он переезжал в Петербург, который стал его постоянным местопребыванием с 1714 года. С тех пор в Москву Сенат переезжал временно, в случае поездок Петра на продолжительное время. В Москве оставалась часть сенатской канцелярии. 19 января 1722 года в Москве учреждались конторы каждой коллегии, а над ними стояла сенатская контора из одного ежегодно менявшегося сенатора и двух асессоров. Целью контор было упрощение связи Сената с московскими коллегиями и провинциальными учреждениями.

Одним из важных достижений времен Царской России стал учрежденный при Петре I Сенат, выполнявший функции высшего органа законодательной, исполнительной и судебной власти более 200 лет подряд и упраздненный только в 1917 году после Октябрьской революции. Именно этот Государственный совет заменял правителя во время его длительных отлучек, принимая, согласно оставленной им инструкции, самые ответственные решения.

Сенат при петре 1

История создания государственного органа

История создания государственного органа

Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом. И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.

Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.

Структура Сената

Структура Сената

Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.

Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.

Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:

Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Князь Григорий Иванович Волконский

  • Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Один из многочисленных сподвижников Петра, которому удалось возвысить свой род. Был не только сенатором, но и государевым тайным советником, а также руководил всеми делами РПЦ (Русской православной церкви).
  • Тихон Никитич Стрешнев. Этому боярину выпала честь быть не только приближенным к императорской особе, но и возглавить Москву, став ее первым губернатором. Кроме того, этот видный политический деятель руководил Разрядным приказом вплоть до окончания его существования.
  • Князь Петр Алексеевич Голицын. Эта ключевая фигура может похвастаться многими регалиями и титулами, будучи удостоенным высшей государственной награды Царской России — орденом Андрея Первозванного. Среди прочих достижений — губернаторство в Киеве и в Риге, президентство в Коммерц-коллегии и прочее.
  • Князь Михаил Владимирович Долгоруков, тайный советник Петра, правивший в Казани и Сибири.
  • Князь Григорий Андреевич Племянников, стольник императора, обслуживающий его во время трапезы.
  • Князь Григорий Иванович Волконский. Еще один сподвижник и доверенное лицо Петра I, позже осужденный им же за коррупцию и казнокрадство.
  • Генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, долгое время служивший в Сенате до принужденного отстранения от дел за отсутствие почитания Синода и его атрибутики (обвинение против деятеля было выдвинуто со стороны других действующих сенаторов).
  • Генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин. Служил при царе стряпчим, стольником, принимал участие в составлении нового уложения, а также описывал некоторые административные единицы Русской империи (Курский уезд и прочее).
  • Назарий Петрович Мельницкий, который вел активную государственную деятельность еще до восхождения Петра на престол при Федоре III, будучи посланником в Крыму, а также военачальником в Перми, Чердыни и Соликамске.

Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем. Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю. То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.

В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.

При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.

Основные функции

Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.

В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:

  • Полный контроль за всеми государственными доходами и расходами, включая налоговый учет, а также ведение откупов и торговлей.
  • Приведение в исполнение всех судебных функций на высшем уровне.
  • Налаживание крепких дипломатических и союзнических отношений с другими государствами и в первую очередь с ближайшим зарубежьем.
  • Контроль всех органов власти и их чиновников, вне зависимости от уровня, а также проверка качества их функционирования.

 Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения

Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.

Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:

Указ от 13 марта 1711

После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.

Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.

Послевоенные события и упразднение

Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената. И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование. В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.

Сенат в россии

Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.

Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.

Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.


Солдаты Петра I. Реконструкция

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

Организация Прокуратуры

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената, имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота


Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.


В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.


Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Первый русский император Петр Великий

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

которые читают вместе с этой





  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Бояре при Петре Ι

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
  • Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).

Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.

Строительство Петербурга

Рис. 3. Строительство Петербурга.

Что мы узнали?

В статье рассказано кратко о реформах Петра I (курс истории 8 класс), которые он активно проводил с 1698 года. Перечислены названия, указаны предпосылки для осуществления основных преобразований. Из текста мы узнали, в чем состояли реформы Петра I. Определили, каково их значение для России.

Читайте также: