Семейные ценности в христианстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Винченцо Палья! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Риме для совместного размышления о том, как сохранить и передать будущим поколениям христианское понимание семьи и брака. Эта тема актуальна не только для православных и католиков, но и для христиан других конфессий, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

Семья в библейском понимании состоит из мужчины, женщины и их детей. Она становится живой клеткой племени, народа и, в конце концов, той единой семьи, истинным Отцом которой является Бог, создавший в лице Адама и Евы все человечество. Земной отец рождает лишь по плоти, тогда как Отцом всех людей в наиболее полном и абсолютном значении слова является Сам Господь.

В Новом Завете с особой силой подчеркивается духовное измерение семейной жизни. В этом христианство существенно отличается от иных религиозных, философских и политических течений, ратующих за идеалы равенства и братства. Церковь Христова не столько провозглашает эти идеалы, сколько являет как осязаемую реальность подлинное братство, возможное только в Боге Сыне, через Которого Бог Отец нас усыновляет Себе (Гал 4:5-7; Рим 8:14-17; Еф 1:5).

Любое законодательство основано на определенных нравственных посылках, на представлении о том, что является добром, а что злом, что нравственно, а что безнравственно. Идеологизация человеческого сознания, навязывание людям новых нравственных установок непременно ведет к изменениям в законодательстве. Но если изменения в законодательство вносятся вопреки воле большинства, в угоду конкретным меньшинствам, лоббирующим свои интересы при помощи административного ресурса, это чревато опасными социальными катаклизмами.

Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит сегодня при поддержке государственных властей ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.

Следуя той же логике, Конституционный совет Франции 17 мая 2013 года узаконил однополые союзы, приравняв их к браку. В отношении усыновления Конституционный совет подчеркнул, что закон признает такое право в принципе, однако это не означает, что все однополые пары гарантированно получат это право, так как каждый случай усыновления рассматривается индивидуально и решение всегда принимается, исходя из интересов ребенка[2].

После того, как президент Франсуа Олланд подписал соответствующий законопроект, во Франции прошли массовые манифестации, собравшие более миллиона участников. Таких протестных акций Франция не видела почти тридцать лет, с тех пор как 24 июня 1984 г. в Париже вышло на улицу два миллиона человек, чтобы высказаться против закона о включении частных школ (в большинстве своем католических) в общую государственную образовательную систему. С конца 2012 года по май 2013 года в Париже прошло три многотысячных мирных демонстрации в поддержку семьи. Правительство отреагировало на них так, как если бы имело дело с акциями насилия: полицейские использовали слезоточивый газ и физическую силу против этих мирных собраний людей. Были задержаны и арестованы тысячи демонстрантов[3].

Законодательство США относит семейное право к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации однополых союзов в США полностью зависит от правительств штатов. Принятый в 1996 году федеральный Закон о защите брака определяет брак как союз мужчины и женщины и разрешает штатам не признавать однополые союзы, заключенные в других штатах или государствах. 26 июня 2013 года Верховный суд США вынес решение о неконституционности третьей части Закона о защите брака, что означает признание однополых союзов федеральным правительством США. По состоянию на 21 октября 2013 года однополые союзы регистрируются в качестве браков в четырнадцати штатах из пятидесяти и в федеральном округе Колумбия.[4] Еще в шести штатах узаконены иные формы однополых союзов, права в которых разнятся в зависимости от штата. На данный момент однополыми сожителями воспитывается около 2 млн. детей, преимущественно от прежних гетеросексуальных браков.

Часто говорят о том, что якобы нетрадиционная сексуальная ориентация детерминирована генетически. Тезис этот остается спорным, потому что научное сообщество не пришло к единому мнению относительно биологической или социальной детерминированности сексуальной ориентации. Однако христианский подход отличает сексуальную ориентацию от конкретных форм сексуального поведения, противоречащих библейской этике. Нравственные ценности лежат в иной плоскости, чем научные гипотезы: отношение к тому или иному образу жизни и поведения должно формироваться именно ценностями, которые разделяет человек, но не научным обоснованием данного предмета. Например, есть мнение ученых, что так называемое диссоциальное расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью, имеет генетическую природу. Тем не менее, научное обоснование биологической детерминированности асоциального поведения отдельного человека не может служить руководством для признания обществом поведения такого индивидуума нравственно приемлемым.

С христианской точки зрения, человеческая природа является падшей, склонной к греху. Влечение человека к лицам своего пола рассматривается в христианской перспективе как недуг, требующий врачевания. Церковь с пастырской ответственностью подходят к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, имея в своем распоряжении богатый арсенал средств для духовной помощи таким людям. Но она выступает решительно против того, чтобы греховное поведение было объявлено нормой. В этом понимании едины православные и католики, основывающиеся на свидетельстве Священного Писания, которое не признает никаких иных форм брака, кроме союза любви между мужчиной и женщиной.

В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции. Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом. Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь всего цивилизованного человечества. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья.

На наших глазах такие основополагающие ценности человеческого бытия, как истина, свобода, братство, низводятся до уровня относительных понятий, в которые каждый может вкладывать какое угодно содержание. На ярмарке тщеславия быстрее всего обесцениваются именно нравственные ценности. И трагическая ирония состоит в том, что в результате всеобщей переоценки девальвируются не только установленные Богом ценности, но и сам человек.

Законодательство многих западных стран сегодня оказывает поддержку силам, которые разрушают традиционную семью, может быть, не в последнюю очередь потому, что духовное благополучие человека в лоне семьи ускользает из-под контроля внешних сил. По той же причине вместо поддержания культуры и повышения качества образования предпочтение отдается развитию социальных сетей и индустрии развлечений. Глобализация направлена, прежде всего, на снижение культурного уровня человека и на то, чтобы в процессе социальных мутаций целые народы превращались в одноликую массу потребителей. Стереотипы массовой культуры и моды клонируют такой тип сознания, в котором не остается места ни для идеалов семьи, ни для подлинных духовных ценностей.

На фоне беспрецедентного возрождения религиозной жизни, происходящего в ряде стран Восточной Европы, мы видим, как на Западе, при внешнем благополучии, общество стремительно дехристианизируется, церкви пустеют, священники стареют, а молодежь на их место не приходит. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Само присутствие христиан в мире свидетельствует о том, что голос правды Божией сильнее безбожной пропаганды. И этот голос остается востребованным. В современном обществе Церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям. Христиане, которые вопреки всем соблазнам современного мира остаются убежденными верующими, знают, ради чего живут. Это огромная привилегия. И каждый христианин, исполняющий евангельскую заповедь любви, свидетельствует о Боге самим образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта.

Многие молодые люди задумываются о месте брака в собственной жизни и хотят создать полноценную семью. Они нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде.

В этой ситуации наша ответственность очень велика. Необходимо вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским идеалам брака и семьи. Надо это делать всеми доступными средствами — через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом. Для всех нас, православных и католиков, настало время единым фронтом встать на защиту семьи и общими усилиями противостоять тлетворным веяниям нравственного релятивизма в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Христианская семья и ее ценности

Цель: христианская семья. Основные ценности и традиции христианской семьи.

1 Познакомить с понятиями: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

2.Познакомить с основными ценностями христианской семьи.

1.Обогащать словарный запас детей.

1 Воспитывать уважение к христианской семье в целом и к ее традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Формы работы на уроке: слушание, работа в тетради, рассматривание и обсуждение иллюстраций к уроку, работа с учебником.

Основные понятия: семья, христианская семья, ценность, традиция, дисциплина, молитва, тактичность.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Понятие семья, христианская семья.

4. Обряд венчания – слайд 1-5.

5. Обручальные кольца – слайд 6-7.

6. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

7. Любовь к детям.

8. Любовь детей к родителям.

9. Понятие традиция.

10. Традиции христианской семьи.

10.1. Дисциплина в семье.

11. Домашнее задание: записать ценности своей семьи в виде рассказа.

12. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Понятие семья, христианская семья.

Семья – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании. (Работа в тетради: запись понятия). Отличительный признак семьи – это любовь, которая лежит в основе ее; семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды 6-7). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.

6.Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.

Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).

В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.

Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

7. Любовь к детям.

8.Любовь детей к родителям.

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью. (Запись понятия в тетрадь). (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).

Учитель рассказывает историю про Хама, сына Ноя.

· Подумайте, как вы можете оценить поступок Хама?

По ответам детей учитель может задать еще 2-3 вопроса, затем переходит к объяснению того, что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.

9. Понятие традиция.

Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.

10. Традиции христианской семьи:

1. Дисциплина в семье.

10.1. Дисциплина в семье.

У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.

Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.

Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. "Не выбегай на улицу!" "Не трогай!" "Не лезь сюда!" Очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: "Мама сказала этого не делать. А что будет, если я все-таки сделаю? " Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: "Да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

Основные положения семейной дисциплины, которыми руководствуются христиане:

1. Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.

2. Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.

3. Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.

4. Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.

Молитва – это беседа с Богом, это "стояние перед Богом", для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи. В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми, и в семье же может "научиться" молитве.

Обычно первая молитва ребенка – это просьба ("Господи, пожалуйста…"), когда ребенок составляет длинный список имен, которые ему хочется упомянуть. Очень важно, чтобы родители действительно молились с ребенком. Первый опыт разговора с Богом для ребенка очень важен. Тем самым он подтверждает, что Бог есть, и ему важно связать с этим открытием имена людей, которых он знает и любит.

В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь", которую произносят при крестном знамении. Постепенно дети знакомятся с другими важными молитвами. Они становятся частью их жизни.

Одной из традиций христианской семьи являются праздники. Церковные праздники для детей – настоящее торжество, если их отмечают и дома. Только дома ребенок получает подлинное удовольствие и радость в праздничный день. Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома. Церковные праздники связаны со всем укладом жизни. На Троицын день дома украшают зелеными ветками, на Преображение благословляют первые плоды, на Благовещение выпускают из клеток птиц. В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, престольные праздники. Так называют праздники, посвященные Христу, богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские. Престольными празднествами для тех или иных храмов может быть и рождество Христово, и благовещение, и успенье богородицы, одним словом, любой из общецерковных праздников. Во время праздника вся семья собирается вместе.

Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства.

Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства.


Что такое христианская семья

Семья

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.

Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.

Первое признание в любви

В Библии мы видим христианский образ любви и брака.

Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.

Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.

И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.

У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.

Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.

А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

Супружеские отношения – отношения любви и свободы

Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.

Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.

Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн — Бога Воплотившегося — в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.

Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.

Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.

Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.

Любовь в браке

Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.

Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.

Церковь должна охранять брак

И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.

Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.

Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.

Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.

Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.

Подготовка к браку

Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.

А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.

Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.

При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.

А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.

Ответы на вопросы

Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь

Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?

Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.

Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.

Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?

Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.

Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.

Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.

И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.

А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.

Половина

Есть ли у каждого человека своя половина?

Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.

Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?

Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.

Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.

Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.

Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.

Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.


У каждой семьи, вне зависимости от времени и места жительства, есть свои традиции. Например, многие семьи, заставшие советскую эпоху, воспринимают как святая святых майские праздники. И неважно, что они кардинально поменяли свое отношение к их проведению и давно проводят их уже не на первомайском параде и копании грядок, а на уютном турецком берегу. Для кого-то традицией является провести вместе выходные на даче, и никакие внешние обстоятельства не могут этому воспрепятствовать.

Сергей Шмеман, сын известного богослова отца Александра Шмемана, писал, что одним из самых ярких воспоминаний детства у него были поездки на их канадскую дачу. Там раз в год они всей семьей служили молебен и освящали воды озера. Чем не хорошая семейная христианская традиция?


Мысль первая


Мысль вторая

Но христианская традиция семьи — это нечто более высокого порядка. Это отношения между членами семьи, основанные на любви и взаимном уважении. Это понимание единственности брака, это понимание того, что главная цельжизни — это спасение души.


Мысль третья

Читайте также: