Семейное право россии до петра i кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сведений о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, очень мало.

Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских народов еще сохранялось многоженство. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без её согласия, однако, постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Также часто невесту покупали у её родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты её родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело большого значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы её родственники приносили приданное. Личные отношения между супругами во многом

зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданным по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами, хотя власть мужа все-таки была очень велика. На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться её свободой.

Развод в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

С принятием христианства на Руси стало действовать собрание византийского семейного права, дополненное русскими князьями, которое получило название Кормчей книги. Христианство распространялось очень медленно, и вытеснение языческих обычаев происходило очень медленно. Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Церковь постоянно боролась с этими обычаями.

Согласно Кормчей книге, венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жених уславливались о заключении брака и договаривались о приданном. Акт обручения оформлялся специальной с говорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую надо было предъявить при венчании. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был установлен, но священнику запрещалось венчать престарелых людей. Запрещались браки между людьми с большой возрастной разницей и между близкими родственниками. Запрещалось вступать в брак при наличии другого не расторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным законам всегда было необходимо, но в действительности согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак.

Расторжение брака все более усложнялось. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, т. к. развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Обязанность развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось, безусловно, за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Поводом к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодию жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. В рассматриваемый период еще был возможен развод по обоюдному согласию супругов.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Мух мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога. Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. Законность происхождения в рассматриваемое время еще не имела решающего значения.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления (за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию). Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало “бить их кнутом нещадно”.

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом. Родители имели право даже отдавать детей в холопство.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История развития семейного права в России Выполнила: Середкина Екатерина С-31

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития семейного права в России Выполнила: Середкина Екатерина С-31

История развития семейного права в России Выполнила: Середкина Екатерина С-31

В юридической литературе встречается разная периодизация семейного права. Ант.

В юридической литературе встречается разная периодизация семейного права. Антокольская М.В. выделяет пять периодов в истории русского семейного права: 1) Семейное право России до Петра I; 2) Семейное право России периода Империи; 3) Семейное право России с 1917 по 1926 г; 4) Семейное право России с 1926 по 1969 г; 5) Семейное право России с 1969 по 1995 г; 6) Современный период семейного права.

1.Семейное право России до Петра I До принятия христианства на Руси семейные.

1.Семейное право России до Петра I До принятия христианства на Руси семейные отношения регулировались обычным правом. После принятия христианства, ставшего официальной религией после язычества, регулирование семейных отношений на Руси осуществлялось по модели византийского брачно-семейного законодательства Номоканона, который дополнялся постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги. В 1551 г. на Руси был принят Свод канонического права. Брачно-семейными делами, как и в Византии, занималась церковь. Православная церковь ввела церковную форму заключения брака, устранила многоженство, установила пределы свободы расторжения брака. Далее начинается процесс создания светского права, которое постепенно вытесняет византийское законодательство и русское церковное право.

2.Семейное право России периода Империи Основные источники правового регулир.

2.Семейное право России периода Империи Основные источники правового регулирования семейных отношений данного периода: Свод Законов Гражданских как составная часть Свода законов Российской Империи; Указы Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая II, Александра II. Характерные особенности семейного права Российской Империи: - при сохранении связи семейного права с церковными правилами усиливается роль светского законодательства; - сословный характер семейного законодательства; - усиление роли личности женщины в семейных отношениях; - усложняется процедура расторжения брака; - смягчается власть родителей над своими детьми; - существует различие в правовом положении детей, рожденных в браке, и внебрачных детей.

3.Семейное право России с 1917 по 1926 г После Октябрьской революции 1917 год.

4.Семейное право России с 1926 по 1969 г Новые социально-экономические услови.

4.Семейное право России с 1926 по 1969 г Новые социально-экономические условия потребовали разработки нового семейного кодекса, который был принят 19 ноября 1926 года и введен в действие, с 1 января 1927 года. Основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года: - кодекс предусматривал возможность признания юридической силы за фактическими брачными отношениями; - режим раздельности супружеского имущества был заменен на режим общности; - наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось); - был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет; - было ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга; - из кодекса был исключен институт признания брака недействительным; - был отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе; - был восстановлен институт усыновления.

Важным законодательным актом в истории семейного права рассматриваемого пери.

5.Семейное право России с 1969 по 1995 г. Третья послереволюционная кодифика.

Помимо КоБС РСФСР, следует обратить внимание и на другие источники правового.

Современный период семейного права Период с 1995 года, ознаменовавшийся приня.

Современный период семейного права Период с 1995 года, ознаменовавшийся принятием Семейного Кодекса Российской Федерации, по настоящее время, с учетом приведенной выше классификации, следует считать шестым периодом в развитии русского семейного права.


Оглавление

  • От автора
  • Тема 1. Понятие, предмет, метод и принципы семейного права
  • Тема 2. Государственная поддержка семьи в Российской Федерации
  • Тема 3. История развития семейного права России
  • Тема 4. Семейные правоотношения
  • Тема 5. Ответственность в семейном праве. Исковая давность
  • Тема 6. Брак. Правовое регулирование его заключения и расторжения
  • Тема 7. Признание брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным
  • Тема 8. Личные неимущественные права супругов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История развития семейного права России

Историю семейного права России можно рассматривать в контексте различных этапов развития российского государства. Мировая история показывает, что личные отношения между супругами всегда находились в связи как с общим культурным состоянием того или другого народа и его национальными особенностями, так и со способом заключения брака и формой семьи. В условиях примитивного общества, когда жена рассматривалась как своеобразная добыча, в период отсутствия официальной регистрации брачно-семейных отношений правоотношений между супругами не существовало.

С появлением традиции покупать жену у ее родителей (опекунов) связано составление определенного договора на такую куплю-продажу, в котором содержались зачатки правовых норм. Кто купил, тот оберегал купленное — и как имущество, и как лицо.

Первой из обязанностей отца по отношению к государству было выдать девушку замуж (а сына — женить) по достижении ими необходимой для этого зрелости. Вступая в брак, женщина попадала под власть мужа, но находилась в то же время и под покровительством религиозного закона. Как жена должна быть верна мужу, так и муж жене, причем неверность с его стороны понималась не как связь с посторонней женщиной, а как пренебрежение по отношению к жене вследствие неисполнения супружеских обязанностей. Государство же требовало от мужчин, чтобы они были не столько мужьями, сколько отцами.

Вкратце исторический ход развития семейных и имущественных отношений между супругами в России может быть представлен в следующем виде. В дохристианскую эпоху на Руси существовало многоженство, регистрация браков отсутствовала, а жен, как правило, воровали — либо по соглашению (между родителями будущих супругов), либо по согласию самой девицы, а иногда и без такового.

В московский период российской истории происходит перемена во взгляде на то имущество жены, которое она приносит при вступлении в брак, — на приданое. Быть может, здесь сказалось влияние греко-римского права. Приданое становится на время брака общесемейной собственностью с правом мужа на преимущественное распоряжение ею. Он пользовался приданым, но для отчуждения вотчины [17] требовалось согласие жены [18] . Когда муж умирал, приданое поступало в полное распоряжение вдовы, равно как и купленные вотчины, считавшиеся, как и приданое, семейным имуществом. Если умирала жена и оставляла детей, то приданое закреплялось за мужем, от которого переходило к общим детям. Если детей не было, то оно возвращалось лицам, давшим его; только приданные поместья оставались за мужем навсегда. Жена получала в подарок от мужа или свекра недвижимое имущество, которое обеспечивало ее на случай вдовства.

Расторжение брака было практически невозможным, хотя теоретическая возможность для этого существовала. Основной причиной, дающей право на развод, было прелюбодеяние. К другим причинам относились неспособность к брачному сожительству, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, монашество и некоторые другие.

В период царствования Петра Первого в семейном праве усиливается роль светского законодательства. Условия вступления в брак теперь выглядят так: добровольное согласие [19] , брачный возраст (18 лет для мужчин и 16 лет для женщин), для дворян — наличие образовательного ценза; для военных и гражданских служащих — также согласие начальства. Обручение стало расторжимым, причем составлять сговорную запись с предусмотренной на этот случай неустойкой запрещалось. Не допускались браки при наличии кровного и духовного родства; вступление в новый брак без расторжения предыдущего; возраст старше 80 лет; православных с нехристианами и некоторые другие. Развод в империи был очень затруднен и производился судами духовных консисторий. Поводом к разводу были прелюбодеяние (оно одновременно рассматривалось и как уголовное преступление), безвестное отсутствие свыше пяти лет, ссылка на каторжные работы и др. Петр I проводил масштабные реформы, желая подчинить нормам права все сферы жизни подданных. В частности, законодательно было определено, что муж обязан любить жену, а жена — повиноваться мужу. Правда, санкций за нарушение этого закона не было, но жена не имела права на раздельное проживание и обязана была следовать за мужем, она получала и его социальный статус, обладала правом на содержание со стороны мужа. Вместе с тем если жена отказывалась следовать за мужем, а он ее силой не увозил с собой, то этого права она лишалась.

Подводя итог вышеизложенному, можно утверждать, что в российском дореволюционном законодательстве существовала система раздельности имущества супругов. На практике, как правило, муж распоряжался имуществом жены. Вообще имущественная самостоятельность жены в браке в большинстве случаев была юридической фикцией. И фактически, и легально воля мужа в семейной жизни являлась преобладающей, а жене было крайне трудно отстаивать свою имущественную независимость, раз тот же закон, который ее определил как собственницу самостоятельно, как жену подчинял неограниченной власти мужа.

Отношение Советского государства к браку и семье более чем за 70 лет с момента принятия в 1918 г. первого советского Кодекса законов об актах гражданского состояния [20] претерпело существенные изменения.

Вторым важным новшеством стала замена раздельного супружеского имущества режимом общности. Необходимость этой меры диктовалась соображениями повышения правовой защиты женщины, так как именно она вела домашнее хозяйство, растила детей, как правило, не работала и, соответственно, не приобретала в браке имущества.

Института признания брака недействительным не существовало, и речь могла идти об оспаривании записи о регистрации.

Указ от 8 июля 1944 г. усложнил процедуру развода. В соответствии со ст. 23–26 этого Указа заявление о разводе подавалось в народный суд. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в вышестоящей инстанции, которая и выносила окончательное решение. Кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась большая пошлина: от 500 до 2000 руб.

Приведенные материалы позволяют сделать следующий вывод: Советское государство постепенно перешло от политики полного раскрепощения брачных отношений к императивному регулированию брака и семьи. Принципиально изменился взгляд советского законодательства на брак: под ним стал подразумеваться сам акт регистрации, а не фактические брачные отношения. Если раньше фактический брак имел юридические последствия, будучи признанным таковым судом, то теперь лишь акт регистрации порождал права и обязанности супругов. И еще один аспект нового для того периода взгляда на брак: взаимные права членов семьи основывались теперь не на кровном родстве, а на юридическом факте — регистрации брака родителей.

Имущественные отношения супругов регулировались императивными нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности. Заключение брачного договора и алиментного соглашения либо не допускалось (в первом случае), либо не имело правовых гарантий (алиментное соглашение могло быть расторгнуто в бесспорном порядке, и алиментообязанное лицо считалось не платившим алименты).

Отцовство устанавливалось как в бесспорном, так и в судебном порядке, при этом содержался перечень обстоятельств, при наличии которых суд выносил решение о признании отцовства. К таким обстоятельствам относились в первую очередь совместное ведение хозяйства ответчика с матерью ребенка до рождения ребенка либо совместное воспитание родившегося ребенка (ст. 48 КоБС РСФСР).

Размер алиментов устанавливался законом и не мог быть увеличен, а уменьшен только при наличии обстоятельств, указанных в законе.

В 1985 г. была предусмотрена возможность рассмотрения бесспорных дел о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей единолично судьей в административном порядке без возбуждения гражданского дела. В этом случае судья принимал заявление о взыскании алиментов и извещал плательщика о поступлении этого заявления. При согласии плательщика (или неполучении возражений) в установленный срок судья выносил решение о взыскании алиментов. При возражении плательщика дело рассматривалось в обычном, исковом порядке.

Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г. был установлен минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей (он составил 20 руб. и существовал в России до 1994 г.) [25] .

С 1990 г. в семейное законодательство начинают вноситься новые изменения — это было вызвано начавшимися в стране правовыми, экономическими и политическими переменами. Восстановление в правах частной собственности, появление предпринимательства, изменений в гражданском праве и т. п. обусловили принятие новых норм, например таких, как право исключения из состава общего имущества супругов имущества, нажитого одним из них после фактического прекращения брачных отношений, расширение прав несовершеннолетних детей и т. д.

В связи с такими кардинальными переменами в стране началась подготовка нового Семейного кодекса, который и был принят Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 г.

Итак, на протяжении 70 лет советской власти институт семейного права претерпевал значительные изменения: от полной свободы браков и разводов, общественного призрения детей к государственной регламентации брачно-семейных отношений, увеличению ответственности родителей за воспитание и содержание детей.

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей — еще сохранялась полигамия.

Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились.

Существуют многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое1.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невеста становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем

1 См.: Неволин К. История российских гражданских законов Т. 1 СПб,1851 С.456.

личного характера. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа.

Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, хотя и не неограниченна.

На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться ее свободой. Например, в Летописи Нестора имеется относящееся к 1022 г. свидетельство о том, что князь Мстислав и Ки-сожский Редедя, вступая в единоборство, условились, что тому, кто победит другого, достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.

Развод в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги.

Согласно установлениям Кормчей книги, венчанию предшествовало обручение — сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногда значительных размеров.

Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связы- 48

Раздел II История семейного права

вало жениха и невесту почти так же, как брак; нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния.

Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака.

Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так и византийская, в отличие от католической, в принципе признавала возможность развода. В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается в

Однако законодательство того периода по-разному относится к прелюбодеянию мужа и жены. Если прелюбодеяние совершала жена, то муж по византийским законам не только имел право, но и обязан был развестись с ней под угрозой бесчестия.

В России обязанность развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось, безусловно, за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Так как в то время не признавалась ответственность за прелюбодеяние перед своей женой, оно рассматривалось только как преступление перед другим мужчиной — мужем любовницы2. 1

Латкип В Н Лекции но внешней истории русскою права СПб , 1890 С 84 2

См Загоровскии И А Курс семейною права Одесса, 1909 С 131 — 132 1 лава 5 Семейное право России до Петра I 49

Поводами к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. Наиболее часто встречался развод в связи с принятием одним из супругов монашества. Хотя церковные правила запрещали насильственное пострижение, мужья часто пользовались этим, чтобы прекратить брак. Например, Петр I уже в 'гораздо более позднюю эпоху отправил в монастырь свою жену Евдокию, несмотря на ее сопротивление и отказ духовенства совершать этот богопротивный акт1.

Похожий путь развития проходят представления о браке и в Западной Европе. В Римском праве классического периода брак и развод признавались неформальными частными соглашениями, и только с возникновением христианства и ростом его влияния взгляды на брак меняются. Причем если в Византийской Империи обязательность венчания вводится законом императора Льва в 893 г., то в Западной Европе браки, заключенные по обычному праву, считаются законными вплоть до Трпдентского собора 1563 г.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются.

Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак официально признается таинством, совершаемым на небесах, направленным на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. В этом понятии подчеркивается связь духовных и физических элементов брака.

Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривается достаточно примитивно и формально — только как общность религиозной жизни. С этим связан и запрет на вступление в брак с нехристианами. 1

См Koi то марон НИ Русская История в /кшнсописапияхсчм чавпсиших доя I слей Кн 36 М, 1992 С 561 2

За/оровпии И А Курс семейною права С 138 4-1148 50

Раздел И. История семейного права

До московского периода замужние женщины пользовались относительной свободой, затем наступила так называемая эпоха терема, когда женщины из верхних слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников.

К. Неволин считал, что в России муж никогда не имел формального права убить жену, насильно постричь в монахини или продать в холопство, а многочисленные случаи, описанные в летописях, он относил к злоупотреблению правом1. Тем не менее все эти явления имели место. За убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога. Основой отношений между мужем, женой и детьми является власть мужа и отца.

Частное право в России в этот ранний период еще не выделилось как таковое, и говорить об отнесении семейного права, основанного на таких началах, к частному или публичному невозможно. Однако семейное право и семейный уклад России той эпохи отличались от семейного права и семейного уклада Западной Европы и особенно Древнего Рима. И в России, и в Западной Европе семья функционировала как публичная организация, а власть домовладыки практически ничем не ограничивалась римским законам она была даже строже, чем в России: в Риме домовладыка имел над женой и детьми право жизни и смерти. Но весь строй общественной жизни в Риме и в Западной Европе, а также господствующее правосознание приводили к тому, что эти законы почти не применялись. л Уже в классический римский период, несмотря на формальное существование архаичных норм, по словам К. Савиньи, женщина пользуется уважением как нигде, а унизительное обращение с сыновьями, как с рабами, было немыслимо при существовании такого публичного права, по которому этим сыновьям было предоставлено право пользоваться всеми политическими правами и возможность достигать выс- 1

См.. Неволип К. История российских гражданских законов. С. 82- 85. 2

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т 2. СПб., 1910. С. 713. Глава 5. Семейное право России до Петра I 51

ших государственных должностей, оставаясь в подчинении отеческой власти.

В Западной Европе эволюция правосознания высших слоев общества была связана и с таким явлением, как культ прекрасной дамы, основанный на почитании Мадонны. Связанные с ним представления делали применение насилия к женщине несовместимым с рыцарской честью. В России же правосознание стояло на еще более низкой ступени развития, чем законодательство. Поэтому формально запрещенные убийство жены или лишение ее свободы довольно часто встречались в

реальной жизни, не вызывая морального осуждения.

Имущественные отношения супругов в России, напротив, отличаются от имущественных отношений супругов Западной Европы в сторону признания за замужней женщиной большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жены имели свое имущество. Так, княгине Ольге принадлежал собственный город, свои места птичьей и звериной ловли1.

При обручении в сговорной записи могли устанавливаться'условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения. К. Неволин справедливо видит в них прообразы современных брачных договоров. Приданое давалось невесте ее родителями или родственниками. В допетровские времена дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданое. В случае смерти родителей эта обязанность переходила на их наследников. При отсутствии наследников имение переходило к казне, но из него выделялось дочерям приданое.

1 См.: Неволин К. История российских гражданских законов. С. 94. 52

Раздел II. История семейного права

Однако такое различие основано, по нашему мнению, на понимании прелюбодеяния как вины только перед другим мужчиной, существовавшем в то время. Рождение Святополком сына от незамужней женщины, низшей по положению, не противоречило представлениям той эпохи. Связь же с замужней женщиной, равной, а кроме того, женой собственного брата, считалась не только аморальной, но и приравнивалась к кровосмешению.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери. Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по- видимому, формально никогда не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

Читайте также: