Семь тайн третьяковской галереи кратко

Обновлено: 05.07.2024

За полторы сотни лет знаменитое музейное собрание обросло легендами и секретами. Особняк Третьяковых, выделенный под общественный музей, многократно достраивался и перестраивался, пока в 1906 году постройки не приобрели единый фасад, спроектированный Васнецовым.

Сейчас это здание охраняется государством и бережет в своих залах и переходах многие загадки и тайны Третьяковской галереи.

Лифт и система тайных ходов

Одна из стен многочисленных экспозиционных залов галереи — вовсе не стена, а гигантская дверь лифта. Этот лифт и разветвленная система невидимых переходов музея служат для перемещения произведений из демонстрационных залов в хранилища и реставрационные мастерские. Переносить картины через улицу нежелательно не только из соображений безопасности, но и их сохранности. В галерее для них поддерживаются определенные показатели влажности и температуры, нарушение которых ведет к постепенному повреждению красок и холста.

Портрет меняет пол

Чудотворная Владимирская икона

Одна из наиболее высокочтимых православных святынь — чудотворная икона Владимирской Божией матери, созданная в Византии в начале XII века и подаренная русским князьям. Трижды она являла чудо, помогая защитить Москву от нашествия захватчиков. Еще более удивительна история раскрытия самого раннего живописного слоя иконы. Оказалось, что под многими слоями краски уцелели лики младенца и богоматери, написанные кистью константинопольского мастера. Имя реставратора Александра Анисимова навсегда вписано в историю спасения иконы Владимирской богоматери. Сейчас она хранится в храме Николы в Толмачах — домовой церкви при Третьяковской галерее.

Настоящее лицо Петра I

Недобрые слухи вокруг портрета Лопухиной

Трагедия Саврасова

Портрет Чехова

Павел Третьяков стремился заполучить в свою галерею портреты современников, которым он прочил великое будущее. Для этого он сам заказывал художникам нужные ему картины. В 1898 году молодой и талантливый Осип Браз был командирован в Ниццу, чтобы написать портрет А.П. Чехова. Позирование утомляло драматурга, а результат и вовсе не порадовал: Чехов уверял, что выглядит так, как будто нанюхался хрена. По иронии судьбы, эта картина стала единственным прижизненным портретом писателя. Современники, лично знавшие Чехова, уверяли, что в этом воплощении он действительно похож на себя.

Откуда появился красный конь Петрова-Водкина

Зал искусства XVIII века - Третьяковская галерея.jpg

Государственная Третьяковская галерея - московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867-м галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москве. На момент передачи коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, десять скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

После революции 1917 года галерею национализировали, а коллекция стала пополняться из конфискованных частных собраний и музеев. В 1985-м Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. В здании в Лаврушинском переулке была размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу - искусство XX века.

По состоянию на 2018 год экспозиция насчитывает более 180 000 предметов и включает в себя предметы живописи, скульптуры и изделия из драгоценных металлов, созданные с XI по XX век. Музей расположен в здании, построенном в 1906 году, - объекте культурного наследия народов России федерального значения и охраняется государством.

Илья Ефимович Репин - Портрет Павла Третьякова - 1883.jpg

Илья Ефимович Репин - Портрет Павла Третьякова - 1883

Павел Михайлович Третьяков (1832, Москва - 1898, Москва) - российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896).

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Уже в 1860 году Третьяков составил завещание, в котором говорилось: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи - городу. Год спустя это заведение получило название "Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (1893).

Скончался в декабре 1898 года. Последние слова его родственникам были такими: "Берегите галерею и будьте здоровы".

"Семь тайн Третьяковской галереи" - телепередача канала "История"

Памятник Павлу Третьякову во дворе музея.jpg

Памятник Павлу Третьякову во дворе музея
Авторы: скульптор Александр Кибальников и архитектор Игорь Рожин


В 1913 году картину три раза ударил ножом душевнобольной иконописец.

Узнав о случившимся, хранитель галереи Е. М. Хруслов бросился под поезд. Сам Репин специально приехал в город, чтобы воссоздать лица изображенных, но сделал это не очень удачно в связи с изменившимися художественными взглядами. Реставраторам пришлось хорошенько поработать над тем, чтобы довести шедевр до своего первоначального вида. А Репин даже не заметил изменений, увидев позже восстановленное полотно.


Фото: artpoisk.info

А совсем недавно, в 2013 году, группа историков и православных активистов потребовала убрать картину из Третьяковской галереи, так как она, по их словам, оскорбляла патриотические чувства русских людей. Полотно снимать отказались.

История создания этого шедевра, ставшего одной из вершин русского пейзажа, загадочна и не особо освещена. Известнейшая картина Алексея Саврасова была создана художником в период после смерти новорожденной дочери и во время болезни жены. Автор культового пейзажа много раз пытался повторить свой шедевр позже и закончил тем, что за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.

Портрет писателя Антона Павловича Чехова

Интерес составляет и подпись картины, ведь на самом деле мишек нарисовал художник Константин Савицкий — друг Шишкина, а сам Шишкин создал красивый лесной пейзаж. То есть перед нами результат совместного творчества двух авторов. Существует история, что когда шедевр приобрел у Шишкина за 4 тысячи рублей Третьяков, он и снял с него подпись Савицкого, поскольку видел в картине лишь свойственное творчеству Шишкина.

Узнав о такой щедрой сумме, выплаченной за полотно, Константин Савицкий пришел к другу получить свою долю. Шишкин же предложил ему тысячу рублей. То, что его работу оценили в четверть стоимости картины, очень задело самолюбие Савицкого, который с возмущением заявил, что главное в ней — именно медведи, а Шишкин лишь нарисовал фон. На это заявление обиделся уже Шишкин, считавший полотно самостоятельным произведением и без зверей. К тому же художник сам нарисовал эскизы медвежьей семьи. В итоге совместных картин бывшее друзья больше не создавали.

Этот портрет молодого человека с очень нежными чертами лица был создан Федором Рокотовым еще в начале 1770-х годов. По поводу личности героя, изображенного на одном из самых загадочных творений художника, существует две версии. Согласно первой, полотно является портретом графа А. Г. Бобринского, сына Екатерины II и ее фаворита Г. Г. Орлова.

Вторая же версия куда интереснее, к тому же основана на данных рентгенограммы. Результаты исследования показали, что на картине на самом деле изображена женщина: под верхним слоем краски были обнаружены брошь и декольте. Лицо же осталось нетронутым. Выяснилась и следующая история: когда-то близкий друг Рокотова заказал у него портрет супруги, но она умерла, а когда мужчина женился во второй раз, то попросил художника дорисовать картину так, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя при этом чувств второй супруги. Рокотов принял решение изменить пол персонажа картины, вследствие чего и получился портрет неизвестного.

Этот фильм раскроет семь самых удивительных загадок знаменитого музея. Вы узнаете тайны, связанные с картиной Алексея Венецианова "Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга", картиной Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу", картиной "Портрет неизвестного в треуголке" кисти Федора Рокотова, знаменитой картиной Василия Перова "Тройка", картиной "Портрет доктора С.П.Боткина" кисти И.Н.Крамского, картиной кисти Федора Моллера "Взятие Казани войсками Пугачева" и картиной Василия Пукирева "Неравный брак".

Если пройти по залам Третьяковской галереи ночью, становится не по себе. Кажется, что знакомые персонажи сходят с полотен и начинают говорить: эта девушка выбрала богатство, но умерла в нищете, этот мальчик жил 150 лет назад, но его судьба известна. А известно ли вам, что Шишкин нарисовал только пейзаж - просыпающийся лес, а медведей написал второй художник - Савицкий? А то, что под заглавной треуголкой на самом деле не мужчина, а женщина?

Один из самых таинственных залов Третьяковки - зал иконописи. Еще при жизни Павел Третьяков завещал галерее все свои 62 иконы. Сейчас их здесь несколько сотен, и у каждой - своя особая история. Среди них - самая почитаемая и древняя икона в России - икона Владимирской Божьей матери, она хранится в домовом храме Третьяковской галереи. Этой иконе уже 900 лет, ее реставрировали неоднократно, но два лика не подновлялись ни разу. Почему?

История - это ярко, интересно, интригующе и познавательно.
Философия телеканала "История" - это самый широкий взгляд на эволюцию человечества: от древнейших цивилизаций и великих открытий прошлого до величайших загадок и тайн настоящего, а также великие войны и победы, великие люди, великая любовь и предательство – все то, что делает историю интересной и увлекательной.
В эфире будет место всем точкам зрения, взглядам и интерпретациям событий и фактов, оказавших ключевое влияние на ход истории.

Читайте также: