Сельская община это кратко

Обновлено: 02.07.2024

СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА — социальная общность, принадлежащая к типу первобытных общин. Ранняя сельская община представляет собой территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в отношениях иерархического господства и подчинения чаще всего по принципу генеалогической близости к исторически достоверному основателю общины. Должность вождя ранней сельской общины, согласно традиции, наследуется одной из домовых общин; главы больших семей избираются их членами. В ведении сельской общины находятся экономические, военные и политические вопросы. Собственность на землю общая, каждой семье принадлежит своя доля. Кровнородственное ядро сельской общины образует ее основу и продолжает играть ведущую роль в религиозной жизни данной общины, в брачно-семейных отношениях ее членов, в определении права наследства. В составе сельской общины выделяются знать, свободные члены и зависимые люди. Более поздний вид сельской общины состоит из моногамных семей, превративших домовую собственность в частную. В сельской общине на основе имущественной и социальной дифференциации более или менее интенсивно протекает процесс формирования классов. Сельская община может служить основой или важным элементом докапиталистических социальных систем, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Стадию С. о. прошли все известные истории народы, а ее пережитки сохранялись и в классовом обществе (например, в России она существовала до конца 19 в.).

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).

Главные плюсы и минусы крестьянской общины

В советское время деревенские жители работали в колхозах. У каждой здешней семьи был свой огород. Крестьянская община — это тот же колхоз, в которой раньше жила вся страна.

Крестьянская община (сельское общество, обчество, мир) — это такой вид организации на Руси, в котором крестьяне вместе работали и платили налоги. Община получалась из одного большого или нескольких маленьких селений. Из нескольких крестьянских общин получалась волость.

Из чего состоит крестьянская община:

  1. Сельский сход — собрание всей общины. Туда приходили мужчины от каждой семьи, где решали проблемы обчества. Кроме этого на сходах проходили споры или суды. Собрание выбирало старосту.
  2. Староста — глава сельского обчества. Он отправлялся на собрания нескольких общин, собирал внутренние сходы, следил за уплатой налогов и состоянием земли, задерживал преступников. К нему прислушивались жители всей деревни.

Крестьяне

Как появилась

Крестьянская община появилась тогда, когда восточные славяне стали селиться группами. Они вместе строили сёла, вспахивали поля, собирали урожай, платили оброки. Оброки — это налоги, которые платили либо деньгами, либо зерном или пушниной. Если люди селились по одиночке, то им нечем было себя кормить, потому что вся добыча уходила на уплату налогов. Каждый князь сам выбирал его размер.

В 1497 году вышел судебник Ивана Третьего. В нём описали размеры всех оброков и правила переселения крестьян на новое место. Они могли это сделать один раз в год 26 ноября на Юрьев день.

Сельское общество стало административной единицей в России только в 1834 году. Его узаконили казённой реформой графа Киселёва. Реформа распространялась только на государственных крестьян, а крепостные подчинялись своему помещику, который платил за них налоги.

По сути, теперь община могла участвовать в управлении страной. Но в действительности крестьянам нельзя было влиять на правительство. Казённые крестьяне остались для государства предметом для сбора налогов. А община только упрощала сбор и распределяла землю.

Столыпинская реформа

После революции 1905 года правительство под руководством Петра Столыпина издало аграрную реформу. Проект разделял всю землю на общинную и землю самоуправления. Каждый человек мог уйти из общины или выкупить у них участок, построить хутор и самостоятельно выращивать урожай.

  1. Рост производительности сельского хозяйства падал, годовой урожай с каждого мира становился всё меньше.
  2. Темп развития промышленности замедлялся из-за того, что крестьянам было сложно уйти из общины. Тогда в деревнях жили 74% населения страны, от которых половина не могла переселиться в город.
  3. Обчествами легко управляли революционеры. Это было угрозой для правительства.

Столыпинская реформа сделала ставку на сильных земледельцах, которым невыгодно находиться в мире и делиться урожаем. После реформы ушли 12 тысяч человек, большинство которых вернулись обратно. Для этого у них было 2 причины:

  1. Общинники сжигали им хутор.
  2. Многих государство переселяло в Сибирь и обещало поддерживать ссудами. Но помощь получили только четверть переселенцев.

Оставшаяся часть зажиточных крестьян давала половину урожая всей страны. Это связано с тем, что община не удобряла землю и меняла её хозяев каждые 10 лет. Кулаки, наоборот, развивали свои технологии и повышали урожай.

Первая Мировая война и революция 1917 года провалили аграрную реформу. В неурожайный год государство повышало налоги в несколько раз. Реформа Столыпина не продержалась достаточно времени, чтобы безболезненно убрать крестьянскую общину.

Главные плюсы крестьянской общины

Община крестьян

Главные минусы крестьянской общины

  • Слабые ущемляют сильных. Вернёмся к примеру с зерном: один собирает 70 килограмм, а другой 30. Получают они ровно пополам из общего урожая. Для второго крестьянина это хорошо, потому что он забрал на 20 килограмм больше, чем добыл. Но тогда первый отдавал эти 20 килограмм. Получается, что работящие крестьяне содержали слабых. Но чаще всего они были просто тунеядцами. Тогда такая поддержка была незаслуженной. Ведь эти 20 килограмм муки он мог не отдавать, а продать или отложить себе про запас.
  • Общиной легче управлять революционерам. В каждом обчестве был староста, которого все слушались. Этим пользовались революционеры. Они убеждали или подкупали старосту, чтобы община устраивала бунты или сжигала хозяйство помещика. Столыпинская реформа решала бы эту проблему, если ей удалось сбыться. Общиной легче управлять, чем каждым крестьянином по одиночке.
  • Мешает развитию промышленности. В 1905 году 74% населения России жили в деревнях. Переселиться в город им было сложно, потому что старосты часто не отпускали людей. Поэтому на заводах не хватало людей, чтобы развиваться как надо. С 1890 года сельское хозяйство росло на 2% в год, а промышленность на 6%. В 1905 году сельское хозяйство за год развивалось на 1,5%, а промышленность на те же самые 6%.
  • Сложно уйти. Если крестьянин захотел переселиться в город или стать самостоятельным, ему надо уйти из общины. Но сделать это можно было только после согласия старосты. Когда человек выходил, у него забирали землю. В обчествах не любили, когда из неё кто-то выходит. Поэтому, многих просто не отпускали. Если крестьянину удавалось уйти и построить хутор, то его могли сжечь вместе с урожаем, а скот зарезать. И тогда кулаку оставалось только возвращаться или уходить в новый мир.

Крестьяне на руси

Заключение

Крестьянская община давала пищу всем её членам, даже если некоторые из них работали меньше, чем надо. Её порядки спасали во времена ига, войн и голода. Но она мешала развитию страны.

В начале 20 века обчество исчерпало себя как порядок жизни людей. Когда мира не стало, крестьянам пришлось привыкать к новым правилам жизни, что породило новые революции.

О появлении пашенного земледелия говорит и рост размеров поселений. При подсечном земледелии, когда через 2–3 года участки пашни надо было бросать, и возвращаться к их обработке вновь можно было лишь спустя 40–50 лет, каждой земледельческой общине нужна была огромная площадь для ведения примитивного земледелия, и поселения были очень малы. В VIII–X вв. размер поселений значительно увеличивается. Это отнюдь не города, а разросшиеся сельские поселения.

Появление новых орудий труда способствует возникновению индивидуальных форм земледелия. Возникновение новой земледельческой техники приводит к тому, что не семейная община может вести самостоятельное хозяйство, но и даже малая семья.


Это приводит к распаду сохраняющихся в большой семье остатков первобытного коллективизма и появлению в ее недрах индивидуальных семей, ставших самостоятельной экономической единицей и воплощающих начало частной собственности.

Так расползалась по лесной полосе славянская колонизация, так заселялись и осваивались дремучие дебри лесов и пущ Восточной Европы.

В процессе своего расселения, сохраняя связи с сородичами, эти малые и большие патриархальные семьи, покинувшие свое родовое гнездо, сталкиваются на новых местах со встречными потоками, идущими из других распадающихся семейных общин. Поскольку в общем владении этих случайно встретившихся людей по-прежнему находились леса, сенокосы, воды и угодья, они объединялись в общину, покоящуюся уже не на старых кровнородственных, а на новых – территориальных связях. Так возникает поземельная сельская или территориальная община.

Древние землянки постепенно исчезают, уступая свое место полуземлянкам и наземным бревенчатым избам. В Белоруссии и на Смоленщине встречаются избы со слюдяными окнами, с печами, слепленными из глины, без трубы. Такие же деревянные избы господствуют на севере, в верхнем Поволжье.

На юге еще некоторое время сохраняются землянки и жилища, плетенные из хвороста, обмазанные глиной, но и здесь они со временем исчезают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Община: да или нет?

Колхоз–община

Колхоз–община Часть крестьян не хотела инверсионного превращения соборных институтов в авторитарные, в элемент авторитарной власти, но стремилась сохранить определенную независимость. Большинство, постоянно отвергая одну за другой наиболее активные свои части,

Сельская община

Сельская община Низовой политической организацией Дагестана XIX в. становится сельская община, состоящая из индивидуальных малых семей.Для дагестанских сельских общин XIX в. характерно господство частной собственности на двор, скот, пахотные и покосные земли и общинной

Итальянская община в Кракове

Итальянская община в Кракове Итальянские деятели искусства, приезжавшие по приглашению короля в начале XVI столетия в Краков, попадали в уже сформировавшуюся итальянскую общину, поскольку еще со времен правления Казимира III Великого и Владислава II Ягелло, то есть

Читайте также: