Сельская культура это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

3.3. Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н.Коган предлагает различать понятия - сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе) 1). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они - носители этой культуры. Л.Н.Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года - сверхнапряжение в летнее и весенне-осеннее время, минимальное напряжение зимой. "Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающего выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура" 2).

2. Персонификация межличностных отношений, т.е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина - его труд, досуг, семейная жизнь, воспитание детей, сватовство и знакомства, дружеские связи, культурные предпочтения - проходят на глазах всей деревни. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Неработающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители находятся в поле. На сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обращение на "Вы" считается городской чертой, признается "тыканье" и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, далеко покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизнью.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование "Телевизионная аудитория", проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н.Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно - всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе, или что там давно уже не в моде.

Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстрое сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город 1). Когда закрытая деревенская культура, после многих лет отставания, вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 90-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная "массовая культура" - порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало "сточную канаву" городской культуры. Однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.




10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.

3.4. Городская культура

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое - 200-300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и размерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки, или "наукограды" (Дубна)города-курорты (Сочи), "военные городки"-базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Загорск) и т.п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской черты выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры - транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, загазованный из-за многочисленного количества машин и заводов городской воздух, повышенный шум и запыленность атмосферы. Такая среда более искусственная и непривычная для человеческого организма, чем традиционная деревенская. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологически человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня - непременные атрибуты городской культуры.

Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, - то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

3.5. Обыденная и специализированная культура

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры - обыденную и специализированную 1). Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почитать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью).

Обыденная культура - это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности1) .

Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы прагматисты (У.Джемс), философы-неопозитивисты (Л.Витгенштейн), социологи М.Вебер и Дж.Мид, А.Щюц и Г.Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М.Бахтина, Б.Ф.Поршнева, А.Я.Гуревича, Ю.М.Лотмана. Обыденная культура - это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная культура - это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура - часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.

В первом случае человек поступает как дилетант, во втором - как эксперт. Его действия подчинены стандартным технологиям, методически обоснованы, экспериментально проверяемы 1)

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни - в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания "большой" культуры, скажем, музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся запихнуть своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура - сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам:

n общению в малой группе (семья, ровесники, родня)

n обучению в школе и получению общего образования

n средствам массовой информации

Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются - в разной мере - через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой - со старшим и т.п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например, "Позвоните родителям", "Берегите любимых" и т.п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.

Составные части специализированной культуры - наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры - обыденный язык, у специализированной культуры - профессиональные языки. Обыденная культура - сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению к детям, пожилым, слабым. Специализированная культура - сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.

Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:

·приватное пространство (квартира),

·публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.),

В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т.п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не профессиональном уровне.

Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые, - вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура - среди знакомых, 2) специализированная культуры среди незнакомых - обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т.п.

Улицы и городской транспорт - места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Культурное взаимодействие здесь протекает по особым правилам, которые облегчают контакты незнакомым или малознакомым людям. Такие правила достаточно просты, однозначны и обязательны 1). Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк - места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Подобные структуры включают простые обмены типа "Не одолжите ли мне Вашу солонку?", разговоры на общие темы "Не правда ли, сегодня прекрасная погода?". Сдержанное поведение призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более.

Взаимодействие в домашней среде обычно протекает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать "на людях". Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.

Место работы занимает промежуточное место между домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т.е. публичным пространством, где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуацию схематически.


Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном, на рабочем месте существуют неформальные - дружеские, доверительно-личные - отношения. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные - служебные, безличные - отношений. Место работы - это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, незнакомых и знакомых людей.

Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многими годами упорного обучения, также относятся к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют особые люди - служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры - различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о распространенных праздниках и святых, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные.

Итак, обыденная культура - это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т.е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентн.

Сельская культура имеет в научной литературе несколько наименований:

  • деревенская культура,
  • культура села,
  • сельский тип культуры,
  • культура крестьянства.

Однако некоторые исследователи (Л.Н.Коган и др.) различают понятие сельское население, куда входят все, проживающие в сельской местности, включая дачников-горожан, а также людей, проживающих в селе, но работающих на городских предприятиях, и крестьяне, то есть люди занятые сельскохозяйственным трудом и проживающие на селе).

Когда речь идет о сельской культуре, то носителями этой культуры могут быть только крестьяне.

Особенности сельской культуры

Сельская культура имеет свои особенности, наиболее важными из которых являются следующие.

Загруженность работой неравномерна в течение года, а потому напряженность труда весной, летом и осенью (в период сева, сенокоса, уборки) компенсируется значительным количеством праздников, которые приходятся в основном на зиму и период межсезонья. Это объясняет ту большую роль, которую всегда играла праздничная культура в культуре села.

В связи с тем, что жизнь крестьянина открыта, т.е., проходит на глазах всей деревни, для сельской культуры характерен неформальный контроль за поведением каждого члена общности. Кроме того здесь наблюдается высокая степень взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Неработающие соседи обычно присматривают за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Коллективному обсуждению подвергаются практически все ключевые вопросы повседневной жизни от воспитания детей до выбора брачного партнера.

Внутриобщинная информация превалирует над официальной государственной, так как в деревне главную роль выполняют местные слухи, то есть местная интерпретация различного рода политических событий.

Жители деревни по сравнению с городскими имеют более ограниченный жизненный опыт, так как сельчане значительно реже покидают границы своей деревни, их жизнь бедна историческими и общечеловеческими событиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Такая замкнутость сельской культуры не позволяет сельчанам принимать особенности городской жизни, которая изменяется так стремительно.

Недоступность для жителей деревни многих видов культурной деятельности, которые есть у горожан, например, посещение музеев, театров, ночных клубов, ресторанов, и т. п., а также отсутствие культурного выбора, приводят к ограниченности культурного кругозора, не дают возможности развить у сельской молодежи культурный вкус. В деревнях, особенно отдаленных, смотрят и слушают только то, что привезут, а это чаще всего уже устарело или вышло из моды.

На селе почти никто не занимается для поддержания здоровья какими-либо дополнительными узкофункциональными упражнениями (фитнес, йога, аэробика), так как раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе формирует иное отношение к физкультуре. А это не дает возможности выработать рациональный подход к своему здоровью, к затратам времени (нет организованной ритмики рабочего дня, характерной для городского жителя).

Таким образом, разрыв между деревней и городом в культурном плане значителен. Однако активное распространение телевидения быстро сокращает былое отставание сельской культуры. При этом неудовлетворенность жителей деревни качеством культурной жизни, сегодня уже не является основной причиной миграции в город.

К сожалению, закрытая ранее деревенская культура сегодня начала подвергаться активному влиянию городской культуры, при этом не самого высокого качества.

Сельская культура исторически сложившаяся культура той части народа, которая проживает в социально-территориальной подсистеме – селе, деревне, малонаселенном пригороде и занимается сельскохозяйственным и мелким ремесленным трудом. Здесь сложилась единая материально-вещная среда, доминирует природно-географические условия и ниже чем в городе социально-экономическое развитие, виды трудовой деятельности устойчивы и малочисленны, высокая социальная, профессиональная и национальная однородность. В этих условиях хорошо сохраняется народная культура, народные обычаи и традиции, культура быта, труда и отдыха. Именно она является основой более поздней городской и дворянской культур.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Сельская культура" в других словарях:

Культура США — Cерия статей на тему Культура США … Википедия

ГВАТЕМАЛА. КУЛЬТУРА — Культура. Взаимопроникновение культурных влияний майя, Испании и других культур Европы и Северной Америки породило богатую и разнообразную культуру Гватемалы. Сплав культурного наследия разных цивилизаций находит отражение во всем в современной… … Энциклопедия Кольера

ИТАЛИЯ. КУЛЬТУРА — Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации… … Энциклопедия Кольера

Индия — (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История .… … Энциклопедия инвестора

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика — (Татарстан Автономияле Совет Социалистик Республикасы) Татария (Татарстан), в составе РСФСР. Образована 27 мая 1920. Расположена на В. Восточно Eвропейской равнины, по среднему течению Волги. Площадь 68 тысяч км2. Население 3299 тыс. чел … Большая советская энциклопедия

Перевертни — Перевертни … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА — специальная социологическая теория , объектом познания которой является село как социально территориальная общность, исторически конкретная поселенческая структура, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно… … Социология: Энциклопедия

Нефёдов, Вячеслав Викторович — Нефёдов Вячеслав Викторович (р. 2 июля 1969 г., село Александровка Бековский район Пензенская область, российский учёный[1], ведущий белинсковед России, кандидат исторических наук (2004), вице президент Фонда содействия развитию русской культуры… … Википедия

Нефёдов Вячеслав Викторович — (р. 2 июля 1969 г., село Александровка Бековский район Пензенская область, российский учёный[1], ведущий белинсковед России, кандидат исторических наук (2004), вице президент Фонда содействия развитию русской культуры (с 2008)[2]. Содержание … Википедия

В научной литературе сельская культура имеет несколько различных наименований:

  • деревенская культура,
  • сельский тип культуры,
  • культура села,
  • культура крестьянства.

К сельскому населению относятся все лица, проживающие в сельской местности, в том числе дачники-горожане, лица, проживающие в селе, но работающие на городских предприятиях.

Крестьянами называются люди, которые занимаются сельскохозяйственным трудом и проживают в селе.

Если рассматривать понятие сельской культуры, то необходимо понимать, что ее носителями могут быть только крестьяне, исходя из определения выше

Основные черты сельской культуры

Сельская культура обладает своими особенностями, которые отличают ее от прочих видов культур. Далее рассмотрим наиболее важные из них.

  1. Неравномерность загруженности работой в течение года.

Основной период трудовой деятельности представителей сельской культуры приходится на весну (посев), лето (сенокос) и осень (уборка урожая). Поэтому в межсезонье (зимой) сельские жители справляют множество праздников, которые составляют значительную часть культуры села.

Для деревень характерна замена любых типов отношений личными доверительными отношениями. Это во многом объясняется определением самой деревни.

Деревня – это малая по численности территориальная общность, в которой все ее члены состоят в определенном родстве (кум, племянник, сосед, сват и пр.)

Персонификация межличностных отношений в сельской культуре происходит в виде подчеркнуто грубоватого и фамильярного отношения в обращении друг с другом.

  1. Неформальный контроль за каждым членом общности.

Жизнь сельского жителя весьма открыта, т.е. проходит на глазах всей деревни. Поэтому за ней легко следить каждому члену общности. Также в деревнях и селах наблюдается высокая степень взаимозаменяемости и взаимообмена (действиями, предметами).

Неработающие соседи часто присматривают за чужими детьми, если их родители работают в поле, на ферме или сенокосе

  1. Высокая значимость коллективного обсуждения и внутриобщинной информации.

Практически любой вопрос, касающийся быта (от воспитания детей до выбора жениха или невесты), подвергается коллективному обсуждению. Также для сельской культуры большое значение имеют местные слухи, которые, как правило, интерпретируют любую информацию по-своему, из-за этого официальная государственная позиция зачастую не разделяется или подвергается сомнению.

Сельские жители практически никогда не покидают пределов своей деревни или села, где живут всю свою жизнь и сталкиваются с каждодневной рутиной из года в год. Их жизнь скудна на какие-либо исторические или общечеловеческие события.

Подобная замкнутость сельской культуры мешает сельчанам принимать особенности городской жизни, течение которой столь стремительно

Жители деревни лишены многих видов культурного досуга, например, театров, музеев, ресторанов, ночных клубов и пр. Из-за этого сельская молодежь не имеет возможности развить культурный вкус. Как правило, в деревнях (особенно отдаленных) смотрят и слушают то, что изредка привозят из городов, а это зачастую уже устаревшие или вышедшие из моды вещи.

  1. Малая заинтересованность сельских жителей в дополнительном поддержании здоровья.

В деревнях и селах не принято заниматься какими-либо дополнительными узкофункциональными упражнениями (аэробика, йога, фитнес) для поддержания здоровья, поскольку физический труд на открытом воздухе, начиная с раннего возраста, формирует иное отношение людей к здоровому образу жизни.

Многие сельские жители не имеют рационального подхода к своему здоровью, к затратам времени (нет организованного режима рабочего дня, характерного для жителя города).

Современная трансформация сельской культуры

Таким образом, нельзя не отметить существенный разрыв между сельской культурой и городской культурой. Но в настоящее время в силу активного распространения телевидения и интернет-технологий былое отставание сельской культуры быстро сокращается.

Сегодня малая удовлетворенность сельских жителей качеством сельской культуры уже не является главной причиной миграции в город. Существуют многие другие проблемы, среди которых и проблема безработицы.

Активное стирание различий сельской и городской культуры отнюдь не всегда положительно. Ранее закрытая деревенская культура сегодня подвергается активному влиянию не самой качественной части городской культуры

исторически сложившаяся культура той части народа, которая проживает в социально-территориальной подсистеме – селе, деревне, малонаселенном пригороде и занимается сельскохозяйственным и мелким ремесленным трудом. Здесь сложилась единая материально-вещная среда, доминирует природно-географические условия и ниже чем в городе социально-экономическое развитие, виды трудовой деятельности устойчивы и малочисленны, высокая социальная, профессиональная и национальная однородность. В этих условиях хорошо сохраняется народная культура, народные обычаи и традиции, культура быта, труда и отдыха. Именно она является основой более поздней городской и дворянской культур.

Найдено научных статей по теме — 15

Педагогическая культура сельского населения

Особенности культуры современной сельской молодёжи

Научная статья основана на результатах социологического исследования, проведённого автором в 2005-2006 гг. среди русской сельской молодёжи Бурятии и Читинской области, ныне Забайкальского края.

Культурно-досуговая деятельность сельской библиотеки

Развитие коммуникативной культуры сельских школьников

В области формирования коммуникативной культуры школьников в последнее время появилось немало интересных экспериментальных разработок, которые могут использоваться также и по отношению к сельским школьникам.

КОНЦЕПЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ - КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

В статье выявляется необходимость применения метода перевода технологии социального процесса (детская социализация) в требования к функционально-планировочной структуре сельских детских библиотек при модернизации их пространственн

Читайте также: