Сделайте выводы об особенностях строения корневого чехлика и корневого волоска 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

1 – оболочка клетки волоска,
2 – цитоплазма,
3 – вакуоль и ядро,
4 – слущивающиеся клетки корневого чехлика.
Сравним строение клеток кожицы лука и корневого волоска. Сделаем вывод.
У корневого чехлика и у клетки кожицы лука одинаковые части: тонкая оболочка, ядро, цитоплазма, но разную форму.
Вывод: все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

13. Заполним таблицу. Сделаем вывод.
Корневой чехлик – покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь.
Зона деления – образовательная ткань, функция – деление клеток корня. Зона роста – образовательная ткань, функция – рост и растяжение клеток корня.
Зона всасывания – образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ.
Зона проведения – покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям.
Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.

14. Опишем агроприем, изображенный на рисунке, и для чего его используют.
Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Рассмотрим корень проростка пшеницы.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.

Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.

Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

Вывод:

Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.

Название зоны корня

Какую выполняет функцию

Деление клеток корня.

Всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами

Покровная ткань, проводящие ткани, механическая ткань, основная ткань.

Проводит воду с растворёнными в ней питательными веществами от кончика корня дальше вверх к стеблю.

Вывод:

В зависимости от выполняемых задач каждая из зон корня имеет собственное особое строение.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприём на нём показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?

§ 3. Зоны (участки) корня - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

На рисунке изображен метод пикировки — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Этот метод позволяет увеличить количество придаточных корней у растения и сделать корневую систему более мощной и разветвлённой.

Такая мощная корневая система способна всасывать из почвы максимальное количество воды с растворёнными в ней минеральными веществами, то есть растение становится более сильным и здоровым.

Я видел, как моя бабушка пикирует рассаду помидор и болгарских перцев перед их высадкой в грунт. Она говорит, что после пикирования кустики растений будут крепче и выносливее.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 39 Виды корней и типы корневых систем

ВСПОМНИТЕ

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. У всех ли растений имеются корни?

Нет, корни есть только у высших растений.

3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу в рабочей тетради

Название Тип корневой Особенности строения
растения системы корневой системы

подсолнечник стержневая развит главный корень
щавель
морковь
свекла

ячмень мочковатая главный корень
лук слабо развит
чеснок или рано отмирает

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6. Сделайте вывод.


2.

3. Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.


4.


5.

В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком, но разная форма клеток. Клетки корневого волоска небольшие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов. Клетки кожицы лука крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное. Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука, таким образом увеличивается их поверхность всасывания.

Вывод : все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, на-зывают придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

Кор невую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней

4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками зоны деления.

6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления располагаетсяна кончике корня. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Выше зоны деления расположена зона растяжения (роста); здесь клетки вытягиваются и корень растёт в длину.

8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

ПОДУМАЙТЕ! При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Чтобы появилось больше боковых корней, при этом улучшится снабжение растений водой и минеральными веществами.

Корень - это жизненно важный орган растения, с помощью которого оно крепится к почве и поглощает из земли необходимые для жизни питательные вещества. Здоровый и не поврежденный корень обеспечивает растение достаточным количеством полезных элементов и минералов.

Функции корня

  • осуществляет запас минеральных веществ;
  • вегетативное размножение;
  • участвует в процессе фотосинтеза;
  • выполняет дыхательные действия;
  • взаимодействует с микроорганизмами.

Рис. 1. Виды корней

Как устроены корни?

Внешнее

  • чехлик на кончике;
  • область с волосками;
  • ростовая, прилегающая к корневому чехлику;
  • проводящая, утолщенная вверху и прилегающая к стеблю.

Важно! При пересадке растений садоводы бережно и внимательно относятся к транспортировке подпочвенной части, делают это вместе с прилегающей землей. С поврежденными волосками вся растительная система может погибнуть.

Рис. 2. Типы корневых систем

Внутреннее строение корня

  • Область деления. В области деления клетки образовательной ткани создают кожицу, которая служит внешней оболочкой и выполняет защитную функцию. Участок окружен корневым чехликом. Клетки этой части корня постоянно делятся.

Важно! Клетка корня по своему строению ничем не отличается от клеточной ткани других видов в природе. В защитной оболочке находятся ядро, вакуоли с питательными веществами и протоплазма.

  • Зона роста или растяжения характерна тем, что клетки перестают делиться и проходят фазу активного роста. Этот участок отвечает за увеличение корня в длину для поиска полезных веществ в глубине почв. Зона гладкая, без волосков и дополнительных корней.

Важно! Старые участки корня покрываются особой пробковой коркой и не имеют волосков. Они перестают впитывать минеральные вещества и не принимают участие в питании растения.

  • Область всасывания представлена частью с волосками. Именно они отвечают за питание всего растения. Маленькие волоски всасывают воду и минеральные соли из почвы, как миниатюрные насосы. Данная зона занимает самую большую площадь всей поверхности корня.

Важно! Волоски выделяют слизистое вещество. Оно растворяет питательные соли почвы, когда частички земли прикрепляются к волосяным отросткам. Присоски впитывают необходимые вещества и кормят растение. Потому мы видим кусочки земли на корневище, когда выдергиваем растение из почвы.

  • Часть проведения является наиболее прочной и длинной. Она идет выше по корневищу к стеблю и имеет четко сформировавшуюся проводящую ткань. По клеткам этого отдела движется вода и другие питательные вещества в наземную часть растения (восходящий ток). Корню тоже нужны питательные и ростовые вещества, поэтому от стебля и листьев к нему поступают органические соединения - это нисходящий ток.

Рис. 3. Зоны корня

Корневая система

  • Основной либо главный . Растет и развивается эта часть из зародышевого корня.
  • Придаточные. Формируются на стеблевой части и могут расти также на листьях.
  • Боковые . Развиваются на основном и придаточных частях корня.

Рис. 4. Строение корневого волоска

Важно! У некоторых видов цветов развиваются контрактильные или втягивающие корни. Они относятся к придаточным, и призваны обеспечивать оптимальное прилегание к земле листов, правильное положение и заглубление корневой шейки.

Читайте также: