Сценическая судьба пьесы вишневый сад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работа над пьесой началась в 1901 году, когда Антон Павлович сообщил своей супруге о том, что задумал новую идею для написания работы. По его словам, она будет совершенно необычной и отличной от тех .что были написаны им ранее. С самого начала в этой работе должно было быть намного больше сатирического контекста, но в процессе работы эта идея утратила свое значение, так как сюжет был взят из реальной жизни. Чехову и самому пришлось столкнуться с большими долгами, из-за чего его дом в Таганроге был продан, а вся его семья потерпела срочный переезд из родового имения.

Сама работа шла медленно и тяжко. Чехов часто болел, поэтому делал частые остановки между работой. Он эмоционально стал выгорать, здоровье ужасно подводило его. Все близкие и друзья постоянно твердили о том, что пора бы бросить эту работу, но из-за понимания важности этого произведения, Антон Павлович не отступал, продолжая писать.

Еще одной причиной долгой работы над произведением стала тщательная проработка характеров персонажей. Чехову хотелось передать все тонкости чужих нравов, сделать их всех разными и не похожими друг на друга. Ему было действительно важно, что бы актеры, игравшие героев, смогли точно передать все нужные эмоции.

Не смотря на всю, как кажется, серьезность текста, эта работа является комедией, что тот неоднократно повторял в письмах театру. Такой необычный выбор жанра можно объяснить только необычно выразительным и знакомым всем сарказмом Чехова, который проскальзывает в каждом действии пьессы.

2 вариант

В итоге долгих размышлений о судьбах не только разорившихся помещиков, но и совершенно обыкновенных для той эпохи людей, таких как Лопахин, или вечный студент Трофимов, хоть и интеллигент, но с революционным настроем, автор талантливо нарисовал неповторимую картину своей эпохи. Ярко блеснул образ Яши, у которого напрочь стирается память о своих исторических корнях, именно через Яшу Чехов смог показать изменения в обществе, а также отношение к Родине в целом.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания пьесы Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Меня в жизни окружает очень много самых разных людей. Разных профессий, разного возраста и разного социального статуса. И очень сложно выделить кого-то для так называемого восхищения

Иван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова

Что такое взаимовыручка детям объясняют родители с самого детства. Нужно помогать младшим братику и сестре, всем делиться с ними, защищать. Это закон. Но кем он принят? Взрослыми, властью

На первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево

Как же удалось автору соединить в пьесе серьезные проблемы, которые необходимо было затронуть, с жанром комедии?

Вполне серьезные черты характеров главных героев (Гаева, Раневской, Вари, Лопахина, Пети) косвенно раскрываются при помощи пародий на них в лице других действующих лиц. Так, Дуняша нежна и бела, одета и причесана, как барышня. Она является пародией на хозяйку, Любовь Андреевну Раневскую, которая привыкла жить в роскоши и ни в чем себе не отказывать. Шарлотта ничего не знает о своих родителях, одинока и несчастна. Ничего нам не известно и о прошлом Вари, приемной дочери Раневской. Она так же, как и Шарлотта, неустроенна и одинока.

Худшие черты характера Лопахина в гиперболической форме отразились в характере его двойника Яши. Яша — наглый и эгоистичный человек, никогда не упустит своего.

Пародиями на Петю Трофимова в пьесе являются и Шарлотта, не нашедшая своего места в жизни (ей ничего не остается, как развлекать чужих людей в чужой стране), и Епиходов, который, скорее всего, всю жизнь будет всего лишь конторщиком, судьба которого особенно богата на нелепости и несчастья.

Пьеса Чехова “Вишнёвый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства. Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил своё отношение не только к прошлому России, но и к её настоящему и будущему. Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “реализм”.

История создания

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо весёлой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Анализ произведения “Вишнёвый сад” невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить, – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Это инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишнёвый сад, хотя пережила в нём немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают внутри? Окружающие её люди, которые сделали ей немало добра, для неё никто.

Конфликт отцов и детей также проходит красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребёнок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишнёвый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петя мечтают о новом саде, старый погибающий сад им ни к чему. Гаев, как и Раневская, любит вишнёвый сад, но ничего для его сохранения не предпринимает.

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрёт вместе со старым поколением и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей Россией придаёт очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.

Композиция

Композиционно пьеса состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

Главные герои

Определить жанр “Вишнёвого сада” непросто. Сам Чехов считал своё произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового течения, так называемого, “театра абсурда” . Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

Краткая история создания пьесы

История создания

Появление замысла

Но уже на ранних этапах создания текста стало ясно, что комедийный тон в прямом понимании этого слова неуместен. Все это произошло из-за того, что в абстрактный сюжет вклинилась реальная история продажи родного дома Чехова в Таганроге. Вся семья литератора тяжело переживала вынужденную ликвидацию родового имения из-за долгов.

Неблагополучная судьба была и у личного имения Антона Павловича в Мелихове, а также у его друга, у которого он часто гостил, то есть у Константина Сергеевича Станиславского. Они страдали из-за социальных изменений, падения значимости помещиков и экономического кризиса, с которым столкнулось общество в начале XX века. Все эти ситуации сказались на личном отношении Антона Павловича к судьбам своих героев.

Работа над пьесой

Работа над пьесой шла медленно. Здоровье Чехова было сильно повреждено, поэтому он не мог писать постоянно. Болезни угнетали и его эмоциональное состояние, поэтому ближайшие родственники автора неоднократно отмечали его попытки оставить книгу. Но то ли их поддержка, то ли внутреннее понимание важности произведения позволили Чехову закончить его.

Также среди причин задержки ее публикации сам Антон Павлович Чехов отмечал скрупулезную проработку всех образов. В них он стремился отразить главнейшие остросоциальные проблемы своего времени, подчеркнуть контраст между старым и новым поколением. Показать, что мечтательной интеллигенции в суровых условиях реального мира все тяжелее найти свое место, а иногда и невозможно вовсе…

Судьба книги

Читайте также: