Санкции в уголовно процессуальном праве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Попова З.В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук, руководитель секретариата председателя Первого арбитражного апелляционного суда (г. Владимир).

Санкция - слово многозначное, и в теории права одним из его значений является "нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговую оценку" . Соответственно санкции процессуальных норм - это часть процессуальной нормы права, носящая государственно-принудительный характер и представляющая собой неблагоприятные последствия для лиц, совершивших процессуальное правонарушение.

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (Теоретические проблемы). М., 1981. С. 7.

Само явление процессуальных санкций многогранно и мало исследовано. Выделение их в особый вид обусловлено наличием специфических черт мер принуждения.

В связи с большим количеством процессуальных санкций и распределенностью по нормативно-правовым актам считаем необходимым провести их классификацию. Классификация возможна по следующим основаниям :

  • функциональное назначение санкций;
  • отраслевая принадлежность санкций;
  • степень определенности санкций;
  • направленность неблагоприятных последствий санкций.

Безусловно, каждое из названных оснований классификации процессуальных санкций имеет свою ценность для их научного анализа, поскольку характеризует ту или иную сторону правовой природы санкций.

Классификация по функциональному назначению не нова и в литературе имеет следующие модификации.

О.Э. Лейст по функциональному назначению санкций, выражающему их социальную роль, выделяет два основных вида: правовосстановительные, направленные на устранение непосредственного вреда, причиненного правопорядку, и тем самым выполняющие также задачи предупреждения правонарушений, и штрафные, карательные, задача которых - общая и частная превенция правонарушений, исправление и перевоспитание правонарушителей . Он считает, что это основная классификация санкций, а не равноценная общепринятым двум другим классификациям (по отраслевой принадлежности и по степени определенности).

Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 62 - 63.

По мнению ученого, классификация по степени определенности целиком производна от классификации по способам охраны правопорядка и полностью поглощается ею. Также деление санкций на штрафные, карательные и правовосстановительные вмещает и их отраслевую классификацию, поскольку все отраслевые санкции находят в ней свое место, причем даются не в описательном перечне, а объединяются в укрупненные группы, обладающие общими чертами, качествами, типическими признаками. Здесь же следует заметить, что О.Э. Лейст отрицает существование санкций ничтожности.

З.Ф. Коврига разделяет санкции на четыре группы: 1) поощрительные, 2) правовосстановительные; 3) карательные; 4) имущественные (компенсационные) санкции. Санкции ничтожности, по ее мнению, полностью поглощаются понятием "правовосстановительные санкции" .

См.: Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальная ответственность. С. 45 - 46.

В целом соглашаясь с приведенными выше классификациями, ставшими уже классическими, считаем необходимым сделать ряд замечаний.

Во-первых, полагаем, что следует поддерживать позицию ученых, признающих существование такого способа охраны норм, каким является санкция ничтожности .

См.: Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов, 1959. С. 57; Пиголкин А.С. Нормы советского социалистического права и их структура / Вопросы общей теории права. М., 1960. С. 186; Столмаков А.И. Понятие и классификация санкций норм уголовно-процессуального права // Правоведение.

Во-вторых, вряд ли можно говорить о наличии в законе поощрительных санкций (к ним, например, З.Ф. Коврига относит частное определение поощрительного характера), поскольку это противоречит правовой природе санкций. Санкция - это прежде всего реакция правовой системы на совершенное правонарушение, это реализация правовой ответственности в виде наступления неблагоприятных последствий для нарушителя правовой нормы. Поощрение является стимулирующим фактором к соблюдению правовых требований, но рассматривать его следует в качестве одного из средств обеспечения процессуальных норм. Уже сами авторы - сторонники выделения "поощрительных" санкций указывают на условность термина "поощрительная" применительно к слову "санкция" . Впрочем, одним из значений термина "санкция" является "одобрение", "разрешение". От этимологии слова и стало возможным вывести понятие "поощрительные санкции".

См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994. С. 49; Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1976. С. 37.

В-третьих, нецелесообразно так, как это делает З.Ф. Коврига, выделять в качестве отдельного вида имущественные санкции. Эти санкции - разновидность правовосстановительных.

На основании вышеизложенного проведем классификацию процессуальных санкций. В зависимости от способа охраны норм права от нарушений санкций выделим в процессуальном праве: 1) правовосстановительные, 2) карательные (штрафные) санкции, 3) ничтожности. Данная классификация позволяет определить место каждой санкции в механизме защиты правовых норм. Подобная точка зрения была высказана Г.Н. Ветровой .

Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. М., 1991. С. 7

Суть правовосстановительных процессуальных санкций - в восстановлении нарушенных правоотношений, устранении последствий процессуальных правонарушений, выражении отрицательной оценки действиям правонарушителя. Правовосстановительные санкции осуществляют охрану правопорядка путем устранения либо сведения к минимуму вреда, причиненного процессуальным правонарушением.

Процессуальные правовосстановительные санкции могут быть трех видов:

  • отмена или изменение незаконного правоприменительного акта - санкция, налагаемая только на правоприменителей;
  • принудительное исполнение обязанности - санкция, налагаемая на лиц, участвующих в деле, вспомогательных субъектов процесса и на иных участников;
  • возмещение имущественного вреда - санкция, налагаемая только на лиц, участвующих в деле.

Санкции в виде отмены или изменения незаконного правоприменительного акта занимают особое место среди процессуальных, они обеспечивают выполнение властными субъектами процессуальных правоотношений своих обязанностей, непосредственно охраняют интересы законности в процессе. Также реализация данных санкций обеспечивает восстановление правопорядка и охрану субъективных прав участников процесса путем аннулирования созданных незаконным актом правоотношений и вытекающих из них прав и обязанностей .

Столмаков А.И. Правовосстановительные санкции в уголовном судопроизводстве. С. 109.

Это единственная процессуальная санкция, которая может быть применена к правоприменителю. Все другие санкции, которые налагаются на правоприменителя за совершаемые им процессуальные правонарушения, носят не процессуальный характер, преимущественно это будут дисциплинарные санкции.

Понятие "штрафных" и "карательных" санкций разработано в общей теории права и воспринято процессуальным правом.

См.: Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 102 - 108, 140 - 171.

Карательные процессуальные санкции могут быть наложены на всех участников процесса, кроме представителей правоприменительных органов.

Процессуальные карательные санкции могут быть финансовыми и карательными, выражающимися в физическом воздействии на участников процессуальных правоотношений. В свою очередь, финансовые санкции могут быть двух видов: штрафные и имущественные.

Под имущественными санкциями мы подразумеваем, в частности, процессуальную санкцию, предусмотренную ст. ст. 106 и 118 УПК РФ, - обращение залога в доход государства.

В отличие от санкций в виде принудительного исполнения обязанности карательные санкции в первую очередь направлены на пресечение правонарушения, наказание правонарушителя и ограничение прав нарушителя правовой нормы и во вторую очередь - на исполнение обязанности. В процессуальных карательных санкциях всегда ярко выражены отрицательная оценка действий правонарушителя, его порицание со стороны государства.

Санкции "ничтожности" охраняют процессуальные правоотношения путем непризнания юридической силы за действиями, совершенными с нарушением требований правовой нормы.

Вопрос о существовании санкций "ничтожности" является дискуссионным. Многие ученые выделяют в своей классификации этот вид санкций, используя при этом разные названия. Так, о санкции "недействительности" в структуре правовой нормы говорит А.С. Пиголкин . А.И. Столмаков называет их "правоотрицающими" .

Пиголкин А.С. Нормы советского социалистического права и их структура // Вопросы общей теории права. М., 1966. С. 186.
Столмаков А.И. Понятие и классификация санкций норм уголовно-процессуального права // Правоведение. 1977. N 3. С. 44.

Санкции "ничтожности" являются санкциями пассивного воздействия. Они реагируют на процессуальное правонарушение путем игнорирования противоправных действий, признавая их несостоявшимися, юридически безразличными.

Наиболее ярко наличие санкций ничтожности проявляется в процессуальных отраслях права, они отличаются особым способом воздействия на лиц, не исполнивших свои обязанности при выполнении процессуально значимых действий. Санкции ничтожности не всегда прямо сформулированы в процессуальных нормах, они вытекают из предписания правил и порядка совершения юридически значимых действий. Выполнение норм процессуального права только частично обеспечивается возможностью применения мер непосредственного государственного принуждения, таких как штрафы, принудительное исполнение обязанности. Во многих случаях такую роль выполняют: отмена незаконного акта, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, отказ в приеме искового заявления (жалобы), оставление искового заявления (жалобы) без движения, отказ в совершении процессуальных действий по истечении сроков, установленных в законе, и другие.

Итак, к санкциям ничтожности, например, относят потерю права на иск из-за пропуска исковой давности, ненаступление тех юридических последствий, к которым данное лицо, как предполагается, стремилось.

По своей отраслевой принадлежности процессуальные санкции делятся по отраслям процессуального права, или, иными словами, по отраслям, содержащим процессуальные нормы.

Выделим следующие виды санкций: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, арбитражно-процессуальные, административно-процессуальные, конституционно-процессуальные.

Критерием классификации санкций может служить степень их определенности. Данный вид классификации является производным от классификации по способу охраны правопорядка, поскольку предполагает их различие по объему и размерам неблагоприятных последствий . Процессуальные нормы можно разделить на абсолютно определенные и относительно определенные.

Общая теория государства и права. Курс лекций / Под общей редакцией В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 301 - 302.

К относительно определенным санкциям отнесем те, применение которых к лицу зависит во многом от мнения правоприменителя. Например, нарушение дисциплины в зале судебного заседания в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном процессе будет прекращено удалением нарушителя из зала суда или применением к нему штрафных санкций по субъективному усмотрению председательствующего в процессе или судебного пристава (в конституционном процессе).

Абсолютно определенная санкция точно и однозначно устанавливает вид и меру ответственности (например, штраф).

Санкции уголовно-процессуальных норм по их функциональному назначению в механизме правового регулирования иногда разделяют на регулятивные и охранительные. Такое деление, обоснованное применительно к уголовно-процессуальным санкциям, справедливо применить и к процессуальным санкциям в целом. К охранительным санкциям Л.Б. Зусь относит карательные и правовосстановительные санкции в виде принудительной обязанности. К регулятивным санкциям - все остальные правовосстановительные санкции. Указанный автор полагает, что санкции "ничтожности" относятся к регулятивным санкциям .

Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976. С. 18.

Разделение процессуальных санкций на регулятивные и охранительные условно. Нарушение процессуальной нормы порождает охранительные правоотношения, и любая правовосстановительная санкция в этом случае выполняет не только регулятивную, но и охранительную функцию. В то же время и карательные санкции играют роль регулятора правовых отношений, оказывая сдерживающее от нарушения правовой нормы воздействие путем угрозы неблагоприятных последствий.

Общая теория права разделяет санкции в зависимости от направленности неблагоприятных последствий на личные и имущественные .

Теория государства и права / Под ред. А.Г. Королева и Л.С. Явича. С. 363.

Полагаем, что такое разделение процессуальных санкций неприемлемо, поскольку за пределами данной классификации остаются санкции ничтожности и большая часть правовосстановительных санкций.

П.С. Элькинд разделяет по признаку направленности неблагоприятных последствий меры непосредственного воздействия на правонарушителя и меры восстановления законности. Безусловно, такой способ классификации более точно отражает систему средств защиты процессуальных норм от нарушений. При этом к "мерам непосредственного воздействия" можно отнести и карательные санкции, и правовосстановительные в виде принудительного исполнения обязанности, к мерам восстановления законности - правовосстановительные санкции, оставшиеся за пределами классификации, а также санкции ничтожности.

Рассматривая способы классификации процессуальных санкций как проявления различных сторон их правовой природы, можно предложить и иные основания.

Процессуальные санкции можно классифицировать и по способу их реализации. Это санкции активного и пассивного воздействия, которыми наделено то или иное лицо, осуществляющее судопроизводство и привлекающее к ответственности. К пассивным санкциям относят санкции "ничтожности", реализующиеся посредством простой констатации факта непризнания за противоправными действиями юридической силы. Активные санкции - это все карательные.

В зависимости от тех последствий, которые наступают для процессуального правонарушителя, выделим:

  • финансовые санкции, к которым относятся штрафные санкции и санкции в виде возмещения лицам, участвующим в деле, потерянного времени (ст. 150 ГПК РФ),
  • санкции в виде физического воздействия, например привод (ст. 70 ГПК РФ),
  • санкции, выражающиеся в неблагоприятных для правонарушителя процессуальных последствиях, или другими словами - в действиях "не в пользу правонарушителя" (ст. 167 ГПК РФ гласит, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, если признает причины неявки неуважительными). К этой группе относятся также санкции "ничтожности", представляющие собой не что иное, как неблагоприятные для правонарушителя процессуальные последствия, например в виде оставления искового заявления без движения.

Есть единственная процессуальная санкция, налагаемая на правоприменителя в случае совершения им процессуального правонарушения, - отмена правоприменительного акта, в данной классификации она занимает особое положение и не входит ни в одну из групп.

Санкции различаются и по форме и способу выражения в нормативных актах. Выделим следующие группы санкций:

  • санкции, четко обозначенные в нормативно-правовом акте (сюда относятся финансовые санкции и санкции физического воздействия);
  • санкции, выводимые логическим путем из смысла процессуальной нормы. Например, в нарушение п. 2 ст. 26.3 КоАП неотражение правоприменителем объяснений лица в протоколе об административном правонарушении повлечет признание такого протокола недействительным. Данная санкция в статье прямо не сформулирована, однако она подразумевается и на практике применяется по отношению к правоприменителю, нарушившему норму, вышестоящими инстанциями. Подобных санкций в процессуальных актах достаточно большое количество, по нашему мнению, они требуют закрепления в нормативных актах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Норма уголовно-процессуального права - это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основание и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Различные правовые нормы выполняют различные функции в процессе правового регулирования.

Одни нормы носят общий для всей деятельности характер, определяя назначение, принципы, правовое положение субъектов уголовно-процессуальных отношений,

процедурный характер другие - условия производства в определенной стадии, третьи, регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т.д.

По методу правового регулирования уголовно-процессуальные нормы можно подразделить на три вида.

1. Нормы, предоставляющие участникам уголовного судопроизводства определенные права, которыми они могут воспользоваться (но могут и не воспользоваться, в зависимости от их усмотрения), называются управомочивающими. К их числу относятся, в частности, право на обжалование приговора, право на отвод судей, право на заявление ходатайств и т.д.

2. Нормы, предусматривающие обязательный определенный вид поведения, называются обязывающими. К их числу относятся обязанность обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде, находиться в том населенном пункте, в котором ему предписано, обязанность судьи подписать приговор, обязанность сторон выполнять указания председательствующего и т.д.

3. Нормы, обязывающие не совершать каких>либо действий, называются запрещающими. К их числу относятся запрещение свидетелю давать ложные показания, запрещение задавать наводящие вопросы при допросе, запрещение одновременной проверки на месте показаний нескольких лиц и др.Запрет выражен, например, в ст. 75 УПК "Недопустимые доказательства". В ч. 4 ст. 164 сказано, что "при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер. ".

Как и все нормы права, уголовно-процессуальные нормы имеют трехчленную структуру. Они включают:

1) гипотезу, т.е. условия применения нормы. Гипотезой может быть юридический факт, который порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело. Например, случаи, допускающие оглашение в суде показаний неявившегося свидетеля

2) диспозицию, в которой сформулировано содержание нормы, само правило (например, оглашение в суде показаний).

3) санкцию, предусматривающую последствия неисполнения предписания, содержащегося в диспозиции. Санкция не является обязательной частью статьи уголовно-процессуального закона. Санкция может распространяться только на норму, изложенную в этой статье (ч. 7 ст. 56 УПК), или в одной статье закона может быть изложена санкция за нарушение ряда норм уголовно-процессуального закона (например, в силу ст. 379 УПК отмена или изменение приговора может иметь место ввиду нарушений многих норм, изложенных в различных статьях уголовно-процессуального закона). Уголовно-процессуальные санкции имеют главным образом правовосстановительный характер, они направлены на устранение допущенных нарушений закона, восстановление законности (например, путем отмены незаконного и необоснованного приговора - ст. ст. 379, 384 - 387 УПК).

К видам уголовно-процессуальных санкций относится и применение более строгой меры пресечения в случаях нарушения данных обвиняемым обязательств (ст. 110 УПК).

Санкцией является и денежное взыскание, которое может быть возложено в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК).

Применение правовосстановительных или иных собственно уголовно-процессуальных санкций не ограничивает санкции, применяемые за нарушение уголовно-процессуальных норм. Нарушение уголовно-процессуального закона лицами, ведущими производство по делу, может повлечь за собой ответственность дисциплинарную (например, возложение на следователя дисциплинарной ответственности) или уголовную (например, ответственность свидетеля за заведомо ложные показания или переводчика за заведомо ложный перевод) (ст. ст. 301, 303 УК). Таким образом, исполнение предписаний уголовно-процессуального права охраняется как уголовно-процессуальными санкциями, так и нормами других отраслей права.




В механизме уголовно-процессуального регулирования для обеспечения выполнения обязанностей применяются меры принудительного исполнения обязанностей путем использования мер превентивного принуждения, восстановления нарушенного права (правовосстановительные санкции) и штрафные санкции. В том случае, когда свидетель не выполняет предписания закона и не является без уважительной причины по вызову следователя или в суд, реализация правовой нормы происходит с помощью принуждения, т.е. свидетель может подвергнуться приводу (ч. 7 ст. 56 УПК).

Эта санкция за нарушение обязанности, налагаемая в уголовном процессе, рассматривается как вид уголовно-процессуальной ответственности.

Принуждение в уголовном процессе может применяться и как превентивная мера, когда есть основания полагать, что лицо может совершить правонарушение (например, мера пресечения избирается тогда, когда есть основания опасаться, что обвиняемый скроется от следствия и суда или совершит иное преступление).

Норма уголовно-процессуального права - это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основание и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета.

Различные правовые нормы выполняют различные функции в процессе правового регулирования.

Одни нормы носят общий для всей деятельности характер, определяя назначение, принципы, правовое положение субъектов уголовно-процессуальных отношений,

процедурный характер другие - условия производства в определенной стадии, третьи, регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т.д.

По методу правового регулирования уголовно-процессуальные нормы можно подразделить на три вида.

1. Нормы, предоставляющие участникам уголовного судопроизводства определенные права, которыми они могут воспользоваться (но могут и не воспользоваться, в зависимости от их усмотрения), называются управомочивающими. К их числу относятся, в частности, право на обжалование приговора, право на отвод судей, право на заявление ходатайств и т.д.

2. Нормы, предусматривающие обязательный определенный вид поведения, называются обязывающими. К их числу относятся обязанность обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде подписки о невыезде, находиться в том населенном пункте, в котором ему предписано, обязанность судьи подписать приговор, обязанность сторон выполнять указания председательствующего и т.д.

3. Нормы, обязывающие не совершать каких>либо действий, называются запрещающими. К их числу относятся запрещение свидетелю давать ложные показания, запрещение задавать наводящие вопросы при допросе, запрещение одновременной проверки на месте показаний нескольких лиц и др.Запрет выражен, например, в ст. 75 УПК "Недопустимые доказательства". В ч. 4 ст. 164 сказано, что "при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер. ".

Как и все нормы права, уголовно-процессуальные нормы имеют трехчленную структуру. Они включают:

1) гипотезу, т.е. условия применения нормы. Гипотезой может быть юридический факт, который порождает правоотношение. Например, совершение преступления обязывает соответствующие органы возбудить уголовное дело. Например, случаи, допускающие оглашение в суде показаний неявившегося свидетеля

2) диспозицию, в которой сформулировано содержание нормы, само правило (например, оглашение в суде показаний).

3) санкцию, предусматривающую последствия неисполнения предписания, содержащегося в диспозиции. Санкция не является обязательной частью статьи уголовно-процессуального закона. Санкция может распространяться только на норму, изложенную в этой статье (ч. 7 ст. 56 УПК), или в одной статье закона может быть изложена санкция за нарушение ряда норм уголовно-процессуального закона (например, в силу ст. 379 УПК отмена или изменение приговора может иметь место ввиду нарушений многих норм, изложенных в различных статьях уголовно-процессуального закона). Уголовно-процессуальные санкции имеют главным образом правовосстановительный характер, они направлены на устранение допущенных нарушений закона, восстановление законности (например, путем отмены незаконного и необоснованного приговора - ст. ст. 379, 384 - 387 УПК).

К видам уголовно-процессуальных санкций относится и применение более строгой меры пресечения в случаях нарушения данных обвиняемым обязательств (ст. 110 УПК).

Санкцией является и денежное взыскание, которое может быть возложено в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК).

Применение правовосстановительных или иных собственно уголовно-процессуальных санкций не ограничивает санкции, применяемые за нарушение уголовно-процессуальных норм. Нарушение уголовно-процессуального закона лицами, ведущими производство по делу, может повлечь за собой ответственность дисциплинарную (например, возложение на следователя дисциплинарной ответственности) или уголовную (например, ответственность свидетеля за заведомо ложные показания или переводчика за заведомо ложный перевод) (ст. ст. 301, 303 УК). Таким образом, исполнение предписаний уголовно-процессуального права охраняется как уголовно-процессуальными санкциями, так и нормами других отраслей права.

В механизме уголовно-процессуального регулирования для обеспечения выполнения обязанностей применяются меры принудительного исполнения обязанностей путем использования мер превентивного принуждения, восстановления нарушенного права (правовосстановительные санкции) и штрафные санкции. В том случае, когда свидетель не выполняет предписания закона и не является без уважительной причины по вызову следователя или в суд, реализация правовой нормы происходит с помощью принуждения, т.е. свидетель может подвергнуться приводу (ч. 7 ст. 56 УПК).

Эта санкция за нарушение обязанности, налагаемая в уголовном процессе, рассматривается как вид уголовно-процессуальной ответственности.

Принуждение в уголовном процессе может применяться и как превентивная мера, когда есть основания полагать, что лицо может совершить правонарушение (например, мера пресечения избирается тогда, когда есть основания опасаться, что обвиняемый скроется от следствия и суда или совершит иное преступление).

Уголовно-процессуальные нормы — установленные в уголовно-процессуальном законе правила поведения участников уголовно- процессуальной деятельности, носящие обязательный характер, обеспечиваемые и охраняемые от нарушений возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения

Структура:

● гипотеза- (условия действия нормы)

● диспозиция (само правило, которое должно быть сделано)

● санкция (последствия невыполнения)

Уголовно-процессуальным кодексом РФ предусмотрены санкции следующего характера:

а) процессуально-принудительные – предусматривающие возможность применения мер принуждения;

б) процессуально-штрафные– устанавливающие возможность применения штрафа, денежного взыскания, а также обращения внесенного залога в доход государства;

в) процессуально-восстановительные– предусматривающие отмену принятого процессуального решения; изменение принятого решения; возвращение уголовного дела для дополнительного расследования;

г) процессуально-предупредительные – отвод судьи, прокурора, следователя, дознавателя, переводчика, специалиста, эксперта, защитника, представителя, секретаря судебного заседания; отстранение присяжного заседателя, изъятие прокурором дела от органа дознания и передача его следователю и т. д.

Заключение под стражу как мера пресечения. Сроки содержания под стражей.

Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, предусмотренная ст. 108 УПК.

Данная мера пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Как ранее отмечалось, основания для избрания меры пресечения заключение под стражу должны быть тщательно проверены, особенно при избрании этой меры пресечения несовершеннолетнему. В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

1) следователь с согласия руководителя, дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство (Постановление о возбуждении ходатайства). Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, ранее задержанного, то постановление должно быть представлено судье не позднее чем за 8 часов до истечении срока задержания.

2) Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

3) Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому или потерпевшему и подлежит немедленному исполнению.

В случае нарушения лицом, условий исполнения ареста следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет о месте содержания под стражей или об изменении места содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого кого-либо из его близких родственников, при их отсутствии - других родственников, при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части.

Сроки:

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня на срок до 6 месяцев.

Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь висключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда субъекта РФ, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.


Оглавление

  • 1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса
  • 2. Источники уголовно-процессуального права
  • 3. Принципы уголовного процесса
  • 4. Нормы уголовно-процессуального права. Структура и виды уголовно-процессуальных норм
  • 5. Уголовно-процессуальные правоотношения и функции
  • 6. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • 7. Участники уголовного судопроизводства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уголовно-процессуальное право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Нормы уголовно-процессуального права. Структура и виды уголовно-процессуальных норм

Нормы уголовно-процессуального права (уголовно-процессуальные нормы) — это установленные государством и обеспечиваемые его принудительной силой правила поведения участников уголовно-процессуальных правоотношений для наилучшего проведения уголовного процесса.

1. Уголовно-процессуальные нормы устанавливаются уголовно-процессуальным законом, регулируют отношения между субъектами процессуальной деятельности, определяют порядок уголовного производства (т. е. процессуальную форму), содержат процессуальные гарантии.

2. Структура нормы уголовно-процессуального права состоит:

• из гипотезы, указывающей на обстоятельства, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников уголовно-процессуальных отношений (т. е. условия, при наличии которых процессуальная норма подлежит применению);

диспозиции, формулирующей содержащееся в процессуальной норме предписание (т. е. правила поведения субъектов уголовного судопроизводства);

санкции, содержащей предписание об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей (т. е. тех последствий, которые наступают при неисполнении предусмотренной процессуальной нормой меры).

3. В уголовно-процессуальном праве существуют как нормы, где все элементы выражены в одной статье закона (ст. 75, 118 УПК РФ), так и нормы, элементы которых выражены в нескольких статьях (ст. 103, 105, 135 УПК РФ), т. е. нормы уголовно-процессуального права могут совпадать и не совпадать с отдельной статьей уголовно-процессуального закона. Уголовно-процессуальная норма может быть выражена в нескольких статьях закона, а также в одной статье закона могут содержаться несколько процессуальных норм.

4. В УПК РФ есть такие нормы, когда в одной статье закона выражена лишь общая норма, которая конкретизируется в конкретных нормах, содержащихся в нескольких статьях закона (например, ст. 6 УПК РФ конкретизируется в ст. 133–139, 146–148 и др. УПК РФ).

5. В зависимости от степени определенности условий применения нормы уголовно-процессуального права делятся:

• на безусловно определенные;

6. В зависимости от характера предписаний нормы уголовно-процессуального права делятся:

• на нормы, запрещающие определенные действия;

• нормы, предписывающие определенный способ действий;

• нормы, устанавливающие определенное поведение.

7. В зависимости от характера указания на меры принуждения к соблюдению норм права нормы уголовно-процессуального права делятся на нормы:

• с правовосстановительной санкцией;

• санкциями штрафного характера.

8. К особенностям уголовно-процессуальных норм относятся следующие:

• они выступают инструментом воздействия на поведение участников уголовного процесса;

• регламентируют деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел;

• обязательны для исполнения по всем делам и для всех судов, органов прокуратуры и предварительного следствия;

• предписывают участникам уголовного судопроизводства совершать или не совершать определенные действия, предоставляют им права и налагают на них обязанности.

Читайте также: