Санитарное дело в древнем риме кратко

Обновлено: 04.07.2024

Античных греков и римлян современные люди часто воспринимают как цивилизации, помешанные на ЗОЖ. Греки буквально боготворили телесную красоту, здоровье и силу. Самый знаменитый греческий философ, Платон, был ещё и чемпионом олимпийских игр по панкратиону — виду спорта, сочетавшему борьбу и бокс. А римляне в любой новой провинции первым делом строили не только отличные римские дороги, но и великолепные термы, то есть общественные бани. А также акведуки, канализацию и общественные туалеты, которые назывались латринами.

Латрина могла быть воистину роскошным заведением — с мраморными сиденьями и стенами, расписанными художественными фресками. Иногда в их помещениях даже ставились вазоны с живыми цветами, а фекалии смывались в канализационный сток проточной водой. К примеру, латрины преторианских казарм были построены возле терм. Стекающая из бассейнов вода проходила под отверстиями в сиденьях и уносила выделения преторианских организмов в городскую канализацию.

Казалось бы, исходя из всего вышеперечисленного, римляне должны были быть избавлены не только от грязи, но также от паразитов и насекомых, таких как вши, блохи и клопы. Да и болезни, в особенности заразные, не должны были представлять для них особой угрозы. Однако исследование, проведённое доктором Пирсом Митчеллом из отдела археологии и антропологии Кембриджа, выявило совсем иную картину. Римляне страдали от насекомых и болезней ничуть не меньше, чем варвары. А эпидемии в Риме случались даже чаще.

Особенно часто римляне страдали от дизентерии и прочих кишечных инфекций. На древнеримских кладбищах нередки надгробия людей, не доживших до сорока лет, а причиной смерти зачастую указана болезнь. Многие богатые римляне летом спешили покинуть столицу — не только из-за жары, но и чтобы не дышать зловонными миазмами римских улиц. Они возвращались в город только осенью, когда дожди освежали городскую атмосферу. Как это всё сочетается с пресловутой римской гигиеной? Ведь римляне действительно часто мылись, а их городскую канализационную систему смогли повторить лишь в XIX веке!

Дело в том, что действительно великолепные туалеты с мраморными сиденьями и проточной водой, были далеко не везде. Большинство общественных уборных чистились изредка, а фекалии в них собирались в ёмкость, откуда их вывозили в качестве удобрений. Овощи, продаваемые на рынке, обычно не мылись, отсюда и распространённость кишечных инфекций. Подтирались римляне не бумагой, которая была очень дорогой, а специальной губкой. После использования её полагалось тщательно промыть водой, но не все посетители делали это достаточно аккуратно.

То же самое относится и к термам — вода в бассейнах менялась не слишком часто, поэтому болезнь можно было подхватить и там. Жители бедных районов выливали помои из окон прямо на улицы, ведь в комнатах, которые они снимали, не имелось никакой канализации. Хуже всего было отсутствие в древнем Риме аналога Санэпиднадзора. В римских термополиях и трактирах готовили дешёвую еду для простонародья, не обращая внимания на чистоту и свежесть закупленных на ближайшем рынке продуктов.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

3) период империи (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.) - время расцвета, а затем и падения рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья.

Источники изучения истории медицины:

· литературные памятники (труды врачей и философов);

· археологические памятники (Cloaca maxima, акведуки, термы, законы 12 таблиц);

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД

В этот период на культуру и медицину римлян значительно повлияла культура этрусков, из которых происходили 3 последних римских царя династии Тарквиниев. Жители г.Рима восприняли от этрусков их письменность, в частности так называемые римские цифры, одеяние в виде тоги (лат. toga – покрывало), обычаи и религиозные верования.

В царский период началось сооружение сточной системы подземных каналов – клоак (лат. cloaca – канал для стока нечистот). Все клоаки впадали в главный сточный канал – Cloaca maxima. Она была построена в 575г. до н.э. и действует и поныне.

Важное место в римском обществе этого периода занимали жрецы-гадатели – гаруспики, занимавшиеся гаданием по внутренностям жертвенных животных. Их советы учитывались при дворе и вступали в силу после утверждения сената.

В царский период в г.Риме не было врачей-профессионалов. Народной медициной занимались жрецы, применявшие в основном растительные средства, часто в сочетании с магическими заговорами. Самым популярным лечебным средством считалась капуста.

Этруски достигли определенных успехов в зубоврачевании. До нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, сделанные из костей животных и скрепленные золотым мостом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Период республики начался в 510 г. до н.э. - в год восстания римлян и утверждения республики (лат. res publica - народное дело).

Для медицины этого периода характерно: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений, становление медицинского дела и его государственная регламентация, появление врачей-профессионалов, формирование материалистического направления в медицине.

а) Становление санитарного дела

Наиболее ранним свидетельством внимания граждан Рима к санитарным мероприятиям являются “Законы 12 таблиц” (451-450 гг. до н.э.). Начертанные на медных досках, они были вывешены на центральной площади Рима для всеобщего обозрения. Ряд параграфов касается непосредственно охраны санитарного состояния города Рима.

Так, в таблице 10 определяются правила погребения умерших:

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе

5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы в последствии совершить погребение, за исключением того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

10. Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа.

Наблюдение за выполнением этих законов возлагалось на городских чиновников - эдилов, которые следили за строительством, санитарным состоянием города, организацией народных зрелищ.

Законом было запрещено использовать воду реки Тибр в качестве питьевой, поскольку в ее воды попадали все нечистоты по системе клоак. А поскольку подземные источники не могли обеспечить водой всех жителей Рима, в 312г. до н.э. в Риме началось сооружение акведуков (лат. aqua - вода, duco - веду) для подачи чистой воды из горных источников.

Рим, как никакой другой город обильно снабжался водой - до 1000л в день на 1 человека. Акведуки древнего Рима охранялись законом. Контроль за их сетью осуществляло специальное ведомство попечителей водоснабжения. За умышленную порчу водопроводных труб на виновного налагали крупный штраф.




Акведуки не являются изобретением римлян, а были заимствованы во время завоевательных походов на Восток. Так, еще в 7-м в. до н.э. в Ассирии был построен канал Синанхериба длиной 48 км.

Колоссальное количество воды в Риме распределялось между императорским дворцом, общественными учреждениями и многочисленными фонтанами, которых было более 600. При этом в частные дома вода не подавалась, в связи с чем, в жилых кварталах не было и канализации (римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выбрасывали прямо на улицу). Воду покупали у водовозов или ходили за ней к фонтанам.

В этом плане выгодно отличается хараппская цивилизация древней Индии: в Мохенджо-Даро уже в III тысячелетии до н.э. в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и система канализации.

В 3 веке до н.э. в г.Риме были построены первые термы (лат. thermae – горячие бани). К концу периода республики в г.Риме насчитывалось 170 терм, а ко времени заката Римской империи их было около 1000. Пропускная способность римских терм позволяла сотням тысяч людей мыться одновременно.

В термах не только мылись, но и проводили встречи, дискуссии, пиршества, спортивные состязания. Словом, они были своего рода клубами. В термах имелись многочисленные помещения: спортивные залы, раздевалки, горячая, теплая и холодная бани, бассейн, библиотека, залы для пиршеств, бесед и собраний. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями: стены из дорогого мрамора, украшенные росписью, колонны и скульптуры. Многие музеи мира украшают сегодня произведения античного искусства, найденные в римских термах.

В термах производили и лечение средствами, как бы мы сказали, физиотерапии: ванны, душ, массаж, физические упражнения.

б) Первые врачи и их положение

В период римской республики появились первые врачи-профессионалы, которыми были рабы из числа военнопленных из Греции, Египта, Малой Азии. Каждый состоятельный римлянин стремился обзавестись рабом-врачом, который лечил его семью, друзей и рабов. Со временем рабовладельцы стали за определенную плату отпускать врачей-рабов на свободные заработки.

Врач-отпущенник по-прежнему обязан был лечить своего бывшего владельца и его семью, а также отдавать ему часть своих доходов. Зачастую врач-отпущенник мог заработать достаточную сумму и выкупить себя из рабства.

В конце III - начале II в. до н.э. в Риме стали появляться свободные врачи - греки. Первым свободным греческим врачом в г.Риме считается Архагат. Начало деятельности (219г. до н.э.) принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре проводимые им прижигания и хирургические операции резко изменили отношение римлян к нему - его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Греческая медицина получила признание в г.Риме только спустя несколько столетий, когда Юлий Цезарь в 46г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Египта, Малой Азии, так и местным врачам. Позднее, в 337г. император Константин постановил, что врачи освобождаются от всех повинностей. Т.о., в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.

ТЕМА: МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ.

РАЗВИТИЕ ЗУБОВРАЧЕВАНИЯ

1. Периодизация истории и медицины.

2. Врачевание в царский период.

3. Медицина периода республики.

4. Медицина периода империи.

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ И МЕДИЦИНЫ

В истории древнего Рима выделяют 3 основных этапа:

1) царский период (8 - 6 вв. до н.э.), когда Рим являлся одним из самостоятельных городов-государств, входивших в состав древней Италии;

2) период республики (510 - 31 гг. до н.э.), когда Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;

3) период империи (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.) - время расцвета, а затем и падения рабовладельческого строя в регионе Средиземноморья.

Источники изучения истории медицины:

· литературные памятники (труды врачей и философов);

· археологические памятники (Cloaca maxima, акведуки, термы, законы 12 таблиц);

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД

В этот период на культуру и медицину римлян значительно повлияла культура этрусков, из которых происходили 3 последних римских царя династии Тарквиниев. Жители г.Рима восприняли от этрусков их письменность, в частности так называемые римские цифры, одеяние в виде тоги (лат. toga – покрывало), обычаи и религиозные верования.

В царский период началось сооружение сточной системы подземных каналов – клоак (лат. cloaca – канал для стока нечистот). Все клоаки впадали в главный сточный канал – Cloaca maxima. Она была построена в 575г. до н.э. и действует и поныне.

Важное место в римском обществе этого периода занимали жрецы-гадатели – гаруспики, занимавшиеся гаданием по внутренностям жертвенных животных. Их советы учитывались при дворе и вступали в силу после утверждения сената.

В царский период в г.Риме не было врачей-профессионалов. Народной медициной занимались жрецы, применявшие в основном растительные средства, часто в сочетании с магическими заговорами. Самым популярным лечебным средством считалась капуста.

Этруски достигли определенных успехов в зубоврачевании. До нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, сделанные из костей животных и скрепленные золотым мостом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Период республики начался в 510 г. до н.э. - в год восстания римлян и утверждения республики (лат. res publica - народное дело).

Для медицины этого периода характерно: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений, становление медицинского дела и его государственная регламентация, появление врачей-профессионалов, формирование материалистического направления в медицине.

а) Становление санитарного дела

Наиболее ранним свидетельством внимания граждан Рима к санитарным мероприятиям являются “Законы 12 таблиц” (451-450 гг. до н.э.). Начертанные на медных досках, они были вывешены на центральной площади Рима для всеобщего обозрения. Ряд параграфов касается непосредственно охраны санитарного состояния города Рима.

Так, в таблице 10 определяются правила погребения умерших:

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе

5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы в последствии совершить погребение, за исключением того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

10. Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа.

Наблюдение за выполнением этих законов возлагалось на городских чиновников - эдилов, которые следили за строительством, санитарным состоянием города, организацией народных зрелищ.

Законом было запрещено использовать воду реки Тибр в качестве питьевой, поскольку в ее воды попадали все нечистоты по системе клоак. А поскольку подземные источники не могли обеспечить водой всех жителей Рима, в 312г. до н.э. в Риме началось сооружение акведуков (лат. aqua - вода, duco - веду) для подачи чистой воды из горных источников.

Рим, как никакой другой город обильно снабжался водой - до 1000л в день на 1 человека. Акведуки древнего Рима охранялись законом. Контроль за их сетью осуществляло специальное ведомство попечителей водоснабжения. За умышленную порчу водопроводных труб на виновного налагали крупный штраф.

Акведуки не являются изобретением римлян, а были заимствованы во время завоевательных походов на Восток. Так, еще в 7-м в. до н.э. в Ассирии был построен канал Синанхериба длиной 48 км.

Колоссальное количество воды в Риме распределялось между императорским дворцом, общественными учреждениями и многочисленными фонтанами, которых было более 600. При этом в частные дома вода не подавалась, в связи с чем, в жилых кварталах не было и канализации (римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выбрасывали прямо на улицу). Воду покупали у водовозов или ходили за ней к фонтанам.

В этом плане выгодно отличается хараппская цивилизация древней Индии: в Мохенджо-Даро уже в III тысячелетии до н.э. в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и система канализации.

В 3 веке до н.э. в г.Риме были построены первые термы (лат. thermae – горячие бани). К концу периода республики в г.Риме насчитывалось 170 терм, а ко времени заката Римской империи их было около 1000. Пропускная способность римских терм позволяла сотням тысяч людей мыться одновременно.

В термах не только мылись, но и проводили встречи, дискуссии, пиршества, спортивные состязания. Словом, они были своего рода клубами. В термах имелись многочисленные помещения: спортивные залы, раздевалки, горячая, теплая и холодная бани, бассейн, библиотека, залы для пиршеств, бесед и собраний. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями: стены из дорогого мрамора, украшенные росписью, колонны и скульптуры. Многие музеи мира украшают сегодня произведения античного искусства, найденные в римских термах.

В термах производили и лечение средствами, как бы мы сказали, физиотерапии: ванны, душ, массаж, физические упражнения.

б) Первые врачи и их положение

В период римской республики появились первые врачи-профессионалы, которыми были рабы из числа военнопленных из Греции, Египта, Малой Азии. Каждый состоятельный римлянин стремился обзавестись рабом-врачом, который лечил его семью, друзей и рабов. Со временем рабовладельцы стали за определенную плату отпускать врачей-рабов на свободные заработки.

Врач-отпущенник по-прежнему обязан был лечить своего бывшего владельца и его семью, а также отдавать ему часть своих доходов. Зачастую врач-отпущенник мог заработать достаточную сумму и выкупить себя из рабства.

В конце III - начале II в. до н.э. в Риме стали появляться свободные врачи - греки. Первым свободным греческим врачом в г.Риме считается Архагат. Начало деятельности (219г. до н.э.) принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре проводимые им прижигания и хирургические операции резко изменили отношение римлян к нему - его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Греческая медицина получила признание в г.Риме только спустя несколько столетий, когда Юлий Цезарь в 46г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Египта, Малой Азии, так и местным врачам. Позднее, в 337г. император Константин постановил, что врачи освобождаются от всех повинностей. Т.о., в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Врачевание в древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморья и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности, – древняя Греция и древний Рим.

История древней Греции (или Эллады) представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений.

История врачевания древней Греции, как и еë история, делится на пять периодов:

1. Крито-микенский или эгейский (III – II тысячелетия до н. э.).

2. Предполисный (XI – IX вв. до н. э.).

3. Полисный (VIII – VI вв. до н. э.).

4. Классический (V – IV вв. до н. э.).

5. Эллинистический (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.).

Социально-экономическая и политическая организация древней Греции в VI-IV вв. до н. э. представляла собой общность небольших городов-государств – полисов (например, Афины, Спарта, Итака). Каждый полис имел свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных героев и богов, собственный календарь, свои деньги. Несмотря на эти особенности, между полисами долгое время сохранялось единство интересов во многих сферах деятельности, а также чувство взаимопомощи и лояльности друг к другу. Это выразилось в участии царей со всей Греции в Троянской войне. Впечатляющим и исторически зафиксированным свидетельством совместного выступления греков против завоевателей являются греко-персидские войны.

Знания древних греков, в том числе и в области врачевания, долгое время развивались в рамках единой философской науки – натурфилософии. Крупнейшим представителем материализма в философии античности является Демокрит (460-371 гг. до н. э.). С точки зрения Демокрита, в основе мира лежит материя, состоящая из мельчайших частиц – атомов. Атомы находятся в постоянном движении, они соединяются и вновь разделяются. Различным сочетанием и движением атомов Демокрит объяснял всë многообразие изменений явлений мира. В философских и естественно-научных сочинениях Демокрита встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественно-научного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен. Выразителями философского идеализма в древней Греции являются Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и Платон (427-347 гг. до н. э.). Пифагор и его ученики были математиками, поэтому считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей. Основой всего является число. Главным в философском учении Платона является теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Извечные идеи управляют миром. Материализм Демокрита и идеализм Платона оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии.

Храмовое врачевание в древней Греции тесно связано с культом бога-врачевателя Асклепия, сложившимся к VII в. до н. э. В честь Асклепия воздвигались святилища (храмы) – асклепейоны. На территории древней Греции было построено более трехсот асклепейонов. Самым величественным и прославленным считался асклепейон, построенный в 390 г. до н. э. в десяти километрах к западу от города Эпидавра. Центральным сооружением святилища был храм Асклепия, там располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, жертвенник для приношений, бассейны, сообщающиеся с минеральными источниками. Наличие минеральных источников с лечебной водой и кипарисовой рощи, воздух которой также являлся целебным, были обязательным условием при выборе места для постройки святилища. В асклепейоне также имелись бани, библиотека, гимнасий, стадион и театр.

В древней Греции не было резких различий между светским и храмовым врачеванием. Храмовое врачевание унаследовало многие рациональные приемы и гигиенические традиции народной медицины, истоки которой начинаются в глубокой древности.

В древней Греции существовали семейные медицинские школы, в которых медицинские знания передавались от отца к сыну, и таким образом секреты врачевания сохранялись внутри семьи. Позднее в семейные школы стали принимать учеников со стороны, которые оплачивали своë обучение.

Врачеватели, вышедшие из медицинских школ практиковали в городах, войсках и не имели отношения к храмовой медицине.

Медицинские школы материалистического направления располагались за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в еë заморских поселениях, где обосновались, в основном, сторонники материализма. Среди них: родосская (остров Родос, Малая Азия), киренская (Северная Африка), кротонская (город Кротон, Южная Италия), книдская (город Книд, Малая Азия), косская (остров Кос, Малая Азия). На территории материковой Греции существовали идеалистические медицинские школы: пифагорейская, сицилийская, школа Платона.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.

Гиппократ (греч. Hippokrates, лат . Hippocrates , ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) родился на острове Кос в семье потомственных врачевателей, принадлежащей к роду асклепиадов. Родословная этой семьи берет своë начало от бога-целителя Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца. Затем продолжил обучение в Афинах. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Он попеременно жил в различных городах Греции, посетил Малую Азию, Скифию, восточное побережье Черного моря, Ливию, возможно, и Египет. Слава о его врачебном искусстве росла и распространялась во многих государствах.

Основными принципами терапии, или лечения, которыми руководствовался Гиппократ и его последователи, являются следующие:

1. Прежде всего не вредить.

2. Лечение противоположного противоположным.

3. Соблюдать закон соразмерности, а именно не торопиться, не переходить быстро от одного к другому.

Образу жизни в древней Греции придавалось исключительно большое значение. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и физическое воспитание имели такое же значение для греков, как обучение грамоте, риторике и музыке.

В этом сочинении описаны различные типы характеров человека, обусловленные местом его проживания (или условиями окружающей природы). Типы характеров определяют предрасположенность к тем или иным заболеваниям и влияют на их течение. Следовательно, необходим различный подход к лечению болезней.

Впоследствии на основе гуморальных представлений о четырех телесных соках и различных типах характеров сформировалось учение о четырех темпераментах. Различные виды темпераментов связывались с преобладанием в организме человека одного из четырех телесных соков. Крови (лат. sanguis) соответствует сангвинический темперамент, слизи (лат. phlégma) – флегматический, желтой желчи (лат. cholé) – холерический и черной желчи (лат. mélaina cholé) – меланхолический.

Заключительный период истории древней Греции – эпоха эллинизма (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.) характеризуется систематизацией знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, а также новыми открытиями и достижениями. Труды крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (лат. Aristoteles , 384 – 322 гг. до н. э.) по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине оказали большое влияние на развитие естественно-научных знаний не только эпохи эллинизма, а также средневековья и нового времени.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется бурным развитием анатомии и хирургии. Анатомия становится самостоятельной отраслью медицины. Еë развитию способствовали древнеегипетская традиция бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и приговорëнных к смертной казни людей.

Значительные успехи в области анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии, которая объединила в себе греческую хирургию с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран и индийскую хирургию, владевшую сложными полостными операциями. Важнейшими достижениями александрийских хирургов являются: перевязка сосудов при операциях, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезëнке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Таким образом, эллинистический период развития древней Греции является временем высочайшего развития медицины. Достижения греков в различных областях медицины оказали существенное влияние на развитие медицинских знаний в древнем Риме.

Медицина в древнем Риме

Римская история насчитывает более тысячи лет и включает в себя историю города Рима от его основания (753 г. до н. э.) до разрушения созданной им империи (476 г. н. э.).

История медицины древнего Рима, как и его история, делится на три периода:

- царский период (VIII-VI вв. до н. э.): завершился переход от первобытно-общинного общества к классовому строю, появилось государство с присущими ему институтами и возникло рабство; на территории древней Италии существуют самостоятельные города-государства, в числе которых и Рим;

- период республики (510-31 гг. до н. э.): город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал захватнические войны за пределами Апеннинского полуострова;

- период империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.): время максимального территориального расширения и расцвета Римской империи, а затем еë кризиса и распада.

Источниками информации по истории медицины древнего Рима являются: письменные (труды учëных, врачей и философов древности) и вещественные (материальные) источники.

Медицина древнего Рима была тесно связана с медициной древней Греции, однако она имела свои особенности. Культ Эскулапа (заимствованный римлянами греческий бог врачевания Асклепий) и лечение при его храмах вошли в обычай римлян на многие века.

Медицину изучали в специальных школах, которые были учреждены в Риме и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, иногда на больных и раненых. Практическую медицину изучали у постели больного. Права и обязанности учащихся медицинских школ определялись строгими законами. Например, всë своë время они должны были отдавать изучению медицины, более того, им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Также в Римской империи наряду с государственными учебными заведениями существовали частные медицинские школы.

В древнем Риме огромное внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены, что обусловлено, прежде всего, жарким климатом и большой скученностью населения городов. Это требовало частого мытья для поддержания чистоты тела, и римляне повсеместно строили бани, или термы (греч. thermae – горячие бани). Первые термы были построены в городе Риме в III в. до н. э. У римлян термы пользовались большой популярностью. Бани считались одним из действенных средств врачевания при лечении многих заболеваний. Термы были не только гигиеническими, но являлись также культурными и общественными центрами: при них располагались библиотеки, залы для собраний и пиров.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех войсковых подразделениях и во всех родах войск. В военных лагерях устраивались военные учреждения (госпитали) для раненых и больных – валетудинарии (лат. valetudinarium). Штат валетудинариев включал врачей, экономов, инструментарщиков и младший обслуживающий персонал. Инструментарщики заведовали инструментами, лекарствами и перевязочным материалом. Младший персонал осуществлял уход за больными и ранеными воинами.

Асклепиад рассматривал болезнь как результат застоя твëрдых частиц в порах и канальцах тела и расстройства движения соков и пневмы, объединив таким образом гуморальное и солидарное представления о причинах болезней. Согласно этим воззрениям, большое значение придавалось правильному потоотделению и дыханию кожных покровов, следовательно, и лечение было направлено на восстановление нарушенных функций. Оно включало простые и естественные мероприятия: соблюдение диеты и чистоты кожи, водолечение и массаж, ванны и движения в самых различных вариантах (ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д.). Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, при этом медикаменты назначались крайне редко. Асклепиад был твëрдо убеждëн: человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Считается, что Асклепиад ввëл в медицину трахеотомию.

Высшая ступень развития медицины античности связана с именем выдающегося древнеримского врача Галена (лат. Galenos , 129 – 199 гг.), по происхождению грека, родившегося в городе Пергаме. С 17 лет он начал изучать медицину в своëм родном городе, затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии. Гален много путешествовал, затем, вернувшись в Пергам, в течение ряда лет работает в должности врача-архиатра в школе гладиаторов. Позже он переезжает в столицу римской империи, где прославился своими лекциями по анатомии и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален стал придворным архиатром (лейб-медиком) римских императоров.

Естественно-научное мировоззрение Галена наиболее ярко проявилось в его обширной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов. Поэтому свои анатомические исследования он проводил на обезьянах, свиньях, собаках, иногда на слонах и львах. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, Гален переносил в анатомию человека. Отсюда – многочисленные анатомические ошибки, исправленные лишь в эпоху Возрождения Андреасом Везалием (лат. Vesalius, Andreas, 1514 – 1564 гг .).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. При исследовании чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения он использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга.

Гален описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (боталлов) проток. Однако он ошибочно считал перегородку сердца проницаемой для крови. Кровь, по его мнению, без всякого препятствия переходит из правой половины сердца в левую, минуя периферические сосуды и круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась неоспоримой в Европе и не подлежала какой-либо критике вплоть до XVI в., когда Мигель Сервет (лат. Servet , Michael , 1509-1553 гг.) описал малый круг кровообращения. Следует отметить, что математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. Уильямом Гарвеем (лат. Harvey, William, 1578 - 1657 гг .).

Гален, как и большинство врачей древности, признавал гуморальное учение о болезни. Его физиология, патология и фармакотерапия основываются на представлениях о четырëх главных соках организма: крови, слизи, жëлтой и чëрной желчи.

Гален широко занимался лечебной практикой и был опытным врачом. Анатомию считал фундаментом хирургии.

В средине века или эпоху феодализма, католическая церковь и схоластика использовали идеализм учения Галена и связали его с богословием. Так возник галенизм – искажëнное, одностороннее понимание учения Галена. В таком искажëнном виде научное наследие Галена стало знаменем схоластической медицины и в течение многих веков оказывало негативное влияние на развитие науки. Опровержение галенизма, исправление ошибок и восстановление истинного содержания учения Галена потребовали героических усилий от многих учëных и врачей мира в течение столетий.

Вклад Галена в развитие мировой медицины трудно переоценить. В истории науки Гален был и остаëтся основоположником экспериментальной анатомии и физиологии, выдающимся терапевтом, хирургом и фармацевтом. Его имя может быть поставлено рядом с именами Гиппократа и Авиценны.

Таким образом, медицина античности – древней Греции и древнего Рима, вобрав в себя достижения восточной медицины, достигла наиболее высокого развития и оказала огромное влияние на последующее развитие медицины в Западной Европе.

Санитария в Древнем Риме был хорошо развит по сравнению с другими древними городами и давал водоснабжение и санитария услуги жителям Рима.

Содержание

Канализационные системы

У римлян была сложная система канализация покрыты камнями, как современные канализационные трубы. Отходы, смытые из туалетов, текли по центральному каналу в основную канализационную систему, а оттуда - в ближайшую реку или ручей. Однако римляне нередко выбрасывали мусор из окон на улицы (по крайней мере, по мнению римских сатириков). [ нужна цитата ] . Несмотря на это, римское управление отходами вызывает восхищение за его новаторство.

Система из одиннадцати римских акведуков обеспечивала жителей Рима водой различного качества, лучшая из которых предназначалась для питья. Вода более низкого качества использовалась в общественные бани и в уборных. Системы уборных были обнаружены во многих местах, например, в Хаузстедс, римском форте на Стена адриана, в Помпеи, Геркуланум, и в других местах, которые смывали отходы потоком воды.

С самых ранних времен римляне, подражая этрускам, делали подземные каналы для отвода дождевой воды, которая в противном случае могла бы смыть драгоценный верхний слой почвы, использовали канавы для осушения болот (таких как Понтийские болота), и вырыли подземные каналы для осушения болотистых мест. Со временем римляне расширили сеть канализационных сетей, которые проходили через город, и соединили большинство из них, включая некоторые стоки, с канализацией. Cloaca Maxima, который вылился в Река Тибр. Cloaca Maxima была построена в четвертом веке до нашей эры и была в значительной степени реконструирована и закрыта под властью Агриппа как эдил в 33 г. до н. э. [3] Он все еще осушает Форум Романум и окружающие холмы. Страбон, греческий писатель, живший примерно с 60 г. до н.э. по 24 г. н.э., восхищался изобретательностью римлян в его творчестве. Geographica, письмо:

В канализационных коллекторах, покрытых сводом из плотно подогнанных камней, в некоторых местах есть место для проезжающих по ним телег с сеном. И количество воды, приносимой в город по акведукам, настолько велико, что реки как бы текут через город и канализацию; почти в каждом доме есть резервуары для воды, водопроводные трубы и обильные потоки воды . Короче говоря, древние римляне мало задумывались о красоте Рима, потому что были заняты другими, более важными и необходимыми делами.

В конечном итоге был принят закон, защищающий невинных прохожих от нападения с выбрасываемыми на улицу отходами. Нарушитель был вынужден возместить ущерб тому, кому попали его отходы, если этот человек получил травму. Предполагается, что этот закон применялся только в дневное время, потому что у одного тогда не было оправдания темноты для нанесения вреда другому небрежной утилизацией отходов.

Примерно в 100 году нашей эры началось прямое подключение домов к канализации, и римляне завершили строительство большей части инфраструктуры канализационной системы. Канализация была проложена по всему городу, обслуживая общественные и некоторые частные туалеты, а также служила свалкой домов, не подключенных напрямую к канализации. В основном это были богатые люди, чьи дома были подключены к канализации через выпускные отверстия, которые проходили под пристройкой от уборной.

Общественные туалеты

В туалеты лучше всего сохранились в Усадьбы римского форта на Стена адриана. Солдаты сидели на деревянных досках с дырками, которые закрывали одну большую траншею. Вода текла в большую канаву у ног солдат.

Как правило, более бедные жители использовали горшки, которые они должны были сливать в канализацию, или посещали общественные туалеты. Общественные туалеты относятся ко II веку до нашей эры. Умышленно или нет, но они стали местом для общения. Длинные скамейки с отверстиями в форме замочной скважины, разрезанными рядами, не обеспечивали уединения. Некоторые уборные были бесплатными, за другие взимались небольшие сборы. [4]

По словам лорда Амулри, место, где Юлий Цезарь был убит, Зал Курии в Театре Помпея был превращен в общественный туалет из-за бесчестия, свидетелем которого он стал. Канализационная система, как небольшой ручей или речка, текла под ней, унося отходы в Клоаку Максима.

Римляне перерабатывали сточные воды общественных бань, используя их как часть потока, смывающего туалеты. Терракота трубопровод использовался в водопроводе, по которому сточные воды выводились из домов. Римляне были первыми, кто запечатал трубы в бетоне, чтобы выдерживать высокое давление воды, возникающее в сифонах и других местах. Начиная примерно с V века до нашей эры, эдилы, в числе других их функций, курировал санитарные системы. Они также несли ответственность за эффективность дренажных и канализационных систем, очистку улиц, предотвращение неприятных запахов и общий надзор за банями.

Древний Рим – это крупнейшее рабовладельческое государство Древнего мира.

Город Рим возник в VIII веке до н.э. (здесь жило племя латинов). Со временем Рим подчинил себе территории Древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Аппенинского полуострова (Римская республика) 510-31гг. н.э. В результате Рим объединил большое количество стран и в 31 году до н.э и до 476 н.э. существовало Великая Римская Империя.

Источники изучения медицины Древнего Рима.

1. Клоака Максима (система подземных труб-клоак для отвода сточных вод) VI века до н.э. (царский период)

2. Законы 12 таблиц 451-450 гг. до н.э.

3. Акведуки – (всего 11 протяженностью 436 км.)

7. Соран Эфесекий – II в. н.э. самое обширное руководство по акушерству, гинекологии и болезням раннего детского возраста.

3. Терапевтические методы;

4. О больных частях тела;

5. О составе лекарств.

Врачевателей профессионалов вплоть до III в. до н.э. в г. Риме не было – лечили дома народными средствами: травами, их отварами и настоями часто в сочетании с магическими заговорами.

В течение столетий самым популярным средством считалась капуста.

После восстания римлян (510г. до н.э.) и утверждения Римской республики медицина получила значительно большие возможности развития. Для этого периода характерны:

- развитие санитарного законодательства и строительства санитарных сооружений;

- появление врачей профессионалов;

- становление и развитие медицинского дела и т.п.

Санитарное законодательство.

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к санитарным мероприятиям были законы 12 таблиц – 451-450 гг. до н.э. Их кратность и простота до сих пор восхищает современных туристов. Так, например:

· Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе;

· Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе 60 ф. от принадлежащего ему здания.

· Закон запрещает приобретать по данности место захоронения, а ровно и место сожжения трупов.

Наблюдение за выполнением этих и других законов разлагалось на городских эдилов, которые не были врачами. Эдилы надзирали над строительством, состоянием улиц, храмов, рынков.

В Риме начинают строить водопроводы (акведуки). Строили их рабы из огромных глыб камня. Вода в р. Тибр была настолько загрязнена в результате стока нечистот по системе клоак, что использование для питья было запрещено законом. Первый акведук в Риме был построен в 312 г. до н.э. – 16,5 км. Второй спустя 40 лет 272 г. длинной 70 км. Третий в 144 г. до н.э. – 61 км. действуют и поныне.

К началу нашей эры в Риме действовало 11 акведуков общей протяженностью 436 км. В пересчете на душу населения в столице Римской республики ежедневно потреблялось от 600 до 900 литров воды (для сравнения заметим, что в начале нашего столетия в Петербурге подавалось в сутки 200л. воды на душу населения). Идею акведуков римляне заимствовали на Востоке во время завоевательных походов, еще в 7 веке до н.э. за три столетия до первого римского акведуках Ассирии был построен величественный водопровод на арочных мостах. Колоссальная водопроводная сеть в Риме охранялась законом. Рим употреблял огромную массу воды. Бани, фонтаны их было более 600, сады, амфитеатры, рынки и т.д. в частные дома вода не поддавалась, ее покупали у водовозов или набирали у фонтанов. Первые бани – термы горячие бани были построены в 3-м веке до н.э. Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Желая завоевать популярность среди граждан, многие богатые римляне строили термы своего имени и завещали их в бесплатное пользование населению города на вечные времена. Т.о. в Риме были не только частные термы, плата в которых была ничтожной, но и общественные, которые принадлежали городу и которые мог посетить любой римлянин, даже император. Ко времени заката римской империи (IV в.) их было уже около 1000. Пропускная способность столичных терм позволяло десяткам и даже сотням тысячи людей мыться одновременно. Бани – термы были похожи на роскошные музеи. Стены из великолепного мрамора. Внутри стен или под полом трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. В термах имелись многочисленные помещения, горячая баня, теплая баня, холодная баня, бассейны, библиотеки, залы для пиров и собраний.

Внутренние залы украшались росписью, скульптурами из белого мрамора. Среди них изображения Асклепия и Гигеи. По традиции тогдашней медицины бани- врачевали Римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.

В Древней Италии вплоть до 2 века до н.э. обходились без врачей профессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения способствовала застою медицины в Древней Италии. Вот почему первыми врачами были рабы из числа военнопленных в основном из Греции, Малой Азии, Египта. Целый ряд профессий был монополизирован греками. Римские учителя, врачи музыканты, почти все без исключения были греками. Каждый состоятельный гражданин стремился обзавестись рабом-врачом. Рабов специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач, отпущенный за свободу должен был платить – лечить бесплатно своего бывшего господина (владельца). Его семью рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. В начале 2 века до н.э. столица Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Долгое время римское общество относилось к греческим врачам с некоторым презрением. Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признания в столице Римской республике. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. представил почетное право римского гражданства как приезжим врачам – выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.

Читайте также: