Самовоспитание это в педагогике кратко

Обновлено: 07.07.2024

— сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. С. становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в С. интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень С. - результат воспитания личности в целом.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое "Самовоспитание" в других словарях:

самовоспитание — самовоспитание … Орфографический словарь-справочник

самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С.… … Большая психологическая энциклопедия

Самовоспитание — выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте … Психологический словарь

САМОВОСПИТАНИЕ — САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср. Воспитание самого себя. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

самовоспитание — сущ., кол во синонимов: 1 • воспитание (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМОВОСПИТАНИЕ — англ. self education; нем. Selbsterziehung. Формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно выбранными целями, идеалами и убеждениями. см. ВОСПИТАНИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

САМОВОСПИТАНИЕ — (англ. self development). Сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. имеются уже у дошкольников. В подростковом возрасте решающую роль в С.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входит самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, смыслов личностных. Самовоспитание –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самовоспитание — САМОВОСПИТАНИЕ, я, ср Интеллектуальная деятельность, заключающаяся в самостоятельном формировании личности, воспитании самого себя. Для этого [чтобы приспособиться] нужно самовоспитание, отвыкнуть коситься, кто ест лишнее, запретить чревоопасные… … Толковый словарь русских существительных


В этой статьи мы рассмотрим главные вопросы, связанные с самовоспитанием: что это такое, этапы его формирования и развития, возрастные особенности процесса. Первый вопрос - что такое вообще самовоспитание?

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, которая направлена на то, чтобы реализоваться как личность. Чтобы самовоспитание стало возможным у человека уже должны быть сформированы идеалы, личностные моральные качества и осознанные цели.

Проблему самовоспитания изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие ученые с мировым именем. Вариантов расшифровки термина существует множество:

Цели самовоспитания можно условно разбить на 2 группы:

  • Общие, когда человек хочет развить грани своей личности, овладеть профессиональными знаниями и навыками.
  • Частные, когда человек ставит задачу воспитать внимательность, трудолюбие, преодолеть завистливость, лень и другие негативные черты характера.

Толчком заняться саморазвитием могут стать различные ситуации и причины: желание достигнуть жизненных целей, необходимость отвечать идеалам, которые пропагандируются социальной моралью, личные обстоятельства, стремление быть похожим на человека, который стал примером для подражания. Сделать саморазвитие успешным и результативным - настоящая проблема. Основная трудность, с которой сталкиваются большинство людей - недостаток знаний и умений в правильной постановке и формулировании целей, тогда как именно целеполагание - основополагающий этап любого процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Возрастные особенности самовоспитания

Желание совершенствоваться, как личность может проснуться в человеке с раннего возраста. Когда ребенок пожинает плоды впервые успешно выполненной задачи, он испытывает исключительно положительные эмоции, а стремление ощутить их снова становятся толчком продолжать саморазвитие.

Еще в дошкольном возрасте дети формируют представления о том, что такое личностные качества, и пытаются выяснить, какие из них присущи им. На этой стадии ребенку требуется помощь взрослого.

Состоявшийся человек уделяет больше внимания развитию профессиональных качеств, социально-мировоззренческому самовоспитанию.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Этапы самопознания

Самовоспитание - долгий процесс, который состоит из нескольких этапов:

  • Определение уровня воспитанности.
  • Целеполагание, когда цели становятся конкретным списком задач.
  • Самопроектирование.
  • Контроль над собой.
  • Предварительная оценка результата и выработка критериев.
  • Внесение коррективов.

Если вы хотите, чтобы ребенок стал личностью, которая способна воспитывать себя, еще с дошкольного возраста необходимо придерживаться определенных правил. Условно можно разделить на 5 групп.

  • Оказывать помощь.
  • Выполнять образовательные цели.
  • Быть правдивым.
  • Руководствоваться не исключительно личными потребностями, но и коллективными интересами.
  • Исповедовать ответственное отношение ко всему.
  • Отдохнуть и развлечься, если все задания выполнены.
  • Не обижаться и делать выводы.
  • Сохранять упорство.
  • Учится на положительном опыте окружающих.
  • Просить о помощи.

Базовые установки, которые помогут сформировать нужные качества:

  • Чтобы быть успешным, нужно быть внимательным.
  • Относиться к другим нужно так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
  • Правда - сильная позиция, ложь - слабая позиция.
  • Чтобы добиться успеха, нужно быть трудолюбивым и упорным.
  • Чтобы люди тебе симпатизировали, нужно быть опрятным и здоровым.
  • Выполнять задание в пол силы.
  • Проявлять грубость.
  • Решать проблемы силой.
  • Оправдывать свои негативные черты.
  • Быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Критиковать окружающих без веских оснований.
  • Контролировать свою эмоциональность.
  • Иметь навыки в составлении планов.
  • Адекватно оценивать свои действия.
  • Обдумать все нюансы перед тем, как приступить к выполнению задания.
  • Любую работу начинать с решения главной проблемы.

Основа самовоспитания - самопознание, с помощью которого мы имеем возможность адекватно оценить свои возможности и поставить реальные цели. Если вы знаете себя, реже оступаетесь в жизни. Самопознание помогает выбрать профессиональную сферу деятельности и жизненный путь, является прочной базой для формирования личного достоинства и уважения к себе.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Самовоспитание — осознанная и целенаправленная деятельность, возникающая в процессе активного взаимодействия человека с внешней средой и целью которой является развитие личности.

Термин самовоспитание подразумевает ежедневную работу над собой с поэтапным планированием своих действий. Достижение цели займет не один год, что обуславливает необходимость в постоянной мотивации, чтобы не останавливаться на достигнутом. Цель самовоспитания не в конечном результате, а в самом процессе. У человека есть потребность искоренить неправильные, деструктивные черты характеры и усовершенствовать другие, направленные на созидание.

Личность осознанно проводит внутреннюю работу над собой, однако, даже спустя долгое время, существенные результаты не будут сильно заметны. Самовоспитание не меняет характер кардинальным образом, а лишь корректирует определенные черты личности, придает уверенности в себе, способствует продуктивности и эффективности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

При имеющихся психических заболеваниях и отклонениях самовоспитанием заниматься нельзя. К таковым относятся: тревожности, депрессия, неврозы и т.д. Недуги будут препятствовать самовоспитанию, поэтому необходимо сначала излечить их, затем заниматься проблемой самовоспитания. В период обострения человек истощен, и все его ресурсы уходят на борьбу с заболеванием. Поэтому в это время противопоказано заниматься самовоспитанием, так как это усугубит состояние.

Что включает в себя работа по самовоспитанию:

В чем заключается цель самовоспитания

В чем заключается смысл самовоспитания? Этот вопрос волновал мыслителей, философов, писателей и психологов во все времена. Они разрабатывали различные подходы и концепции, направленные на изучение личности и ее развития. Итак, главная цель самовоспитания — это формирование личности. Этому способствуют следующие аспекты:

  • развитие силы воли и выдержки;
  • контроль над своим поведением;
  • самообразование.

Психолог Эрих Фромм подразумевал под нравственным воспитанием стремление стать человеком, которым ты должен быть по предназначению и призванию. Сюда же относится самореализация в профессиональной области и совершенствование в выбранном направлении.

При постоянной работе над собой человек обретает навыки:

  • контроля над своими эмоциями и построения такой модели поведения, в результате которой он становится менее раздражительным и несдержанным;
  • развития своих достоинства и нивелирования недостатков;
  • укрепление силы воли, что способствует созреванию личности, ее психологической и эмоциональной целостности.

Профессиональное самовоспитание — еще один тип самовоспитания. Человек учится решать конфликтные ситуации с другими людьми и внутри самого себя.

Познание самого себя — задача не из легких. И очень часто это наносит внутреннюю боль человеку, когда он начинает внимательно изучать свой характер. Мы ощущаем чувство вины, несправедливости, агрессии, гнева и обиды. Но это необходимо, иначе человек так никогда и не познает грани свой личности и, следовательно, не сможет стать лучше.

В чем заключается смысл самовоспитания:

  • человек понимает, что ему нужно для счастья, он получает это и дарит счастье другим;
  • повышается самооценка и удовлетворение от самого себя после преодоления трудностей;
  • раскрывается творческий потенциал и человеку становится проще достичь успеха в своей области.

Виды самовоспитания

Выделяют следующие виды самовоспитания:

  1. Интеллектуальное. В школьный и студенческий период одна из главных составляющих самовоспитания — учебная. Те знания, что будут заложены в эту пору, будут использоваться человеком на протяжении всей оставшейся жизни. Человек нуждается в оценке собственных достижений и их переоценке.
  2. Этическое. Этика — один из самых важных компонентов в процессе самовоспитания. Этические нормы формируют принципы и установки поведения в дальнейшем.
  3. Физическое. Физическое состояние также играет огромную роль для психики. Занятия спортом разгружают организм, способствуют улучшению физической активности, улучшают самочувствие, предупреждают болезни и стрессовые состояния.
  4. Психологическое. Человек должен управлять своими эмоциями и не давать им выходить из-под контроля. Также полезно снимать внутреннее напряжение во избежание стрессов и неврозов.

Какие элементы входят в процесс самовоспитания

Основа самовоспитания состоит из четырех составляющих:

  1. Самоанализ — когда человек видит свои плюсы и минусы.
  2. Самоотчет — умение взять свою жизнь под ответственность.
  3. Внутренняя мотивация — способность настроить себя на выполнение работы.
  4. Контроль над своим поведением — когда человек умеет сравнить свой текущий прогресс с личностным прогнозом.
  5. Адекватная самооценка. Особенность нашей психики заключается в том, что нам проще оценивать людей со стороны, а не самих себя — это затрудняет процесс самовоспитания. Однако обретя навык оценивания собственной личности максимально объективно, человек учится мотивации и самоконтролю.

Какие бывают способы самовоспитания

Существует структура действий, направленных на совершенствование своего характера:

В процессе самовоспитания мало ориентироваться только на себя и свои силы, нужно изучать соответствующую литературу, слушать опытных наставников, смотреть фильмы, анализировать личности героев и делать выводы.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания:

1) самоанализ личностного развития – размышление над отдельными качествами своей личности, способствует обдуманным действиям и поступкам, помогает установить причинно-следственные связи;

2) самоотчет – повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;

3) самоконтроль – помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;

4) самооценка – помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам личности.

Виды самовоспитания:

Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя – научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.

Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:

1) хорошо развитая устная речь;

2) письменная речь;

3) глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования.

Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания – уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа характера, воспитания, мышления.

Решающие факторы этического самовоспитания:

1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;

2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;

3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмоциям.

Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспитания – увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учителя очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомоганиям.

Решающие факторы физического воспитания:

1) присутствие особого психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость;

2) поднятие общего тонуса;

3) умение обращаться с собственным телом;

4) поддержание нормальной спортивной формы.

Рекомендуемые физические нагрузки:

4) оздоровительные спортивные системы.

Психологическое самовоспитание. Цель психологического воспитания – подготовить учителя к специфике своей профессиональной деятельности.

Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.

Решающие факторы психологического самовоспитания:

1) умение длительно концентрироваться;

2) умение снимать психологическое напряжение;

3) стремление понимать состояние учеников;

4) правильное общение с родителями и коллегами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Самовоспитание как "расширение" сознания

Самовоспитание как "расширение" сознания Сам по себе термин "расширение" сознания обозначает не что иное, как включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Когда человек сконцентрирован только

Часть вторая. Самовоспитание

Часть вторая. Самовоспитание Зачем это нужно? Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т. е. формирования себя в соответствии со своими намерениями.В предисловии я заметил, что самовоспитание —

Лекция 1

Лекция 6

Лекция 7

Лекция 7 На прошлой лекции мы остановились на основной идее сновидения, заключающейся в том, что сновидец видит звезды под ногами. Он смотрит вниз на долину и видит, что она преобразилась, но прежде всего он обращает внимание на появившиеся в долине звезды. Я отметила, что

Лекция 8

Лекция 8 На предыдущей лекции я остановилась на комментариях сновидения молодого человека, уснувшего в объятиях девушки. Во сне он медленно падает в глубокую расщелину. Помните, сначала он видит звезды на небе у себя под ногами, затем происходит взрыв света; потом он

Лекция 9

Лекция 10

Лекция 10 На предыдущей лекции я постаралась вам наметить в общих чертах образ Ульриха фон Шпата, одной из самых загадочных фигур в этой книге. Его конфликт с мальчиками, происходящий на сверхличностном (superpersonal) уровне, как в зеркале отражает межличностный (personal)

Лекция 11

Лекция 11 На предыдущей лекции мы дошли в нашей истории до того эпизода, в котором фон Шпат неожиданно просыпается. Его магическое воздействие закончилось, потому что он на минуту заснул или заигрался, не проявив достаточной бдительности, поэтому мальчишки подстерегли

Лекция 12

Лекция 12 Вспомните, что в последний раз фон Шпат фактически одержал победу. Мельхиор попал в стеклянно-ледяное царство, но во время коронации вдруг осознал, что оказался в тюрьме. Сказав, что хочет убраться отсюда прочь, он разорвал путы, тем самым освободив Фо, и тот

Лекция 2

Лекция 2 В прошлый раз мы с вами обсуждали специфику характера героя в волшебной сказке и пришли к выводу, что нет основания для аналогий между героем сказки и человеческим эго. Скорее, можно говорить о том, что герой сказки репрезентирует аспект Самости, связанный с

Лекция 5

САМОВОСПИТАНИЕ

Воспитание и самовоспитание

Воспитание и самовоспитание Способность к самовоспитанию возникает у ребенка не сразу, а лишь с развитием его воли и самосознания. Воспитание и социализация предшествуют процессу самовоспитания, давая ему необходимые образцы. Однако средства воспитания и социализации

Читайте также: