Самофинансирование в ссср это кратко

Обновлено: 04.07.2024

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 11 июня 1987 года N 665

О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что для реализации решений XXVII съезда партии по перестройке хозяйственного механизма и переходу преимущественно к экономическим методам управления первостепенное значение имеет широкое применение полного хозяйственного расчета и самофинансирования в отраслях народного хозяйства.

Принятый Партией и Правительством курс на усиление демократических начал в деятельности трудовых коллективов, расширение хозрасчетной самостоятельности и ответственности предприятий в производственном и социальном развитии открывает новые возможности для социалистической предприимчивости, полного использования человеческого фактора в повышении эффективности производства и качества продукции. Имеющийся опыт работы предприятий различных министерств на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования свидетельствует о правильности взятого направления, обеспечивающего их глубокую заинтересованность в повышении конечных результатов деятельности, рачительном ведении хозяйства, улучшении использования заработанных средств на обновление производственной базы и решение социальных вопросов.

Переход на полный хозяйственный расчет и самофинансирование создает необходимые условия для практического претворения в жизнь положений принятого в установленном порядке Закона СССР о государственном предприятии (объединении), требует от центральных экономических органов, министерств, ведомств СССР, Советов Министров союзных республик, всех партийных и советских органов значительной активизации работы по перестройке хозяйственного механизма, совершенствованию организационных структур управления, стиля и методов работы. Необходимо широко развернуть эту работу во всех отраслях народного хозяйства, имея в виду завершить ее в сжатые сроки и войти в тринадцатую пятилетку с новым отлаженным хозяйственным механизмом.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР

Перейти преимущественно к экономическим методам управления, осуществить последовательное расширение самостоятельности и усиление ответственности основного звена народного хозяйства за достижение высоких конечных результатов производства и социального развития трудовых коллективов в строгом соответствии с новыми принципами хозяйствования.

2. Госплану СССР, другим центральным экономическим органам, министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик в целях наиболее эффективного применения полного хозяйственного расчета и самофинансирования исходить из следующего:

обеспечения дифференцированного подхода к перестройке деятельности предприятий (объединений) и организаций на единых принципах хозяйствования и с учетом специфики работы отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей;

повышения научной обоснованности экономических нормативов распределения прибыли (дохода), платы за основные фонды и другие ресурсы, формирования фонда заработной платы и фондов экономического стимулирования, обеспечения на этой основе роста заинтересованности и ответственности трудовых коллективов в производственном и социальном развитии предприятий (объединений) и организаций;

обеспечения оптимальных пропорций государственных централизованных и нецентрализованных капитальных вложений в новых условиях хозяйствования;

совершенствования организационных структур управления, формирования крупных объединений, способных самостоятельно решать задачи расширенного воспроизводства, обеспечивать социальное развитие трудовых коллективов. На основе дальнейшей интеграции науки и производства, укрупнения действующих и создания объединений нового типа сокращать звенность управления отраслями, повышать его эффективность.

Исходить из того, что планы экономического и социального развития на 1988 год и последующие годы пятилетки должны быть разработаны с учетом требований, вытекающих из условий деятельности предприятий (объединений) и организаций на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Использовать преимущества новых методов хозяйствования для развития творческой инициативы трудящихся, доводя их до цехов, участков и бригад, поставить развитие полного хозяйственного расчета и самофинансирования на службу выполнения и перевыполнения заданий пятилетнего плана.

3. В целях своевременной и качественной подготовки предприятий (объединений) и организаций к переводу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

разработать развернутые программы работ по переводу подведомственных предприятий (объединений) и организаций на новые условия хозяйствования, обеспечивающие активное участие трудовых коллективов предприятий, научных организаций, специалистов и работников центрального аппарата в этом деле, организовать контроль за их исполнением, всемерно использовать опыт предприятий и отраслей, работающих в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования;

организовать экономическую учебу кадров в трудовых коллективах предприятий, цехов, участков, бригад, в центральном аппарате министерств и ведомств на основе глубокого изучения новых методов хозяйствования, методических и нормативных документов по применению принципов хозяйственного расчета и самофинансирования. Обеспечить ее практическую значимость и результативность;

разработать и утвердить стабильные экономические нормативы, довести их до предприятий (объединений) и организаций одновременно с нормативными актами о переводе на новые принципы хозяйствования;

осуществить конкретные меры по укреплению финансового состояния и планомерному снижению убыточности производства и отдельных предприятий (объединений) и организаций;

обеспечить тесную взаимосвязь работы научных, проектных и технологических организаций с конечными задачами предприятий (объединений) и организаций по росту эффективности производства, повышению технического уровня и качества продукции и услуг.

Установить персональную ответственность министров за проведение всей этой работы.

4. Госагропрому СССР с участием Советов Министров союзных республик разработать и по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма внести в Совет Министров СССР предложения о переводе с 1988 года на полный хозяйственный расчет и самофинансирование всех сельскохозяйственных, промышленных предприятий и других организаций как единого хозяйственного комплекса не менее 20 областных (краевых) и 3 республиканских агропромышленных комитетов, имея в виду охватить основные сельскохозяйственные зоны страны.

При этом исходить из необходимости комплексного решения вопросов производства, переработки, хранения и реализации продукции на основе тесного сочетания интересов всех предприятий и организаций, входящих в агропромышленный комплекс, расширения их самостоятельности и повышения ответственности за удовлетворение потребностей населения в продукции отрасли. Обеспечить прямую зависимость размеров средств на производственное и социальное развитие указанных предприятий и организаций от конечных результатов их деятельности, и прежде всего от снижения издержек производства и роста прибыли (дохода).

5. В целях значительного повышения эффективности и качества строительного производства осуществить в 1987-1989 годах перевод на полный хозяйственный расчет и самофинансирование всех строительных организаций и предприятий, независимо от их отраслевой принадлежности.

Госстрою СССР разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма утвердить:

в месячный срок программу перевода всех строительных, ремонтно-строительных и монтажных организаций и предприятий строительных, промышленных и непромышленных министерств и ведомств на полный хозяйственный расчет и самофинансирование;

в 3-месячный срок типовые методические и нормативные документы, определяющие общие принципы работы строительных, ремонтно-строительных и монтажных организаций и предприятий различных министерств и ведомств в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

7. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма совместно с постоянными органами Совета Министров СССР по руководству группами однородных отраслей народного хозяйства, центральными экономическими органами, министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик подготовить и в месячный срок представить в Совет Министров СССР проекты постановлений Совета Министров СССР о переводе на полный хозяйственный расчет и самофинансирование предприятий (объединений) промышленности и других отраслей народного хозяйства, где эта работа завершается в 1988 году.

8. Признать необходимым наряду с переводом предприятий (объединений) производственных отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование приступить к разработке нового хозяйственного механизма для отраслей непроизводственной сферы.

Министерствам, ведомствам СССР непроизводственных отраслей народного хозяйства, Советам Министров союзных республик разработать предложения о принципах хозяйственного расчета в организациях и учреждениях указанных отраслей и сроках их перевода и представить их в Совет Министров СССР до 1 июня 1988 года.

9. Комиссии по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма обеспечить эффективное руководство и контроль за организацией работ в министерствах и ведомствах по переводу предприятий (объединений) на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также качественную и своевременную разработку нормативных и методических документов.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии, центральным экономическим органам, министерствам, ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам Советов народных депутатов, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям усилить организаторскую и политическую работу, направленную на активное внедрение в практику работы объединений, предприятий и организаций принципов полного хозяйственного расчета и самофинансирования, рассматривать указанную работу как одну из важнейших своих задач. Добиваться на этой основе повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов в конечных результатах работы, безусловном выполнении заданий, установленных на двенадцатую пятилетку.

Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.Горбачев

Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков


Приложение
к постановлению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР
от 11 июня 1987 года N 665

I. С 1 января 1988 года

Министерство газовой промышленности СССР

Министерство гражданской авиации СССР

Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР

Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР

Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР

Министерство нефтяной промышленности СССР

Министерство по производству минеральных удобрений СССР

Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР

Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

Министерство тяжелого и транспортного машиностроения СССР

Министерство химической промышленности СССР

Министерство электротехнической промышленности СССР

Министерство энергетического машиностроения СССР

Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР

Министерство промышленности строительных материалов СССР

Министерство рыбного хозяйства СССР

Министерство связи СССР

Министерство цветной металлургии СССР

Министерство черной металлургии СССР

Государственный комитет СССР по лесному хозяйству (промышленность)

II. С 1 января 1989 года

Министерство авиационной промышленности СССР

Министерство атомной энергетики СССР

Министерство машиностроения СССР

Министерство оборонной промышленности СССР

Министерство общего машиностроения СССР

Министерство промышленности средств связи СССР

Министерство радиопромышленности СССР

Министерство среднего машиностроения СССР

Министерство судостроительной промышленности СССР

Министерство электронной промышленности СССР

Министерство геологии СССР

Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР

Министерство угольной промышленности СССР

Министерство хлебопродуктов СССР

Министерство энергетики и электрификации СССР

Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Книга постановлений
Совета Министров СССР
за июнь 1987 года

Самофинансирование - экономический термин, характеризующий возможность и необходимость самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства предприятия. Часто под самофинансированием понимается финансирование деятельности предприятия с использованием только собственных средств предприятия (амортизации и прибыли) [1] .

Самофинансирование как экономическая категория широко начал применяться в процессе хозяйственной реформы в 1987 году в СССР [2] . Фактически попытка перевода предприятий на самофинансирование была предпринята ещё в годы НЭПа [3] . Однако большую часть советского периода управления народным хозяйством действовал принцип централизованного финансирования. Централизованное финансирование предполагало отсутствие у социалистических предприятий самостоятельности в использовании заработанных средств. Прибыль (вся или часть) у предприятий изымалась государством и перераспределялась в дальнейшем между отраслями, между предприятиями одной отрасли [4] .

С лета 1987 г. самофинасирование, как принцип деятельности предприятия был провозглашён как один из основных наряду с двумя другими: самоокупаемость и самостоятельность. Начался перевод предприятий на самоокупаемость, самостоятельность и самофинансирование (концепция так называемых трёх "С") [2] .

В условиях рыночных отношений самофинансирование как принцип деятельности независимого от государства предприятия, фирмы является одним из основных

Примечания

  1. ↑Самофинансирование (рус.) . Энциклопедический словарь экономики и права. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.Проверено 28 декабря 2010.
  2. 12Реформирование экономической системы (рус.) . Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.Проверено 16 декабря 2010.
  3. Волошина В. Ю.,Быкова А. Г. Новая экономическая политика // Советский период российской истории (1917 - 1993 гг.). — М .
  4. ЧЕРЕМИСИНА Т.П.От советского предприятия к легальной рыночной фирме (рус.) // Сайт Высшей школы экономики.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Самофинансирование" в других словарях:

самофинансирование — самофинансирование … Орфографический словарь-справочник

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ — капиталовложения, производимые за счет части при были либо резервного фонда акционерного общества. Словарь финансовых терминов. Самофинансирование Самофинансирование финансирование закупок машин и оборудования за счет части чистой прибыли. По… … Финансовый словарь

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ — (self financing) Финансирование бизнеса без использования заемных средств и средств, полученных в результате распространения выпуска акций. На основе самофинансирования бизнес может начать только тот, кто имеет некоторую сумму первоначального… … Экономический словарь

самофинансирование — Покрытие затрат организации на капитальные вложения, прирост собственных оборотных средств и на другие цели, предусмотренные финансовым планом, за счёт прибыли и амортизационных отчислений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

Самофинансирование — обеспечение финансовых потребностей компании за счет собственных ресурсов. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

самофинансирование — сущ., кол во синонимов: 1 • обратная вспашка (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ — англ. selffinancing; нем. Selbstfinanzierung. Финансирование организаций за счет собственных средств в отличие от финансирования за счет привлеченных средств. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Самофинансирование — (self financing) обеспечение деятельности хозяйственных объектов (организаций) за счет их собственных средств, включая расходы на будущее развитие и социальные потребности трудового коллектива, при условии выполнения финансовых обязательств перед … Экономико-математический словарь

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ — финансирование простого и расширенного воспроизводства предприятия за счет собственных финансовых ресурсов, т.е. осуществление такой финансово хозяйственной деятельности, при которой не только текущие расходы, но и капиталовложения, а также… … Юридическая энциклопедия

самофинансирование — • полное самофинансирование … Словарь русской идиоматики

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ, финансирование инвестиций капиталистич. предприятий, фирм и компаний за счёт внутренних источников накопления: нераспределённых прибылей и амортизационных отчислений. Практика С. получила наиболее широкое распространение после 2-й мировой войны 1939-45, что связано с дальнейшим углублением общего кризиса капитализма, усилением могущества монополий и повышением степени эксплуатации трудящихся.

Высокий уровень инфляции, кризис валютной системы капитализма, хронич. бюджетные дефициты бурж. гос-в подорвали значение внешних источников финансирования: средств гос-ва, кредитно-финанс. учреждений (банков, страховых компаний и т. п.), др. нефинанс. компаний (коммерч. кредит, взаимное владение ценными бумагами), населения. Монополии, особенно наиболее крупные, стали создавать собственные фонды накопления, чтобы в той или иной мере оградить себя от конъюнктурных колебаний на рынке ссудных капиталов. Возможности увеличения масштабов С. были обусловлены высоким уровнем прибылей (особенно в высококонцентрированных и монополизированных отраслях) в результате постоянного повышения цен, роста доли нераспределённой прибыли, замораживания заработной платы.

Конкретные причины, масштабы и направления С. в определённые периоды и в разных странах различны. Наиболее интенсивно С. проводилось в первые послевоен. годы, когда денежно-кредитные системы целого ряда капиталистич. стран были подорваны, норма накопления в частном секторе была низкая, а гос. ресурсы направлялись лишь в отдельные отрасли пром-сти, а также в отрасли инфраструктуры. В эти годы в капиталистич. странах Зап. Европы повышение номинальной заработной платы, как правило, отставало от роста цен. Гос-во поощряло удержание значит, части прибыли компаний от распределения по акциям .

Удельный вес С. в общих капиталовложениях предприятий по странам значительно колеблется. Он был довольно низок в Японии (ок. 17-20%) и наиболее высок в Великобритании и Канаде (до 70%), в ФРГ и США составлял приблизительно 45-65%.

Мелкие и средние предприятия и компании не имеют сколько-нибудь достаточных фондов для С., и в то же время для них ограничен доступ на рынки долгосрочного ссудного капитала. Поэтому значительную долю финансирования капиталовложений эти предприятия и фирмы проводят за счёт краткосрочных кредитов банков. Г. Г. Матюхин.

финансирование инвестиций капиталистических предприятий, фирм и компаний за счёт внутренних источников накопления: нераспределенных прибылей и амортизационных отчислений. Практика С. получила наиболее широкое распространение после 2-й мировой войны 1939-45, что связано с дальнейшим углублением общего кризиса капитализма, усилением могущества монополий и повышением степени эксплуатации трудящихся.

Высокий уровень инфляции , кризис валютной системы капитализма, хронические бюджетные дефициты буржуазных государств подорвали значение внешних источников финансирования: средств государства, кредитно-финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т. п.), других нефинансовых компаний (коммерческий кредит, взаимное владение ценными бумагами), населения. Монополии, особенно наиболее крупные, стали создавать собственные фонды накопления, чтобы в той или иной мере оградить себя от конъюнктурных колебаний на рынке ссудных капиталов . Возможности увеличения масштабов С. были обусловлены высоким уровнем прибылей (особенно в высококонцентрированных и монополизированных отраслях) в результате постоянного повышения цен, роста доли нераспределенной прибыли, замораживания заработной платы.

Конкретные причины, масштабы и направления С. в определённые периоды и в разных странах различны. Наиболее интенсивно С. проводилось в первые послевоенные годы, когда денежно-кредитные системы целого ряда капиталистических стран были подорваны, норма накопления в частном секторе была низкая, а государственные ресурсы направлялись лишь в отдельные отрасли промышленности, а также в отрасли инфраструктуры . В эти годы в капиталистических странах Западной Европы повышение номинальной заработной платы, как правило, отставало от роста цен. Государство поощряло удержание значительной части прибыли компаний от распределения по акциям.

Удельный вес С. в общих капиталовложениях предприятий по странам значительно колеблется. Он был довольно низок в Японии (около 17-20%) и наиболее высок в Великобритании и Канаде (до 70%), в ФРГ и США составлял приблизительно 45-65%.

Мелкие и средние предприятия и компании не имеют сколько-нибудь достаточных фондов для С., и в то же время для них ограничен доступ на рынки долгосрочного ссудного капитала. Поэтому значительную долю финансирования капиталовложений эти предприятия и фирмы проводят за счёт краткосрочных кредитов банков.

Читайте также: