Садово парковое искусство древнего китая кратко

Обновлено: 04.07.2024

Типы садов Китая

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

характерные особенности и принципы садово-паркового искусства Китая

1. Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);

2. Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);

3. Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке – то и нужно выделить);

4. Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);

5. В малом добиваться большего;

6. Использовать постепенное раскрытие видов;

7. Использовать гармонию пропорций;

8. Учитывать время восприятия пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства в Китае неотделимо от общего развития национальной архитектуры. Особое влияние на этот вид искусства оказали религиозно-философские представления китайцев, с древнейших времен одухотворявших силы и явления природы.

Появление парка связано с развитием архитектуры жилища. Простейшая форма парка - дворик в небольшом жилом комплексе. Увеличение размеров такого комплекса закономерно привело к увеличению числа двориков и площади парков, что позволило создавать более богатых по композиции пространств. Появляется парковая группа, соединяющая в себе водоемы, камни, деревья и травы с архитектурными сооружениями. В процессе развития паркового строительства были определены соотношения различных частей парка, сочетания форм различных элементов, место каждой составляющей в общем ансамбле. Было принято располагать в парках с разнообразным рельефом маленькие равнины, горы, поля, водоемы. В равнинных районах в парках устраивали павильоны, закрытые кабинеты и т.п.Особую красоту придавали необычные камни, ставившиеся отдельно и "каменные горы". Благодаря им создавался многоплановый каменный ландшафт. Иногда камни приобретали ключевое значение в системе сада, и растительность как будто бы отодвигалась на второй план. Замощенные, лишенные растительности дворики в садах "южного" стиля производят впечатление именно благодаря строгой организованности пространства. Использовались также камни своеобразной, несколько фантастичной формы - "ху ши", получаемые из местного красного и серого известняка, пролежавшего в воде 100-150 лет; особенно ценились те из них, что напоминали своей формой волшебных животных, например дракона или феникса. Такой камень сливается со средой и выступает в роли парковой скульптуры.

Зрительно увеличивали пространство маленького парка сильно изрезанные берега небольших водоемов. Часто вдоль берегов пруда или искусственной речки строили галереи, чтобы наблюдать движение рыб и любоваться на водные глади. Иногда в парке даже устраивались водопады, подчеркивавшие сложный и многоуровневый ландшафт.Парковая архитектура представлена в основном разнообразными беседками, павильонами, галереями, террасами, а порой и жилыми зданиями. Все постройки в парках подчеркнуто воздушны, легки и изящны.Обильная растительность формировала пейзаж, а ее отдельные элементы выполняли декоративные функции, иногда образуя своеобразные кулисы, которые скрывали широкий горизонт, выделяя отдельный уголок сада.К эпохе Цин окончательно сложились два основных направления в парковом искусстве Китая. Первое, распространенное в основном на юге страны, отличается компактными размерами самих парков, которые входили в состав жилого комплекса и были непосредственно связаны с ним. Второе направление, возникшее на севере Китая, определило появление огромных императорских парков и загородных резиденций. Отдельной группой стоят парки при монастырях и храмах, стилистически являя собой промежуточное звено между первым и вторым направлением.Южное направление паркового искусства характеризуется стремлением к созданию интимной уютной обстановки, места для работы, отдыха и раздумий. Здания в этих садах не пестрят богатством отделки и яркими красками, напротив, используются только белый, черный, серый и коричневый цвета. Сады обычно обнесены стенами, которые отделяют их от внешнего мира. Эти парки почти полностью созданы руками человека, хотя и стремятся к наибольшей естественности и близости к природе. Почти тысячу лет центром паркового искусства Китая был Сучжоу. Самые знаменитые сады этого города - Ваньшиюань, Июань, Чжоучженьюань, Лююань. Интересны названия этих парков, например название парка Чжоучженьюань означает "пока невежды управляют, другие разводят сады. Императорские парки севера - это обычно не только сады, но и загородные резиденции монаршего двора. Здесь располагаются дворцы, покои императора и придворных, храмы. Возводятся триумфальные большие и малые ворота "пай лоу". Уголки сада украшаются вазами и скульптурами, а водоемы - большими и маленькими мостами и знаменитыми арочными "горбатыми мостиками". Северный сад значительно превосходит южный не только размерами, но и пышностью, и парадностью. При планировке этих парков, как и при строительстве столичных дворцовых комплексов, использовалась ориентация всех сооружений по оси север - юг. Наиболее известные сады севера находятся в округе Пекина. Здесь располагаются парки Юанъминьюань, Жэхэсингун, при постройке которых был обобщен весь прежний опыт садово-паркового строительства.Архитекторы при планировке парков пользовались большим количеством специфических китайских строительных принципов. В том числе - "фэн шуй", "инь" (действовать в зависимости от местных условий), "цзе" (определить главное и второстепенное, общее и частное). Для создания удачной объемно-пространственной композиции сада использовались такие сопоставления, как "большое и малое", "светлое и темное", "широкое и узкое", "высокое и низкое", и такие принципы, как гармония пропорций и "в малом добиваться большого".

ЯПОНИЯ

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания — 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или парка —30%;

3) под закрытые пространства — 30%.

Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил — активной и пассивной. Высокий камень — господствующее, активное начало, камень лежащий - пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. В Японии существовали в основном четыре типа садов:

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

Первые сады появились в VII в.

По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажем в живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы - "скелет" природы, вода - ее "кровь". Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал - инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало - водой.

Сад камней

Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай.

В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в садах острова в миниатюре. Сначала это были искусственные островки среди садовых прудов, затем появились сухие сады, где расчёсанный песок изображал морские волны, а камни – острова бессмертных. Позднее камни начали выкладывать в виде священных животных, чаще всего в виде журавля и черепахи, символизировавших долголетие, а также высоты воспарения человеческого духа и глубину познания. Камень мог символизировать и гору Сумэру, по буддистским представления, священную гору в центре мира, и какого-нибудь из мифологических персонажей, и самого Будду. Таким образом, сухой сад для непосвящённого – это сад-загадка. Как правило, он воспринимается европейцем только эмоционально, эстетически, глубинный же его смысл можно понять, только владея древним языком символов.

Японский сад чайной церемонииСад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях как часть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:

- дорожка, ведущая к Чайному домику;

- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;

- сосуд для омовения рук – Тсукубаи;

- каменный фонарь – Орибе.

НАПРИМЕРСад Тэнрюдзи

Чайный сад.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай — большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.


Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин — Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

18

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Сады в Китае можно смело назвать национальной гордостью. Это самая настоящая отдельная культура и даже отдельное направление в искусстве. Именно в искусстве, потому что творения китайских садоводов можно сравнивать с настоящими произведениями искусства.

Китайские сады и парки были известны задолго до нашей эры. Еще в документах, датированных IV-III вв. до н.э., можно найти научно обоснованные теории, следуя которым садовники создавали удивительные по красоте и смысловому наполнению сады и парки и учили видеть, осознавать и почитать красоту природных ландшафтов.




Садоводам Китая, в отличие от европейских садоводов, чуждо присутствие четких геометрических форм в устройстве сада. Китайские сады создаются по принципу гармоничного сочетания природы во всем разнообразии ее форм. Для европейцев подобный подход к садоводству был настоящим сюрпризом. И благодаря влиянию очарования китайских садов, с XVIII века в садовом искусстве Англии появился пейзажный стиль. Мода на сады в природном стиле пришлась по вкусу не только англичанам. Она разошлась по всей Европе и до сих пор не утратила своей актуальности.


По своему функциональному назначению объекты ландшафтной архитектуры Китая можно подразделить на семь основных категорий:

императорские сады и парки;

парки императорских погребальных комплексов;

условно благоустроенные ландшафты;

парки на основе природных ландшафтов;

сады и парки храмов и святилищ;

сады и парки жилых резиденций;

городские сады и парки.


Философия китайского сада



Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).



Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.


Окна в китайском саду

Окна в китайском саду

Лунные ворота



Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.



Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.





Беседки и павильоны – им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.


Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.



Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная – горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов – камень, дерево, бамбук.


Китайские фонари, изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий. Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов – защита владельцев от неприятностей.



Растения – важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками – форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, – сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.


Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.

Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья – важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи – сформированные определенным образом деревья и кустарники – элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.


Точно так же понимали свою задачу и первые китайские ландшафтные дизайнеры, то есть те, кто создавал традиционные китайские сады и парки и особенно парки в усадьбах образованной элиты общества.

Небольшой и неглубокий пруд, лотосы и кувшинки, плавающие на чуть зеленоватой поверхности воды, бамбук, растущий вдоль извилистой линии берега, яркая луна и прохладный ветерок… В классическом китайском саду все эти элементы ландшафта, существующие, на первый взгляд, независимо от воли человека, оказывались связанными в единое целое, то есть создавали единое художественное пространство, объемное в пространстве и во времени.


Сад наполнялся ароматом цветов и ароматом поэзии. Простота и элегантность, чистота и свежесть – вот что ценилось более всего.

Создавая сад, древние китайские дизайнеры создавали пространство, которое должно было соответствовать духовным устремлениям владельца сада и стимулировать его духовное очищение и пробуждение. Это было пространство, которое затрагивало самые тонкие эмоциональные струны души обычного посетителя и пробуждало в человеке его лучшие чувства.

Так что, если вы хотите получить настоящее наслаждение от посещения традиционного китайского сада, приготовьтесь к тому, что вам придется разгадать множество художественных загадок, понять символику и расшифровать аллегорию порой самых обычных деталей пейзажа.

Воды и горы


В свете этого изречения стремление создателей китайских садов и парков обязательно разместить даже на самом небольшом пространстве водоем и создать холмистый рельеф приобретает новое, философское объяснение.Это вовсе не отражение любви к окружающей природе и не попытка ей подражать, а попытка выказать стремление к добродетели и мудрости.

Согласно легендам, император Цинь Шихуанди, обустраивая свой дворец в новой столице новой империи в городе Сяньяне, повелел развернуть русло реки Вэйхэ. Так он создал озеро Чан. Потом же император приказал насыпать в центре водоема священную гору Пэнлайшань, чтобы проводить там время в молитвах и благодарениях за предоставленную ему Небесами силу. Подобная практика создания символических островов или священных гор широко использовалась в последующие столетия.

Три острова в озере Тайе в парке дворца Цзяньчжан в Чанъане времен династии Хань (2 век до н.э.), остров Пэнлай в озере Тайе в саду Большого дворца Мин там же в Чанъане, но во времена династии Тан, три острова в озере Куньмин в Летнем дворце периода династии Цин – это далеко не полный перечень подражаний дизайну сада императора Цинь Шихуанди.


Философия растений

Следование советам Конфуция можно увидеть и в том, как подбирались растения для создания традиционных китайских садов. Мощные и стройные сосны, резкий и жесткий бамбук, распускающиеся самой ранней и еще холодной весной цветы сливы – из-за своих природных особенностей все эти растения ассоциировались у древних жителей китайской империи со стойкостью, устремлением ввысь и целомудренностью.

Цветение китайской сливы

Изображения сосны, бамбука и цвета сливы – одни из самых часто встречающихся в китайской поэзии и живописи, а также обязательные элементы в традиционном садово-парковом искусстве.


Жесткость и устремленность вверх бамбука сделала его любимым растением в частных садах образованной китайской знати в регионе реки Янцзы.

Поэт времен династии Тан Бо Цзюйи не только воспел бамбук в своих стихах, но и засадил им практически все пространство своего сада:

В скалах лишь воющий ветер,

и редкий бамбук зеленеет.

Так обернулся — как смотрит.

Что хочет сказать он, о чем?

Ажурные на срезе корни лотоса кажутся очень хрупкими, но они могут давать побеги даже из небольших своих фрагментов. Кувшинки и водяные лилии растут из озерного ила, но распускаются на поверхности воды прекрасными цветками.

Подобные природные особенности этих растений не могли остаться незамеченными китайскими философами. Лотосы и кувшинки стали еще одними символами в китайской философии жизни, олицетворяя такую добродетель человека, как стойкость в самых сложных жизненных обстоятельствах.


В художественном же пространстве традиционного китайского сада лотос и кувшинка стали такими же обязательными элементами, как сосна, бамбук и цветы сливы.


Они не только украшают произведение китайского искусства и пейзажное полотно сада, но и наполняют его глубоким философским содержанием, очищая человеческие сердца и души.

Садовники-философы, разбивавшие сад Чжочжэньюань (Сад скромного чиновника) в Сучжоу, в максимально полном виде использовали весь символизм лотоса и кувшинок, сделав их важнейшими компонентами садово-паркового художественного пространства.


Когда лето становится уже частью прошлого, а приближение осени с каждым днем ощущается все сильнее, все, что нужно, это уединиться в садовой беседке в тишине китайского сада и слушать, как капли дождя падают на листья лотоса.

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, свя­занное с философией и религией.

Садово-парковое искусство Ки­тая.

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э.) садовое искус­ство развивалось в направлении формирования пейзажных компози­ций, выражающих природу и несу­щих определенное настроение. Эмо­циональная направленность парка обусловила классификацию его пей­зажей по впечатлению на устрашаю­щие (с темными рощами, нависши­ми скалами, грохочущей водой гор­ных рек и т. д.), смеющиеся (от­крытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, па­года). Пейзажные композиции стро­ились так, чтобы подчеркнуть кра­соту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняю­щихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X—XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гекта­ров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраивае­мые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обяза­тельной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он за­нимает значительную часть террито­рии (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро пар­ка. Водоемы имеют изрезанную бе­реговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живопис­ных композиций при движении. Для

Ассортимент растений чрезвычай­но богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китай­ский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цве­тов, среди которых особенно цени­лись пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами.

В качестве примера можно при­вести парк Летнего дворца около Пе­кина — Ихэюань (парк Безмятежно­го отдыха). Это комплекс садов пло­щадью около 400 га. Начало его со­здания относится к XIV в. Парк не­однократно подвергался разрушени­ям (в I860 и 1900 гг.), но вновь вос­станавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 3 /4 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, располо­жен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним при­мыкают дворики с каменистыми са­дами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пиона­ми, магнолиями. Северный склон ре­шен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с бесед­ками и дамбы с галереями протяжен­ностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Се­верная граница участка искусно за­маскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 ос­новных принципов садово-паркового искусства:

— действовать в зависимости от местных условий;

— максимально использовать ок­ружающую природу;

— отделять главное от второсте­пенного;

— использовать контрасты: боль­шое и малое, светлое и темное, широ­кое и узкое, высокое и низкое;

— в малом добиваться большого;

— учитывать гармонию пропор­ций;

— использовать постепенное рас­крытие видов;

— учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искус­ство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способство­вали развитию пейзажного стилево­го направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к со­зданию так называемого англо-ки­тайского стиля.

Читайте также: