Рыбаков культура древней руси кратко

Обновлено: 01.06.2024

Полнота, ясность и последовательность изложения материала делают книгу доступной и полезной для широкого круга читателей, но в особенности для студентов-историков и научных работников гуманитарных специальностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление
• 715
Глава пятая
РЕМЕСЛЕННИКИ IX-XIII вв 442
1. Деревенские ремесленники 442
2. Вотчинные ремесленники 450
3. Городские мастера 460
Часть вторая
С СЕРЕДИНЫ XIII в. ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV в 480
Глава шестая
ВЛИЯНИЕ ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ НА РУССКОЕ РЕМЕСЛО XIII в 480
Глава седьмая
ДЕРЕВЕНСКОЕ И ВОТЧИННОЕ РЕМЕСЛО XIII-XV вв 492
1. Деревенское ремесло 492
2. Мельничное дело, солеварение и доменное дело 515
3. Вотчинное ремесло 528
Глава восьмая
ГОРОДСКОЕ РЕМЕСЛО 539
1. Кузнечное дело 540
2. Литейное дело 545
3. Ювелирное дело 566
4. Разные ремесла 603
Глава девятая
ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛЕННИКИ XIII-XV вв 638
Глава десятая
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ в XIV-XV вв 663
Заключение 707
Список сокращений
713

В этот день:

Дни рождения 1817 Родился Остин Генри Лейард — английский археолог, исследователь Ниневии и Нимруда, обнаружил знаменитую царскую библиотеку клинописных табличек Ашурбанипала. Открытия 1813 Иоганн Буркхардт открыл египетские храмы в Абу-Симбеле.

В книге академика Б. А. Рыбакова собраны исследования (как ранее публиковавшиеся, так и вновь написанные для этого сборника), посвященные различным сюжетам древнерусской литературы: истории праславянского и античного культурного наследия, вопросам развития духовной культуры Киевской Руси и древнерусских княжеств XII-XIII вв. - литературы и летописания, научных знаний, изобразительного искусства и др. Особое внимание уделено вопросу соотношения двух культур русского средневековья - народной и феодальной.Для специалистов-историков. преподавателей высшей и средней школы, а также читателей, интересующихся историей русской культуры.Книга была выложена пользователемanrike на торренте, но в несколько нечитабельном, скажем так, виде. После долгих часов реставрации (очистка страниц, выпрямление текста, ретушь фотографий, отрисовка обложки и т. д.) надеюсь, удалось сделать что-то приличное.

Для археологов, историков, краеведов, специалистов смежных дисциплин.

Книга содержит следующие главы: интерьер, предметы жилого помещения, осветительные приборы, домашняя утварь, украшения, древнерусский костюм, игры взрослых и детей, средства передвижения, новгородские берестяные грамоты, писала (стили) и церы, амулеты, предметы христианского культа, музыкальные инструменты, архитектурный декор, орнамент, русские вещи и мастера в Золотой Орде, наследие домонгольской Руси в ремесле XIV-XV веков

Борис Александрович Рыбаков (1908—2001)—советский и российский историк и археолог исследователь славянской культуры и Древней Руси.

Борис Александрович Рыбаков (1908—2001)—советский и российский историк и археолог исследователь славянской культуры и Древней Руси.

Здравствуйте, друзья. Мы с вами сегодня опять будем изучать историю Древней Руси. В нашей стране это больная тема. Спор двух наших знатоков истории может запросто перейти в драку. Поэтому я стараюсь передавать точку зрения авторитетных экспертов в этой области.

Признаюсь, мне всегда более нравилось обращаться к историкам прошлого—в конце XX века появилось много альтернативщины, в погоне за сенсациями современные фолк-историки совершенно пренебрегают чувством реальности. Конечно, это неправильно (я про то, что обращаюсь только к историкам прошлого). Историки XIX века не имели такой исследовательской базы, большинство археологических открытий произошло много позже. Тем более, есть люди, пренебрегать которыми никак нельзя.

Если говорить о специалистах по истории языческой Руси, то это в первую очередь он—Борис Александрович Рыбаков. Герой Социалистического Труда, лауреат, двух Сталинских и Лениской премии, кавалер многочисленных медалей и орденов СССР, РФ и некоторых иностранных государств, доктор исторических наук, академик РАН. Всю жизнь посвятил изучению истории Древней Руси. Славянофил, антинорманист. Авторитетней специалиста, пожалуй, нет.

Так кто, всё-таки, по его мнению, предки славян? Советский историк обращает взор на Скифию.

"Историки XVII - XVIII вв. иногда излишне прямолинейно связывали скифов со славянами, но лингвисты XIX - XX вв. (В. Ф. Миллер, В. И. Абаев) внесли серьезный корректив: скифы были по языку иранцы, как сарматы и аланы. "

Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси.

Но дело в том, что сам Геродот называл настоящими скифами кочевников и степняков, не имеющих ни пашен, ни городов, ни поселений, говорящих на своём, особенном языке. А говоря про народы земледельцев, Геродот, хоть и называл их скифами, всё же обособлял от ираноязычных скифов, называя их скифами-пахарями и скифами-земледельцами. Или, по месту проживания, борисфенитами (Борисфен—древнегреческое название Днепра). Эти так называемые борисфениты-пахари вели торговлю хлебом с милетской колонией Ольвией, отчего Ольвия, хоть и была удалена от Днепра, стала называться "торжищем борисфенитов", а позже просто Борисфеном. Ольвийских горожан поэтому тоже стали называть борисфенитами, хоть они сами себя называли ольвионитами. Геродот же сообщил самоназвание скифов-пахарей. Сами себя они называли "сколоты".

Чешский историк-славист, археолог, этнограф и лингвист Любор Нидерле высказывался в начале XX века:

"Я не колеблясь утверждаю, что среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры"

Читайте также: