Русская живопись второй половины 18 века кратко
Обновлено: 04.07.2024
Русская живопись 18 века — это особенное явление в мировой живописи. Началом развития светской русской живописи можно считать 18 век. С этого момента древнерусская живопись приобретает некую светскость и отходит от канонов иконописи. У художников возникает потребность изображать повседневную жизнь, природу, человека. В этот период времени происходят переломы практически во всех сферах русской культуры, в том числе и в живописи.
Развитие русской живописи в 18 веке
Русская живопись после петровских преобразований 18 века претерпевает еще большие изменения. Иностранные художники начинают приезжать в Россию и работать при дворе. Появляется Академия художеств, открываются картинные галереи. Русская живопись врывается в мировое искусство и за несколько десятилетий 18 века проходит такой путь, который Европа прошла до этого за несколько веков.
В 18 веке в России появляются различные стили и направления, причем, если в Западной Европе живопись развивалась последовательно, течения постепенно сменяли друг друга, то в России развитие разных жанров происходит практически параллельно.
Русская живопись в 18 столетии становится профессиональной: в большом количестве начинают создаваться как парадные, так и камерные портреты, в живопись приходит натюрморт, так популярный в то время в Европе. Во второй половине XVIII века, благодаря Академии художеств, в России расцветает классицизм (в основном, это картины на исторические, библейские и мифологические сюжеты).
Особенности русской живописи XVIII века
Постепенно русская живопись начинает обрастать национальными особенностями. На полотнах начинают появляться сюжеты из русской истории, наряду с библейскими персонажами героями картин становятся былинные богатыри, не уступая первым в накале страстей. Портретное искусство во второй половине 18 века обретает новое дыхание с приходом новых мастеров живописи.
Портретный жанр обогащается новыми направлениями – костюмированный и мифологический портрет. Постепенно портретное искусство перестает быть элитарным. Портрет выходит за пределы столиц и приходит в русскую провинцию, становясь вершиной русской живописи 18 века.
К концу столетия в русской живописи начинает зарождаться новый жанр – бытовой. И его главным героем становится простой народ и, конечно, русское крестьянство.
В конце 18 века еще одно направление русской живописи выделяется в самостоятельное – это пейзаж. Художники начинают рассматривать природу как ценность, достойную отдельного изображения. Тогда как ранее природные фоны использовались только как украшение заднего плана картины.
В русской живописи 18 века продолжался процесс обмирщения, который начался еще в предыдущем веке. Свидетельством данного явления стало развитие портретной живописи.
18 век подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся именно в написании портретов. Речь идет о Никитине, Матвееве, Адольском и Зубове. Эти художники утверждали новый, светский принцип русской живописи 18 века.
Рисуя портреты, художник обращался к человеку, пытаясь понять темперамент и особенности индивида, стремясь точно отобразить свои наблюдения на холсте.
Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века, развивает такие направления как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. В построении произведения входят перспектива, глубина и объемность изображения на плоскости, направлении света. Искусство начинает становиться более реалистичным.
Во второй половине 18 века живопись становится более сложной в жанровом составляющем. Формируется целая система жанров живописи: портретная, историческая, пейзажная, монументальная.
Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства. Больших успехов в жанре исторической живописи добился художник Лосенко, не отставал от него и его коллега Угрюмов.
В живописи 18 века, пейзаж становится самостоятельным жанром. Признанными мастерами написания пейзажей стали: Щедрин и Алексеев. Тонкие акварели запечатлели различные живописные уголки русских городов и деревень.
Культурным центром русской живописи 18 века становится Эрмитаж. В 1764 году было положено начало формирования новой коллекции художественных достояний… Русская живопись 18 века очень оригинальна и интересна. 18 век подарил нам много замечательных художников и их великих произведений.
Академия художеств была воссоздана с приходом Екатерины II. В ней произошло множество изменений. В 1764 году в Академии было открыто воспитательное училище .
В середине 60х Акакдемию художеств возглавлял И. И. Бецкий, решивший принимать на обучение только пяти- шести-летних мальчиков. Он считал, что на совсем еще маленьких детях, как на чистых листах бумаги, можно писать знания, которые важны для системы образования, чтобы превратить детей в профессиональных художников.
Обучение в Академии художеств
В процессе обучения студенты сначала копировали рисунки и гравюры, затем изображали гипсовые головы и фигуры, только потом рисовали натурщиков, а в конце изучали композицию.
Исторический жанр в Академии ценился больше всего: скульптуры или картины не только на исторические темы, но и на темы легенд, античной и христианской мифологии. Гораздо ниже ставились портрет, пейзаж и бытовая живопись.
Представители русской академической школы XVIII века
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Сайт "Культура и искусство" вошел в 30-ку финалистов Всероссийского конкурса, объявленного компанией "РосТелеком" в номинации IT-Alma mater
Коллекции музеев мира
Читайте также: