Русская православная церковь история 7 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Добавить комментарий Отменить ответ

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).

Сщмч. Николая Розова пресвитера (1938).

Рим., 115 зач., XIV, 19–26. Мф., 16 зач., VI, 1–13. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

П.24. Русская православная церковь в 17в.

Реформа патриарха Никона и Раскол.

Царь в 17веке – глава государства, человек, который руководил светской (т.е. обычной, не религиозной ) жизнью в России.

Патриарх в 17в. – глава Русской православной церкви, человек, который руководил духовной, религиозной жизнью России.

После Смутного времени первым царем из династии Романовых стал Михаил Федорович Романов, избранный правителем на Земском соборе в 1613г.

Он правил страной вместе со своим отцом Филаретом. Слушал его советы, уважал его волю.

Михаил правил с 1613 по 1645 годы.

После Смутного времени Патриархом России в 1619г. стал Филарет.

Он был также отцом царя Михаила Романова и правил вместе с сыном.Советовался с сыном и уважал его волю.

Филарет помогал сыну и был патриархом с 1619 по 1633годы (до своей смерти).

hello_html_72f5ed67.jpg

С 1645 по 1676годы Россией правил Алексей Михайлович Романов (сын Михаила Романова).

При нем была проведена церковная реформа.

Поссорился с патриархом Никоном, т.к. не хотел соглашаться с тем, что патриарх главнее царя и сослал его.

Патриархом при Алексее Михайловиче Романове был Никон. Личный друг царя. Руководил церковью с 1651г. по 1666г.

Он проводил церковную реформу.

Никон считал, что власть патриарха выше власти царя. Что патриарх может указывать царю, как руководить страной. А царь обязан его слушать.

Никон и царь поссорились из-за вопросов о том, кто же главный в государстве.

Никон был лишен звания патриарха и сослан.

Хронологические рамки церковной

Некоторые историки дают другую датировку 1652 (4)-1658гг.

Причины и цели реформы

Стремление светских и духовных властей :

1. Повысить авторитет православной церкви ,

2. Сделать Россию мировым центром православия и главным

государством среди всех православных стран мира.

Произведены изменения в церковных обрядах по греческим образцам :

1. Крестное знамение накладывается тремя , а не двумя пальцами

3. Священник ходит вокруг аналоя против хода солнца, а не по ходу солнца

4. Из русских молитв исключены слова, которых не было в греческих

5. Переписывание икон по греческому образцу

Основные события реформы

1653г – начало реформы церкви.

1654г- Церковный Собор в целом одобрил реформу.

1658г-разрыв отношений между царем и патриархом Никоном из-за спора о власти.

1666—1667 гг.- созван Церковный Собор для суда над патриархом Никоном.

1666г.- Никон лишен сана патриарха, противники реформы прокляты собором.

1681-1682- Церковный Собор. Приговорил к казни протопопа Аввакума - лидера старообрядцев (раскольников)

1. Реформа была проведена и признана правильной.

2. В православной церкви произошел раскол, т.к. часть верующих и священнослужителей не признали реформы.

3. Тех , кто не захотел признать церковной реформы, стали называть раскольники или старообрядцы . Власти преследовали этих людей.

4. Из-за реформы произошел раскол и во всем русском обществе.

5. На время понизился авторитет церкви.

6. Реформа затронула только обрядовую сторону богослужения, но она не изменила основ православной церкви.

Кто проводил реформу

Кто был против реформы

Против выступил протопоп Аввакум, который считал, что если и проводить реформу, то не по греческому образцу, а по старинному русскому, основываясь не на старых греческих книгах, а на старинных русских. По приказу царя Аввакума и его сподвижников сначала сослали, а потом сожгли заживо (1682г.)

Церковный собор -собрание представителей высшего духовенства для решения важных церковных вопросов.

Реформа- медленное, постепенное преобразование.

Протопоп ( это разговорное название, а правильно говорить - ПРОТОИРЕЙ) -старший священник, настоятель церкви.

Патриарх - глава Русской православной церкви.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 921 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.04.2020 3478
  • DOCX 2.9 мбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кредзинская Марина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Урок знакомит с положением русской церкви после Смуты. Подробно описываются суть реформы патриарха Никона и то, какие последствия она влекла за собой. Говорится о расколе верующих на старообрядцев и никониан.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол"

Главным молитвенным жестом во многих христианских религиях является крестное знамение. Этот жест представляет собой изображение креста движением кисти правой руки.


Разное сложение пальцев, когда человек крестится сам либо осеняет крестом кого-то другого, имеет различное значение у верующих.

Так, крещение двумя пальцами (указательным и средним) символизирует двойственную природу Христа (Божественную и человеческую).

А крестное знамение тремя пальцами (большим, указательным и средним) означает Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).


Высшее православное духовенство использует именословное сложение пальцев. Оно так называется, потому что в нём каждый палец обозначает одну из букв имени Иисуса Христа. Такое сложение пальцев можно увидеть почти на всех православных иконах.

Католики же вовсе крестятся пятью пальцами. Они символизируют пять ран на теле Христа.

Реформы патриарха Никона, которые привели к расколу Церкви, начались именно с изменения сложения пальцев в крестном знамении. Подробнее о реформе и расколе вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: положение церкви после Смуты; реформа патриарха Никона; церковный собор 1666–1667 годов; протопоп Аввакум и протесты старообрядцев.

Для Русской церкви Смута стала временем трудностей и лишений. Духовенство в своих взглядах на судьбу России раскололось так же, как и всё остальное общество.

Некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Патриарх Игнатий даже венчал на власть Лжедмитрия I. Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.

Польские отряды, находясь в Москве, грабили церкви, оскверняли мощи святых, убивали священнослужителей и брали их в заложники. А при отступлении и вовсе уничтожили практически все 450 московских церквей.

В польский плен попал и ростовский митрополит Филарет. В миру это Фёдор Никитич Романов, отец первого государя из новой династии. В Москву он смог вернуться только после 8 лет плена, в соответствии с условиями Деулинского перемирия с Речью Посполитой 1618 года.


Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета – патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста.

Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения. Например, обычай многоголосия во время церковной службы либо крещение двумя пальцами. Необходимо было вносить изменения в существующий порядок.

Церковное многоголосие – это одновременное исполнение молитв (иногда разных) священником, дьяконом и самими верующими.

В 1652 году патриарх Иосиф умер. С лёгкой руки Алексея Михайловича главой церкви был избран новгородский митрополит Никон. В 1653–1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам.

Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами. Более того, простой народ напрямую связывал реформу с большими потерями в войне с Речью Посполитой, считая их Божьим наказанием за нарушение церковных традиций.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.


У нового патриарха был самовольный характер. Вскоре после реформ Никон обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.

Когда Алексей Михайлович отказался посещать патриаршие богослужения в Успенском соборе, гордость Никона была задета. Царь также перестал приглашать его на государственные приёмы. В надежде, что царь вернёт его, Никон заявил о сложении с себя полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Однако Алексей Михайлович не стал возвращать патриарха. Он начал подготовку церковного суда над ним. Для этого царь пригласил в Москву православных патриархов из других государств.

Старообрядчество – это совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

На соборе было решено передать лидеров старообрядцев светским властям. По Соборному уложению 1649 года им грозила смертная казнь на костре.

Реформа патриарха Никона и собор 1666–1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.

Раскол – движение, возникшее в середине XVII века в Русской православной церкви. Объединило ту часть верующих, которые не признали церковные реформы патриарха Никона.

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров).

Протопоп – это обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

Аввакум был активным приверженцем и проповедником благочестивого образа жизни. Он должен быть основан на точном следовании церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года. Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.

За свои убеждения он был арестован и заключён в монастырь. А позже вовсе сослан с семьёй в Сибирь, где провёл 10 лет. Однако где бы он не находился, Аввакум везде проповедовал старообрядческие идеи и принципы.

В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой.

На Церковном соборе 1666–1667 годов его лишили духовного сана и отлучили от церкви. После этого он был сослан в Пустозёрск. Там он провёл 15 лет в земляной тюрьме.

После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения.

Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам. Частым явлением стало самосожжение. В период с 1675 по 1695 год так погибло до 20 тысяч борцов за старую веру.


Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668–1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670–1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Таким образом, во время Смуты Русская православная церковь также была вовлечена в политическую борьбу. При патриархе Филарете укрепились царская власть и положение церкви в государстве. Реформа патриарха Никона изменила обрядовую сторону православия. После церковной реформы произошёл раскол верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Русской православной церкви Смута стала временем трудностей и лишений.

Среди духовенства были различные взгляды на судьбу России и православной церкви. К середине XVII века разногласия в церковной жизни ещё более усилились. Патриархом Никоном была проведена церковная реформа, которая изменила обрядовую сторону православия и привела к расколу как самой Церкви, так и к расколу верующих на никониан и старообрядцев.

Во время Смуты некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев. Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.


На Церковном соборе 1619 года новым патриархом Московским и всея Руси был избран Филарет (Фёдор Никитич Романов). При нём значительно укрепилось положение церкви в государстве. Являясь отцом царя, Филарет стал соправителем Михаила Фёдоровича. Благодаря Филарету укрепились авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.


Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета — патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста. Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения.

В 1652 году главой церкви был избран новгородский митрополит Никон. В 1653—1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.


Вскоре после реформ Никон обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.

В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном.

На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства.

Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение.

Реформа патриарха Никона и Собор 1666−1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров). Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.


После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668−1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670—1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.

Читайте также: