Русская культура 18 века кратко таблица

Обновлено: 30.06.2024

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Особенности культура России XVIII века

Образование и наука

В 1701 году открыта школа математических и навигационных наук — навигационная школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Вначале в школы принимали детей дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

Для мальчиков всех сословий кроме крестьян в первой четверти XVIII века создаются государственные начальные общеобразовательные школы — цифирные школы. Постепенно число этих школ уменьшилось, а затем они прекратили своё существование. В то же время были церковно-приходские училища, в которые принимались дети любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. Был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система.

К середине XVIII в. уровень образованности был еще не высок, однако она стала модной среди дворян. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в 1731 году — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров; в конце 50-х годов — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 году — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек.

Появились профессионально-художественные учебные заведения: в Петербурге — танцевальная школа (ныне Училище имени А.Я. Вагановой); в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Светская школа

Большая роль в создании светской школы, возникшей как замена духовной, принадлежит Петру I. В начале века в начала свою работу московская Школа математических и навигацких наук, основана Морская академия в Петербурге. Позднее были открыты Инженерная, Артиллерийская, Медицинская и многие другие школы. Учились в них дети дворян.
Помимо этого, было открыто ещё множество учебных заведений: Шляхетский дворянский корпус, Академия художеств, Московский университет, Смольный институт благородных девиц. Однако, в практически всех из них учились только представителей дворянского сословия.
В 1708 году было сделано важное открытие: переход к новому, более простому, гражданскому шрифту и арабским цифрам, сто значительно упростило образовательный процесс.

Искусство 18 века в России по отраслям

Русская литература 18 века

Влияние идей Просвещения, народных восстаний и, наконец, Французской революции привело к тому, что многие поэты и пи­сатели второй половины XVIII столетия стали посвящать свои произведения злободневным общественным проблемам. В русской литературе 18 века можно отме­тить три имени — Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев.

Музыка 18 века

Среди музыкантов времени правления Екатерины II особенно выделялся Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Он родился на Украине. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капел­ле в Петербурге. Десять лет прожил в Италии, где совершенство­вался в музыкальном искусстве. Здесь же были поставлены его первые оперы. В 1779 г. Бортнянский возвратился в Россию. Его со­чинения, поднесённые императрице Екатерине II, произвели сен­сацию. Бортнянский был удостоен звания композитора Придвор­ной капеллы и пожалован денежной наградой, а в 1796 г. назначен директором Придворной певческой капеллы. Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духов­ных композиций.

Общественная мысль и литература

Центральной темой общественной мысли данного периода является крестьянский вопрос. С его критикой выступал упомянутый выше А. Н. Радищев. Широко известна также по этому вопросу полемика императрицы Екатерины Великой с Новиковым Н. И.
Среди наиболее известных литераторов данного периода: Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Отдельно следует выделить знаменитого М. В. Ломоносова, прославившегося не только в литературе, но и во многих областях науки.
Классицизм со своим культом разума и сентиментализм с культом чувственности господствовали в литературных течениях XVIII века.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Кратко о русской культуре 18 века рассказывает следующая таблица:

Наука и техника

Большое значение в развитии науки имело открытие в 1725 году Академии наук.
В это время были открыты на Урале залежи руды и месторождения нефти. Большая работа была сделана в исследовании восточных и северных районов страны ( С. Челюскин, братья Лаптевы) . В следствии этого был издан первый российский атлас. Его автором стал И. К. Кириллов.
Начинает развиваться и историческая мысль. Знаменитые историки того времени: В. Н. Татищев, М. Ю. Ломоносов, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов. Сюда же можно отнести и уже упоминавшегося выше Н. М. Карамзина, который трудился ещё и на литературном поприще.

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.


Реформы Петра I

Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).

Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.

Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.

В 1706 г. провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.

Характерные особенности культуры петровской эпохи:

которые читают вместе с этой






  • европеизация;
  • просвещение;
  • светский характер культуры.

Петербург

Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.

16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.

Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев

Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко, а Бартоломео Франческо Растрелли его исполнителем.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения, а имя Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота стало широко известным благодаря созданному им Гостиному двору в С-Петербурге.

Петропавловский собор

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно ученым-естествоиспытателем, основоположником научного мореплавания, физиком, химиком, историком, поэтом и художником.

Русская культура 18 века формировалась в период совершенно нового этапа в истории России. Эпоха преобразований Петра I существенно повлияла на все стороны государственной и общественной жизни. Начался процесс европеизации русской культуры.

Реформы Петра I

Прорубив “окно в Европу”, молодой и энергичный русский царь начал проводить крупномасштабные реформы. Многие начинания и нововведения Петра I носят название “первых” в России (первая школа, первая газета и т. д.).

Большое значение Петр I придавал изменению всего образа жизни и быта русского дворянства в западном духе.

Многие реформы имели прогрессивное значение и приобщали Россию к общеевропейской культуре. С другой стороны, насильственное внедрение чужой культуры часто приводило к уродливым проявлениям.

В 1706 г. позорно провалилась попытка Петра I создать в России первый публичный театр – “комедиальную храмину”.

Характерные особенности культуры петровской эпохи:

  • европеизация;
  • просвещение;
  • светский характер культуры.

Петербург

Среди великих деяний Петра особое место занимает основание Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей России.

16 мая 1703 г. Петр I в устье Невы заложил крепость “Санкт-Питер-Бурх”, что стало днем рождения города. Уже в начале 20-х гг. XVIII века в Петербург переезжает императорский Двор, центральные административные учреждения и дипломатический корпус. Фактически город становится новой столицей империи.

Рис. 1. Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Ф. Я. Алексеев.

Культура “Просвещенного абсолютизма”

В “Эпоху дворцовых переворотов” продолжалось развитие культурных традиций, заложенных Петром I. В правление Елизаветы Петровны в архитектуре ведущим стилем становится барокко.

Настоящий расцвет культура переживает в эпоху Екатерины II. В эти годы господствующим стилем становится классицизм, который тесно связан с идеями европейского Просвещения.

Рис. 2. Петропавловский собор.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграл М. В. Ломоносов, который был одновременно химиком, историком, поэтом и художником.

В. Г. Белинский назвал Ломоносова “Петром Великим русской литературы”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обширный материал в компактной форме в виде таблицы. Он может быть использован как при обучении, так и при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ. Подтемы: 1. Условия развития культуры. 2. Образование и наука. 3. Публицистика и литература. 4. Архитектурна. 5. ИЗО

Культура россии XVIII в.

Обмирщение (секуляризация) и европеизация (ассамблеи - собрания-балы дворян с участием женщин, введенные Петром I в 1718).

Сословность культуры: у народа – традиционная, у дворян – западная, европейская, что углубляло раскол в обществе.

Идеалы Просвещения – веры в могущество разума. Зависимость Просвещения от власти. Нет массового образования.

Образование и наука

Открыты 1-е светские школы в России:

1701 – Навигацкая в Сухаревой башне (Я.Брюс)

1707- Медицинская, 1712 – Инженерная школы.

1725 - 50 цифирных школ начального образования.

Новшества культуры и быта:

1700 – с 1 января год и летоисчисление – от Р.Х.

наука и техника

1725 – петербург. Академия Наук (иностранцы).

1. Геология: уголь Донбасса, руда Урала, нефть Баку.

2.Географ. Камчатские экспедиции Беринга: пролив м.Азией и Америкой, Аляска, уч.Челюскин, Лаптевы.

Нартов - токарь, автор токарно-винторезного станка.

Сословное образование, сословные учебные заведения для дворян:

1731 – Сухопутный шляхетский корпус (Анна).

1751 – Морской шляхетский корпус (Елизавета).

1757 Академия художеств (Елизавета, Шувалов), 1759 Пажеский корпус

25.01.1755 - Московский универ. Елизавета, И.Шувалов, М.Ломоносов.

Казаков - здание Московского университета на Моховой (классицизм).

1764 - Эрмитаж (Екатерина II)

1764 - Смольный институт благородных девиц (Бецкой, Екатерина II)

Устав народных училищ 1786: единые уч. планы и классно-урочная система.

В уездных городах малые училища, в губернских городах - главные училища.

В Петербурге - Главное народное училище.

наука и техника

1. М.В.Ломоносов (1711-1765) - 1-й русский академик АН.

Проект М.У 1755. Он против академиков-норманистов Байера и Миллера.

3. Дашкова - глава СПБ Ак. Наук и Российской академии рус. словесности

Ползунов - паровая машина за 20 лет до Уатта.

Кулибин - часы-яйцо, проект одноарочного моста через Неву, лифт, протезы.

публицистика и литература

1. Феофан Прокопович:

погребальная речь Петру

2. Антиох Кантемир – 1-й российский сатирик, сатиры – в стихах.

1792 в Шлиссельбургскую крепость

против крепостного права, 1790.

Фонвизин комедии Бригадир, Недоросль

интерес к человеческим чувствам

петровское барокко: пышность, декор

классицизм 1760-1820: колоннада, симметрия, строгость форм

16/V1703 - Петропавловская крепость, основан Спб.

Д.Трезини – застройка Петербурга:

здание 12-ти коллегий, Летний дворец Петра I

Петропавловский собор-усыпальница имп-ров,

Фонтана, Шедель дворец Меншикова 1-е кам. зд СПб.

Москва храм арх. Гавриила (Меньшикова башня). И.Зарудный.

В.Баженов д.Пашкова в Москве

ансамбль Царицыно псевдоготика

М.Казаков МГУ (восст. с 1812 Жилярди), Петровский замок, Сенат, Голицынская/1-я Градская больница, перестройка в Царицыно.

Старов Таврический дворец (ГД до 1917)

Троицкий собор А-Невской лавры;

Кваренги - Смольный институт, 1806 (революционный штаб в Октябре 1917); Эрмитажный театр, здание Ак. Наук.

Кокоринов - здание Ак. Художеств

Ринальди Мраморный дворец 1й в Спб. с облицовкой из естественного камня.

Бренна, Баженов Михайловский(Инж)замок

В.В.Расстрелли – сын: елизаветинское барокко / рококо

Б.Петергофский дворец, Екатерининский дворец ЦС,

Зимний дворец (Эрмитаж), собор Смольного мон.

Никольский морской собор Спб, 1753-1762 - арх. Чевакинский

1714 Кижи на Онеге, Преображенская ц-вь. Дерево

Псевдоготика: 1780 Чесменская церковь в честь Чесмы-1770. Фельтен.

1733-1735 –отлит Царь-колокол (Моторины)

И.Никитин портрет канцлера Головкина, Петра.

А.Матвеев Автопортрет с женой.

Антропов Петр I, Петр III, Екатерина II

Музеи: 1719 - 1-й музей Кунсткамера

1702 – 1-й в Москве общедоступный театр. Немецкие актеры, европейские пьесы.

музыка дала светские жанры (опера и др).

Э.Фальконе, Петр I/Медный всадник. Шубин - бюсты Ломоносова, Ек II, Павла.

Рокотов классицизм Екатерина II, Петр III, Павел, портрет Струйской.

Левицкий - классицизм Екатерина-законодательница, портрет Демидова.

Аргунов портрет неизвестной крестьянки в рус. костюме; гр.Шереметьевой.

Боровиковский - сентиментальный портрет: М.Лопухиной, Куракина, Павла I.

Музеи: 1764 - Эрмитаж при Екатерине II.

Театр (при Елизавете Петровне) и МУЗЫКА.

1756 - 1-й гос. театр на базе труппы Ф.Волкова из Ярославля (1750)

Директор театра и автор пьес - драматург А.Сумароков

1776 - Большой театр в Москве. 1783 Мариинский театр оперы в Спб.

крепостной театр: актриса Прасковья Жемчугова, жена гр. Шереметьева.

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

(о восстании в Твери в 1327г.);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

русских государей с византийскими императорами.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор - Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

( победа над турками 1641г.)

основатель Симеон Полоцкий.

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Читайте также: