Русская культура 17 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 18 веке в России начало развиваться образования. Открываются учебные заведения, академии. Уровень жизни этого времени требует развития грамотности населения Российской Империи. Уделяется большое внимание развитию грамотности, науки и искусства. 18 век стал для России – веком Просвещения.

В период правления Екатерины II был основа первый университет нашего государства – Московский университет (дата основания 1755). Во второй половине 18 века открывались первые библиотеки, музеи, театры, начала выпускаться первая пресса. В Петербурге начала свою деятельность Императорская академия художеств.

Развитие просвещения Российской Империи делиться на два периода:

  • Первая половина 18 века – образование совершенно новой культуры.
  • Вторая половина 18 века – стремительное развитие культуры и образования.

Общая характеристика

Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.

В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.

При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.

В 18 веке империя расширяет границы, выходит к морям. Из периферийного государства, приобретает статус доминанта на Востоке. Не одно важное дипломатическое решения не принимается без участия Российской Империи.

Особенности развития

Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.

Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.

Архитектура

В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.

Основные этапы развития архитектуры эпохи:

  • В России 18 века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.
  • В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.
  • В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.
  • Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры 18 века.
  • Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.
  • Планово застраиваются города.
  • Россия приглашает иностранных архитекторов.
  • Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи

Музыка

В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.

Живопись

Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.

При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:

Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.

Литература

В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:

  • Житие.
  • Панегирик.
  • Тонические стихи.

К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.

Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.

В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:

  • Проза.
  • Драма.
  • Стихотворные формы литературы (поэмы, оды)

Театр

Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.

Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.

В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.

Главные театры 18 века:

  • Каменный театр.
  • Деревянный театр.
  • Эрмитажный театр.

18 век для Российской империи характеризуется резким скачком развития культуры и образования. В эпоху Просвещения Россия перенимает направления развития европейских стран, что положительно отражается на становлении культуры государства.

 Культура России 21 века кратко

Культура России 21 века кратко
Русская литература 21 века представлена многими современными жанрами, но самую большую популярность получила детективная литература. В этом жанре работают Борис Акунин, Александра Маринина. Очень популярны в начале 21 века были писательницы Татьяна Толстая и Людмила Улицкая.
В последние годы успешно развивается отечественный кинематограф, стала постепенно восстанавливаться система кинопроката. В крупных городах были открыты современные кинозалы.
Самым популярным видом искусства стала массовая культура.

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

С XIX века начался культурный подъем в русском народе. Отечественная война 1812 года ускорила процесс национального самосознания. Началось сближение русского народа с другими народами страны.

Образование

Образование в России в начале XIX века можно назвать лишь формальным. Т. е. существовавшая система образования удовлетворительных результатов не давала.

В 1804 году существовал только Казанский университет. Из технических учебных заведений только горный в Петербурге. Немного позже при Александре I появился Лесной институт.

Затем сфера образования стала развиваться. Николай I продвигал техническое, инженерное и военное образование. Появились Московское техническое училище, Петербургский Технологический Институт, Инженерная и Артиллерийская академии, академия Генерального штаба.

В 1815 году Лазаревы основали в Москве Институт восточных языков. Это дало возможность русским студентам углубиться в культуру Востока. Стали возможны дипломатические миссии в восточные страны.

Еще одним направлением развития образования было женское образование. Открывались Институты благородных девиц, воспитывающие добрых жен и матерей.

Открывающиеся духовные учебные заведения объединялись в одну систему.

К середине столетия в стране появилось уже 8 высших учебных заведений, 2 лицея и примерно 40 гимназий.

Наука

Начавшийся промышленный прогресс требовал развития науки. Научная жизнь страны в тот период :

  1. Благодаря Лобачевскому появилась геометрия, отличная от геометрии Евклида, которая была названа неевклидова геометрия.
  2. Николай Зинин синтезировал анилин, который стал использоваться в промышленности.
  3. Благодаря Петрову стало возможным использование электрического разряда в разреженном газе и электрические дуги для освещения.
  4. Якоби открыл метод гальванопластики.
  5. Аносов, который проводил исследования в области стали, создал стальные клинки.

Живопись

В русской живописи существовало 2 направления – академизм и реализм.

Самые известные художники-академисты:

  • Иванов;
  • Тропинин;
  • Кипренский;
  • Брюллов.

Самым известным художником-реалистом того времени являлся Федотов. Он писал картины в комедийно-сатирическом характере.

Развитие музеев началось только во второй половине XIX века

Театр и музыка

Отечественный театр только начинал развиваться. Большую роль играли крепостные театры, т. к. многие артисты были из крепостных, Например, Щепкин и Мочалов.

Самые знаменитые композиторы того времени:

Эти композиторы заложили основы русского городского романса.

Архитектура и скульптура

В архитектуре господствовала эпоха классицизма. Петербургский классицизм отличался построением целых ансамблей, которые были едины и гармоничны. Самые знаменитые проекты того времени:

В стиле Московского классицизма строились отдельные здания, а не ансамбли. Самые знаменитые проекты:

  • Большой театр и Манеж Бове;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Матроса.

Современный музей Толстого на Пречистенке тоже был построен в то время по проекту Григорьева.

В Петербурге стали строиться многоквартирные дома, которые в то время назывались доходными.

В 1838 году по проекту Тона построен Большой Кремлевский дворец, а в 1839 году заложено основания Храма Христа Спасителя.

Журналистика

Самые популярные русские журналы в первой половине XIX века:

Литература

  1. Романтизм. Представители данного направления – Жуковский, Рылеев, Кюхельбекер. В ранние годы Лермонтов и Пушкин тоже писали в стиле романтизма.
  2. Реализм. Направление появилось ближе к середине XIX века. Основоположником являлся Пушкин. Другие писатели, создававшие произведения в стиле реализма, – Грибоедов, Тургенев, Лермонтов, Некрасов, Гоголь.

Путешествия и географические открытия

В начале XIX века проводилось множество экспедиций и исследований. Самые важные из них:

Помимо достижения в области географической науки, экспедиции имели значение во взаимодействии с другими народами.

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре. В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов. Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

Этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры, .

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура и история на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью. Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь — культура XIII – XIV вв

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры. По той эпохе проведено много исследований, и есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков. Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб. Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла. Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Московская Русь — этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации. Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве, вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека. По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве. Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

Это время радикальных реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в.

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера. Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде. К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения. Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, Г.В, Флоровский, С.Л. Франк.

Еще предстоит объективное изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Современный этап истории

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Читайте также: