Рубенс снятие с креста описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почему на героинях библейского сюжета современные одежды? Почему мертвое тело Христа как будто невесомо? И как Рубенс примирил пожелания заказчика с запретами Церкви?

Разбирал Алексей Ларионов

Общее

Внешние стороны боковых створок алтаря: святой Христофор с младенцем и отшельником

На внешних сторонах боковых створок, которые видны, когда алтарь закрыт, изображен сюжет о святом Христофоре. Этот святой считался покровителем гильдии аркебузиров (стрелков из аркебузы*), которая заказала Рубенсу триптих; именно в честь святого Христофора был освящен алтарь, традиционно находившийся в этой части собора. Однако изображение святого Христофора (и не его одного) не могло стать главным сюжетом алтарного образа. Дело в том, что начиная со второй половины XVI века Церковь строго регламентировала тематику алтарей в центральных частях храмов: они должны были изображать либо Христа, либо сцены из Нового Завета. Тем более не могло быть алтарным образом изображение святого Христофора, в достоверности биографии которого уже тогда существовали большие сомнения. Несмотря на свою популярность, святой Христофор воспринимался скорее как фигура легендарная, чем реальный персонаж священной истории.

*Аркебуза — гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружье.

Чтобы выполнить пожелания заказчиков и одновременно соблюсти требования Церкви, художник поместил изображение святого покровителя гильдии на внешней стороне боковых створок так, чтобы оно было видно, когда алтарь закрыт. Кроме того, Рубенс изобрел остроумную иконографическую схему, благодаря которой смог протащить тему святого Христофора на внутреннюю сторону алтаря, о чем будет сказано отдельно.

Левая створка: святой Христофор с младенцем

Святой Христофор vs Геркулес Фарнезский

Образ святого Христофора ярко отражает увлечение Рубенса античным искусством. Гигантская фигура атлетически сложенного мужчины напоминает о знаменитой статуе Геркулеса Фарнезского, которую Рубенс видел и зарисовывал, когда был в Италии. Показательно, что при своем появлении образ Христофора многим показался шокирующим. Сохранилось ходатайство представителей церковного причта* к местному епископу с просьбой убедить Рубенса задрапировать фигуру святого, поскольку ее нагота оскорбляет чувства прихожан. Епископ, однако, оставил это обращение без внимания.

*Причт — штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при храме.

Посох святого Христофора

У Рубенса Христофор несет на своих плечах младенца, опираясь на посох. Посох — это постоянный атрибут святого Христофора, орудие его труда на переправе через реку. Легенда рассказывает, что по слову младенца Христофор воткнул посох в землю и тот пророс, превратившись в плодоносящее дерево. Это чудо позволило Христофору убедить многих принять крещение.

Правая створка: святой отшельник

Рубенсу предстояло решить непростую композиционную задачу. Картина со святым Христофором должна быть двухчастной, так как находится на двух смыкающихся створках. Однако сюжет со святым Христофором сам по себе однофигурный. Поэтому художник вводит образ святого отшельника, который обратил Христофора в христианскую веру, и изображает его на второй створке.

Фонарь в руке отшельника

У отшельника в руках фонарь, которым он освещает в ночи путь Христофору и который вместе с тем символизирует пролившийся на великана свет христианской истины. Пылающий в фонаре огонь — единственный источник освещения ночной сцены. Зрительно он объединяет обе створки и создает драматический светотеневой эффект.

Открытые створки алтарного триптиха: три сюжета

Центральная часть триптиха: снятие с креста

Мертвое тело Христа

Поза Христа, найденная Рубенсом, — одна из его самых больших творческих удач. Это мертвое, жестоко израненное тело с потеками крови, посиневшими кистями рук и ступнями, с упавшей на плечо головой и повисшей, неловко вывернутой рукой. Вместе с тем это очень красивая, отсылающая к высоким образцам античного искусства пластическая формула. Последствия жестокой казни и предсмертных мук переданы с почти пугающим натурализмом, но даже в смерти совершенное по пропорциям и пластике тело Спасителя остается прекрасным. При всем реализме изображения тело кажется невесомым. Касания людей, окружающих мертвого Иисуса, благоговейны и бережны, никто не проявляет чрезмерных физических усилий. Христос словно парит в воздухе, торжественно и плавно скользя вниз вдоль белой пелены на руки женщин, ждущих его для омовения и оплакивания. Белая пелена и само тело Иисуса оказываются в картине основным источником света, падающего на лица и фигуры остальных персонажей. В этом прочитывается отражение религиозного догмата о том, что Христос — это свет, пролившийся на человечество, прозябавшее в ночи греха и невежества.

Картина Питера Рубенса была написана в период с 1610 по 1613 года. Это центральная часть триптиха, второго большого алтарного образа, написанная художником. В XVII веке художнике любили рисовать картины с религиозными сюжетами. Рубенс был из их числа. Многие элементы произведения напоминают стиль знаменитых учителей Рубенса — Караваджо и Тинторетто.

На центральной части картины изображено неподвижное, беспомощное тело Иисуса. Его осторожно спускают с распятия в руки апостола Иоанна. Художник изменил цвет его кожи до бледно свинцового, чтобы показать зрителю сходство с мраморной статуей. Вокруг Иисуса собралось много людей, в том числе и пожилых.

Художник очень профессионально показал, насколько для них тяжела эта ноша и физически и морально. Один из стариков изо всех сил старается удержать тело, чтобы аккуратно перенести его с креста в руки людей внизу.

В толпе мы видим мать Иисуса, стоящую справа, неподвижную и потерявшую смысл жизни. Ее лицо сливается с цветом кожи Иисуса, словно она так же, как и он переживал эти муки на кресте. Кажется, только вчера она омывала ноги своего сына, а сегодня стоит в ожидании под крестом, чтобы обмыть его неподвижное исхудавшее тело от крови и грязи.

Несмотря на грандиозность и тяжесть события, картина написана просто и без драматизма, без попыток повлиять на чувства зрителя. На полотне отсутствуют наигранные персонажи и театральные жесты, люди просто стараются снять умершего человека с креста, что бы обмыть и произвести обряд похорон.

Несмотря на сильное влияние учителей, Рубенс не стал изображать картину в серых и темных тонах. Он использовал янтарные и светло-серые краски, поэтому картина скорее производит впечатление обычного фрагмента из жизни, нежели знаменитый религиозный сюжет.

Произведение считается одним из лучших полотен художника на тему религии, с помощью этого полотна художник получил всемирную славу, признание и звание великого христианского художника. Картина хранится в Соборе Антверпенской Богоматери города Антверпена.

Дата создания: 1612–14 годы.
Тип: масло, дуб.
Расположение: Антверпен.

Снятие с креста. Рубенс.

Снятие с креста

Вместе с итальянским художником Караваджо, Питер Пауль Рубенс был одним из ведущих фигур в живописи барокко. Оба мастера выразили драму и тайны, лежащие в основе католической догмы, а так же были экспертами в светотени и моделировании форм. Но в то время, когда Караваджо известен неприукрашенным натурализмом, Рубенс придерживается более традиционных правил.

Воздвижение креста. Рубенс.

Воздвижение креста

Холст был заказан в 1611 году главой гильдии Антверпена, по совместительству хорошим другом Рубенса.

Снятие с креста. 1616-1617.

Версия из Лилля

Анализ произведения

Композиция центральной части триптиха основана на эмоциональном взаимодействии группы фигур, расположенных вокруг безжизненного тела Спасителя. По диагонали картины расположено бледное и мускулистое тело Иисуса и его медленное снятие. Расположенные на вершине двух лестниц, на верхней части холста, двое рабочих начали процесс опускания с помощью бандажа. Они помогают святому Иоанну (в красном плаще) у подножья креста, Иосифу Аримафейскому (стоит по середине левой лестницы) и Никодиму (расположен по середине правой лестницы).

Триптих Рубенса.

Триптих Рубенса

Ниже располагаются три Марии: Дева одета в спокойный синий и поднимает руки к мертвому сыну; ниже изображена приседающая на колени её сестра (не доказано) — Мария Клеопова; Магдалина же с любовью держит левую ногу Спасителя.

На земле справа мы можем видеть медное блюдо, в котором лежит терновый венец и гвозди, оставшиеся после распятия. Блюдо наполнено застывшей кровью. Композиция значительно отличается от аналога Караваджо.

Положение во гроб. Караваджо.

Положение во гроб. Караваджо.

Масштабы картины (420,5*320 см), согласно руководящим принципам католического совета, должны были стимулировать благочестие и воображение зрителя, ведь учение иезуитов акцентировало особое внимание на необходимость развития способности верующего представлять библейские сцены так, будто они были абсолютно реальны. Распятие и его последствия — важный элемент христианского богословия и по сей день.

Снятие с креста. 1617-1618.

Версия из Эрмитажа

Питер Рубенс рисовал своё знаменитое полотно в период с 1610 по 1613 года. В то время была мода на рисование картин на религиозные темы, и Рубенс не был исключением. Знатоки заметили, что стиль и некоторые элементы полотна свидетельствуют о влиянии его учителей – Тинторетто и Караваджо.

В центре картины – беспомощное тело Иисуса, которое вот-вот должно попасть в руки апостолу Иоанну. Художник преднамеренно окрасил кожу Сына Божьего в свинцовый цвет, чтобы сравнить тело, провисевшее несколько недель на кресте, с мраморной

Вокруг своего духовного наставника собралось несколько старцев, которые из последних сил пытаются помочь снять тело с креста. Рубенсу удалось подчеркнуть всю немощь старца, отчаянно пытающегося удержать тяжёлое тело Иисуса.

На фоне суматохи выделяется Богоматерь – она стоит неподвижная, словно статуя, лицо у неё мраморного цвета. Художник умело изобразил все внутренние переживания Марии. Если присмотреться на её лицо, то можно прочитать мысли: «я недавно обмывала ноги своему любимому сына, а теперь должна

Читайте также: