Рождение новой разновидности тоталитаризма исламистского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.(F)/100 против 142-й иад ПВО

1.(F)/100 против 142-й иад ПВО l.(F)/100 гауптмана Маркуардта по-прежнему действовала на центральном участке Восточного фронта. Вылеты в основном осуществлялись в прифронтовой полосе, дальние рейды стали редкостью. Этот факт подтверждается тем, что в районе Горького после почти

Против конвоев

Против конвоев Поскольку железная дорога Таллин – Ленинград была перерезана еще в конце июля, связь с главной базой Балтфлота осуществлялась только по морю. Конвои и одиночные суда, обходя минные поля и подвергаясь атакам авиации, подвозили боеприпасы, эвакуировали

ФСБ против сект

ПРОТИВ ТАНКОВ

ПРОТИВ ТАНКОВ Звено самолётов К-37 (Гу-37) с пушкой Ш-37 впервые использовалось в боях на московском направлении в октябре 1941 г. в составе 43-й авиадивизии. Тогда мощное вооружение этих машин не удалось использовать в полной мере из-за многочисленных конструктивных и

Зеленый тоталитаризм

Снайперы против боя в толпе

Снайперы против боя в толпе В мировой практике полиции и спецслужб случается и еще один неприятный момент, вернее, гадкий политический прием, а именно бой в толпе. Заключается он в том, что при проведении массовых мероприятий – митингов, демонстраций и т. д., когда страсти

КГБ против диссидентов

Чекисты против ЕАК

Чекисты против ЕАК С делом Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) не всё так просто и однозначно. Иосифа Сталина и членов Политбюро, а не чекистов — как это считают многие — он начал раздражать не своим национальным составом, а своими делами.«Еврейский антифашистский

Т-50 против Т-34

Тоталитаризмкак тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, он обрушили на них террор и репрессии, втянул мир в череду кровавых войн.

Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы. Отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения.[2]

Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.

Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К.Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVIII – XIX вв. во Франции.

Только в начале XX в. с развитием производительных сил и научно-технической революцией появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.

Тоталитаризм — это принятие большинством индивидов власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только диктатор, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем, пространством над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования.[5]

Появление такого тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные.

Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация населения, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества и т.д.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями, тоталитарным коллективистским мировоззрением.

Перечисленные выше факторы, благоприятные для рождения тоталитаризма как государственного строя, могут сыграть роль лишь при наличии соответствующих политических условий . К ним относятся прежде всего этатизация общества (резкое расширение государственного влияния), а также появление тоталитарных движений и партий нового типа – предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям – вождям. Именно эти веры организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя.

Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.

Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:

-официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

-монополия на средства массовой информации;

-монополия на все средства вооруженной борьбы;

-система террористического полицейского контроля;

-централизованная система контроля и управления экономикой.[6]

Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:

-чрезмерное огосударствление общественной жизни;

-правовое закрепление руководящей роли одной партии;

-осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.

Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический , и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа . Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.

Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников . Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.

Западные социологи и политологи различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистический) и левоэкстремистский , возникший в результате переворота, произведенного в революционной России Сталиным.

Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Характерными чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризиса. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.

Особым изуверством отличался германский фашизм, который, придя к власти, быстро превратился в главную силу мирового фашизма, пытаясь навязать свое господство всему человечеству.

Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая.Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала, либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.

С 1985 г. тоталитарная система стала разрушаться: была ликвидирована монополия КПСС в политической и общественной жизни страны и той идеологии, которая носила догматический характер; стали появляться альтернативные формы собственности, политическая система начала характеризоваться плюрализмом и многопартийностью, начался постепенный отход от идеологических догм.

История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида переел отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.[13]

1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.

2. Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М.: Наука, 1994.

5. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.

6. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М.: Наука, 1994.

7. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма. М. ЦентрКом, 1956.

[1] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.С. 84.

[3] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 186.

[4] История политических и правовых учений. М., 1991, .С.164.

[5] Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М., 2005.

[6] Fridrich C. J., Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, Mass, 1956, p. 58.

[7] Х.Арендт. Истоки тоталитаризма. М., 1956. С. 624.

[9] Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М., 1996, с. 140.

[10] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // С. 95-96.

[11] Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918. С.5.

[12] Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М., 1998. С. 164.

[13] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 196.

Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма - исламистского.

1. Закрепившееся в общественном мнении, литературе и СМИ на Западе и в России представление об исламо-экстремизме как исключительно терроризме анархо-криминального характера не соответствует действительности. Разумеется, какая-то доля анархизма и криминальности в исламоэкстремизме имеется. Однако корни этого явления намного глубже, а его политические и социальные связи намного шире и отнюдь не сводятся к безумному фанатизму и преступному беспределу. Чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к генезису исламо-экстремизма, к многообразным, часто осложнявшим друг друга обстоятельствам и условиям его возникновения.

Национализм стал господствовать в странах ислама после второй мировой войны. В течение примерно полутора – двух десятилетий после ее окончания почти все они стали независимыми. Национализм, таким образом, добился своей цели. Однако он, как и связанный с ним в ряде случаев мусульманский социализм, потерпел неудачу в решении экономических и социальных проблем. Политическая независимость не повлекла за собой сколько-нибудь серьезной хозяйственной самостоятельности, сохранив значительную подчиненность ведущим державам Запада в сферах экономики, финансов, образования, науки, культуры, технологии, технической и военной мощи. Этот мощный пресс извне непосредственно воздействовал на все процессы и социальные сдвиги внутри мира ислама, что достаточно остро ощущалось мусульманами и способствовало закреплению негативного отношения к Западу, традиционного с колониальных и даже, во многих случаях, еще с доколониальных времен. Неспособность большинства националистических правительств выполнять свои обещания лишь обострила ситуацию.

Мусульмане дольше других людей Востока – примерно 1300 лет – общались с европейцами. И около 1000 лет они оказывают сопротивление европейской экспансии, которую всегда считали не только военной, но также духовной и прежде всего религиозной агрессией. Неудачи в этом противостоянии за последние века неимоверно ожесточили мусульман. Следует, однако, помнить при этом: мусульмане не выступают против западной цивилизации как таковой или вообще влияния Запада. Но они решительно против военного, политического, экономического и особенно духовного господства иноверцев, ибо считают его покушением не только на свою свободу, но и на самобытность, неповторимость собственной цивилизации.

Значение наследия Султан-Галиева полностью раскрылось лишь во второй половине XX века. В 60–70-е годы его идеями, особенно гибким учетом психологии и образа жизни восточного крестьянства и определением роли ислама в процессе революционного обновления общества, увлекались Гамаль Абдель Насер в Египте, Ахмед Бен Белла в Алжире, Муаммар Каддафи в Ливии и Али Шариати в Иране 19 . В 80-90-е годы работы Султан-Галиева получили широкое признание (в Казани создан общественный фонд его имени, печатаются его политические и литературные произведения). О нем пишут крупнейшие востоковеды Англии, Франции, США, Японии. Возможно, реализация его идей способствовала бы уже в первые десятилетия XX века концентрации революционной энергии народов ислама на созидательных задачах, сотрудничестве в поисках социальной справедливости. И кто знает, может быть, мир был бы избавлен от многих бед фанатизма, экстремизма, терроризма, милитаризма и других видов насилия, которые имели или имеют сегодня место от Индонезии и Филиппин до Алжира и Боснии, не говоря уже об Афганистане и Чечне.

Однако был избран иной путь. Политика 20–30-х годов фактически ослабила, если не зачеркнула многие достижения СССР в национальной сфере.

Борьба шла в основном между мусульманами – союзниками большевиков и мусульманами-националистами. Но и те, и другие по своим методам организации и борьбы, по психологии и целям были революционерами, ибо одинаково революционным было и помогать новой власти разрушать старое российское общество и его порядки, и бороться за самоопределение и отделение от этой новой власти. Жизнь не оставила возможности иного выбора. Любой его вариант лишь способствовал революционизированию мусульман, так как болезненно ломал их цивилизационные связи с Россией, ослабляя или разрывая их в случае отделения от нее, ставя их на совершенно иную основу в случае союза с новой Россией.

Под тоталитарный политическим режимом понимают всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества, который опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Определение тоталитарного режима

В широкий оборот данный термин был введен Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики политического режима в Италии. Впоследствии, данный термин стали применять к политическим режимам Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Франко в Испании, Мао Цзэдуна в КНР, талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке, Ким Чен Ына в Северной Корее.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Признаки тоталитарного режима

Тоталитарному политическому режиму присущи следующие черты:

  • единая общая официальная идеология, введенная на государственном уровне;
  • преследование и пресечение инакомыслия;
  • монополия на информацию, жесткая государственная цензура;
  • массовый террор против населения своего государства;
  • государственный и партийный аппарат представляют собой единое целое;
  • власть жестко централизована; во главе власти стоит вождь;
  • упразднение местного самоуправления;
  • превалирование государственной собственности: частная собственность либо отсутствует полностью, либо представлена единично.

Виды тоталитарных режимов

Тоталитарный режим имеет три основных разновидности:

  • левый тоталитаризм (коммунизм);
  • правый тоталитаризм (фашизм);
  • религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Коммунистический режим

Коммунистический режим в наибольшей степени проявляет особенности тоталитаризма. Данный режим предполагает абсолютную власть государства, полную ликвидацию частной собственности, что в свою очередь приводит к тотальному контролю не только общественной, но и частной жизни граждан.

Тем не менее, в коммунистической идеологии содержатся гуманные, общечеловеческие ценности. Так, например, в СССР после установления коммунистического режима было отмечено повышения уровня образования населения. Среднее и высшее образование стало доступно всем классам общества. Повысился уровень научно-культурной жизни.

Также стоит отметить, что в этот период широкое распространение получили меры социальной защиты населения. Экономика, военная, космическая промышленность показывали наибольшие достижения.

Немаловажным фактом является снижение уровня преступности. К тому же с середины 50-х годов ХХ века произошла либерализация режима, и он практически не прибегал к репрессиям.

Фашистский режим

Фашистский режим был впервые установлен в Италии. Ему также свойственны черты тоталитаризма, однако он имеет и свои особенности:

Государство при фашизме устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо предельно минимизируются конституционные права и свободы граждан. Права граждан государство открыто попирает, ставя им в противовес государственные приоритеты, основанные на националистической идее.

Исламский фундаментализм

Исламский фундаментализм наибольшее распространение получил во второй половине ХХ века. Его отличительной чертой является политическая концепция ислама, который содержит призыв к созданию исламского государства. Исламский фундаментализм делится на два крыла:

  • умеренное – для которого характерны гуманные, невоенные методы достижения цели: пропаганда, убеждение;
  • радикальное – использовавшее такой метод политической борьбы, как террор. Идеи данного направления фундаментализма стали воплощаться в жизнь с конца 70-х годов ХХ. века.

Радикальный фундаментализм на современном этапе окончательно переходит к мерам террора и физического истребления неверных не только внутри своей страны, но и за ее пределами. Данное обстоятельство привело к тому, что большинство стран мира ужесточают антиисламскую, антитеррористическую политику.

Вывод

Тоталитаризм – это закрытое общество, которое не приспособлено к качественному обновлению, учету новых требований постоянно изменяющегося мира. Следовательно, тоталитарный режим исторически обречен.

Читайте также: