Рост национального самосознания нерусских народов башкортостана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Источник: А.Х.Ахмедьянова. Роль шежере в восстановлении истории села Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2011. – 228 с. – С.26-32.

Примечание: Печатается с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру, с некоторыми изменениями.

Сегодня Башкортостан – это республика, где проживает огромное количество различных этносов: башкир, татар, чувашей, мордвы, марийцев, народов Кавказа, граждан иностранных государств – Европы, Африки и Азии, и каждый представитель той или иной этнической группы имеет своеобразную культуру, менталитет, свои философско-исторические особенности, которые проявляются во всех сферах обыденной жизни. И в этом многообразном колорите национальных элементов главное – не потерять свою специфическую идентичность, неповторимость и интерес к духовно-материальной культуре своего народа. Поэтому на сегодняшний день проводится большая работа Правительством и Президентом нашей Республики для возрождения и сохранения традиций, обычаев и исторического самосознания, во-первых, у самих коренных жителей Башкортостана – башкир, и, во-вторых, родственных ему народов – тюрков и финно-угров.

Возникает вопрос: почему именно шежере стоит в центре внимания у Правительства Башкортостана, у башкир, татар, марийцев и у многих других народов мира?

Следовательно, родословное дерево или шежере, особенно пользующееся популярностью у башкир и татар, является первичным источником в написании истории своих предков.

И сегодня актуальным вопросом в рамках нашей Республики, считает автор данной статьи, является именно восстановление истории тех народов и тех этносоциальных групп, которые были вычеркнуты из страниц истории России и Башкортостана: это мишаре и тептяре.

И сегодня, знакомясь с историей мишарских и тептярских деревень Башкортостана, автор данной работы, сосредотачивает свое исследование на шежере, так как во многих деревнях, которые являлись мишарскими и тептярскими, история восстанавливается благодаря данному виду источника. Следовательно в этой статье, на примере мишарского села Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан, мы попытаемся обосновать необходимость составления, сохранения и изучения шежере семей, родов, деревень для того, чтобы из поколения в поколение, от отца к сыну передавалось культурно-историческое наследие каждого народа. Ведь шежере – это живая память, это залог бытия того или иного этноса.

Также имеются данные о том, что одна часть родственников Даушевых приняла христианство, и фамилия их стала Дашковы, а мусульманами из Даушевых остался Суинче мурза (1596 г.р.), Ишмекей мурза (1608 г.р.), и Алмакай мурза (1610 г.р.), которые стали продолжателями рода современных Даушевых. О двух последних Даушевых известно лишь то, что их потомки проживали на территории Саратова, а Суинче мурза вместе со своей семьей, переселившись с Темниковского княжества на Урал, остался здесь на припуске как и все ясачные татары. Далее потомки Суинче Даушева основались в деревнях Ахуново, Мало-Ахуново, Муслимово, у озера Юкеле и Кыйдыш.

С чем было связано получение им новой должности? Ответ кроется непосредственно в условиях договора, который был подписан до добровольного вхождения Башкортостана в состав Российской Империи: одно из условий башкирского народа, при выполнении которого они войдут в состав Русского государства – это обещание царя, что его правительство не будет преследовать мусульманскую религию. В первое время до второй половины XVII в. Московское правительство в целом придерживалось своего обещания. Но со второй половины XVII - XVIII вв. царизм активизировал христианизацию нерусских народов Среднего Поволжья и Приуралья. Данная политика привела к Сеитовскому восстанию 1681-1684 гг., после чего царское правительство вынуждено было отказаться от плана насильственной христианизации.

Но с начала XVIII в. власть снова вернулась к этой политике, однако проводили ее осторожно и изощренно: Великая императрица Екатерина II увидела лишь один выход для успокоения народов Башкортостана – через веру и религию. Влияние религии на население вообще, в том числе ислама, в то время было несравненно выше, чем сейчас. Пожалуй, религия не меньше закона регулировала поведение людей. Исламская вера для царизма стала рычагом эксплуатации народа. Поэтому Екатерина II на основе Указа от 22 сентября 1788 г., подписала приказ об образовании в 1789 г. Магометанского Духовного собрания. Этой акцией царизм узаконил формально ислам в качестве официальной религии мусульманской части населения башкирского края.

Таким образом, занимаемая им должность ахуна давала ему важное право утихомирить и поселить в душе башкирского народа спокойствие. В результате, выйдя на заслуженный отдых, Абдулла Даушев за свои заслуги и преданность перед Русским государством был награжден безвозмездным пользованием двумя большими участками земли: первая часть подаренной земли находилась на горе Куксетау, а вторая в 35892 десятин стала территорией, где и было основано село Ахуново. На первой земле он никому не разрешал селиться и пользоваться ею. На второй части, подаренной более 35000 десятины, он переселился со своей семьей и родственниками в количестве 40 дворов.

По V ревизии 1795 г. в деревне было 55 дворов с 444 жителями. В 1859 г. 280 дворов с 1623 жителями. В 1920 г. в 725 дворах проживало 4087 мишарей и татар. Увеличение численности населения за такой короткий срок (между V - X ревизиями) в 3,5 раза было возможно не только за счет естественного прироста, но главным образом за счет переселенцев [4]. Так в начале XIX в. сюда прибывают около 30 семей татаров из Казанской губернии, называя себя казачьей кавалерией.

В Казанской губернии в деревне Димшек у родного брата Дамина – Эмира было два сына Ягафар и Музафар, которые остались жить там. Приезжали они семьей гостить зимой к своему дяде Дамину: помогали ему по шитью и обустройству дома, а летом возвращались обратно в Димшек. Ягафар постоянно помогал дяде, с детства все время бывал в деревне Ахун бабая. Вырос. Стал джигитом. Женился на ахуновской девушке и остался жить в деревне Ахун вместе с Дамин бабаем. Музафар же остался в Димшеке, став состоятельным человеком.

И выше приведенные источники по истории деревни Абдуллы Даушева вот уже более 200 лет бережно хранятся ахуновцами и передаются из поколения в поколение, доказывая законом времени, что такой народ, как мишаре, в истории России и Башкортостана были, есть и будут жить.

Таким образом, восстановив историю основания мишарского села Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан, мы доказали, насколько важно знать свое родословное древо, свое шежере, являющееся памятью народа и живым свидетелем прошлого, ценностным источником для современного поколения и залогом сохранения культурно-исторического наследия наших предков, ориентированное на процветание и бессмертие семейных традиций, истории рода, нации, этноса и самого государства.

Использованная литература :

1. Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996. – С.672.

2. Законы Российской Империи о башкирах. – Уфа, 1999. – С.63-65.

3. Зулькарнаев Н. Уйылып ага Кыйдыш Сыу. – Уфа, 1999. – С.194-196.

4. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.1. – Уфа, 1997. – С.55-56.

1. Вхождение башкир в состав Русского государства и начало процесса формирования общего политического, экономического и культурного пространства страны.

2. Территория, население, управление краем. Начало колонизации башкирских земель.

3. Башкирские восстания XVII-XVIII вв. Участие башкир в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

4. Участие башкирского народа в Отечественной войне 1812 года.

5. Основные тенденции становления и развития самобытной башкирской культуры и ее взаимодействие с культурой народов России.

Тема 2 : Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века и развитие капитализма в Башкирии

Вопросы для обсуждения:

1. Политическое, социально-экономическое и культурное развитие региона в условиях буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века.

2. Становление капиталистических отношений в крае, формирование и развитие новых общественных классов – буржуазии и пролетариата, в том числе из представителей коренных национальностей.

3. Рост национального самосознания нерусских народов Башкирского края и формирование многонационального, межконфессионального, поликультурного пространства в регионе.

Тема 3 : Башкирский край в конце XIX - начале XX вв. Первая российская революция, события Февраля-Октября 1917 года и Гражданская война на территории Южного Урала

Вопросы для обсуждения:

1. Политическое и социально-экономическое развитие Башкирского края в конце XIX – начале ХХ вв., нарастание социальной напряженности в обществе, общественно-политические и революционные движения в регионе.

2. Первая российская революция на территории края. Участие представителей Башкирии в работе Государственной думы.

3. Февральская и Октябрьская революции 1917 года в Уфимской губернии. Становление и развитие башкирского национального движения. Провозглашение башкирской автономии.

4. Гражданская война на территории края, возникновение Башкирской автономной республики в составе РСФСР.

5. Культурное развитие края в условиях глобальных политических и социально-экономических потрясений.

Тема 4 : Экономическое и социально-политическое развитие Башкирской АССР в 20-е – начале 40-х годов ХХ века

Вопросы для обсуждения:

1. Положение БАССР после окончания Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Переход от политики военного коммунизма к НЭПу.

2. Начало индустриального развития БАССР в конце 20-х – начале 30-х годов. Коллективизация сельского хозяйства в республике.

3. Изменение социальной структуры населения Башкирской АССР.

5. Становление и развитие многонациональной советской культуры БАССР и усиление ее идеологической направленности. Создание сети высших и средних специальных учебных заведений и подготовка кадров для различных сфер общественной жизни. Ликвидация неграмотности населения, введение всеобщего начального школьного обучения. Достижения науки и производства.

Тема 5 : Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Вопросы для обсуждения:

1. Начало Великой Отечественной войны и перестройка деятельности партийных и советских органов все сфер жизни республики на военный лад.

2. Военно-мобилизационные мероприятия в БАССР и формирование воинских соединений на территории республики.

3. Воины из БАССР на фронтах Великой Отечественной войны. Боевой путь 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.

4. Вклад тружеников тыла в победу над фашистской Германией.

5. Культурное развитие БАССР в годы войны.

Тема 6 : Башкирская АССР в 1945-1985 гг.

Вопросы для обсуждения:

1. Политическое и социально-экономическое развитие БАССР в первые послевоенные десятилетия.

2. ХХ съезд КПСС и попытки реформирования советской модели социализма. БАССР в условиях незавершённых реформ.

4. Культурное развитие республики: достижения и проблемы.

Тема 7 : БАССР в условиях ускорения и перестройки: желаемое и действительность (1985-1991 гг.) Становление и развитие Республики Башкортостан в условиях коренных политических и социально-экономических изменений в стране

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция ускорения социально-экономического развития страны и перестройки всех сфер жизни советского общества, попытки ее реализации в БАССР.

2. Становление и развитие новой российской государственности и роль Республики Башкортостан в системе федеративных отношений.

3. Культурная жизнь республики. Роль Башкортостана в социокультурном пространстве многонациональной России.

4. Башкортостан на современном этапе: достижения и проблемы.

Список источников и литературы

1. Ахмет-Заки Валиди Тоган. Воспоминания. Уфа, 1994. Т.1.

2. Башкирская энциклопедия. В 7 т. / Гл. редактор М.А. Ильгамов. Т.I-VII. Уфа, 2005-2008.

3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

4. Гумеров Ф.Х. У истоков борьбы за суверенитет Башкортостана 1917-1995 гг. Документы и материалы. Уфа, 1997.

5. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М., 2007.

6. История башкирского народа: в 7 т. / гл. ред. М. М. Кульшарипов. Т.I-VII. М., 2009-2017.

7. История Башкортостана в XX в.: учебник для студентов вуза / под ред. М.Б. Ямалова, Р.З. Алмаева. Уфа, 2007.

8. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века / Под ред. Х.Ф. Усманова. Уфа, 1996.

9. История Башкортостана с древнейших времён до наших дней: в 2 т. / И.Г. Акманов, И.Н. Кулбахтин, А.З. Асфандияров и др. Уфа, 2004, 2006.

10. Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.). Уфа, 1997.

11. Кузеев Р.Г. Народы Поволжья и Приуралья. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

12. Кузеев Р.Г. Новые шаги Башкортостана. Уфа, 1994.

13. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

14. Культура народов Башкортостана: Словарь-справочник / С.Г. Синенко. Уфа, 2003.

15. Кульшарипов М.М. З. Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики. Уфа, 1992.

16. Образование БАССР. Сборник документов и материалов / Под ред. Юлдашбаева Б.Х. Уфа, 1959; 2002.

17. Очерки по культуре народов Башкортостана / В.Л. Бенин и др. Уфа, 1994.

18. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.

19. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

После распада СССР многие национальные республики подняли вопрос об автономии и суверенитете. Башкирию эти дискуссии не обошли стороной. Тема не была чем-то новым в истории печати. Порассуждать о независимости этнические СМИ любили и в дореволюционное время.

После реформ 1860-х годов и просветительской деятельности религиозных учреждений с помощью национальной интеллигенции население становилось всё более грамотным. Это привело к тому, что у башкирского народа появились свои средства массовой информации. В газетах авторы рефлексировали на тему прошлого башкир, а также рассуждали о национальном будущем. В основном газеты того времени выпускались на русском языке, а из-за малой грамотности среди коренного населения они не пользовались спросом, но после революции 1905-1907 гг. у малых народов появилась возможность выпускать свою периодику.

Долгое время башкиры не имели возможности участвовать в духовной жизни мусульманского мира. Причинами были отсутствие своей национальной прессы, типографии и литературного языка. Первые башкирские интеллигенты, которые выступали на общественные темы, печатались на страницах русской и татарской прессы. Даже обучение после сельской школы неизменно означало смену родной среды на русскую или татарскую. Вместе с ней приходили и трудности в адаптации.

После 1905 года для башкир появилась возможность реализовать себя в общественной деятельности. Немногочисленные башкирские депутаты Государственной Думы находились в составе мусульманской фракции и, соответственно, подходили к решению политических проблем с традиционных общеисламских позиций. В то же время башкирские общественные организации предпочитали сосредоточиться на просветительской и благотворительной деятельности и оставаться в стороне от политических дебатов.

Башкирский национализм возник в период 1905-1914 годов, хотя дискуссии о национальной и этнической идентичности пока не приводили к требованиям политической автономии. Четкого разграничения на национальности в общественном сознании еще не сформировалось, башкирских деятелей волновало не столько положение своей национальности, сколько положение российских мусульман в целом, преимущественно они выдвигали языковые и экономические требования.

Действительно, после Февральской революции случился всплеск создания национальной прессы. Все они были пронизаны революционным духом, обсуждали вопросы национального и социального освобождения башкир.

На Первом Всебашкирском съезде в рамках одной из принятых резолюций говорилось:

Тем самым была сформулирована этническая самобытность, которая стала отправной точкой для выдвижения политических требований башкирского народа, например, создание башкирского национального войска, возвращение земель и другие.

История омрачилась случаями столкновений башкир с русскими и татарскими крестьянами в 1917 году. В некоторых селах требовали отъезда всех татарских интеллигентов, в первую очередь учителей. Однако мы должны понимать, что общественные и политические деятели, которые в то время писали о сохранении этнической принадлежности, не считали башкирский народ выше остальных. Они писали о том, что у этого народа есть свои особенности и свой трудный путь становления, но с историей про ненависть это, конечно же, не вяжется.


В истории башкирской национальной периодической печати есть несколько персон, которые активно выступали за сохранение культурной самобытности, национального языка и создание башкирской автономии. Одним из них был Ахмет-Заки Валиди. В настоящее время в СМИ предпринимаются попытки переосмыслить его деятельность, найти в ней что-то националистическое и негативное. Его не первый год обвиняют в пособничестве нацистам во время Великой Отечественной войны, в пантюркизме и нацизме как таковом. Для того, чтобы разобраться, где грань между любовью к своей национальности и русофобией, следует обратить в первую очередь к историческому контексту, в котором жил и работал Ахмет-Заки Валиди.

Его общественная и политическая деятельность начинается с 1915 года. Тогда Ахмет-Заки Валиди стал сотрудником мусульманской фракции IV Государственной Думы Российской империи. В 1917 году он уже избирался по списку башкир-федералистов в Учредительное собрание, и в том же году стал одним из организаторов I и II Всебашкирских съездов. В результате съезда было создано Башкирское Центральное Шура (Совет), которое в 1917 году в Оренбурге провозгласило национально-территориальную автономию Башкортостана как части федеративной России.




Дискуссия о деятельности Ахмета-Заки Валиди за рубежом ведется уже много лет, но за это время, по утверждению кандидата исторических наук Салавата Хамидуллина, не было приведено ни одного доказательства того, что он был сепаратистом и нацистом. Ахмет-Заки Валиди действительно ратовал за сохранение национального самосознания среди башкир, но при этом никогда не желал полного отделения Башкортостана от Российской империи. Более того, он был убежден, что Башкортостан должен существовать в составе демократической и федеративной России. Расследование КГБ и позже ФСБ с целью выявить какие-либо связи Ахмета-Заки Валиди с нацистами не привели ни к каким результатам, что в очередной раз доказывает отсутствие у общественного и политического деятеля каких-либо нацистских убеждений.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств причастности Ахмета-Заки Валиди к нацистам, для некоторых эта тема остается актуальной. Так, в январе этого года по анонимной просьбе руководству СПбГУ демонтировало бюст научного деятеля, который находился во внутреннем дворике университета. Разговоры о целесообразности установления бюста впервые начались еще в 2000-е года, однако до 2019 года удавалось сгладить ситуацию, и памятник оставался нетронутым.


Впрочем, деятельность Кадырова не могла пройти незаметной для правительства. Очень скоро за свои идеи он был прозван панисламистом, хотя сам Закир отрицал какие-либо элементы радикализации в своих взглядах. К 1917 году идеи создания башкирской автономии становились более актуальными, однако, как считал Закир Кадыров, на том этапе говорить о полной независимости было слишком рано из-за отсутствия структурированного руководства страны, правовых органов.

История — наука очень противоречивая. Невозможно с полной уверенностью утверждать, что башкиры в период становления национального самосознания ненавидели русских или татар, но также нельзя исключать то, что факты нападений на представителей этих национальностей все же были.

В настоящее время отношения между Башкортостаном и Татарстаном, как правило, обостряются перед Всероссийской переписью населения. Как говорит историк Бахтияр Измайлов, по результатам переписи в Башкортостане 1979 года башкирское население увеличивается, как и русское, при этом татарское население заметно падает. Перепись 1989 года в Башкирии показывает падение уже башкирского населения, что, по мнению историка, невозможно объяснить демографическими процессами. Ряд башкирских активистов утверждают, что людей заставляли указывать другую национальность. Каждая перепись населения сопровождается дискуссиями о подтасовке данных, потому что они не устраивают то башкирское население, то татарское. Кроме этого конфликт между национальностями подогревается на почве дискуссий о существовании северо-западного диалекта башкирского языка, который Татарстан не признает.


Эти исторические процессы должны обсуждаться в рамках научного сообщества, однако мы видим, как дискуссия политизируется и приобретает провокационный характер. История татар и башкир развивалась бок о бок. Несмотря на нынешние расхождения во мнениях, культура у этих двух народов общая. Именно поэтому роль историков, общественных и культурных деятелей заключается в том, чтобы снизить градус накала и найти точки соприкосновения.

Башкиры: особенности характера и традиций


Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

всероссийский сабантуй

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

всероссийский сабантуй

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

дети россии

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

башкиры в метро

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

всероссийский сабантуй

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

всероссийский сабантуй
всероссийский сабантуй

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

- Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

- Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

- Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

- Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Читайте также: