Россия на рубеже 20 21 веков кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рубеж веков во многом знаковый для нашей страны период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.

Файлы: 1 файл

Наша работа посвящена изучению истории России рубежа XX–XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.

Рубеж веков во многом знаковый для нашей страны период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.

События октября 1993 года, Экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформация экономики России начала 2000-х годов, возвращение в стране статуса супердержавы в глазах мирового сообщества, экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не в полной мере завершенный и сейчас, – вот лишь неполный список знаковых событий этого исторического этапа

Изучение истории России рубежа XX–XXI веков позволит нам, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время. Этим определяется актуальность наше й работы.

Для решения основной цели – изучения знаковых событий в истории России рубежа веков, ставятся следующие частные задачи:

– изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х гг.;

– понять социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике;

– проследить основные тенденции взаимоотношений России со странами СНГ;

– выявить основные проблемы России, ставшие перед ней в процессе ее интеграции в мировое сообщество (в частности изучить аспекты взаимоотношений России с НАТО, ЕЭС, странами азиатско-тихоокеанского региона;

– оценить основные перспективы развития России в XXI веке.

Настоящие задачи формируют структуру нашей работы, которая состоит из введения, основной части (состоящей из пяти пунктов), заключения и списка использованной литературы.

1. Радикальные экономические реформы в начале 1990-х годов

Вектор развития России на рубеже двух веков, был во многом задан теми экономическими преобразованиями (подчас радикальными) которые имели место быть в начале 90-х годов XX века. Ознакомимся с ними подробнее.

Экономика Советского Союза оказалась в глубоком кризисе. Действия государства по разрешению этой ситуации были минимальны и ограничивались искусственным ограничением инфляционных процессов, привлечением кредитов, увеличением экспорта природных ресурсов. Такие действия не снимали нависших над экономикой государства проблем, а лишь оттягивали их разрешение2.

Указанные реформы вызвали глубокий раскол как в обществе, так и в органах власти Российской Федерации, что, в свою очередь, привело к открытому конфликту в октябре 1993 года, который закончился разгоном Верховного Совета – высшего органа власти России по конституции 1978 года. В этом же месяце прекращаются полномочия Советов всех уровней – органов власти по уже упоминаемой конституции.

Эти события, которые в настоящее время оцениваются, в целом, как антиконституционные (со стороны действующего Президента России Бориса Ельцина)3, закончились принятием новой Конституции в декабре 1993 года, которая, в целом, закрепляла положение вещей де-факто сложившееся с октября 1993 года, и создали необходимую нормативную базу для проведения новых экономических реформ.

В первой половине 90-х годов большинство предприятий, которые до этого находились в народной собственности, было денационализировано путем, так называемой приватизации, а также через ряд залоговых аукционов. Эти действия создали основу для развития мелкого, среднего и крупного бизнеса, однако не смогли решить все экономические проблемы государства, а также уменьшит государственный долг России.

Как следствие частичного решения проблем, в августе 1998 года произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис 1998 года привел к дефолту – отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие привело к усугублению экономического положения большинства граждан.

В то же время отметим, что падение курса рубля повысило конкурентоспособность Российской экономики, что дало положительные тенденции для развития российской экономики в начале 2000-х годов (с этого периода наблюдается устойчивый экономический рост, вплоть до 2008 года).

В современной историографии по разному оцениваются итоги радикальных экономических реформ начала 90-х годов. Бесспорно, что эти реформы крайне критично оценивались населением России как в 90-е годы, так и с позиции современной ситуации. Эти реформы привели к крайней поляризации общества, а также к ряду проблем социального и политического характера.

В качестве другого полюса зрения можно привести работы современных экономистов, которые не отрицая, во многом негативный характер последствий реформ для большинства населения, однако доказывают, что действия российских реформаторов (Е. Гайдар, А. Чубайс) были единственным выходом из той экономической ситуации, которая сложилась в экономике Советского Союза в последний период его существования5.

В целом можно заключить, что реформы начала 90-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны – они привели с одной стороны к крайнему обнищанию населения страны в 90-е годы, а другой заложили основу для экономического роста, наблюдаемого в Росси на протяжении 2000-х годов.

2. Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике

В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества6.

Первое последствие, о котором мы уже упоминали – это тотальное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность, например, упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз.

Свернулись или ликвидировались множество государственно- финансируемых проектов которые реализовывались в Советском Союзе. Особенно это актуально для таких бюджетных отраслей экономики как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична.

Еще одно последствие перехода к рыночной экономике – это коренная ломка сознания россиян. В новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова.

Негативные последствия рыночных реформ прямым образом сказались и на демографической ситуации в России. начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов).

Отличительной чертой социального развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции – учителя, врачи оказались в экономическом плане или за чертой бедности, или очень близко от нее.

В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.

3. Взаимоотношения России со странами СНГ

Еще один значимый аспект для истории России рубежа веков – это ее взаимоотношения со странами СНГ.

Как известно, Советский Союз был федерацией 15 республик, однако роль и место РСФСР в этом государственно образовании была совершенно особой. Начнем с того, что столица СССР располагалась в столице РСФСР – городе Москва. Советский Союз, для многих иностранных государств ассоциировался именно с Россией.

Например, в западном общественном мнении было широко распространена точка зрения о том, что СССР – это своего рода продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными, формальными образованиями.

Такая точка зрения получила распространение также и в националистических кругах республик Советского Союза в конце 80-х годов. Это было вызвано с тем, что многие негативные моменты в истории Советского Союза – массовые репрессии 30-х годов, депортация целых народов 40-х и так далее в сознании жителей Советских республик, во многом ассоциировались именно с Россией.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.

Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де- факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект лекций по истории

преподаватель: Орлова Л.А.

Раздел. Российская Федерация на рубеже XX - XXI веков.

ЛЕКЦИЯ. Формирование российской государственности.

В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.

12 декабря 1993 г. На Всероссийском референдуме была принята Конституция РФ, в которой был установлен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является всенародно избираемый на 4 года президент, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Первым президентом РСФСР был избран Б. Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г. выбран Президентом РФ. После добровольной отставки Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.) избиравшийся Президентом РФ.

Структура власти

Социально-экономическое развитие . С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:

1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).

С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.

Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.

Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.

В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).

Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.

foto1

foto1

foto1

foto1

foto1

logo

Меню сайта

Шпаргалки Шпаргалки по истории Россия в первой половине 19 века - основные даты и события

Россия на рубеже 20-21 веков

Политические изменения

12 июня 1990 г. была принята Декларация незави­симости России. Через год Б. Ельцина избрали первым Президентом России. Главы России, Белоруссии и Ук­раины собрались в Беловежской пуще и создали Содру­жество Независимых Государств (СНГ), которое позво­ляло каждой из этих стран быть самостоятельной и идти своей дорогой. Это означало распад СССР. Позже в СНГ вошли еще 8 ставших государствами бывших респуб­лик Советского Союза.

В 1991 г. произошел августовский политический кри­зис. К власти пришел Б.Н. Ельцин. С того же августа была приостановлена деятельность КПСС. Имущество партии национализировано.

Оказавшиеся у власти силы выступали за переход к рыночным отношениям и либе­ральную модель политического развития.

В 1993 г. возникло противостояние двух ветвей вла­сти: исполнительной (Президент) и законодательной (Верховный Совет РСФСР).

В апреле 1993 г. по результатам всенародного рефе­рендума большинство граждан выразило доверие Пре­зиденту.

Осенью 1993 г. разразился политический кризис. Оппозицию возглавили А. Руцкой, Р. Хасбулатов. В ок­тябре состоялись вооруженные столкновения на улицах Москвы, обстрел Белого дома.

12 декабря 1993 г. была принята новая Конститу­ция России, согласно которой:

1) Российская Федерация объявлялась президентской республикой;

2) ликвидировалась система Советов на местах — их функции передавались представителям Президента;

3) новым органом законодательной власти становилось двухпалатное Федеральное Собрание (парламент);

4) судебная власть состоит из Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда. Основные политические события второй половины

1) в 1995 г. прошли выборы в Государственную Думу второго созыва. Относительное большинство было у коммунистов;

2) в июне 1996 г. состоялись президентские выборы. Победил Б. Ельцин;

4) 31 декабря 1999 г. произошла отставка Б. Ельцина, передавшего полномочия В. Путину;

5) 26 марта 2000 г. Путин официально выбран Прези­дентом РФ.

В 1991 г. автономные республики в составе РСФСР заявили о своем суверенитете; автономные области объя­вили себя суверенными республиками: Татарстан, Чеч­ня, Башкортостан, Якутия.

В 1992 г. был заключен Федеративный договор о гра­ницах субъектов Федерации с целью сохранения госу­дарственности .

Войны в Чечне

Осенью 1999 г. в России проявился чеченский тер­роризм: взрывы в Буйнаксе, Москве, Волгодонске. В то же время начались боевые действия между федераль­ными войсками и чеченскими боевиками, вторгшимися в Дагестан. К концу 2000 г. федеральные силы разгро­мили основные силы боевиков и заняли большую часть Чеченской республики.

В Чечне прошли выборы. Было избрано руковод­ство республики. Восстанавливается хозяйство, разру­шенное войнами.

Экономика

Модернизация экономики

В 1992-1993 гг. реализовывалась программа эконо­мических реформ:

1) свободное ценообразование;

2) либерализация торговли;

3) массовая приватизация жилья и предприятий.

В качестве основного метода улучшения положения в экономике использовалась шоковая терапия:

1) были отпущены цены на большинство продуктов;

2) упразднена система распределения ресурсов;

3) проведено сокращение военных расходов.

В 1992 г. гражданам России были выданы привати­зационные чеки (ваучеры).

Уровень жизни резко снизился.

В 1994-1996 гг. правительство В. Черномырдина пыталось стабилизировать обстановку, выплачивая ча­сти населения различные пособия.

Развитие экономики во второй половине 1990-х гг.

Состоялось реформирование монополий; были про­ведены пенсионная и коммунальная реформы; ряд на­логовых и таможенных льгот был отменен.

Весной 1997 г. разгорелся финансовый кризис, про­должавшийся еще несколько лет.

В России усилился рост инфляции, произошел рост цен, снижение доходов граждан. Одновременно случились кризис банковской системы, крах рыночной системы.

В 1999-2000 гг. начался рост промышленного про­изводства.

Экономика в первые 6 лет XXI в.

В это время росла добыча и экспорт нефти и газа, строились новые газо- и нефтепроводы, сократились за­купки продовольствия за рубежом. Был увеличен гос­заказ крупным предприятиям военно-промышленного комплекса, стабилизировался рубль.

Внешняя политика

После распада СССР в 1991 г. новая Россия лиши­лась не только традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила по всем своим гра­ницам вместо бывших братских республик новых по­литических соседей — государства СНГ. Пострадала и обороноспособность государства. Границы с бывшими республиками практически отсутствовали. Российский флот лишился баз в Прибалтике, осложнились вопросы его базирования в Севастополе на Черном море.

В первую очередь изменилась карта мира. Ранее на ней была огромная страна СССР, включающая в себя 15 республик, теперь все республики стали самостоятель­ными государствами, отделившись от великой России.

Главным направлением внешней политики России стали отношения не с ближним зарубежьем, а со стра­нами Запада.

Развивались связи с США. Благодаря продуктивным переговорам удалось переориентировать ядерные ракет­ные удары. Теперь ракеты России и США были направ­лены не друг на друга, а в ненаселенные районы Земли.

Россия за 1990-е гг. вывела все свои военные под­разделения с территорий стран Восточной Европы.

Улучшились отношения новой России и со странами Востока. Встречи глав государств стали постоянными.

Правительственные делегации России побывали в Китае, Японии, Южной Корее, Индии и других странах.

Китай превратился в одного из важнейших торго­вых партнеров России.

Российские миротворческие силы участвовали в раз­решении конфликтов в Приднестровье, Югославии, Гру­зии, Средней Азии.

Российское министерство чрезвычайных ситуаций приняло участие в ликвидации последствий природных катастроф во многих странах мира.

С 1990-х гг. все международные отношения стали изменяться. Вместо противостояния двух систем — со­циализма и капитализма — на первый план вышло со­трудничество .

В 1993 г. был заключен новый Договор об ограниче­нии стратегических наступательных вооружений.

В 1994 г. ракеты двух держав были перенацелены в незаселенные районы Земли.

Россия стала полноправным членом Международно­го валютного фонда.

Политика В.В. Путина направлена на поддержание мира в Европе.

Символы Российской Федерации

Каждое государство имеет свою символику — герб, флаг, гимн.

Тогда же утверждается и современный флаг России. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхней — белого, средней — сине­го и нижней — красного цвета. Днем Государственного флага России постановлено считать 22 августа. Согласно закону Государственный флаг Российской Федерации должен быть постоянно поднят над главными зданиями органов власти, а в дни праздников вывешивается и на жилых зданиях. Также он поднимается на зданиях рос­сийских посольств за рубежом, на российских судах, са­молетах, в расположении российских воинских частей. Флаг свидетельствует о принадлежности к России, обо­значает ее территорию, подтверждает значимость учреж­дений, над которыми он развевается. Флаг является на­циональной святыней. В дни всенародного траура флаг приспускают. Надругательство над флагом является уго­ловным преступлением.

Начало третьего тысячелетия

На президентских выборах 26 марта 2000 г. победил Владимир Владимирович Путин. Он стал вторым в ис­тории Президентом Российской Федерации.

В.В. Путин показал себя сторонником сильной го­сударственной власти. Первые шаги нового Президен­та были направлены:

1) на укрепление авторитета и роли государства в жиз­ни общества;

2) на наведение должного порядка.

В мае 2000 г. указом Президента на всей террито­рии России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Юж­ный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Каждый из них объединял несколько субъектов Рос­сийской Федерации (республик, краев, областей). Гла­вы округов — полномочные представители Президента — должны координировать местные органы власти, чтобы исполнялась Конституция по всей стране.

В последние годы появилось большое количество международных совместных проектов, касающихся культуры, образования, науки и промышленности.

В отношениях России с западными странами стало меньше недоверия друг к другу. Сегодня российские школьники имеют возможность учиться за рубежом. Развивается международный туризм, каждый россия­нин может побывать у подножия великих египетских пирамид и на руинах афинского Акрополя.

Читайте также: