Россия на международной арене в конце 20 в начале 21 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.

Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;

в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;

в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;

во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

лютый трешь .
пенсию не платят. постоянно дома бахают. курск на дне . смена власти с питерского озера . ммм. ну коротко .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Насколько она актуальна для современных условий, мы сегодня и узнаем.


Вопросы занятия будут такими:

конфликты на Балканах;

интеграционные процессы в мире.

Вместе с распадом СССР прекратила существование биполярная система. По мнению ряда экспертов, США остались единственной сверхдержавой. Такое положение привело к изменению формата международных отношений. В частности, заметно выросла роль США и их союзников, упал международный авторитет и влияние России. Завершение противостояния НАТО и ОВД позволило начать новый этап интеграции в Европе.


Согласно его условиям, все имеющиеся на территории Беларуси, Украины и Казахстана ядерные боеголовки ликвидировались или передавались России.

В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-2. Однако в силу он так и не вступил.


В конце 20 – начале 21 века обострилась проблема распространения ядерного оружия. Ряд государств, в частности Пакистан и КНДР, реализовали собственные ядерные программы.

Правда, были и исключения. Например, к 1994 году ЮАР ликвидировала свой ядерный арсенал и стала первым в мире государством, добровольно отказавшимся от использования ядерного оружия.

В 1990-е годы продолжилось развитие сотрудничества по безопасности в Европе. В 1995 году СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).


Переименование было связано с частичным изменением формата организации. Теперь, помимо предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций, основными задачами ОБСЕ стали:

поддержание экономической и экологической безопасности;

защита прав человека и развитие демократических институтов в регионе.

Но благодаря усилиям международного сообщества часть противоречий удалось сгладить. Ещё в 1991 году состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.


В дальнейшем, Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях. В 1994 году признал образование на части территории бывшей Палестины Палестинской автономии. В 2006 году на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организация ХАМАС. Она не признавала государство Израиль и в ряде стран считалась террористической.


Это привело к новому обострению арабо-израильских отношений. И всё же к 2014 году независимость Палестины признали 135 государств-членов ООН.

В 1990-х – начале 2000-х годов удалось ликвидировать ряд конфликтов в Африке. В 1991 году завершилась гражданская война в Эфиопии.

В 1992 году – гражданская война в Мозамбике. В 2002 году – в Анголе и Сьерра-Леоне. Однако мир на африканском континенте не наступил.

С 1988 года не утихает конфликт в Сомали. Одним из эпизодов гражданской войны в Руанде (1990–1994 годов) стал геноцид народа тутси – количество жертв превысило 1 миллион человек.


Вторая конголезская война 1998–2002 годов стала одним из самых кровопролитных конфликтов со времён Второй мировой войны. В той или иной степени, в него было втянуто 12 государств Африки. Количество жертв превысило 5 миллионов человек.

Многие конфликты в Африке не остаются без внимания и вмешательства европейских государств и США.


Примером может служить интервенция в Ливию в 2011 году. Одним из значительных событий современности, затронувших Африку, является Арабская весна.

В 2010–2011 годах произошли перевороты в Тунисе и Египте. Массовые антиправительственные протесты в Алжире, Марокко, Мавритании, Судане.


В современном мире продолжает играть заметную роль ООН. Эта организация внесла большой вклад в разрешение конфликтов 1990-х – 2000-х годов.

Кроме того, полномочия Организации Объединённых Наций выходят за рамки чисто военных. В её ведении находится решение гуманитарных, социальных, общественных,

политических проблем. Но на новом этапе возникла необходимость в реформе ООН.


В частности, остро стоит вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности. На это звание претендуют Германия, Япония, Индия, Бразилия, ЮАР и ряд иных региональных лидеров. Но ООН не всегда была в силах предотвратить конфликты. Примером тому служат войны на Балканах. Распад Югославии привёл к череде кровавых войн.


На фоне роста национализма в Европе в конце 1980-х годов и экономических трудностей, в СФРЮ обострились этнические противоречия.

С ними переплелись религиозные разногласия. Между мусульманами – в основном боснийцами и албанцами, католиками – словенцами и хорватами, православными – сербами, черногорцами, македонцами.


Важно отметить, что изначально деление Югославии на республики не всегда совпадало с этническими границами. Такая ситуация только усугубила противоречия. Стала одной из главных причин этнических чисток, практиковавшихся сторонами конфликта. Бескровно из состава Югославии вышла только Македония. В 1993 году она была принята в ООН.

В ходе Десятидневной войны в июне-июле 1991 года из СФРЮ вышла Словения.

Выход в 1991 году Хорватии из состава Югославии привёл к масштабному военному конфликту. Сербское население Хорватии провозгласило своё государство на её территории – Республику Сербская Краина.

И только после завоевания Краины хорватами в 1995 году между Сербией в Хорватией был установлен мир.

В 1992 году разгорелась война в Боснии и Герцеговине. На территории этой республики проживали боснийцы (большинство), сербы и хорваты.


В 1995 году было подписано Дейтонское соглашение. Была подтверждена независимость Боснии и Герцеговины. В состав государства вошли Республика Сербская и Федерация Боснии и Герцеговины. Функции главы государства передавались Президиуму. Он состоял из трёх человек – по одному от каждого народа.


В 1998 году началась Косовская война. Проживавшие в Сербии в районах Косово и Матохин албанцы выдвинули требования о независимости. Они стали вытеснять сербов из этих автономий. Руководство Сербии начало военные действия против сепаратистов. События в Косово подверглись критике со стороны мирового сообщества.

В итоге, в 1999 году силы НАТО во главе с США, без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России, начали военные действия против Югославии.


Край перешёл под управление ООН. Одним из следствий войны стало низложение Слободана Милошевича в 2000 году.


Однако новые власти Сербии также отвергли требования об отделении Косово. Дальнейшие переговоры о статусе Косово не принесли существенных результатов.

В итоге, в феврале 2008 года Парламент Косово объявил о независимости края в одностороннем порядке. Одним из итогов конфликтов на Балканах и распада Югославии стало появление 6 независимых стран и одного частично признанного государства.

Ими стали Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Черногория, Косово.

В 1991 году Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о создании общего рынка (Меркосур).


В 2004 году был образован Союз южноамериканских наций (Унансур) – региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки.

В 1994 году вступило в силу соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой – НАФТА.

В 1995 году появилась Всемирная торговая организация. Её целями стали:

либерализация международной торговли;

регулирование торгово-политических отношений стран-участниц ВТО.


В 2016 годы в ВТО состояли уже 164 страны. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай приступили к налаживанию экономического и политического сотрудничества.

В 2011 году к этой группе присоединилась ЮАР. Организация получила название БРИКС – по первым буквам английского названия стран-участниц.


Совместными усилиями удалось сгладить конфликты на Ближнем Востоке, частично урегулировать ситуацию в Африке.

Однако обстановка на этом континенте до сих пор остаётся напряжённой.

Распад Югославии привёл к ряду кровопролитных войн на Балканах.

Конец 20 – начало 21 века стали периодом развития интеграционных процессов в мире.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность Вооруженных сил, в первую очередь на западном направлении. Приведем пример. К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР, к середине 90-х гг. — 1:3, а после вступления в НАТО Полыни, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

Однако политика, построенная на уступчивости,, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией. В России это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее мпогополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а па праве и ни одна страна не может претендовать па роль единоличного лидера.

Переломным событием в развитии отношений России и Запада стал Балканский кризис. Обвинив югославское правительство в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во глине с США 24 мирта 1999 г. начали бомбардировки Сербии.

Руководство России осудило эти действия как агрессию и потребовало созыва Совета Безопасности ООН. Были прерваны отношения России с НАТО.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток. В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России.

События последующих лег показали, что такой подход ошибочен.

С 1996 г. (министры иностранных дел Е. М. Примаков и И. С.. Иванов) отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

^ Россия — СНГ.Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств, СНГ).

Поначалу руководители бывших союзных республик стремились подчеркнуть свою независимость от России. Но продолжалось это недолго. Проблемы стран СНГ без традиционной российской помощи решить оказалось невозможно.

С помощью российских войск были погашены очаги поенных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992 — 1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов осталось нереализованным. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы смириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1999 г. окончательно оформился экономико-политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы (ГУУАМ), взявший курс на сближение с Западом. Сложились тесные политические и экономические отношения стран Средней Азии. Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Был подписан договор России и Белоруссии о формировании единого союзного государства.

Результаты внешней политики страны в 90-е гг.Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны, выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы.

Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки ноной концепции, определяющей место России в мире, отражающей ее национальные интересы.

Россия – крупнейшее государство Европейского континента. Внешняя политика РФ является важной проблемой современности. Что связывают с естественно-географическим положением страны, ее роли в экспорте нефти и газа, других природных ресурсов. Происходящие в РФ изменения политического и экономического порядка отражаются на политике других государств.

Внешняя политика РФ в первое десятилетие XXI века

Внешнюю политику РФ определяет Президент, за исполнение его указаний отвечает МИД. В 2000 г. была сформулирована и принята новая Концепция внешнеполитического развития РФ.

В первое десятилетие 21 века основными задачами внешней политики РФ становятся:

  • укрепление рубежей РФ;
  • единство, независимость и сохранность территории;
  • построение свободного сообщества, чье существование основано на соблюдении норм международного права;
  • создание во внешнем пространстве условий для экономического роста;
  • заключение дружественных союзов с соседствующими государствами, с целью образования пояса добрососедства;
  • поддержка интересов и защита прав граждан РФ, находящихся за рубежом.

В связи с чеченской войной, РФ подвергается критике со стороны иностранных государств. В декабре 2001 г. США выходит из договора о ПРО, что дестабилизирует внешнеполитическую обстановку в глобальном смысле. Мнение России по этому вопросу, опять же, не учитывается. В первое десятилетие 21 века создается угроза нацбезопасности. На юге наблюдаются проблемы в таких странах, как Ирак, Афганистан, Пакистан, на востоке растет роль Китая и Японии, на западе расширяется блок НАТО. Нестабильность усиливается еще и за счет разницы в расходах РФ и стран НАТО, США на вооружение.

Главными достижениями внешней политики становятся:

Борьба с терроризмом. После событий 11 сентября 2001 г. в США, правительство РФ содействовало реализации мер по борьбе с террористической угрозой, предпринятых этой страной. Россия открывает воздушный коридор для переброски грузов для американских войск в Афганистане.

Миротворческая миссия. В 2008 г. российские миротворцы останавливают агрессию Грузии против Южной Осетии. Миротворческий контингент сохраняется также и в Молдове (зона нестабильности – Приднестровье).

К значимым внешнеполитическим событиям относят также осуждение РФ вторжения американских войск в Ирак, осуществленное в 2003 г., и отказ от признания независимости Косово.

Современная внешнеполитическая ситуация

Во втором десятилетии 21 века происходит укрепление позиций РФ на мировой арене. Этому способствует перевооружение армии. В 2010 г. принимается Госпрограмма вооружений на 2011-2020 гг. (на это выделяется свыше 20 трлн. рублей). Россия установила отношения с такими государствами, как Индия, Китай, Бразилия, ЮАР, вошедшими в образованную РФ – БРИКС. Первостепенное значение отводится экономическому сотрудничеству. В 2014 г. создается Евразийский экономический союз.

Россия постоянно отстаивает интересы собственных граждан, границы страны неприкосновенны. В 2012 г. вооруженные силы РФ помешали нападению США на Сирию, в 2013 г. Правительство РФ отказалось выдать США Э. Сноудена, уличившего Америку в шпионаже. В феврале 2014 в связи с приходом к власти на Украине националистических элементов и растущей в этой стране нестабильностью, РФ открыла границу для десятков тысяч беженцев, стремившихся укрыться на ее территории от разразившегося вооруженного конфликта. Весной 2014 г. (14 марта) в Крыму проводится референдум, по результатам которого эта территория присоединяется к РФ. Это приводит к наложению на РФ различных санкций, прежде всего со стороны США и стран блока НАТО.

Огромная территория и большое количество свободных ресурсов наряду с современным вооружением, делают РФ ведущей фигурой международной арены, с мнением которой приходится считаться.

Читайте также: