Россия на международной арене кратко

Обновлено: 04.07.2024

Россия в современной системе международных отношений

Система международных отношений – это совокупность связей и взаимодействий между народами, государствами и их группами.

Система международных отношений коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Развал СССР имел серьезные геополитические последствия. Некогда двухполюсная система международных отношений, определяемая стратегическим противостоянием США и СССР, ушла в прошлое. Перед участниками международной политики встала необходимость заново определять свои внешнеполитические ориентиры, приоритеты, союзы. Россия как приемник Советского Союза была вынуждена решать те же задачи, что и другие ведущие государства мира.

Сегодня Россия представляет собой одну из мощнейших держав в мире. Сумев преодолеть угрозы дезинтеграции и сложные последствия распада СССР, она ведет активную внешнюю политику и последовательно отстаивает свои интересы за рубежом.

Основным направлением внешней политики России на современном этапе стало выстраивание отношений со странами ближнего зарубежья и с ведущими мировыми державами. Важным направлением участия России в международной политике была и остается деятельность, вязанная с активизацией сотрудничества в сфере борьбы с угрозами мирового терроризма.

Сегодня Россия является одним из глобальных лидеров, определяющим международную политическую повестку дня (рисунок 1).

Рисунок 1. Место России в мировой политике и международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В целом справедливо говорить о том, что Россия играет весьма важную роль на политической арене мира. Многие страны ее недолюбливают или относятся с настороженностью, однако все они, так или иначе, с ней считаются.

Сущность и основы международной политики на современном этапе

Под международной политикой в общем смысле принято понимать деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними, осуществляемые на наднациональном и надгосударственном уровнях.

Иначе говоря, она представляет собой совокупность взаимодействий между государствами и межгосударственными объединениями, а также отношений, возникающих на основе их взаимодействия.

Ключевыми субъектами международной политики являются:

  • государства;
  • межгосударственные объединения (универсальные и локальные);
  • негосударственные международные организации;
  • субъекты внутренней политической жизни, представленные классами, социальными группами, элитами и контрэлитами, политическими партиями и движениями.

Главным субъектом международной политики, конечно же, являются государства, взаимодействующие друг с другом в рамках системы международных отношений. На современном этапе развития государства мира столь тесно взаимосвязаны друг с другом, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.

Международная политика, как особого рода политическая деятельность субъектов международного права, направлена на решение вопросов, связанных с выживанием и прогрессом человеческого общества, выработкой механизмов по согласованию интересов субъектов мировой политики, предотвращению и разрешению глобальных и региональных конфликтов, а также созданию в мире справедливого порядка. Она является ядром международных отношений, служит фактором мира и стабильности, а также создает основу для развития равноправия в системе международных отношений.

Место и роль России в современной международной политике

Давать какие-либо прогнозы относительно участия России в современной международной политике довольно сложно, однако многочисленные мнения экспертов позволяют сделать следующие выводы.

В среднесрочной перспективе России удастся сохранить свое положение в качестве одной из мощнейших в военном отношении стран мира. Речь при этом идет не только об отечественной военной промышленности, компактной, мобильной и хорошо оснащенной армии.

В современном мире Россия имеет возможность играть активную роль одновременно в нескольких регионах:

  • Евроатлантический регион;
  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Большой Ближний Восток;
  • Центральная Азия;
  • Арктика.

Помимо этого, за РФ закреплена роль активного игрока сразу в нескольких функциональных областях. В частности, речь идет о контроле и нераспространении вооружений, мирном атоме, кибербезопасности, продовольственной безопасности, ресурсной безопасности, освоении космического пространства и пр. Фактически Россия является активным посредников в решении целого ряда международных проблем и конфликтов.

Свой экономический потенциал Россия реализует, играя важную роль в интеграционных процессах в Евразии. В то же время Россия в целом ряде критически важных областей отстает от ближайших своих конкурентов и соратников, что, в свою очередь, приводит к подрыву суверенитета страны и ограничению ее внешней политики за счет ее сведения к узкому набору инструментов. Осталось России проявляется в стагнации развития человеческого капитала, качестве институтов государственного управления и необходимости модернизации экономики страны.

Одной из важнейших характеристик участия России в международной политике на современном этапе являются ее острые противоречия с коллективным Западом. Подобного рода конфликт искусственно ставит Россию перед необходимостью совершения ложного выбора – выбор между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях, с другой стороны.

С наступлением ХХI в. отношения России с зарубежными государствами стали более динамичными и одновременно более сложными.

После нападения террористов на Нью - Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. Она, как и другие страны СНГ, поддержала предпринятую США и их союзниками по НАТО военную операцию против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. В 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривал сохранение паритета ядерных сил США и РФ, их сокращение к 2012 г. до 1700-2200 ядерных боеголовок.

Начали успешно реализоваться крупные международные проекты с участием нашей страны, в частности в мирном освоении космического пространства. Наша страна активно участвует в создании и эксплуатации Международной космической станции (МКС). Российские носители стали выводить на орбиту космические аппараты европейских стран.

Показателем роста международного nрестижа Российской Федерации стало решение Международного олимпийского комитета о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в российском городе Сочи.

В 2003 г. США и ряд его союзников без санкции Совета Безопасности ООН, игнорируя возражения России, ФРГ и Франции, осуществили агрессию против Ирака. В результате российско - американские отношения стали ухудшаться.

В зарубежных СМИ началась кампания по обвинению России в отходе от демократии и поддержке враждебных США стран. Стали выражаться опасения в том, что государства ЕС попадут в зависимость от поставок российских энергоресурсов.

В странах Восточной Европы, ставших членами НАТО, началось развёртывание инфраструктуры вооружённых сил США. В Польше и Чехии было намечено развёртывание элементов американской системы ПРО.

Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдёт адекватные ответы. В то же время, как неоднократно указывал министр иностранных дел С.В. Лавров (с 2004 г.), Россия всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно.

С наступлением ХХI в. отношения России с зарубежными государствами стали более динамичными и одновременно более сложными.

После нападения террористов на Нью - Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. Она, как и другие страны СНГ, поддержала предпринятую США и их союзниками по НАТО военную операцию против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане. В 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривал сохранение паритета ядерных сил США и РФ, их сокращение к 2012 г. до 1700-2200 ядерных боеголовок.

Начали успешно реализоваться крупные международные проекты с участием нашей страны, в частности в мирном освоении космического пространства. Наша страна активно участвует в создании и эксплуатации Международной космической станции (МКС). Российские носители стали выводить на орбиту космические аппараты европейских стран.

Показателем роста международного nрестижа Российской Федерации стало решение Международного олимпийского комитета о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в российском городе Сочи.

В 2003 г. США и ряд его союзников без санкции Совета Безопасности ООН, игнорируя возражения России, ФРГ и Франции, осуществили агрессию против Ирака. В результате российско - американские отношения стали ухудшаться.

В зарубежных СМИ началась кампания по обвинению России в отходе от демократии и поддержке враждебных США стран. Стали выражаться опасения в том, что государства ЕС попадут в зависимость от поставок российских энергоресурсов.

В странах Восточной Европы, ставших членами НАТО, началось развёртывание инфраструктуры вооружённых сил США. В Польше и Чехии было намечено развёртывание элементов американской системы ПРО.

Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдёт адекватные ответы. В то же время, как неоднократно указывал министр иностранных дел С.В. Лавров (с 2004 г.), Россия всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно.


После развала СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Соотношение сил изменилось в пользу НАТО.А сама правопреемница великой державы претерпела массу кризисов и проблем. Участь поднятия страны с колен изначально оказалась практически непосильной задачей, пока у власти не встал Владимир Путин.

Изначальный план Владимира Владимировича Путина по укреплению роли России на мировой арене являлся ключевым. За короткий 8летний срок В.В. Путин смог вывести Россию из политического и экономического кризиса 1990х, а также решительно заявил о нас на международной арене.

Укрепление положения России было основано на развитии оборонно‑промышленного комплекса. Также взятый курс на дальнейшее развитие, и переход к инновационной экономике, давали повод полагать, что авторитет России будет укрпеляться.

Россия имеет тенденцию поддерживать принцип многополярного мира, в котором никто не может присваивать себе роль господствующего государства , и усиление нашей страны будет этому только способствовать.

Однако тенденция на усиление России критиковалась со стороны различных политических деятелей и средств массовой информации. Эта критика часто приобретает абсолютно иррациональные и истерические формы.

Как пример, можно рассмотреть Мюнхенскую речь Путина в 2007 году. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире. Речь актуальна и по сей день по заявлению Владимира Путина в 2010 году.

Мнение же российских политологов было однозначным - "Это была речь лидера. Это признак того, что Россия созрела для того, чтобы говорить свое "да, нет" в мире. Но Владимир Путин продемонстрировал, что позиция его не конфронтационная. Он прямо задавал вопрос: если вы готовы к диалогу, то мы будем его продолжать, если нет, то мы готовы и к этому" - , политолог Глеб Павловский.

Реальность же такова – Россия соблюдала и будет соблюдать свои международные обязательства, неукоснительно выполнять условия заключенных международных соглашений. Никто не проиграет от возрастания роли России– проиграют только те, кто заинтересован в безраздельном мировом господстве. Сама по себе Россия имеет все шансы, чтобы занять одну из лидирующих позиций на международной арене.

Роль России на мировой политической арене

Еще после распада СССР на Россию обратили определенное внимание лидеры наиболее весомых политических сил, что было неизбежно, учитывая ресурсную базу такой огромной страны. Холодная война завершилась, но это вовсе не означает, что все разногласия пропали в один миг. Они просто сгладились, перешли в несколько иную область и потеряли некоторую остроту.

Первоочередные задачи, которые стояли перед правительством России в 90-х – поднятие экономики и стабилизация общественно-политической сферы. На полную ликвидацию негативных последствий (по крайне мере до перехода в стабильное состояние) у России ушло 8 лет. Много? В действительности это не такой уж большой срок, особенно после сравнения с некоторыми странами, которые на решение меньших проблем тратят десятилетия, а иногда и тонут под ворохом проблем.

Роль России на мировой политической арене

На все поступающие намеки Россия ответила нейтрально-положительно, сохраняя позицию построения обоюдовыгодных отношений и это работало, но для мировых лидеров Россия оставалась государством загадочным, но при этом набирающим все больший вес. Подобная же ситуация наблюдалась с Китаем.

Роль России на мировой политической арене

В частности, политика невмешательства часто критикуется как явление, которое может привести к глобальным конфликтам, вырастающим из небольших локальных противостояний. Упрощенно – если позволить отдельным локальным конфликтам существовать достаточно длительный срок, то в это приведет к новой мировой войне.

Разумеется, данное гиперболизированное утверждение весьма спорно, однако то, что локальные конфликты могут пошатнуть экономический баланс, который в современных реалиях тесно связывает практически все государства мира – бесспорно. На фоне того, что Россия не так давно перенесла значительные потрясения, не было ничего удивительного в том, что правительство решило сосредоточить заботу на собственных гражданах, а не на жителях иных стран.

Роль России на мировой политической арене

Для большинства это звучит как естественный процесс, но необходимо учитывать, что такого быстрого укрепления РФ мало кто ожидал. Когда кризисы сотрясали государства мира, в РФ удалось минимизировать ущерб. Не в последнюю очередь в этом сыграло позиционирование России на мировой арене, как игрока, который печется не только о собственных интересах, но и о партнерах. Во всем мире признают, к примеру, что Владимир Путин более серьезная фигура на политической арене, чем Барак Обама.

Данные изменения неизбежны, когда темпы развития существующих мировых лидеров приходят к некой стабильной небольшой величине. А ведь именно на развивающиеся экономики сделал ставку Россия. Сейчас, когда развернулась спекуляция общественным мнением вокруг событий на Украине, когда против России ввели санкции, призванные ослабить ее, происходит фактическое перераспределение политического веса на мировой арене.

Роль России на мировой политической арене

Неудобная правда, о которой многие предпочитают умалчивать, заключается в том, что нерешительность правительства Украины в вопросе определения основного партнера привела к тому, что эта страна стала разменной монетой. С одной стороны – это повод надавить на Россию, с другой – привязка государства к новому партнеру путем выдачи кредитов. Присоединение Украины к новому полюсу влияния, который создает РФ без сомнений весьма усилил бы новый альянс.

Читайте также: