Россия и интерпол кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интерпо́л (Interpol, полн. Международная организация уголовной полиции, International Criminal Police Organization, ICPO) — международная правоохранительная организация, консолидирующая усилия национальных правоохранительных органов в области борьбы с общеуголовной преступностью. Штаб-квартира организации и постоянно действующие центральные органы Интерпола располагаются в Лионе (Франция).

История создания

Интерпол ведет свою историю с 1923 года, когда в Вене на 2-м Международном конгрессе уголовной полиции была создана Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью.

В 1938 году она прекратила свое существование, но была воссоздана в 1946 году в Париже. В 1956 году Интерпол получил свое название, с 1989 года его постоянно действующие центральные органы расположены в Лионе (Франция).

Задачи организации

Интерпол не вмешивается в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера, его задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью, а также координация международного розыска, борьба с торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, преступностью несовершеннолетних.

В последние годы структуры Интерпола уделяют большое внимание общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Структура организации

Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, которая собирается ежегодно. Президент избирается генассамблеей Интерпола. Чтобы выборы были признаны состоявшимися, достаточно, чтобы за одного кандидата проголосовали две трети членов генассамблеи. Во втором туре голосования достаточно простого большинства. Глава Интерпола избирается на четыре года, выборы вице-президентов проводятся каждые три года.

В повседневной деятельности руководство работой организации возложена на постоянно действующий Генеральный секретариат, руководит которым Генеральный секретарь. Генеральный секретарь избирается на срок пять лет

Исполнительный комитет Интерпола является совещательным органом Интерпола и избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. В состав исполкома входит президент, три вице-президента и девять делегатов. Все 13 человек должны быть гражданами разных стран; президент и все вице-президенты должны быть с разных континентов.

Исполком собирается трижды в год. Его основные функции — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре государственных правоохранительных органов созданы Государственные центральные бюро (ГЦБ), являющиеся органами по взаимодействию государственных правоохранительных органов с ГЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре национальных правоохранительных органов созданы Национальные центральные бюро (НЦБ), являющиеся органами по взаимодействию национальных правоохранительных органов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола в России входит в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел России на правах управления.

Интерпол в России

В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное центральное бюро Интерпола — орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

После распада СССР правопреемником стало российское бюро Интерпола — Национальное центральное бюро Интерпола МВД России.

С ноября 2014 года Национальное центральное бюро Интерпола МВД России возглавляет генерал-майор полиции Прокопчук Александр Васильевич, который является членом исполнительного комитета Интерпола, а с ноября 2016 года — вице-президентом Интерпола.

На предстоящих в ноябре 2018 года выборах президента Интерпола его кандидатура рассматривается как наиболее вероятная.

Нормативные документы

Национальное центральное бюро Интерпола МВД России в своей деятельности руководствуется следующими нормативным документами:

РОССИЯ И ИНТЕРПОЛ

Национальное центральное бюро Интерпола призвано содействовать усилиям органов правопорядка различных, стран в международной борьбе с уголовной преступностью. На практике такое содействие проявляется в форме обмена информацией, которая имеет прямое отношение к международному сотрудничеству уголовной полиции, организации проведения необходимых расследований на территории своей страны, контроля за ведением розыска и задержанием преступников (а также в необходимых случаях в пределах законодательства своей страны оказания помощи в их экстрадиции), передачи соответствующим ведомствам своей страны запросов, направляемых органами полиции других стран, и т. д. К числу конкретных задач Национального центрального бюро Интерпола можно отнести, в частности, объявление в международный розыск, а также осуществление мероприятий, касающихся допросов и тому подобных действий в отношении преступников, объявленных в розыск, в рамках Интерпола. Только бюро, подготовившее информацию, вправе решать, кому она должна быть направлена, может ли она изменяться и каким образом, а также когда она должна быть уничтожена.

Необходимо также отметить, что Национальное центральное бюро Интерпола действует в контакте с аналогичными органами других стран не только в соответствии с Уставом Интерпола, но и в каждом конкретном случае придерживается тех международных соглашений по борьбе с преступностью, участниками которых являются оба представляемых ими государства: об оказании правовой помощи, о выдаче преступников и т. п.

В 1992 г. перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик, и уже 4 января Генеральному секретарю Интерпола было предложено рассмотреть вопрос о правопреемстве Российской Федерации в отношении членства бывшего СССР в этой Организации. Вопрос был решен положительно только после занятия Россией места Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Остальным же республикам бывшего СССР, ставшим суверенными государствами, необходимо было подавать заявку на вступление в члены Интерпола в соответствии со ст. 4 Устава Организации. К настоящему моменту из всех республик только Таджикистан и Туркменистан не являются членами Международной организации уголовной полиции. Республики вынуждены были вступить в ряды Интерпола, так как после распада СССР отсутствовал единый координирующий орган, которым до этого было МВД СССР[4]. Кроме того, существовал правовой вакуум: законодательство молодых республик было во многом не проработано, особенно в экономической сфере. Этим и воспользовались преступные элементы новых независимых государств, расширив масштабы своей деятельности.

Осенью 1992 г. в город Дакар (Сенегал) была направлена делегация Российской Федерации. А в следующем году сотрудничество осуществлялось с компетентными органами 115 государств. В марте 1993 г. в Национальном центральном бюро Интерпола была введена система связи Х.400 (функция электронной почты). В 1994 г. была проведена работа по созданию единой базы данных о преступных формированиях, их лидерах, а также способах поддержания международных контактов, одновременно было установлено оборудование, программное обеспечение и база данных системы автоматизированного поиска информации в банке данных Интерпола (АЗЕ). Для регламентации вопросов взаимодействия органов внутренних дел с Национальным центральным бюро Интерпола Приказом Министерства внутренних дел России № 10 от 11 января 1994 г. была утверждена Инструкция о порядке использования и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, которая носила ведомственный характер.

  • обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
  • оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Во исполнение Указа Правительство Российской Федерации 14 октября того же года утвердило Положение о Национальном центральном бюро[6].

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации в соответствии со своим Положением является подразделением криминальной милиции, входящим в состав центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, и имеет статус главного управления. Следует отметить, что в Уставе Интерпола нет положений, которые закрепляли бы подчиненность Национального центрального бюро, его организационную структуру и функции. Каждая страна свободна в выборе формы сотрудничества с Интерполом и может назвать своим представителем в Интерполе любое из своих учреждений, ведущих борьбу с преступлениями, а поэтому организация и структура бюро являются внутренним делом каждого государства.

Структура Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации не раз подвергалась модификации с учетом накопленного за предыдущие годы опыта работы.

Возглавляет бюро начальник Национального центрального бюро Интерпола, назначаемый на должность и освобождаемый от должности министром внутренних дел Российской Федерации. Как правило, начальник бюро включается в состав делегаций, направляющихся на ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи. Он же следит за проведением в жизнь на уровне Федерации резолюций Генеральной Ассамблеи[14] и организует всю деятельность российского бюро, неся персональную ответственность за выполнение возложенных на бюро задач. Кроме того, в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации начальник издает обязательные для сотрудников приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к ведению бюро, назначает сотрудников бюро и освобождает их от должностей (до заместителей начальников отделов включительно), утверждает должностные обязанности сотрудников бюро, присваивает сотрудникам бюро очередные специальные звания (до подполковника милиции включительно), применяет к ним меры дисциплинарной ответственности и поощрения, обладает правом подписи служебных документов, вносит министру внутренних дел предложения о штатной численности, структуре бюро, составе российской делегации для участия в работе сессий Генеральной Ассамблеи Организации, а также о кандидатурах от России в руководящие органы Интерпола.

У начальника Национального центрального бюро Интерпола есть заместители, которые также назначаются министром внутренних дел. В бюро имеется два отдела: отдел международного розыска и отдел оперативной информации и технического развития, а также организационное отделение, отделение аналитической разведки, секретариат и архив. Работой отделов руководят начальники, назначаемые заместителем министра внутренних дел.

Каждый отдел включает в себя по четыре отделения, для которых характерны определенные функции. В состав отдела международного розыска входят отделения по общеуголовной преступности, по преступности в сфере экономики и финансов, по организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, антиквариата и предметов искусства, по преступности, связанной с автотранспортными средствами. Основное предназначение данного отдела — содействие в розыске на территории нашей страны лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, пропавших без вести и скрывшихся от следствия (их розыск должен быть в установленном порядке инициирован правоохранительными органами зарубежных стран). С другой стороны, по запросам компетентных органов России отдел международного розыска Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации направляет ходатайства о розыске за рубежом лиц, объявленных в розыск в соответствии с законодательством России. В случае установления местонахождения и задержания разыскиваемого указанный отдел координирует вопросы, связанные выдачей такого лица зарубежному государству. Кроме того, в компетенцию отдела международного розыска входит оказание помощи поиске похищенных транспортных средств, предметов, представляющих культурную ценность, а также другого имущества.

Отдел оперативной информации и технического развития включает в себя отделение Оперативной обработки информации, отделение обеспечения оперативных учетов, отделение ведения учетов и баз дан ных и отделение технического развития. Отдел обеспечивает техническую сторону сотрудничества, обслуживает специальную компьютерную сеть Интерпола Х.400 (функция электронной почты) организует ведение учетов и баз данных бюро, формирует справочный фонд законодательства других стран, выполняет иные функции. Учитывая постоянную модернизацию средств связи, используемых Интерполом, сотрудники этого отдела время от времени посещают организуемые Интерполом конференции и семинары, где их знакомят новыми возможностями оборудования.

Для организации планирования и разработки перспективных направлений деятельности Национального центрального бюро Интерпола в составе бюро действует организационное отделение, которое фактически выполняет штабные функции.

Из-за географической особенности Российской Федерации — ее обширного размера — Национальному центральному бюро Интерпола необходимо было иметь своих связных в регионах страны. Для этих целей в стране были созданы филиалы Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. В июне 1997 г. приказом № 333 Министерства внутренних дел было утверждено Типовое положение о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола. Это была первая попытка создания связных центров на местах, а Типовое положение стало основой правового статуса филиалов.

В соответствии с Приказом № 333 филиал (территориальное подразделение) Национального центрального бюро Интерпола является подразделением криминальной милиции, входящим в состав Министерства внутренних дел, главного управления (управления) внутренних дел субъектов Российской Федерации на правах управления, самостоятельных отдела или отделения. После принятия Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации № 230 от 28 февраля 2000 г. филиалы Национального центрального бюро могут образовываться и в управлении внутренних дел на транспорте на правах самостоятельной группы. Создаются, реорганизуются и ликвидируются филиалы Министерством внутренних дел России. Положение, штаты и структура филиалов утверждаются на основании типовых министром внутренних дел, начальником главного управления (управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации, начальником управления внутренних дел на транспорте по согласованию с начальником Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации. Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью филиала осуществляет Национальное центральное бюро Интерпола. Этим же приказом предписывалось создать филиалы в субъектах Федерации, правоохранительные органы которых до этого момента наиболее активно взаимодействовали с зарубежными коллегами (в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Калининградской, Камчатской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской и Свердловской областях, Приморском крае).

Позднее в том же году министром внутренних дел РФ был издан Приказ № 666, в котором указано на необходимость создания территориальных подразделений Национального центрального бюро Интерпола в министерствах, главных управлениях и управлениях внутренних дел всех субъектов Федерации. Постепенно это решение выполняется.

Так как Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации одновременно входит в структуру Международной организации уголовной полиции и Министерства внутренних дел России, то требования, предъявляемые к его сотрудникам, соответствуют требованиям, предъявляемым к личному составу органов внутренних дел (Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4202-I от 23 декабря 1992 г. утверждено Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), но сотрудники бюро должны владеть как минимум одним официальным языком Организации (французским, английским или испанским, так как арабский используется в работе бюро только при необходимости) в степени, достаточной для выполнения своих функциональных обязанностей.

Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации с января 1992 г. поддерживает постоянную круглосуточную связь.

Действуя в системе Интерпола, бюро активно взаимодействует с Генеральным секретариатом и Национальными центральными бюро Интерпола в других странах, а также с российскими правоохранительными органами. В соответствии с п. 2 Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола субъектами сотрудничества по линии Интерпола в России являются:

  • органы Прокуратуры Российской Федерации;
  • органы внутренних дел Российской Федерации;
  • органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
  • федеральные органы налоговой полиции;
  • таможенные органы Российской Федерации;
  • органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
  • органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации[15].

При этом в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств органы, перечисленные в Инструкции, и иные государственные органы Российской Федерации, действуя в рамках своей компетенции:

  • используют возможности Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве уголовным делам, материалам и делам оперативного учета, материалам проверок;
  • вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;
  • исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств.

Начальник Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации либо его заместитель имеют право отказать полностью или частично в удовлетворении запроса, если он не относится к компетенции Интерпола, или связан с преступлениями политического, военного, религиозного, расового характера, или его выполнение повлечет нарушение законодательства Российской Федерации либо запрашивающего государства, а также если он оформлен не в соответствии с межведомственной Инструкцией.

В Российской Федерации постоянно находятся представители почти 20 стран — связные офицеры, которые непосредственно знакомятся с ситуацией в Российской Федерации и взаимодействуют с Национальным центральным бюро Интерпола.

90 лет назад, 7 сентября 1923 года, была создана Международная комиссия уголовной полиции, более известная как Интерпол.

Международная организация уголовной полиции Интерпол (International Criminal Police Organization–INTERPOL) — крупнейшая в мире международная межправительственная организация, принимающая участие в борьбе с общеуголовной преступностью.

Членами организации являются 192 государства.
Штаб квартира расположена в Лионе (Франция).

Идея создания Международной организации уголовной полиции возникла в 1914 году на первом международном конгрессе криминальной полиции в Монако. Юристы и служащие полиции из 14 стран рассмотрели вопрос о возможности учреждения отдела по учету международной криминальной информации и унификации процедуры экстрадиции преступников.

В 1923 году на втором международном конгрессе криминальной полиции эта идея была реализована и создана Международная комиссия уголовной полиции (International Criminal Police Commission, ICPC) с центром в Вене (Австрия).

В 1938 году организация практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией и последовавшего в 1942 году переезда штаб-квартиры ICPC в Берлин.

Организация была воссоздана по инициативе бельгийского правительства в 1946 году. Новая штаб-квартира расположилась в Париже (Франция). Тогда же впервые появилось сокращение INTERPOL (international police), которое было выбрано для обозначения телеграфного адреса организации.

В 1956 году организация стала полностью автономной, получила свое нынешнее название и устав. В 1989 году штаб-квартира организации (Генеральный секретариат) переехала в Лион.

В 1971 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила межправительственный статус Интерпола как наблюдателя. В 2004 году было открыто региональное отделение Интерпола при штаб квартире ООН в Нью Йорке (США).

В 2009 году региональное отделение организации было открыто при штаб квартире Евросоюза в Брюсселе (Бельгия).

СССР стал членом Интерпола 27 сентября 1990 года на 59 й сессии Генеральной ассамблеи Интерпола в Оттаве (Канада). С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). После распада СССР НЦБ Интерпола России стало правопреемником союзного Бюро.

Территориальные подразделения НЦБ Интерпола действуют в 78 субъектах России.

Интерпол обеспечивает широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции, ведущееся в рамках существующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека, даже в тех случаях, когда между отдельными странами отсутствуют дипломатические отношения.

Высший руководящий орган — Генеральная Ассамблея. В период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями является Исполнительный комитет во главе с президентом. С ноября 2012 года президентом Интерпола является Мирей Баллестрази (Mireille Ballestrazzi), которая до этого в течение двух лет занимала должность вице президента организации.

Постоянно действующий рабочий орган — Генеральный секретариат.
В составе секретариата действуют четыре отдела: административный, полицейский, научно-исследовательский и технического обеспечения. В структуре полицейского отдела действуют подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием и международным терроризмом, подотдел обработки информации о различных фактах фальшивомонетничества. Специальный подотдел занимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотических средств. Он включает службу руководителя со специальным подразделением по связям и сотрудничеству, находящуюся в Бангкоке (Таиланд), группу по проведению операций и группу разведки.

Особое положение в системе органов управления Интерполом занимают Национальные центральные бюро (National Central Bureau, НЦБ), идея создания которых была предложена на Генеральной Ассамблее в Берлине в 1926 году.

Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств поступают непосредственно к руководителю НЦБ данной страны. Так достигается высокая оперативность деятельности.

Информационные каналы Интерпола являются на сегодняшний день самыми оперативными и надежно защищенными. Основной системой связи, разработанной для обмена информацией между странами членами Интерпола, является глобальная телекоммуникационная система I 24/7.

Специалисты Интерпола регистрируют сведения о международных преступлениях, отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. Также ведутся картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и других ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных телах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира.

Интерпол ведет розыск лиц, подозреваемых в совершении международных преступлений, включая оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В случае успеха преступника задерживают и водворяют под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и были собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства инициатора розыска.

Также организация ведет розыск похищенных ценностей (транспортных средств, произведений искусства, археологических ценностей, оружия).

1. История создания и становления Интерпола

Международная организация уголовной полиции - Интерпол - ведет свою официальную историю с 1923 года. Главной целью ее создания стала необходимость консолидации усилий правоохранительных органов различных стран в борьбе с наиболее опасными преступлениями, имеющими международный характер. Штаб-квартира Интерпола находится во французском городе Лионе.

Новому этапу в борьбе с международной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООН в данной области значительная роль отведена Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.

- 1889г. – состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права.

- 1905г. – предпринята очередная попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности.

- 1910г. – предложение учредить всемирный союз полиции.

- 1923г. – Международный полицейский конгресс в Вене.

- 1924г. – принята резолюция по вопросам:

- создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности;

- разработка систем доказательств и международный розыск преступников;

- организация отделений по идентификации людей на расстоянии;

- издание газеты международной полиции;

- создание совместной программы по предотвращению и выявлению поддельных банкнот и документов;

- 1940г.- главой МГУП стал Артур Кебе.

- 1956г. – принятие устава Интерпола.

- В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее.

- В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов.

2. Состав, структура и направления деятельности Интерпола

1. Генеральная Ассамблея – это пленарный совещательный орган, являющийся высшим органом организации:

- принимает решения по основополагающим вопросам

- определяет принципы и устанавливает общие меры, отвечающие достижению целей организации

- изучает и утверждает общую программу деятельности

- принимает резолюции и дает рекомендации по вопросам находящимся в компетенции Организации

- Определяет финансовую стратегию организации

- Генеральная Ассамблея состоит из делегатов государств-членов. Сессии проходят каждый год. Ее работу организует исполнительный комитет.

- Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарной сессии. Решения принимаются на основе резолюций или занесения в протокол.

2. Исполнительный комитет – это избираемый организацией совещательный орган.

Роль Исполнительного комитета:

- Контролирует решение Генеральной Ассамблеи;

- Готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;

- Контролирует администрацию и работу Генерального секретаря;

- Представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы или проекты, которые считает полезными;

- Предлагает кандидата на пост Генерального секретаря.

Основные направления деятельности Интерпола следующие:

2. Международный розыск.

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы

СССР был принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале,

Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола"

На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ). 14 октября 1996 г. вынесено Постановление Правительства РФ N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола", Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы.

НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.

В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.

Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.

Задачи Интерпола у нас довольно многочисленны, в их число входят:

· оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РК;

· наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

Объявление в международный розыск преступника не может осуществляться без согласия Генеральной прокуратуры РФ и другими правоохранительными органами имеющим отношение к тому или иному уголовному делу. Так например в 2003 году с использованием возможностей Интерпола за рубежом было установлено местонахождение 92 человек, разыскивавшихся правоохранительными органами России. 39 из них были задержаны.

С помощью международных коллег по Интерполу только в прошлом году в нашу страну депортировало более десятка преступников, замешанных в криминальных деяниях международного размаха.

С одной стороны, никаких трений у Интерпола с российскими правоохранительными органами не должно возникать хотя бы потому, что Национальное центральное бюро (НЦБ) официально входит в структуру центрального аппарата МВД России на правах главного управления и его возглавляет действующий генерал-майор российской милиции Тимур Лахонин. Более того, в центральных милицейских органах всех субъектов Российской Федерации с 1997 по 2008 год были созданы филиалы НЦБ Интерпола.

Формально они отвечают за взаимодействие с НЦБ Интерпола других стран и с Генеральным секретариатом этой международной организации. То есть, по сути, Интерпол как бы вживлён в систему наших правоохранительных органов, в чём-то дублируя их функции, а в чём-то ведя явный надзор. Но, с другой стороны, НЦБ этой международной организации в России напрямую подчиняется не Москве, а Лиону и именно там принимаются все ответственные решения, касающиеся деятельности этой международной организации.

Некоторые решения Интерпола выглядят двояко и могут восприниматься как политические. Например, Интерпол снял ограничения на международный розыск Невзлина и Березовского – казалось бы, дружественный жест, но сделал он это только тогда, когда у обоих беглецов утряслись проблемы со статусом. До этого их можно было легко арестовать, но Интерпол не торопился. Теперь ограничения сняты, а толку-то? Арестовать фактически нельзя ни того ни другого. Полезен ли Интерпол? В чём-то безусловно: когда дело касается поиска угнанных и проданных за рубеж машин, расследования деятельности наркобаронов. Но специфический политический аспект тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Едва дело доходит до поимки действительно важных преступников, у Интерпола начинаются сбои. Недавно стало известно о готовящейся экстрадиции из Италии некоего Михаила Помбрика. При задержании у 77 летнего старика изъяли паспорта России и Израиля, но заинтересовались им вовсе не из-за двойного гражданства. Представители полиции писали десятки рапортов, в которых указывали на то, что Интерпол, по сути, вставляет им палки в колёса, но никаких действий не предпринималось.

Считаю, что проблемы сотрудничества есть и будут между Интерполом и рядом других государств – их членов.

Список используемой литературы

1. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола";

2. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" с изм. от 29.05.2006 г.;

3. Приказ МВД РФ от 8 мая 1997 г. N 280 "Об организационно-штатных вопросах НЦБ Интерпола";

4. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.);

Читайте также: