Романо германская мифология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Протогерманскиая мифология - это мифология носителей протогерманского языка, включающий такие темы, как мифология, легенды, народные сказкии и народные верования ранней германской культуры. С помощью сравнительного метода немецкие филологи, различные исторические лингвисты, предложили реконструкции сущностей, мест и концепций с различными уровнями достоверности в раннем германском фольклоре (реконструкции обозначены наличием звездочки). В настоящей статье представлены как реконструированные формы, так и предлагаемые мотивы раннего германского периода.

Содержание

Божества [ ]

Протогерманская реконструкция Романо-германский Западногерманский Северогерманский Восточногерманский Этимология Примечания
*Austrōn OE , OHG *Ôstara, OS *Āsteron От корня PIE root *h 2 (e)wes-('светиться, светиться красным'). Родственна литовскому божеству Аушринеи далее связана с богиней рассвета PIE root *h 2 (e)wes- Западногерманская богиня весны, связанная с праздником, проводимым от ее имени во время "Пасхального месяца", * Austro-mēnōþ, что эквивалентно современному "апрелю". Австрийские матроны, если они германские, происходят от того же корня. Древнеанглийская и древнегерманская формы являются источником современных названий праздников Пасха и Остерн соответственно.
*Auza-wanđilaz OE Ēarendel, OHG Aurendil, Lomb. Auriwandalo ON Goth. auzandil Вероятно, соединение PGmc *auzom ("блестящая, блестящая жидкость") и производное *wanđuz ("прут, трость"). Таким образом, форма PGmc, возможно, будет означать "Световой луч" Обычно рассматривается как олицетворение "восходящего утреннего света", возможно, воплощающее Утреннюю Звезду (Венеру).
*Balđraz OE Bældæg, OHG Balder ON От PGmc *balþaz ('храбрый'), которое идентично лит. báltas ('белый', а также имя Света-Бога), на основе семантического развития от "Белых" к "сияющий" или "сильный" (человек) > 'героем, лордом, принцем'. ОН Бальдр ("храбрый, дерзкий; лорд, принц") и ОГ Бальдер близки к ОЕ билдору ("принц, герой"). Теоним Белдег, вероятно, означает "Сияющий день", как предполагает его ассоциация с "днем" и именем лит. бога света Бальтаса.
Divine horse twins or dioscuri Alcis OE Low German Hengist and Hors (Holstein, 1875) Ученые предложили различные фигуры в древнегерманских летописях в качестве продолжения этого мотива. Тацит (Германия) упоминает божеств-близнецов Алкиса (PGmc *alhiz ~ *algiz), которого он сравнивает с греческими Диоскурами. Божества обычно рассматриваются как отражение протоиндоевропейских Божественных близнецов. Их имя означает либо "лось", либо "защитник". Некоторые ученые предположили, что это может быть связано с z-руной ((альгиз), хотя доказательств мало.
*Frawja- ~ *Fraw(j)ōn OE frēa; OFris. frā; OS frōho, frāho; MDu. vroon; OHG frō ON (theonym) Goth. frauja Неясная этимология. Эпитет, означающий "Господь". Встречается как теоним в древнескандинавском и в христианском контексте, а также в староанглийском. Согласно Кроонену, "как по форме, так и по значению, фрейва- ("семя") напоминает Фрейра "божество плодородия" *Sōel- (ген. *Sunnōn) вытекает из слова "солнце", *séh₂uel, чей родительный падеж формы *sh₂éns, sh₂unós. *Sugelan вариант Sowelō , которые могут быть морфологически сравнению с PGmc *sweglaz ('солнце'). Что означает "Солнце". Богиня и олицетворение Солнца. Вариант *Сугелан, возможно, был оригинальным названием s-руны ᛊ (ср. сигель, сугил), благодаря избежанию табу. Родительная форма *sunnō является источником OHG Sunne и позднего PGmc *Sunnandag ("Солнечный день"); она также является предшественницей современного английского Солнца.
*Tīwaz OE Tīw, OHG *Ziu ON Týr Goth. *Teiws От PIE *deywós ("небесный", следовательно, "божество"), само по себе от *dyēus ("бог дневного неба"). Общий эпитет, означающий "бог, божество", который в конечном итоге заменил имя конкретного божества, чье первоначальное имя теперь утрачено. *Тиваз ассоциировался с вещью и отождествлялся с римским богом войны Марсом через толкование германики. Имя т-руны (ᛏ). Источник позднего PGmc *Tīwasdag ("Тиваз-день; вторник").
*Twistō Этимологически "Двойственный" (т. е. "Близнец", "Бисексуал" или "Гермафродит'). Связано с PGmc *twistaz, который структурно близок к санскритскому двишта- ("пребывание в двух местах, неоднозначно"). Легендарный божественный предок западногерманских народов, согласно Тациту.
*Þingsaz Thingsus MDu. Dings*, MLG Dinges*, OHG Dinges* Из PGmc *þingaz ("вещь, сборка"). Эпитет, означающий "вещь" , применяемый к Марсу (*Тиваз) в ранних западногерманских культурах ; возможно, первоначально бог, связанный с законом. Засвидетельствовано на латыни как Thingsusи, вероятно, включено в название "Вторник" на некоторых германских языках.
*Þun(a)raz OE Þunor, OS Thunar, OFris Thuner, OHG Donar ON Þórr От корня ПИРОГА *(s)tenh₂- ("гром"). Родственен кельтскому богу грома Таранису ( к уноса. Источник позднего PGmc *ÞОнаресдаг ("ÞУнраз-день; четверг").
*Yum(i)yaz ON Что означает "Близнец". Родственно с санскр .Яма, ав. Йимаи, вероятно, с лат. Рем ( Сущности [ ]
Протогерманская реконструкция Западногерманский Северогерманский Восточногерманский Этимология Примечания
*alƀaz OE ælf, MLG alf, OHG alb ON álfr Burg. *alfs От корня PIE, означающего "(матовый) белый", *h₂elbʰ-. Структурно близок к лат. albus ("(матовый) белый") и Grk alphoús ("белый"). То же самое, что и Альв (эльф) в скандинавской мифологии.
*al(j)a-wihtiz OE æl-wiht ON al-vitr Соединение *aljaz ("другой") и *wihtiz ("вещь, существо").
*ansuz ~ *ansiz OE ōs, OS ās, OHG ansi- ON áss Goth. anses Что означает "(а) божество". От PIE *h₂ems-u- >cauque-mare (прилагается к cauquier "для печати"; мод. О. кошемар), что означало "ведьму", преследующую в плохих снах. Считалось, что Кошмарная Кобыла ложилась спящему на грудб и нашёптывала плохие сны.
*nikwiz ~ *nikwuz ~ *nikwaza- OE nicor, MDu. nicker, MLG necker, OHG nichus, nihhus ON nykr От PIE *nígʷ-ōs Места [ ]
Протогерманская реконструкция Перевод Западногерманский Северогерманский Восточногерманский Этимология Примечания
*Ferg(w)unjan ~ *Ferg(w)unjō "гора" OHG Firgunnea ON Вероятно, от PIE *per-k w un-ih₂ ("лесистые горы", т. е. царство *Перквунос). Родственное с PSelt. *феркуньо > >(H)эрциния. Родственный или заимствованный в слав. как *per(g)ynja ("лесистые холмы").
*Haljō "скрытое" OE hell, OFris helle, ODu. helle, OS hellia, OHG hella ON hel Goth. halja От PGmc *хеланан ("скрывать, прятаться"). Предшественник современного английского Ада, засвидетельствованный как место загробной жизни во всех германских языках и персонифицированный как женское существо в древнескандинавском и древнеанглийском языках. Позже трансформировалось в слово Хель.
*Halja-wītjan "ад-знание" OE helle-wīte, OS helli-wīti, MHG helle-wītze ON hel-víti Соединение PGmc *haljō ("Ад") и *wītjan ("знание, разум") Поэтическое название для места в подземном мире.
*hem(e)naz "небеса" OE heofon, OFris. himel, OS heƀan, ODu. himil, MLG hēven, OHG himil ON himinn Goth. himins' От ген. *h₂ḱmnós Pie*h₂eḱmon ("небесный свод из камня"). Возможно, родственно с PGmc *хамараз ("молот").
*(hemena-)wangaz '(рай-)луг' OS heƀan-wang, OE (neorxna-)wang ON himin-vangr, (Fólk)vangr Gothic waggs Соединение PGmc *хеменаз ("небеса") и *вангаз ("луг"). Существительное *вангаз происходит от корня pie*уонгʰ-, обозначающего "поле" Термин, обозначающий небесный луг загробной жизни. PGmc *wangaz встречается как синоним для " рая " на древнескандинавском, древнеанглийском и готическом языках, подразумевая раннегерманскую концепцию поля загробной жизни на небесах. Фолквангр-место загробной жизни, связанное в древнескандинавских текстах с богиней Фреей.
*Meðjana-garðaz "среднее ограждение" OE middan-geard, OS middil-gard, OHG mitti-gart ON mið-garðr Goth. midjun-gards Соединение PGmc *meðjanaz ("середина") и *garðaz ("ограждение, внутренний двор"). Позже слово трансформировалось в Мидгард
*wira-alđiz "мужской возраст" OE weorold, OFris. wrald, OS werold, MDu. werelt, OHG weralt ON verǫld Соединение PGmc *вираза ("человек") и *алджиз ("возраст"). Обитаемый мир, царство человечества. Источник современного английского мира.
Примечание: ое = староанглийский; Офрис = Старофризский; OFrank. = Старофранкский; ОС = Саксонский; млг = средненижненемецкий; ОД = старый голландский; МДУ. = Средненидерландский; ОНД - = древневерхненемецкий; о = древнескандинавский; Гот. = Готика; Ломб. = Ломбардский; Бург. = Бургундский; PGmc = Прото-германцы; пирог = Pie-Индо-Европейский; – = не характерной для

Другое [ ]

Протогерманская реконструкция Перевод Западногерманский Северогерманский Восточногерманский Этимология Примечания
*halja-rūnō(n) "ведьма, колдунья" OE helle-rūne, OHG helli-rūna Lat.-Goth. pl. (Jordanes) Соединение *халдзе ("Хель") и *руно ("тайна, тайна, руна")
*halja-rūnō(n) "жертвоприношение" OE helle-rūne, OHG helli-rūna Lat.-Goth. pl. (Jordanes) Суффикс sla,добавленный к корню ПИРОГА *ḱuent- ("святой, священный").
*hunslan "тайна разума, магическая руна" OE hūsel ON húsl Goth. hunsl Соединение *хугиз ("понимание, разум") и *руно ("тайна, тайна, руна").
*melđunjaz "молния", "молот" ON Mjǫllnir От слияния корня Pie-n-, которое, возможно, первоначально обозначало оружие Перквуноса. Родственно с лат. milna (молот перконов), OPrus. mealde ("молния"), OCS mъldni ("молния"), валлийский mellten ("молния"). Молот Тора.
*rūnō "тайна, тайна; тайный совет; руна" OE rūn, OS rūna, MDu. rūne, OHG rūna ON rún Goth. runa Заимствовано из или родственно с пселт. *руна ("тайна, магия"). Источник PGmc *runōn ("советник"), *rūnjan ("тайна"), *raunō ("испытание, расследование, эксперимент").
*rūna-stabaz "руническое письмо" OE rūn-stæf, OHG rūn-stab ON rúna-stafr Соединение PGmc *rūnō ("секрет, тайна, совет") и *stabaz ("персонал; письмо").
*saidaz ~ *saiþaz "заклинание, очарование, магия" ON seiðr''' От глагола PGmc *sīdanan ~ *sīþanan ("творить чары"; ср. НА síða); см. также OE-siden "магия" ( Другое [ ]
  • Бадухенна, еще одна германская богиня, упомянутая Тацитом в его Анналах
  • Нертус, германская богиня, упомянутая Тацитом в его "Германии"
  • "Исида" свевов, по-видимому, германская богиня, упомянутая Тацитом в его "Германии"

Источники [ ]

  1. В основном практически единственный источник - это рукописи Тацита, например, его записки о германцах.
  2. Другие рукописи Тацита.
  3. Так же многое узнаётся благодоря языковой реконструкции.

Помимо всего прочего, существуют еденичные упоминания у других авторов.

Космология [ ]

В мифологии появляются следующие миры:

  1. Хель (Нижний мир)
  2. Мидгард (Срединный мир, мир людей)
  3. Небесный луг (Прообраз луга Фрейи, Фолквангра)

Это космология напоминает 3 мира во многих Индоевропейских мифологиях - небо, землю и подземный мир. Все эти миры, скорее всего, растут на частях мирового древа.

Мир создаётся после убийства великана, прото-имира (*Yum(i)yaz).

Хронология [ ]

Мифы данной мифологии неизвестны. Но известно, что в начале был убит великан *Yum(i)yaz, из частей которого быыл сотворён мир.

Скорее всего, существовали мифы о сотворении мира из тела убитого великана и миф о божественных близнецах, а так же другие изменённые Индоевропейские мифы.

Родословная [ ]

Неизвестна родословная имеющихся богов.

События [ ]

Неизвестны события в этой мифологии. Известно, что вначале был убит прото-Имир (*Yum(i)yaz).

Другое [ ]

Данная мифология довольно сильно повлияла на Германскую и Скандинавскую мифологию.

Интерес к древнегерманской мифологии и религии пробудился в начале 19 века у представителей романтической школы. Начало изучению германской мифологии положил Я. Гримм. Как представитель романтической теории Гримм полагал, что германские боги являются высшим проявлением религиозного творчества народа, а германские подземные духи, карлы, эльфы, великаны и прочие - дальнейшим уродливым развитием высшей идеи - божества. В работе В. Шварца было обнаружено, что так называемая низшая мифология (охватывающая карлов, великанов, эльфов и пр.) генетически является более древним образованием, чем так называемая высшая мифология, включающая богов. Немецкий ученый А. Кун сопоставил германские мифы с индийскими, иранскими и греческими. В. Манхардт предпринял попытку связать мифологического представления германцев и других народов с производственной жизнью человека. В работах Ж. Дюмезиля обосновывается положение о структуре германской мифологии как отражении социальной структуры общеиндоевропейского периода. Данная гипотеза заслуживает внимания, хотя и является дискуссионной.

Э. А. Макаев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Ольгейрссон Э., Из прошлого исл. народа, пер. с исл., М., 1957; Grimm J., Deutsche Mythologie, Bd 1-3, В., 1875-78; Mannhardt W., Wald- und Feldkulte, Bd 1-2, В., 1875-77; Schwartz F. L. W., Der heutige Volksglaube und das alte Heidentum, В., 1862; Meyer E. Н., Germanische Mythologie, В., 1891; Helm K., Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, Hdlb., 1913; Vries J. de, Altgermanische Religionsgeschichte, Bd 1-2, В., 1956-57; Dumezil G., Les dieux des Germains, P., 1959; Schröder F. R., Untersuchungen zur germanischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Tl 1-2, Tübingen, 1941; Krohn K., Skandinavisk mytologi, Helsingfors, 1922; Olrik A., Ellekilde H., Nordens gudeverden, København, 1926-51; Elgqvist E., Studier rörande Njordkultens spridning bland de nordiska folken, Lund, 1952; Briem O., Heidina sidur á Íslandi, Reykjavík, 1945.

Мифология древних германцев

Германцев древних мифология и религия — широкий круг верований и религиозных практик германских народов до времени их христианизации: в V—VI веках — восточных и центральных германцев; VI—VII веках — западных германцев, VIII—IX веках - фризов и саксов, XI веке — скандинавов. Изучение собственно древнегерманской (до VIII—IX веков) религии и мифологии крайне затруднено почти полным отсутствием германских источников. Основную информацию содержат сочинения римских писателей, прежде всего Тацита, в значительно меньшей степени — раннехристианских авторов (Иордан и другие).

Обитель богов в соответствии с древнескандинавской космологией. Пока Асгардом управлял Один, в небесном селении проживали две расы богов: асы, небесные божества, и ваны, боги подземного царства.

Небесное царство соединялось с землей мостом, Бифростом, который представлялся в виде радуги или Млечного Пути. Бифрост охранялся богом Хеймдаллем от врагов-великанов, проживавших в собственном царстве – Етунхейме, расположенном под Асгардом. Для того чтобы попасть туда, следовало пройти долгий и опасный путь. Этот же маршрут связывал Асгард с царством мертвых, управляемым Гелой (Хель), дочерью коварного Локи.

В Асгарде боги возвели прекрасные чертоги, включая Вальхаллу (Чертог убитых), где Один поселил героев и королей, погибших на поле битвы. Они проводили время в кулачных боях и поединках, всегда готовые защитить Вальхаллу от неприятеля. Однако Асгард был разрушен в апокалиптической битве, известной как Рагнарёк.

Скандинавская группа небесных богов; противопоставляется ванам. Её представителями считаются Бальдр, Фригг, Тир, Тор, с Одином во главе. Проживают в небесной резиденции богов – Асгарде.

Беовульф

Царственный воин, герой одноименного англосаксонского эпоса, события в котором рассматриваются в контексте христианского мировоззрения, но основаны на древнегерманской мифологии.

Молодой Беовульф, проживавший до этого в Гитсе (южные земли Швеции), прибыл на помощь престарелому датскому королю Гротгару в его борьбе с людоедом Гренделем. Беовульф в поединке убивает Гренделя, и мать людоеда пытается отомстить за него. Герой загоняет людоедку в логово, где также предает ее смерти.

По возвращении домой он наследует корону Гигелака и становится королем гаутов. Пятьдесят лет его правления ничем не омрачались, до тех пор пока на королевство не напал огнедышащий дракон. Беовульф вступает в единоборство с чудовищем, но его меч бессилен против чешуи дракона. Все соратники короля, за исключением молодого военачальника Виглава, покидают поле битвы. В то время как челюсти дракона смыкаются на теле Беовульфа, Виглав поражает ящера ударом меча в пах. Беовульф достает свой кинжал, и вдвоем они убивают зверя. Беовульф все же погибает, отравленный ядовитым дыханием дракона.

Валькирия

Скандинавские земные божества, одна из двух священных рас (вторая – асы) богов и богинь. Как правило, ваны ассоциировались с морскими и земными глубинами, способствовали плодородию и покровительствовали земным правителям. Эмблемами ванов считались вепрь и корабль. Главенствующее место в иерархии ванов отводилось Фреиру и его сестре Фрейе, детям морского бога Ньорда и богини гор Скади.

Первоначально асы и ваны противодействовали друг другу, но заключили мир и поселились в небесной обители богов, Асгарде. Ваны имели и свою собственную подземную резиденцию, Ванахейм.

Водан

Древнегерманский бог, прообраз скандинавского Одина. Водан приносил удачу в бою, но, как правило, его последователи погибали. Подобно римскому Меркурию, с которым его отождествляли, Водан был проводником в подземный мир. Иногда бога ассоциируют с небом, которое символизирует орёл. Атрибутикой Водана считаются волшебные руны, используемые при гаданиях. Сам бог всегда служил источником вдохновения для поэтов и воинов, а правители почитали его за божественного первопредка. Женой Водана была богиня Фрейя.

Англосаксы называли бога Воденом. В его честь был назван день недели – среда (Wednesday).

Вольсунг

Скандинавский воин, сын Рерира, отдалённый потомок бога Одина, отец героя Сигмунда и дед Сигурда, известных как Вольсунги.

Герда (Герд)

Принцесса из рода подземных великанов, ставшая невестой бога Фрейра. Иногда её отождествляют с сестрой бога, Фрейей, которая также состояла с ним в браке.

Гефион

Скандинавская богиня плодородия. Шведский король Гилфи пообещал богине подарить столько земли, сколько она сможет вспахать за один день. Она превратила своих четверых сыновей-великанов в огромных быков. Могучая четверка обладала такой силой, что плуг отхватил от шведских угодий огромную территорию, ставшую впоследствии датским островом Зеландия, центром поклонения культу богини. Вероятно, Гефион является одним из воплощений богини Фрейи (Гефн).

Гинунгагап (скандинавская мифология)

Донар

Древнегерманский бог неба и грозы. Англосаксам известен как Тунор; позднее стал отождествляться со скандинавским божеством Тором.

Драупнир

Магическое золотое кольцо бога Одина. Драупнир выковали гномы в знак того, что боги располагают неисчерпаемым запасом золота. По преданию, волшебное кольцо порождало каждую девятую ночь по восемь новых колец.

Етунхейм

Иггдрасиль

Раннегерманское божество, известное в англосаксонской культуре и тождественное шведскому Ингви. Как бог плодородия Инг путешествовал по всему миру в своей повозке. Династия шведских королей Инглингов объявила его своим родоначальником. В честь покровителя Инглингов, Фреира, бога называли Ингви-Фрейром.

Зловредный бог-насмешник в скандинавской мифологии. Остается неясным, является ли Локи богом-асом или великаном, противником небожителей. Локи строит всяческие козни, как, например, в эпизоде со смертью Бальдра, но также помогает асам – в истории с возвращением захваченного великанами молота Тора.

Локи породил хозяйку царства мертвых Хель, восьминогого коня Одина – жеребца Слейпнира, гигантского волка Фенрира и мирового змея Ермунганда.

В наказание за смерть Бальдра боги приковывают Локи к трем скалам. Локи освобождается и приводит великанов на апокалиптическую битву с богами – Рагнарёк. Сам Локи вступает в единоборство с богом Хеймдаллем, причём он и его противник убивают друг друга.

Мьелльнир

Название боевого молота-топора бога Тора. Считалось, что это оружие порождало молнии.

Нанна

Дочь бога Бальдра. Скорбь Нанны, вызванная смертью отца, была столь велика, что она покончила с собой и была сожжена вместе с Бальдром на погребальном костре.

Нертус

Нехаленния (германская и кельтская мифология)

Норны

Скандинавские женские божества, определяющие судьбу. Сведения о их количестве весьма противоречивы. До сих пор остается не ясно, принадлежат они к богам или к великанам. Подобно античным паркам (мойрам), они определяют будущее людей и богов и предсказывают судьбу царственным отпрыскам сразу после их появления на свет. Норны ассоциируются с источником судьбы Урд, расположенным в корнях мирового древа Иггдрасиль.

Ньорд

Скандинавский бог моря и мореплавания, муж богини гор Скади, отец Фрейра и Фрейи. Согласно одной поэме, брак Ньорда и Скади распался, так как бог скучал по морю, а богиня не могла жить вдалеке от гор.

Правитель Асгарда, обители богов, верховное божество скандинавского пантеона. У древних германцев Один отождествлялся с богом Воданом. Оба божества ассоциировались с войной, магией, вдохновением и подземным царством мёртвых.

Один многолик; он предстает то одноглазым стариком-колдуном, то змеей, то орлом. Обычно его сопровождают волки и вороны, а он сам восседает верхом на восьминогом коне, Слейпнире.

Один – бог богатства, которое символизирует священное золотое кольцо Драупнир, порождающее каждую девятую ночь восемь новых золотых колец. Один – отец колдовства и владелец магических рун, используемых при гадании. В жертву воинственному богу приносили пленников, и считалось, что конвульсии умирающей жертвы предрекают исход будущего сражения. Сам Один неоднократно спускался в царство мертвых.

Один погиб в апокалиптической битве Рагнарёк, сраженный чудовищным волком Фенриром.

В скандинавских странах в честь Одина назван день недели, среда (шв., норв., дат. – Onsdag).

Рагнарёк

Сигурд (Зигфрид)

Великий герой в скандинавской мифологии, сын Сигмунда и Хьердис, потомок бога Одина. Сигурд по прозвищу Вольсунг (одно из имён Одина) воспитывался у колдуна-кузнеца Регина, который обучил его многим ремеслам. При помощи Одина, принявшего вид старика, герой выбрал себе прекрасного коня Грани, отпрыска легендарного восьминогого скакуна Слейпнира.

Кузнец советует Сигурду выкопать ловушку для Фафнира, чтобы герой смог пронзить его мечом, когда дракон попадет в нее. Однако переодетый стариком Один объясняет Сигурду, что кузнец рассчитывает сам завладеть кладом, когда воспитанник захлебнется кровью убитого. Чтобы избежать гибели, Сигурду приходится выкопать несколько отводных канав для стока крови. Он успешно справляется с заданием и убивает Фафнира. Герой жарит сердце убитого дракона, и, в то время как он пробует готово ли мясо, кровь попадает ему на язык, и Сигурд обретает дар понимать язык птиц. Пернатые сообщают ему о том, что кузнец замышляет зло, и Сигурд обезглавливает колдуна и уезжает, прихватив сокровище.

Клад, добытый Сигурдом, первоначально был похищен у карлика Андвари, который наложил заклятье на одно из заветных колец, так, что колдовство должно было погубить обладателя этой вещи, что впоследствии и произошло. Сигурд полюбил валькирию Брюнхильду, но не мог на ней жениться, так как Один погрузил ее в волшебный сон, окружив чертог красавицы огненным валом. Другой воин, Гуннар, также добивался руки валькирии, и потерявший память Сигурд меняется с ним обличьем. Гуннар пересекает огненный круг (церемония посвящения) и женится на Брюнхильде. Когда обман открывается, оскорбленная валькирия убивает Сигурда и кончает жизнь самоубийством.

Сигюн

Богиня, жена лукавого Локи. После того как её муж погубил Бальдра, боги привязали его змеями к скалам, причем яд этих гадов стекал ему на лицо. Верная Сигюн сидела рядом с привязанным мужем и собирала яд в кубок до тех пор, пока Локи не разорвал узы и не вступил в битву с богами (Рагнарёк).

Скади

Тиваз

Оружием Тору служил волшебный молот-топор Мьелльнир, символизировавший гром и молнию, обладавший огромной разрушительной силой, с одного удара сметавший горы и повергавший великанов. Однако молот служил и благим целям; с его помощью Тор исцелял страждущих и возвращал жизнь мёртвым. Однажды бог съел на ужин своих козлов, но затем воскресил их своим Мьелльниром.

Тор пользовался большой популярностью среди племен, населявших территории современных Норвегии и Исландии, которыми почитался как защитник земледелия и людских сборищ. Истории о его столкновениях с великанами и чудовищами содержат изрядную долю грубоватого юмора. В одной легенде рассказывается о том, как Тор отправился вместе с великаном Хюмиром ловить на удочку мирового змея, дракона, обитавшего в море, опоясывающем землю. Используя в качестве наживки голову быка, Тор поймал чудовище на крючок и стал его вытаскивать из морских глубин. Когда голова дракона появилась над волнами и Тор собрался оглушить змея, Хюмир так перепугался, что перерубил леску. Чудовище скрылось, и разгневанный неудачей Тор выбросил великана за борт. В конце концов в апокалиптической битве Рагнарек Тор убил змея, но и сам погиб, отравленный ядовитыми испарениями дыхания чудовища.

Скандинавский бог, один из небожителей, асов. Судя по всему, Тюр является более поздней персонификацией германского бога Тиваза и выступает в роли бога битвы. Тюр оказался единственным из богов, кто осмелился связать чудовищного волка Фенрира. В честь Тюра назван день недели – вторник (нем. – Dienstag, шв. – Tisdag, норв. и дат. – Tirsdag).

Скандинавский бог, пасынок Тора. Великий охотник Улль обычно изображался с луком, на лыжах или снегоходах. В одной легенде Одина, вероломно обесчестившего девушку, лишают небесного престола, на который сажают Улля. Спустя десять лет Один вернулся и прогнал Улля, который отправился в Швецию.

Фафнир

Великан из скандинавской легенды. Фафнир завладел чудесным кладом, убив собственного отца, и стал охранять сокровище, превратившись в дракона. Был убит молодым героем Сигурдом, сыном Сигмунда.

Фенрир

Гигантский волк, порождение лукавого бога Локи. Боги держали волка у себя, и только бог войны Тюр осмеливался его кормить. Ни одна цепь не могла удержать Фенрира. Верховный бог Один приказал карликам сделать крепчайшую волшебную цепь. Когда ее стали надевать на Фенрира, тот попросил кого-либо из богов, в знак доброй воли, положить ему руку в пасть. Тюр согласился и лишился руки. После этого волка приковали к скале и заткнули ему пасть мечом.

Фенрир освобождается от пут во время апокалиптической битвы (Рагнарёк) и по наущению Локи проглатывает Одина. Видар, сын Одина, мстя за отца, разрывает волка на части.

Фрейр

Ваны во главе с Фрейром способствовали процветанию тех правителей, к которым благоволили. Во времена викингов культ бога плодородия был широко распространен и, как правило, сопровождался ритуальными оргиями и фаллической символикой. Непременной частью ритуалов были гадания и пророчества.

Несмотря на то что Фрейр не принадлежал к небожителям (асам), его отождествляли с солнцем как источником плодородия. Согласно одной легенде, Фрейр домогался любви Герды, дочери великана из подземного мира. Она согласилась выйти за него замуж после того, как Фрейр убедил ее в том, что отказ повлечет за собой гнев богов и землю постигнут неурожай и невзгоды. Легенда символизирует союз солнца и земли, порождающий всеобщее изобилие.

Фрейя

Некоторые черты Фрейи напоминают характеристики Фригг, главной богини асов, богов-небожителей. К примеру, обе богини помогали при родах и могли обращаться в птицу. Не исключено, что богини имели один и тот же прообраз – раннегерманскую богиню Фрию.

Фригг

Королева неба и главная богиня скандинавских небожителей – асов. Жена повелителя асов и правителя небесного царства Асгарда Одина. Фригг имела много общих характеристик с богиней Фрейей. Не исключено, что прообразом обеих богинь послужила раннегерманская богиня Фрия. В мифах Фригг выступает как скорбящая мать, оплакивающая смерть Бальдра, которого она безуспешно пыталась воскресить из царства мёртвых.

Главная богиня раннегерманского пантеона, супруга бога Водана (Одина). Именем Фрии (англосаксонский вариант – Фригг) назван день недели, пятница (англ. – Friday, шв., норв., дат. – Fredag).

Хеймдалль

Царство мертвых и богиня-хозяйка этого царства. Некоторые источники указывают на нее как на дочь Локи. Вид ее мрачен и свиреп; она сама наполовину черная, наполовину – цвета мяса.

Хрейдмар

Хрунгнир

Представитель расы великанов – противников скандинавских богов-асов. Хрунгнир соревнуется в конной скачке с богом Одином, но терпит поражение. Появляется в Асгарде, жилище богов, и вызывает бога Тора на поединок. Великан швыряет в Тора массивный кусок кремня, и осколки камня застревают у бога в голове. Однако Тор использует эту рану себе на пользу – пользуется осколками как огнивом – и убивает Хрунгнира молотом.

Хюмир

Великан в скандинавской мифологии, отправившийся на легендарную рыбную ловлю вместе с богом Тором. Тору, насадившему на крючок голову быка, попался мировой змей, обитавший в глубинах океана. Когда змей показался из воды и Тор собирался размозжить ему голову своим молотом, Хюмир так испугался, что порвал леску. Разъяренный Тор сбросил Хюмира в море.

Религиозные представления всех языческих народов древности состояли первоначально в обоготворении явлений природы; даже в греческой мифологии под антропоморфическими образами богов заметны черты того, что они сначала были олицетворениями сил природы. При одинаковости основы всех языческих религий, понятна манера греческих и римских писателей считать иноземных богов, в том числе и богов древних германцев, за одинаковых со своими и называть их именами своих божеств. А вообще римляне и греки обращали внимание не собственно на представления иноземцев о богах, а на обряды богослужения и на характер жертвоприношений. Этим объясняется то, что известия, сообщаемые ими о религии и богах германцев, очень скудны. Цезарь говорит, что у германцев нет жрецов для совершения религиозных обрядов, что вообще германцы приносят очень мало жертв богам, что божества у них лишь такие, которых видят они и благодеяния которых очевидны; именно, божествами они считают солнце, огонь, луну; о других божествах не знают, даже хотя бы только понаслышке.

Итак, древнейшая религия германцев была служением природе, поклонением солнцу, луне, силам стихий, и эти предметы их поклонения, вероятно, не были олицетворяемы ими в образах, подобных человеку.

Вообще можно считать достоверным, что боги, которым древние германцы воздавали почитание в священных рощах, под вековыми дубами, у ручьев и пустынных озер, не имели ни храмов, ни изображений; это и было естественно, потому что технических искусств почти вовсе не существовало у германцев. Но были жертвенники, при которых по праздникам совершались молитвы и жертвоприношения особенными жрецами от лица общества. Были другие жертвенники, у которых молился домохозяин, сам принося жертвы за себя и за свое семейство; несомненно и то, что древние германцы разгадывали волю богов и будущие события по предзнаменованиям и другим знакам. Они приносили в жертву рогатый скот и плоды полей, воздавая благодарность богам за их дары и милости, или смягчая гнев их, приобретая их благосклонность на будущее время; иногда германцы приносили жертвы более важные – лошадей и людей; этим приобреталось особенное благоволение богов. Когда текла на священном месте кровь человека или благородного боевого коня, то была полная уверенность, что гнев богов смягчится, их милость будет очень велика.

Одной из главных религиозных склонностей древних германцев Тацит называет желание узнавать будущее и описывает разные способы гаданий их о нем по приметам или по откровению от богов.

Вот те известия о религии германских богов, какие сообщают нам древние писатели. Мы видим из них, что германцы тех времен сознавали свою зависимость от богов – высших сил, владычествующих над природой и человеческой жизнью, что они старались разгадывать волю этих сил, – действовать сообразно с нею, приносили молитвы этим силам при счастье в благодарность за их милости, а при бедах или опасностях – для приобретения их помощи или смягчения гнева их; что местами почитания их германцы выбирали леса, рощи, реки, источники, воздвигали там каменные жертвенники, на которых приносили кровавые жертвы; что они прятали в этих священных местностях свои святые вещи и смиренно поклонялись невидимым силам, присутствующим там. Мы видим из Цезаря, что в религии древних германцев были три высочайшие силы природы, Тацит также говорит, что у германцев были три бога, которым они в известные дни приносили человеческие жертвы; он дает этим богам имена Меркурия, Марса и Геркулеса; но какими именами называли их сами германцы, нельзя определить с точностью; разумеется впрочем, что в религии древних германцев первые места должны были занимать те силы, которые правят обыкновенным ходом явлений природы и которые решают судьбу битв: так было у всех воинственных народов; по сведениям о немецкой мифологии, собранным из других источников проницательностью и трудолюбием ученых нового времени, так действительно было и у германцев.

Римляне мало интересовались религией германцев, а потом, когда проложило себе путь в германские леса христианство, ревность усердных его проповедников старалась искоренить не только языческую религию древних германцев, но и самые воспоминания о её богах. Проповедники христианства начинали дело обращения германских язычников тем, что рубили или жгли священные деревья, разрушали жертвенники, низвергали святые камни, запрещали сходиться на прежних местах поклонения богам в рощах и лесах. Языческие религиозные праздники и обряды были отменены; народные песни, древних германцев в которых находились восхваления богов и молитвы им, были уничтожаемы и заменяемы христианскими, языческие обычаи, предания, суеверия истреблялись. Словом, проповедники старались искоренить из сердца германцев все, связанное с язычеством, отделить прошлое от настоящего бездной, через которую не было бы ни каких переходов. Часто на месте древнего германского языческого святилища строили церковь, чтобы пощадить привычку народа к этому месту и убедить обращенных, что прежняя святость не удалилась оттуда, но дается теперь присутствием истинного бога. Христианское духовенство, быстро получившее владычествующую силу над жизнью германского народа, вполне достигло своей цели: немцы средних веков казались совершенно забывшими свою языческую старину, религиозная поэзия и народное предание заимствовали свое содержание исключительно из христианских источников. Немцы избегали произносить имена древних языческих богов и обыкновенно называли их демонами и чертями. Но не все следы могли быть истреблены.

Древнегерманский бог Водан (Один)

Бог Один

Бог Один (Водан)

Древнегерманский бог Донар (Тор)

Боги Тор и Локи

Древнегерманские боги Тор (Донар) и Локи на колеснице Донара, запряжённой двумя козлами

Германский бог Цио (Тюр)

Древнегерманский бог Фро (Фрейр)

Бог Бальдр

Хед убивает бога Бальдра

Хед убивает бога Бальдра по наущению Локи

По германо-скандинавским мифам, бог Бальдр погиб от коварства злого бога Локи: по совету этого врага добрых богов, один из них, слепой Гаду (скандинавский Хёд), убил его стеблем ничтожного растения, и Геллия (скандинавская Хель), ужасная богиня царства мертвых, неумолимо взяла к себе любимца всех существ. Локи спрятался; но бог Водан нашел его, и он был подвергнут за свое злодейство тяжелому наказанию, представляющему некоторое сходство с наказанием Прометея: боги приковали Локи к скале, так что три острых зубца её резали его тело; над ним повесили ядовитую змею, яд которой падал каплями на его лицо; но верная жена Локи, Сигина, стояла подле него и держала над ним чашу, которая перехватывала падающие капли яда.

Древнегерманские богини

Скандинавские мифы богаты яркими чертами женской верности, любви и преданности. Уважение, которое, по словам Тацита, имели древние германцы к женщинам, выражалось в их понятиях о богинях. Все древнегерманские богини имеют одно общее основное качество: они были матери, посещавшие людей и научившие их мужским и женским хозяйственным занятиям: искусству прясть, ткать и земледелию; как покровительницы этих мирных житейских дел, они были очень близки к людям, потому память о них сохранилась тверже, чем о богах войны.

Как почти у всех языческих народов, земля была у германцев существом женского пола, женою неба, матерью, рождающею детей. У Тацита, как, мы видели, уже говорится о древнегерманской богине, дающей людям благо жизни, которую чтут на каком-то острове Северного моря и называют Нертою (Nerthus, в другой форме Nirdu), о том, что она посещает народы и дает им изобилие.

В другом месте Тацит говорит о германской богине, которую называет Исидой. Она была, без сомнения, олицетворением земли,рождающей все живое. Ее чтили под символом лодки. Когда эту священную лодку, поставленную на колеса, привозили в какую-нибудь местность, собравшийся народ встречал ее песнями и пляской, потому что она приносила мир и плодородие.

В южной Германии чтили богиню, подобную Гольде, Перахту (Берхту), мудрую и сияющую. Она тоже объезжала германские области, внимательно наблюдала за пряхами, была покровительницей супружеской жизни и тоже давала урожай нивам. Ей был посвящен плуг.

Богиня Фрейя

Богиня Фрейя (Фроува)

Богиня Фригг

Древнегерманская богиня Фригг, прядущая облака

Дети Локи

Дети Локи - волк Фенрир, змей Ёрмунганд и богиня смерти Хель

Читайте также: