Ролевое поведение личности в общении кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Социальные роли и ролевое поведение Личности

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.
  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта [1].

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека [2]. В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению [3].

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

  • роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;
  • роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;
  • поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.

Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.

Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.

Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:

1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.

2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.

3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.

4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.

5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.

6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.

7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.

8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.

9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.

Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.

Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.

Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.

В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.

Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:

Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.

Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся [4].

Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления.

Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.

Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.

Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.

Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.

Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.

Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.

В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.

О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.

Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.

Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы. Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:

1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.

Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника [5].

2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.

Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.

Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.

3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.

Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.

4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.

Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.

5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора [7]. В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.

Реализуя игрузамкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу, инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается [8]. Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.

7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека. В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?

8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику [9].

9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом. Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.

10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.

Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.

Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.

2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.

3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис. доктора психологических наук М., 1985.

4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.

5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.

7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.

9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

​Каждый человек в своей жизни каждый день играет какие-то роли. Некоторым сложно переключаться с роли строгой начальницы в роль нежной и заботливой жены.

Ролевое поведение – социальная функция человека. Это поведение, которое ожидается от личности. Оно обуславливается ее статусом или же позицией в структуре межличностных отношений.

Понятие ролевого поведения включает в себя такую структуру:

  • Модель ролевого поведения со стороны общества.
  • Представления человека о собственном поведении.
  • Реальное поведение человека.

Рассмотрим основные модели ролевого поведения.

Ролевое поведение личности

Считается, что, когда личность сталкивается с таким видом конфликта, она подвергается психологическому стрессу. Это способно привести к возникновению проблем эмоционального плана, которые будут проявляться при взаимодействии данного человека с другими, а также в возникновении сомнений в принятии решений.

Ролевое поведение в организации

Каждый статус человека на работе предусматривает свои роли. В ролевом наборе каждая роль являет собой общность различных ролей, которые не похожи на другие отношения. К примеру, одной из ролей начальника является роль кормильца. Данная роль незафиксирована никаким уставом в организации. Она является неформальной. Руководителю, словно главе семьи, приписываются обязанности, согласно которым он должен заботиться о пропитании членов своей семьи, то есть подчиненных.

Ролевое поведение в семье

Основным параметром структуры ролевого поведения в семье является то, какой характер преобладает в системе главенства. Это определяет соотношения власти и подчинения. Для того, чтобы в семье не было конфликтных ситуаций, ролевое поведение каждого члена семьи должно соответствовать следующему:

Роли, которые образуют целую систему, не должны противоречить друг другу. Выполнение определенной роли каждым человеком в семье должно удовлетворять потребности всех ее членов. Роли, которые были приняты, обязаны соответствовать личностным возможностям каждого человека. Не должно возникать ролевых конфликтов.

Стоит отметить, что у каждого человека должна быть не одна роль на протяжении долгого времени. Ему необходимы психологические изменения, разнообразия.

Психология общения, Панфилова Альвина

Правообладателям

В учебнике рассматриваются психологические аспекты коммуникативной компетентности; функции, модели и стили общения; специфика межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; рассмотрены вербальные и невербальные средства общения, виды слушания и техники установления обратной связи; описаны сенсорные каналы и убеждающие технологии; характеризуются ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. Изложение теории сопровождается тестами, практическими заданиями.

Предлагается выполнить упражнения, нацеленные на коммуникативный практикум и развитие у читателя конкретных умений и навыков, необходимых для эффективной коммуникации. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям, воспитателям, психологам, социальным работникам, менеджерам.

  • Стр. 203
  • Текст
  • Предложения
  • Оглавление

гагивное значепие в зависимости от того, насколько цели грунпы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм поведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объелинять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивировать, т.е. вознаграждать и признавать за проделанную ра боту.

і Вьполните заданиг

Добровольць (4--5 чел.) вьбирают тему, по которой они должнь принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства по очереди. При проведении групповой работы важно: следить за регламентом, использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Роль — социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и межличностных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого поведения. Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

Читайте также: