Ролан пети биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Старший в семье, Ролан Пети - сын Эдмона Пети и Роуз Репетто , создательницы бренда балетных туфель. Ее брат - Клод Пети. Он обучался в балетной школе в Парижской опере с Густавом Ricaux и Лифаря и вошел в кордебалет в 1940 году . Он основал балетов Елисейских полей в 1945 году и балетов де Париж в 1948 году , в театре Мариньи , с Жанмер в качестве главного танцора , которая стала его женой в 1954 году, и с которым у него была дочь, Валентина Пети.

В 1972 году , поставив пьесу Pink Floyd Ballet , он основал Марсельский национальный балет , которым руководил двадцать шесть лет.

Над декорациями своих балетов он будет работать в тесном сотрудничестве с художником Жаном Карзу (1907–2000), а также с другими художниками, такими как Макс Эрнст и Бернар Квентин .

Автор более пятидесяти произведений, охватывающих все жанры, он ставит хореографию для множества великих танцоров со всего мира. Он отказывается от бесплатных технических эффектов, постоянно обновляет свой стиль и язык и является мастером в искусстве па-де-де и повествовательного балета, но ему также удается абстракция.


Он умер в возрасте 87 лет после тяжелой лейкемии и находится в 13- м отделении кладбища Монпарнас в Париже .

Хореографии

С 1942 по 2008 год Ролан Пети создал 176 хореографий [ref. необходимо] из которых:

Ролан Пети / Roland Petit

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Французское правительство оценило заслуги хореографа – в 1974 году он стал кавалером ордена Почетного легиона.

— Однажды вместе с женой и дочкой меня пригласили на дачу к друзьям, – вспоминал он. – Среди гостей там оказался Чарли Чаплин. Мы вместе провели 15 незабываемых дней. А когда этого гения не стало 25 декабря 1977 года, я обратился к его сыну с просьбой разрешить мне поставить балет о его великом отце. Он не возражал. Когда я воплотил свой замысел, моя работа понравилась сыну Чаплина.

Пети часто повторяет, что он более плодовит, чем Пикассо. Сравнивать художника и балетмейстера трудно, однако полтораста балетов дают ему право и не на такие сравнения…

В 1940 г., 16 лет Ролан Пети закончил учебу и был принят в кордебалет Парижской Оперы.

3 мая 1941 г. известная танцовщица Марсель Бурга давала концерт в зале Плейель, и выбрала семнадцатилетнего Ролана Пети своим партнером.

В 1942-1944 гг. Пети совместно с Жанин Шарра (Janine Charrat), в дальнейшем известной танцовщицей и хореографом, дали несколько совместных вечеров балета. Их репертуар состоял из небольших балетов, концертных миниатюр и па де де в хореографии С. Лифаря, Пети и Шарра. На первом из этих вечеров Пети показал свою первую самостоятельную постановку - концертный номер "Прыжок с трамплина".

В начале 1943 г., когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской Оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете "Любовь-волшебница" на музыку М. де Фальи. В дальнейшем Лифарь занимал Пети в концертах за пределами Опера.

В ноябре 1944 г., когда Париж был освобожден от немецкой оккупации, Ролан Пети покинул Парижскую Оперу.

В это время администрация театра Сары Бернар решила организовать еженедельные вечера балета, и предложила Ролану Пети организовать и возглавить труппу. Он принял предложение и создал труппу, в которую входили Жан Бабиле, Жанин Шарра, Нина Вырубова, Колетт Маршан (Colette Marchand), Рэне Жанмер (Renée Jeanmaire), впоследствии ставшая женой хореографа (она более известна под псевдонимом Зизи Жанмер) и др. Репертуар труппы состоял как из фрагментов классических спектаклей, так и из новых постановок.

Первым крупным успехом Пети стал балет "Комедианты" на музыку Анри Соге, премьера которого прошла 2 марта 1945 г. в Театре Елисейских полей.

В том же году Ролан Пети создал собственную труппу "Балет Елисейских полей". Основу репертуара составляли постановки Пети, но труппа также исполняла спектакли других современных авторов (Шарра, Фенонжуа и др), и классические постановки (фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Сильфида" в редакции В. Гзовского).

25 июня 1946 г. в Театре Елисейских полей состоялась премьера балета Ролана Пети "Юноша и смерть" по сценарию Жана Кокто на музыку И.-С. Баха .

В начале 1946 г. труппа провела короткий сезон в Каннах, затем показала свои работы в Лондоне.

В конце 1947 г. "Балет Елисейских полей" закончил свое существование из-за разногласий, возникших между хореографом и администрацией театра Елисейских полей.

В мае 1948 г. Пети создал новую труппу "Балет Парижа". В труппу вошли, кроме прочих, Жанин Шарра и Рене Жанмер, а также звезда английского балета Марго Фонтейн (Margot Fonteyn). 21 мая 1948 г. в помещении театра Мариньи был показан балет Пети "Девушки ночи" на музыку Ж. Франсе с Фонтейн и Пети в главных ролях. Позднее главную женскую партию исполняла Колетт Маршан, она же исполнила ее на сцене Американского театра балета, куда Пети перенес спектакль в 1951 г. В середине 60-х спектакль шел на сцене "Ла Скала" с Карлой Фраччи (Carla Fracci) и Паоло Бартолуцци в главных ролях.

21 февраля 1949 г., в лондонском театре Принца состоялась премьера балета "Кармен" на музыку Ж. Бизе с Роланом Пети и Зизи Жанмер в главных ролях. Спектакль исполнялся без перерыва четыре месяца в Лондоне, два в Париже и три месяца в США, позже неоднократно возобновлялся на разных сценах мира. В 1960 г. балет был перенесен на сцену Датского Королевского балета, где главные партии исполнили Кирстен Симоне и Флеминг Флиндт, а позднее роль Хосе исполнял Эрик Брун (Erik Bruhn).

В 1950 г. Пети удостоился первого в жизни приглашения на зарубежную сцену - он поставил спектакль "Балабиль" на музыку Э. Шабрие для английской труппы "Балет Сэдлерс Уэллс".

25 сентября 1950 г. состоялась премьера балета Пети "Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза, где Ролан Пети и Зизи Жанмер не только танцевали, но и пели.

В 1951 г. Пети поставил балет "Русалочка" в фильме Дэни Кэя "Ганс-Христиан Андерсен".

17 марта 1953 г. в Париже, на сцене Театра Империи, состоялась премьера балета Ролана Пети "Волк".

В 1954 г. Ролан Пети и Зизи Жанмер поженились.

В 1955 г. Пети посставил для Жанмер танцы в фильме Р.Э. Долана "Все сойдет". Год спустя он сотрудничал с А.Дэкуэном над фильмом "Фоли-Бержер", где также снимается Жанмер.

В октябре 1955 г. у Ролана Пети и Зизи Жанмер родилась дочь Валентина-Роз-Арлетт Пети.

В 1956 г. Пети показывает "Ревю Балета Парижа", состоящее из ряда балетных сцен, мюзик-холльных номеров и песенных скетчей с Жанмер в главной роли. В 1957 г. он ставит для Жанмер ревю "Зизи в мюзик-холле".

В конце 1957 г. Пети и Жанмер предпринимают турне по многим странам со сборным песенно-балетным шоу.

В 1959 г. Пети поставил музыкальную комедию "Патрон" на сцене Театра Сары Бернар - уже не балет с вокальными вставками, а чистый мюзикл.

17 апреля 1959 г. Пети показывает на сцене театра "Альгамбра" свой первый большой балет - "Сирано де Бержерак". В 1961 г. этот спектакль был перенесен в Датский Королевский балет.

В 1960 г. Пети в содружестве с режиссером Теренцом Янгом и при участии Мориса Шевалье создает фильм "Раз, два, три, четыре, или Черные трико". В фильм вошли балеты Пети "Пожирательница бриллиантов", "Сирано де Бержерак", "Траур на 24 часа" и "Кармен".

11 декабря 1965 г. Ролан Пети ставит в Парижской Опере балет "Собор Парижской богоматери" ("Notre Dame de Paris"). Когда балетмейстер был приглашен в Парижскую Оперу для этой работы, он также был приглашен на должность руководителя этого театра, однако быстро оставил эту должность.

23 февраля 1967 г. Пети поставил на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден" балет "Потерянный рай", где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев.

В 1972 г. Ролан Пети становится руководителем Балета Марселя. Первый спектакль Пети в новой труппе - балет о Маяковском "Зажгите звезды!".

12 января 1973 г. состоялась премьера балета "Больная роза", главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан.

В 1978 г. Пети поставил для Михаила Барышникова балет "Пиковая Дама".

В 1978 г. Пети переносит свой "Собор Парижской богоматери" в Ленинград, в театр им. Кирова, где роль Эсмеральды исполнила Галина Мезенцева, Квазимодо - Николай Ковмир, Фролло - Ю. Гумба.

В 1987 г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев выступили в балете Пети "Голубой ангел" во Дворце спорта в Париже.

В 80-е годы ведущей балериной марсельской труппы являлась бывшая этуаль Парижской Оперы Доминик Кальфуни (Dominique Khalfouni), для которой Пети в 1986 г. поставил балет "Моя Павлова". В начале 90-х Ролан Пети пригласил в театр звезду Кировского театра Алтынай Асылмуратову, для которой он в 1997 г. поставил новую версию балета "Лебединое озеро".

В 1995 г. Пети поставил балет "Гепард" для звезды Парижской Оперы Николя Ле Риша (Nicolas Le Riche ).

В 1996 г. Пети поставил балет "Шери" для итальянских звезд Карлы Фраччи и Массимо Мурру .

В 1997 г. из-за разногласий с администрацией Пети покидает пост руководителя Балета Марселя. Его преемницей стала бывшая этуаль Парижской Оперы Мари-Клод Пьетрагала (Marie-Claude Pietragalla).

В 1998 г. Пети перенес на сцену Мариинского театра свои балеты "Юноша и смерть" и "Кармен". Для премьеры "Кармен" театр подготовил два дуэта - Алтынай Асылмуратова - Ислом Баймурадов и Диана Вишнева - Фарух Рузиматов.

В 1999 г. Пети поставил в Парижской Опере балет "Клавиго" с Николя Ле Ришем в главной роли.

В том же году в лондонском театре "Сэдлерс Уэллс" проходили спектакли труппы Ирека Мухамедова, где Мухамедов и Асылмуратова исполнили поставленный Пети номер "Болеро".

В 2001 г. Ролан Пети поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей - "Пассакальи" на музыку А. фон Веберна, поставленную им для Парижской Оперы в 1994 г., и новый балет "Пиковая Дама" на музыку Чайковского. В первом спектакле главные партии исполнили Светлана Лунькина и Ян Годовский, во втором - Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина. За "Пиковую даму" Пети был награжден Государственной премией Российской Федерации.

15 февраля 2003 г. в Большом теаре состоялась премьера балета Ролана Пети "Собор Парижской богоматери". Премьеру танцевали Светлана Лунькина (Эсмеральда), Николай Цискаридзе (Квазимодо), Александр Волчков (Феб), Ян Годовский (Фролло).

30, 31 октября 2004 г. в Москве, на Новой сцене Большого театра, была показана программа "Ролан Пети рассказывает". Пети рассказывал о своей жизни, а участники труппы "Сюрен Жан Вилар", Лючия Лакарра, Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа танцевали отрывки из его произведений.

1965 - офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства.
1974 - кавалер Ордена Почетного Легиона.
1975 - главная Национальная премия Франции в области литературы и искусства.
1981 - премия Бурнонвиля.
2001 - Государственная премия Российской Федерации (за постановку балета "Пиковая дама" в Большом театре).


Основные парти:

Возлюбленный ("Любовь-волшебница", постановка С. Лифаря), 1943.
Студент ("Соловей и роза"), 1943.
Пиковый туз ("Игра в карты", постановка Ж. Шарра), 1945.
Фокусник ("Комедианты"), 1945.
Джеймс ("Сильфида", редакция В. Гзовского по мотивам Ф. Тальони), 1945.
Молодой человек ("Девушки ночи"), 1948.
Хозе ("Кармен"), 1949.
Волк ("Волк"), 1953.
Сирано ("Сирано де Бержерак"), 1959.
Мальдорор ("Мальдорор"), 1962.
Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"), 1965.
Маяковский ("Зажгите звезды!"), 1972.
Доктор Коппелиус ("Коппелия"), 1975.
Профессор Унрат ("Голубой ангел), 1985.

Ролан Пети опубликовал воспоминания "Я танцевал на гребне волн" (1993) и "Вместе с Нуриевым" (1998).

Ссылки по теме:

1. В. Чистякова. Ролан Пети. Искусство, 1977.
2. Dictionnaire de la Dance, (Larouse-Bordas/HER 1999).
3. Б. Львов-Анохин. Ангажементы - там и невостребованность - здесь. Глава из книги "Владимир Васильев". "Советский балет", март 1990.
4. Т. Кузнецова. Парижский гамен в лохмотьях академизма."Коммерсантъ-daily" №115, 30 июня 1998.

13 января исполняется 95 лет со дня рождения великого французского балетмейстера Ролана Пети. Более 160 постановок, работа с легендарными танцовщиками XX и XXI века, премьеры балетов в главных театрах мира.

13 января исполняется 95 лет со дня рождения великого французского балетмейстера Ролана Пети. Более 160 постановок, работа с легендарными танцовщиками XX и XXI века, премьеры балетов в главных театрах мира.

В 1940 году Ролан Пети окончил Балетную школу Парижской Оперы и был принят в кордебалет Гранд-Опера . Там и началась его творческая жизнь, в которой каждый эпизод становился знаковым для артиста. В 1945 году создал труппу "Балет Елисейских полей" , затем - "Балет Парижа". В это время и началось стремительное развитие Пети как балетмейстера. Через много лет, в 1972 году Ролан Пети создал и возглавил труппу "Балет Марселя", которой руководил 26 лет.

Отношения с театрами России сложились у Ролана Пети не сразу. Хореограф хотел показать свою постановку на русской сцене еще в 70-х годах. Это был балет "Зажгите звезды" по стихам Владимира Маяковского , премьера которого прошла в Марселе в 1973 году. Сценарий балета был написан Роланом Пети и Жаном Риста, профессором философии Парижского университета, знатоком наследия Маяковского.

Тогда чиновники во главе с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой запретили привозить в Москву балет, в котором звучит революционная тема и присутствует возлюбленная героя Лиля Брик.

Важнейшее событие на балетной карте мира - постановка балета "Пиковая дама" в 2001 году на музыку П. И. Чайковского, которую Ролан Пети осуществил в Большом театре России. Это одна из последних мировых премьер великого балетмейстера.

Идея поставить балет по произведению Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама" возникла у Ролана Пети в 1970-х, во время постановки балета для Михаила Барышникова, когда тот был в Америке. Барышников приехал в Марсель на постановку, Пети работал над балетом. Барышников тогда хотел быть не только исполнителем, но и участником в создании конструкции балета. Как признается Ролан Пети, именно из-за плотного присутствия Барышникова этот балет оставался для него чужим. Поэтому Пети решил его "переставить".

Великий балетмейстер осуществил задуманное на сцене Большого театра России, а в главных партиях блистали Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина.

Николай Цискаридзе в одном из давних интервью делится своими впечатлениями о работе с Роланом Пети:
"Мне безумно повезло, мне очень посчастливилось, потому что свой большой, последний спектакль он поставил на меня и для меня в Большом театре в 2001 году, балет “Пиковая дама”. С этого началось наша и творческая дружба и просто дружба в жизни. Для меня этот человек очень дорог и очень мне интересен, потому что с ним можно говорить абсолютно на любую тему. И всегда это интересно."

За балет "Пиковая дама" Ролан Пети был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Читайте также: