Робеспьер о свободе печати кратко

Обновлено: 16.05.2024

Странно, не правда ли?

Как известно, свобода слова признана в рамках международного права одним из основных прав человека. В России эта свобода, как и свобода печати, отдельно гарантируются 29-ой статьей Конституции РФ.

Статья 29 Конституции Российской Федерации

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Но в нашей действительности мы все чаще наблюдаем другую картину. Как правило, имеется, например, представитель религии, которого обвиняют в распространении материалов, содержащих призывы к разжиганию межрелигиозной розни или насилию. Правда, за пару десятилетий присутствия этой религии в данной стране со стороны ее последователей не было ни одного случая насилия в отношении каких-либо других верующих. Больше того, ее приверженцы по религиозным убеждением и воевать-то не имеют права.

Назвать обвинение в таком случае глупостью, наверное, недостаточно - оно абсурдно.

Конечно, совсем отказаться от законов регулирующих печать было бы другой крайностью. В обществе должны действовать нормы права, защищающие нас от лжи и клеветы, призванные охранять от нанесения ущерба репутацию порядочных и законопослушных граждан.

Но с чем сталкиваемся мы в действительности?

Не меньший интерес представляет и та особенность, что люди, энергичнее всех стремящиеся навесить ярлык экстремизма на то или иное религиозное меньшинство, в действительности сами активно разжигают межрелигиозную рознь. Но то, почему они даже не подозреваются в экстремизме, а их книги, открыто призывающие к дискриминации по религиозному признаку, не исследуются экспертами и не запрещаются, остается загадкой.

В конце концов, Конституция РФ говорит о том, что перед законом все равны.

ИЗЖЛ ИОЖЛ

Мария Головко

Мария Головко запись закреплена

М. Робеспьер - французский революционер, один из наиболее известных и влиятельных политических деятелей Великой Французской революции.

В целом речь Робеспьера актуально и по сей день. В современных условиях, где запрещаются соцсети, контролируется буквально каждый шаг в медиапространстве, свобода слова является на вес золота. Это неотъемлемое право каждого гражданина. С другой стороны, всегда нужно осознавать, что ты говоришь. В принципе, свобода слова это две стороны одной медали. Нельзя забывать о том, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Свобода печати – единственный тормоз деспотизма. Моральные причины сегодняшнего положения: борьба частных интересов с общим интересом, жадность и честолюбие против справедливости и человечности. Концепции конституционного правительства Робеспьера.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.03.2016
Размер файла 562,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Система аргументации Максимилиана Робеспьера

1. О неравенстве перед законом

свобода печать правительство робеспьер

Первое, с чего начинает Робеспьер, так это с того, что он задается вопросом, является ли закон выражением общей воли, когда большинство тех, для кого он выработан, не могут участвовать в его выработке? Определенно, нет. При этом, тех, кто не платит налога, равного 3 рабочим дням, лишают права избрания выборщиков, которые должны выбрать членов Законодательного собрания. Исходя из этого, большое количество людей оказываются отстраненными от выработки законов.

Второе, разве равны все люди перед законом, если одни могут быть избраны в Законодательное собрание или другие государственные учреждения, другие могут только избирать, а третьим и вовсе ничего не дано? Нет. Однако, таковы различия, установленные между ними декретами, которые одного гражданина делают активным, другого -- пассивным, или наполовину активным, наполовину пассивным, в зависимости от уровня его богатства, позволяющего ему платить прямой налог в размере трех или десяти рабочих дней, или одной серебряной марки. Следовательно, все эти постановления являются антиконституционными.

В-третьих, имеют ли люди доступ ко всем государственным должностям без другого различия, кроме различия добродетелей и талантов, если отсутствие возможности оплатить требуемый налог отстраняет их от всех государственных должностей, каковы бы ни были их добродетели и их таланты? Нет. Все эти постановления, следовательно, по самому существу своему, антиконституционны и антиобщественны.

В-четвертых, он задается вопросом, суверенная ли нация, если большинство составляющих ее индивидов лишено политических прав? Нет. А между тем, все декреты большую часть французов суверенитета.

Все люди, рожденные и проживающие во Франции, являются членами политического общества, именуемого французская нация, т. е. французскими гражданами. Они являются таковыми по самой природе вещей и в силу основных принципов международного права.

2. О проекте Конституции

Выступая по поводу проекта Конституции, Робеспьер говорит, что Конституционный комитет предлагает Национальному собранию отмену серебряной марки подчинить такому условию, которое ему представляется еще более несправедливым и более обременительным для нации. Мотивы, побудившие Комитет предложить отмену серебряной марки в отношении депутатов законодательного органа, тем более применимы к выборщикам. Один из главных мотивов, приводящих Комитет к выводу, что серебряная марка должна быть отменена, заключается в том, что не следует стеснять народ в выборе тех представителей, которым он доверяет. Но разве народ свободен в выборе своих представителей, если он не свободен даже в выборе тех посредников, которых он вынужден уполномочить выбрать этих самых представителей? Подводя итог, Робеспьер заключает, что, согласно принципам нравственности, а, следовательно, и политики законодателей Франции, интересы народа требуют, чтобы Национальное собрание отменило декрет о серебряной марке и об условиях избираемости, предписанных для выборщиков.

3. О свободе печати

Свобода печати всегда считалась единственным тормозом деспотизма, это повлекло к тому, что принципы, на которых она основана, игнорировались и затмевались деспотическими правительствами, т. е. почти всеми правительствами. Свобода печати -- важнейший оплот свободы, она не должна быть ни ограничена, ни стеснена каким бы то ни было образом, если не говорить о государствах деспотических. Робеспьер говорит о том, что свободы печати нет там, где человек может подвергнуться преследованиям за свои сочинения, он добавляет, что общественное мнение, а, следовательно, свобода печати является единственным эффективным методом против злоупотреблений власти, и, как необходимое следствие, свобода выражать свое индивидуальное мнение о поведении государственных должностных лиц, о хорошем или плохом применении ими той власти, которую им доверили граждане. Поэтому он требует, чтобы Национальное собрание декретировало, что помимо исключений, которые оно сочло нужным ввести касательно сочинений, определенно подстрекающих к неповиновению закону, всякий гражданин имеет право публиковать свое мнение, не подвергаясь никаким преследованиям.

4. О моральных причинах нашего сегодняшнего положения

Робеспьер говорит, что все ссоры являются не чем иным, как борьба частных интересов с общим интересом, борьба жадности и честолюбия против справедливости и человечности. Единственной целью общества является сохранение неотъемлемых прав человека, то есть единственным мотивом революции считается то, чтобы привести общество к этой священной цели и восстановить эти права, узурпированные силою и тиранией. Долгом каждого человека и каждого гражданина является содействовать всеми своими силами успеху этого возвышенного начинания, принося свои личные интересы в жертву общему интересу. Тот, кто хочет сохранить несправедливые привилегии/различия/несовместимые с общественным благом, тот, кто хочет завладеть новой властью в ущерб общественной свободе, является врагом нации и человечества. Нужно быть человеком прямой души и нравственного характера. Подводя итог, Робеспьер говорит, что народ хочет равенства в правах, потому что без него нет ни свободы, ни общественного счастья.

5. О причинах недуга

Главная причина наших недугов заключается и в исполнительной, и в законодательной власти; в исполнительной власти, стремящейся погубить гос-во, и в законодательной, которая не может, или не хочет спасти его. По мнению Робеспьера, Свобода и общественное счастье зависят от характера правления и от деятельности политических учреждений.

6. О концепции революционного и конституционного правительства Робеспьера

Самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-правовых идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма.

Он выделяет два типа правительства:

Конституционное правительство - цель которого сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься гражданской свободой.

Революционное правительство - действует в бурных обстоятельствах. Правда, он уточняет, что террор - это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей.

Подводя итог, хотелось бы сказать что, Максимилиан Робеспьер был явным сторонником равенства всех перед законом, выступая за отмену рабства, смертной казни, а также за всеобщее избирательное право, это и понятно, ведь он был представителем третьего сословия в Генеральных штатах.

Подобные документы

Полководческий талант и диктаторские черты Кромвеля в ходе гражданской войны между парламентаристами и роялистами. Путь М. Робеспьера от оратора до диктатора, вдохновителя революционного террора. Политические уроки первых буржуазных революций в Европе.

курсовая работа [54,6 K], добавлен 26.01.2015

Борьба якобинцев с жирондистами. Вопрос о предании короля суду. Казнь Марии Антуанетты. Революционный террор. Построение нового общества на основе "республиканской морали". Установление культа Верховного существа. Диктатура и падение Робеспьера.

презентация [1,9 M], добавлен 08.12.2013

Выдающийся советский историк А.З. Манфред. Исторические судьбы трех крупнейших деятелей эпохи Великой французской революции: Руссо, Мирабо и Робеспьера. Особенности общественно-политического развития Франции переломной эпохи.

анализ книги [18,4 K], добавлен 04.03.2005

Хронология событий французской буржуазной революции, политические течения. Принятие Конституции 1791 г., её содержание. Становление республики, якобинская диктатура и казнь Робеспьера. Восстания в Париже 1795 г., принятие Термидорианской Конституции.

презентация [2,1 M], добавлен 13.11.2014

Причины Смуты: борьба крестьянства против закрепощения, династический кризис, хозяйственная разруха, борьба боярских группировок. Поход Лжедмитрия на Москву. Тушинский вор. Причины победы над Лжедмитрием I. Падение самозванца. Избрание династии Романовых.

Личность Марата и его роль в Революции
Жан Поль Марат (1743—1793) родился во французской деревне Будри на границе с Швейцарией в большой семье. Он с детства хотел прославиться и в поисках известности пытался заниматься науками, литературой. Тяжелая нервная болезнь едва не привела Марата к смерти, но начавшаяся революция вернула ему силы. На протяжении всей революции, Марат отстаивал свой тезис , что революцию надо довести до конца. И нестрашно, что для этого будет применен террор. Именно благодаря таким, как Марат , пострадало много невинных людей. Но все же, все что Марат делал, он делал искренне. Первое политическое произведение “Цепи рабства” - Марат выступает за свободу печати, а говорит о том, что все беды идут от невежества, а также раммуматривает “план уголовного законодательства”, где говорится, что законы должны быть “одинаковыми” для всех.

Революция
В 1789г. началась Великая французская революция. На первых этапах она ничего не дала рабочим, крестьянству и мелкой буржуазии. Поэтому борьба этих классов и их партий должна была привести к власти выразителей своих интересов. К началу сентября 1789 г. Национальное собрание 673 голосами против 325 отменило абсолютное право вето для короля, сохранив суспенсивное вето, продолжительность которого оканчивается с окончанием срока полномочий Национального собрания.

Друг Народа
В 1789 году в Париже появляется новая газета “ Парижский публицист” с шестого номера получившая другое название -“Друг народа”. Друг, устами которого “заговорило четвертое сословие". Эпиграфом газеты были слова Ж.Ж. Руссо: “ посвятим жизнь истине”. “Друг народа” сразу же занял бескомпромиссную позицию. Газета жестко критиковала Учредительное собрание за его нерешительность и консервативность. Марат максимально использовал возможности своего печатного органа для воздействия на общественное мнение. В этом журнале уже можно видеть прямое выражение недовольства поведением буржуазии, которое накопилось в радикальных слоях полупролетарской интеллигенции и мелкой буржуазии Парижа. в ней не было теории, лишь одно негодование.

5-6 октября толпы возмущенного народа врываются в королевский дворец. Король капитулирует в резиденцию в Тюильри.

В событиях 5 - 6 октября состоятельные люди винят печать и свободу собраний. Требуют контроля за прессой, пытаются запугать Марата за критику коммунального совета буржуазии.

Отсутствие сплоченных партийных организаций до известной степени восполнялось деятельностью многочисленных клубов и “народных обществ”, которые начали возникать вскоре после созыва Генеральных Штатов. Клуб Кордельеров возникает в 1790г. (Общество защиты прав человека и гражданина) - входят Марат, Шометт, Гебер, Фрерон, Дантон, много купцов. Взнос 2 су в месяц открывал сюда доступ широким слоям мелкой буржуазии.
Итог
Политическая газета родилась во Франции именно в 1789 г., когда практически все политические партии осознали важность периодической печати. Почти все лидеры революции выступали в качестве редакторов собственных газет – Мирабо, Марат, Бабеф, Робеспьер, Демулен.

Читайте также: