Риски в бизнесе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Репутационные риски можно просчитать заранее, но этим почти никто не занимается. Расскажем, как найти бреши и оценить их опасность.

Риск – фактор изменений для репутации бизнеса. Иногда позитивных, иногда негативных. Расскажем, как неопределенность превратить в возможность и в итоге повысить прибыль бизнеса.

Материал основан на исследованиях магистра факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ И. Сташкевича, данных Гарвардской школы бизнеса и десятилетнем опыте работы в кризисных коммуникациях.

План статьи

Понятие репутационного риска в бизнесе

Под риском мы понимаем возможность продемонстрировать силу бизнеса: как он справляется в кризисной ситуации, адаптируется и становится лучше.

Условия формирования репутации могут показаться нечестными. Бизнесу приходится парировать негативные информационные поводы достаточно ограниченным инструментарием: собственным сайтом, страницами в соцсетях и силами лояльных СМИ или блогеров.

Если пустить репутацию на самотек, вскоре ее облепят всевозможные диффамации. Чем дальше, тем сильнее они тормозят развитие бренда, уменьшают пространство для маневра.

К нашему клиенту пришла внеочередная проверка из налоговой инспекции. Проблем с отчетами раньше не было, вопросов со стороны регуляторов тоже. Налоговики рассказали: проверку инициировали после жалобы, к ней прикрепили статью в блоге. В материале компанию обвиняли в сокрытии отчетности и сомнительных схемах. Негативная статья не может быть основой для разбирательства, однако ее могут приложить к материалам или задать вопросы относительно ее содержания. Также негатив попадает в закрытые базы данных по типу World-Check.

Риск заложен в основу предпринимательства. Репутация – следствие действий компании, соответственно, анализ рисков бизнес-процессов применим к ней в той же степени.

Риск – вероятность получения ущерба вследствие неверно принятого решения.

Риск – вероятность понести потери в виде непреднамеренных расходов или недополучения прибыли.

Риск – деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора.

Репутация в медиапространстве с каждым годом приобретает все более важное значение. Продукты и услуги компаний выравниваются по качеству, конкурентные преимущества перетекли в информационную надстройку. Эта надстройка может составлять до 85 % капитализации бизнеса. Логично, что удар по ней наиболее ощутим.

Определяем точки риска для бизнеса

У каждого бренда свои риски, однако инструменты их определения универсальны. Это внутренние и внешние факторы формирования репутации. Для анализа рисков бизнес-процессов остается выбрать из таблицы наиболее подходящие для вашего случая.

Факторы формирования репутации делятся на внутренние и внешние. Часть из них влияют на репутацию прямо, а другие – опосредованно. К последним принадлежит уровень менеджмента бизнеса. Компетенции управления относятся скорее к хозяйственной сфере, однако следствие их действий влияет на образ бренда.

Наши карты не работают уже несколько часов.Нашли проблему: повреждение оптоволоконного кабеля, идущего к датацентру…

Posted by Рокетбанк on Saturday, August 5, 2017

Управление репутацией – контроль над факторами, комбинация которых обуславливает ее формирование.

Проблемы инфраструктуры повлияли и на репутацию. Действительно, как финансовая организация может называть себя надежной, если ее работоспособность можно прервать взмахом тракторного ковша? Все форс-мажоры предусмотреть невозможно, но при анализе рисков бизнес-процессов должны учитываться и противодействия.

Рассмотрим перечень факторов, влияющих на формирование репутации бизнеса.

Перечисленные факторы универсальны. Каждому бизнесу предстоит выбрать наиболее подходящие для себя. Например, инновационность может быть не так важна для ретейла – решающими факторами будут уровень менеджмента и качество представленной продукции. На это обратят внимание конечные потребители.

Другое дело – партнеры по бизнесу, акционеры и финансово заинтересованные стороны. Для них важны финансовые показатели и инвестиционная привлекательность.

Для простоты можно представить наиболее важные факторы формирования репутации в такой таблице:

Зная наиболее важные факторы формирования репутации, можно провести анализ рисков бизнес-процессов .

Анализ и оценка рисков в бизнесе

Процесс управления рисками организации состоит из четырех этапов: идентификации, классификации, оценки и реакции. Каждому риску присваивается своя оценка.

Идентификация. Фиксируются все потенциальные риски – внутренние и внешние события, способные повлиять на достижение целей бренда. В результате оформляется список рисков, которые ранжируются по степени их негативного воздействия.

Классификация. Не существует единого подхода к категоризации рисков при анализе рисков бизнес-процессов. Здесь все индивидуально, однако выделим общие категории:

– Финансовые: изменение налоговой нагрузки, падение стоимости акций, изменения в ценовой политике и т. д.

– Операционные: проблемы на производстве, падение качества продукции, нарушение техники безопасности, мошенничество на предприятии и т. д.

– Стратегические: потеря репутации, позиционирование бренда и т. д.

Екатерина Козиченко

Даже если у вас случилась неудача с тем или иным клиентом и он не доволен качеством вашей работы или работы команды, ваша репутация все равно работает на вас. Говорить о том, что репутация стирается сразу, можно лишь о людях невысокого профессионального уровня, у которых, по сути, и нет репутации. Сразу она стереться не может. И клиенты вернутся, и неудачи обговариваются.

При этом репутацию компании достаточно легко разрушить, особенно на российском рынке. Здесь неудача часто воспринимается как конец света.

Оценка. Каждый фактор формирования репутации (они должны быть зафиксированы в таблице, представленной в конце предыдущего раздела) анализируется с учетом вероятности возникновения и влияния.

Мы встречали разные подходы к оценке. Некоторые просили использовать десятибалльную шкалу, но это оправдано для крупных компаний. В других случаях достаточно разделить риски на три уровня: высокое, среднее и слабое влияние.

Реагирование на риск. После анализа рисков бизнес-процессов стоит выбрать одну из стратегий:

– Уклонение. Не каждое негативное упоминание достойно внимания. Про нас тоже написаны различные обвинения, даже в колдовстве. Зачем тратить время на ерунду, которая не влияет на нашу аудиторию?

– Принятие. Вопрос обширный, поэтому заслуживает отдельного разговора. Примеры управления репутацией можно изучить в нашем большом разборе.

– Минимизация. О ней поговорим в следующем разделе.

Инструменты минимизации рисков

Кризис – водораздел в коммуникации бренда. До него компания накапливает репутационный капитал, после – распоряжается ресурсами для удержания инициативы в медиапространстве.

Чтобы минимизация репутационных рисков прошла успешно, нужно придерживаться двух глобальных стратегий.

Накопление репутационного капитала. В случае репутационного кризиса капитал станет подушкой безопасности, которая примет первую волну диффамаций. Иногда эту стратегию называют превентивной коммуникационной моделью.

Репутационный капитал формируется по двум направлениям.

Разные целевые аудитории могут прислушиваться к рациональным и эмоциональным мотивам. Поэтому лучше выстроить коммуникационную стратегию вокруг обеих составляющих.

Екатерина Козиченко

В качестве примера уничтожения репутации приведу компанию Arthur Andersen. Это американская аудиторская компания, одна из крупнейших в мире в свое время. Нашумевшее банкротство энергетической компании Enron в декабре 2001 года привело к уголовному расследованию в отношении Arthur Andersen. Enron обанкротилась из-за бухгалтерского мошенничества, а Arthur Andersen, которая подписывала бумаги Enron, перестала существовать, так как репутация ее была разрушена.

Чтобы превентивная коммуникационная модель принесли ощутимые дивиденды, стоит придерживаться следующих принципов.

Достоверность – коммуникация стремится отразить реальную деятельность бизнеса.

Открытость – стремление начинать и поддерживать двусторонние коммуникации со всеми заинтересованными сторонами.

Динамичность – коммуникации должны постоянно развиваться, соответствовать требованиям времени. Это касается прежде всего освоения новых каналов и технологий коммуникации.

Доверие и сопричастность – коммуникация создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Как правило, сопричастность создается на стыке открытости и достоверности.

Системность – установленные правила коммуникации действуют всегда: как внутри бизнеса, так и во внешней среде.

Непротиворечивость – действия компании не идут вразрез друг другу.

Инициативность – бизнес активен в информационном поле, адекватно реагирует на события и умеет отмалчиваться, когда это нужно.

Антикризисная коммуникация. Есть три фактора, которые влияют на восприятие бизнеса в кризисный период: накопленный репутационный капитал, поведение компании во время кризиса, оценка ситуации в СМИ, соцсетях и блогосфере.

По опыту скажем: часто компании неверно идентифицируют источник проблем. В результате коммуникационная стратегия опирается на неверные выводы, и бизнес только усугубляет ситуацию.

Анализ рисков бизнес-процессов. Краткая справка

  1. Любой негативный инфоповод – от отзыва о плохом сервисе до репортажа в СМИ – логично рассматривать как точку трансформации, ведущую к стагнации или обновлению бизнеса.
  2. Факторы формирования репутации делятся на внутренние и внешние. Часть из них влияют на репутацию прямо, а другие – опосредованно. Например, уровень менеджмента направлен на внутренние процессы, но репутация будет его прямым следствием.
  3. Анализ рисков бизнес-процессов состоит из четырех этапов: идентификации, классификации, оценки и реакции.

Возможно, вы знаете того, кому эта услуга была бы полезна. Порекомендуйте нас, и ваш знакомый решит проблему, а мы выплатим вам вознаграждение!

Читайте также: