Риски в бизнесе кратко
Обновлено: 04.07.2024
Репутационные риски можно просчитать заранее, но этим почти никто не занимается. Расскажем, как найти бреши и оценить их опасность.
Риск – фактор изменений для репутации бизнеса. Иногда позитивных, иногда негативных. Расскажем, как неопределенность превратить в возможность и в итоге повысить прибыль бизнеса.
Материал основан на исследованиях магистра факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ И. Сташкевича, данных Гарвардской школы бизнеса и десятилетнем опыте работы в кризисных коммуникациях.
План статьи
Понятие репутационного риска в бизнесе
Под риском мы понимаем возможность продемонстрировать силу бизнеса: как он справляется в кризисной ситуации, адаптируется и становится лучше.
Условия формирования репутации могут показаться нечестными. Бизнесу приходится парировать негативные информационные поводы достаточно ограниченным инструментарием: собственным сайтом, страницами в соцсетях и силами лояльных СМИ или блогеров.
Если пустить репутацию на самотек, вскоре ее облепят всевозможные диффамации. Чем дальше, тем сильнее они тормозят развитие бренда, уменьшают пространство для маневра.
К нашему клиенту пришла внеочередная проверка из налоговой инспекции. Проблем с отчетами раньше не было, вопросов со стороны регуляторов тоже. Налоговики рассказали: проверку инициировали после жалобы, к ней прикрепили статью в блоге. В материале компанию обвиняли в сокрытии отчетности и сомнительных схемах. Негативная статья не может быть основой для разбирательства, однако ее могут приложить к материалам или задать вопросы относительно ее содержания. Также негатив попадает в закрытые базы данных по типу World-Check.
Риск заложен в основу предпринимательства. Репутация – следствие действий компании, соответственно, анализ рисков бизнес-процессов применим к ней в той же степени.
Риск – вероятность получения ущерба вследствие неверно принятого решения.
Риск – вероятность понести потери в виде непреднамеренных расходов или недополучения прибыли.
Риск – деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора.
Репутация в медиапространстве с каждым годом приобретает все более важное значение. Продукты и услуги компаний выравниваются по качеству, конкурентные преимущества перетекли в информационную надстройку. Эта надстройка может составлять до 85 % капитализации бизнеса. Логично, что удар по ней наиболее ощутим.
Определяем точки риска для бизнеса
У каждого бренда свои риски, однако инструменты их определения универсальны. Это внутренние и внешние факторы формирования репутации. Для анализа рисков бизнес-процессов остается выбрать из таблицы наиболее подходящие для вашего случая.
Факторы формирования репутации делятся на внутренние и внешние. Часть из них влияют на репутацию прямо, а другие – опосредованно. К последним принадлежит уровень менеджмента бизнеса. Компетенции управления относятся скорее к хозяйственной сфере, однако следствие их действий влияет на образ бренда.
Наши карты не работают уже несколько часов.Нашли проблему: повреждение оптоволоконного кабеля, идущего к датацентру…
Posted by Рокетбанк on Saturday, August 5, 2017
Управление репутацией – контроль над факторами, комбинация которых обуславливает ее формирование.
Проблемы инфраструктуры повлияли и на репутацию. Действительно, как финансовая организация может называть себя надежной, если ее работоспособность можно прервать взмахом тракторного ковша? Все форс-мажоры предусмотреть невозможно, но при анализе рисков бизнес-процессов должны учитываться и противодействия.
Рассмотрим перечень факторов, влияющих на формирование репутации бизнеса.
Перечисленные факторы универсальны. Каждому бизнесу предстоит выбрать наиболее подходящие для себя. Например, инновационность может быть не так важна для ретейла – решающими факторами будут уровень менеджмента и качество представленной продукции. На это обратят внимание конечные потребители.
Другое дело – партнеры по бизнесу, акционеры и финансово заинтересованные стороны. Для них важны финансовые показатели и инвестиционная привлекательность.
Для простоты можно представить наиболее важные факторы формирования репутации в такой таблице:
Зная наиболее важные факторы формирования репутации, можно провести анализ рисков бизнес-процессов .
Анализ и оценка рисков в бизнесе
Процесс управления рисками организации состоит из четырех этапов: идентификации, классификации, оценки и реакции. Каждому риску присваивается своя оценка.
Идентификация. Фиксируются все потенциальные риски – внутренние и внешние события, способные повлиять на достижение целей бренда. В результате оформляется список рисков, которые ранжируются по степени их негативного воздействия.
Классификация. Не существует единого подхода к категоризации рисков при анализе рисков бизнес-процессов. Здесь все индивидуально, однако выделим общие категории:
– Финансовые: изменение налоговой нагрузки, падение стоимости акций, изменения в ценовой политике и т. д.
– Операционные: проблемы на производстве, падение качества продукции, нарушение техники безопасности, мошенничество на предприятии и т. д.
– Стратегические: потеря репутации, позиционирование бренда и т. д.
Екатерина Козиченко
Даже если у вас случилась неудача с тем или иным клиентом и он не доволен качеством вашей работы или работы команды, ваша репутация все равно работает на вас. Говорить о том, что репутация стирается сразу, можно лишь о людях невысокого профессионального уровня, у которых, по сути, и нет репутации. Сразу она стереться не может. И клиенты вернутся, и неудачи обговариваются.
При этом репутацию компании достаточно легко разрушить, особенно на российском рынке. Здесь неудача часто воспринимается как конец света.
Оценка. Каждый фактор формирования репутации (они должны быть зафиксированы в таблице, представленной в конце предыдущего раздела) анализируется с учетом вероятности возникновения и влияния.
Мы встречали разные подходы к оценке. Некоторые просили использовать десятибалльную шкалу, но это оправдано для крупных компаний. В других случаях достаточно разделить риски на три уровня: высокое, среднее и слабое влияние.
Реагирование на риск. После анализа рисков бизнес-процессов стоит выбрать одну из стратегий:
– Уклонение. Не каждое негативное упоминание достойно внимания. Про нас тоже написаны различные обвинения, даже в колдовстве. Зачем тратить время на ерунду, которая не влияет на нашу аудиторию?
– Принятие. Вопрос обширный, поэтому заслуживает отдельного разговора. Примеры управления репутацией можно изучить в нашем большом разборе.
– Минимизация. О ней поговорим в следующем разделе.
Инструменты минимизации рисков
Кризис – водораздел в коммуникации бренда. До него компания накапливает репутационный капитал, после – распоряжается ресурсами для удержания инициативы в медиапространстве.
Чтобы минимизация репутационных рисков прошла успешно, нужно придерживаться двух глобальных стратегий.
Накопление репутационного капитала. В случае репутационного кризиса капитал станет подушкой безопасности, которая примет первую волну диффамаций. Иногда эту стратегию называют превентивной коммуникационной моделью.
Репутационный капитал формируется по двум направлениям.
Разные целевые аудитории могут прислушиваться к рациональным и эмоциональным мотивам. Поэтому лучше выстроить коммуникационную стратегию вокруг обеих составляющих.
Екатерина Козиченко
В качестве примера уничтожения репутации приведу компанию Arthur Andersen. Это американская аудиторская компания, одна из крупнейших в мире в свое время. Нашумевшее банкротство энергетической компании Enron в декабре 2001 года привело к уголовному расследованию в отношении Arthur Andersen. Enron обанкротилась из-за бухгалтерского мошенничества, а Arthur Andersen, которая подписывала бумаги Enron, перестала существовать, так как репутация ее была разрушена.
Чтобы превентивная коммуникационная модель принесли ощутимые дивиденды, стоит придерживаться следующих принципов.
Достоверность – коммуникация стремится отразить реальную деятельность бизнеса.
Открытость – стремление начинать и поддерживать двусторонние коммуникации со всеми заинтересованными сторонами.
Динамичность – коммуникации должны постоянно развиваться, соответствовать требованиям времени. Это касается прежде всего освоения новых каналов и технологий коммуникации.
Доверие и сопричастность – коммуникация создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Как правило, сопричастность создается на стыке открытости и достоверности.
Системность – установленные правила коммуникации действуют всегда: как внутри бизнеса, так и во внешней среде.
Непротиворечивость – действия компании не идут вразрез друг другу.
Инициативность – бизнес активен в информационном поле, адекватно реагирует на события и умеет отмалчиваться, когда это нужно.
Антикризисная коммуникация. Есть три фактора, которые влияют на восприятие бизнеса в кризисный период: накопленный репутационный капитал, поведение компании во время кризиса, оценка ситуации в СМИ, соцсетях и блогосфере.
По опыту скажем: часто компании неверно идентифицируют источник проблем. В результате коммуникационная стратегия опирается на неверные выводы, и бизнес только усугубляет ситуацию.
Анализ рисков бизнес-процессов. Краткая справка
- Любой негативный инфоповод – от отзыва о плохом сервисе до репортажа в СМИ – логично рассматривать как точку трансформации, ведущую к стагнации или обновлению бизнеса.
- Факторы формирования репутации делятся на внутренние и внешние. Часть из них влияют на репутацию прямо, а другие – опосредованно. Например, уровень менеджмента направлен на внутренние процессы, но репутация будет его прямым следствием.
- Анализ рисков бизнес-процессов состоит из четырех этапов: идентификации, классификации, оценки и реакции.
Возможно, вы знаете того, кому эта услуга была бы полезна. Порекомендуйте нас, и ваш знакомый решит проблему, а мы выплатим вам вознаграждение!
Читайте также: