Римский корсаков биография по годам кратко в таблице

Обновлено: 05.07.2024

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Краткие биографии тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.



Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.



Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Основные даты жизни и деятельности Римского-Корсакова:

1844. — 6 III. В г. Тихвине в семье дворянина, гос. чиновника в отставке Андрея Петровича Р.-К. и его жены Софьи Васильевны родился сын Николай.

1850. — III. Начало регулярных муз. занятий под рук. местных преподавательниц (Е. Н. Унковской, позднее — О. Ф. Фель).

1855. — Первые попытки сочинять музыку.

1856. — 26 VII. Отъезд с отцом в Петербург. — 20 VIII. Поступление в Морской корпус. — IX, Возобновление занятий фп. игрой под рук. виолончелиста Александринского т-ра Улика.

1857. — IX. Первые посещения оперного т-ра. — Начало систематич. знакомства с оперными спектаклями петерб. т-ров.

1858. — 17 IV. Р.-К. впервые слушал оперу Глинки “Иван Сусанин”, к-рая привела его “в совершенный восторг”. —VI— VII. Учебное плавание на военном корабле “Прохор” под командованием Воина Андреевича Р.-К. (брата композитора).

1859. — III. Первые посещения симф. концертов. — VI— VII. Учебное плавание на корабле “Прохор”. — 20 IX. Начало занятий с пианистом Ф. А. Канилле.

1858—59. — Пробуждение активного интереса к музыке, самостоятельное музицирование, переложение для фп. ряда симф. и оперных отрывков, романсов.

1859—60. — Сочинение по инициативе и под рук. Канилле ряда фп. и оркестровой (“нечто вроде начала симфонии в es-moll”) пьес.

1860. — VI—VIII. Учебное плавание на корабле “Вола”. — IX. Прекращение занятий с Канилле.

1861. — 29 I. Первое посещение спектакля “Руслан и Людмила” (“в неописуемом восхищении” от оперы). — III. Занятия с любительским хором, организованным в Морском корпусе. — VI—VIII. Учебное плавание на корабле “Вола”. — 26 XI. Знакомство Р.-К. с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи. — XII. Знакомство с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым в доме Балакирева. — Начало работы над симфонией es-moll (по совету и под рук. Балакирева).

1862. — IV. Окончание Морского корпуса (в чине гардемарина), назначение на клипер “Алмаз”, уходящий в заграничное плавание. — XI. Плавание (до мая 1865) на клипере “Алмаз”, знакомство с мн. странами, в т. ч. Великобританией, США, Бразилией, Испанией, Францией, Норвегией. — Продолжение работы над 1-й симфонией и ряд набросков симфоний B-dur и D-dur (замыслы остались неосуществлёнными). — Присвоение офицерского чина мичмана.

1865. — 21 V. Прибытие клипера “Алмаз” в Кронштадт. — 12 IX. Назначение Р.-К. на береговую службу в Петербург. — IX—X. Посещения Балакиревского кружка. Знакомство и начало дружбы с А. П. Бородиным. — XI. Сочинение первого романса (“Щекою к щеке ты моей приложись”). — 19 XII. Исп. 1-й симфонии в концерте Бесплатной муз. школы (БМП1) под упр. Балакирева (этот день Р.-К. считал началом своей композиторской деятельности).

1866. — 21. Знакомство с Л. И. Шестаковой (сестрой Глинки), начало постоянных посещений её муз. вечеров. — И XII. Первое исп. “Увертюры на темы трёх русских песен” в концерте БМШ под упр. Балакирева.

1867. — 12 V. Первое исп. “Сербской фантазии” под упр. Балакирева. — 9. XII. Первое исп. муз. картины “Садко” в концерте РМО под упр. Балакирева.

1868. — II. Присвоение чина лейтенанта. — Зима. Начало посещений вместе с другими чл. Балакиревского кружка муз. вечеров у А. С. Даргомыжского. — 5 III. Знакомство с сестрами Н. Н. и А. Н. Пургольд. — 28 III. Знакомство с П. И. Чайковским на вечере у Балакирева.

1869. — 31. Публикация первой муз.-критич. статьи Р.-К. (об опере Направника “Нижегородцы”, в газ. “СПб. ведомости”). — 10 III. Первое исп. симф. сюиты “Антар” в концерте РМО под упр. Балакирева.

1871. — 15 VII. Согласие Р.-К. на предложение дирекции Петерб. консерватории занять должность профессора по классам практич. сочинения, инструментовки и оркестровому. — Ежедневное общение с М. П. Мусоргским (поселились в одной квартире).

1872. — Начало года. Участие Р.-К. в коллективном соч. оперы-балета “Млада”. — 30 VI. Женитьба на Н. Н. Пургольд. — 30 VI — 2-я пол. августа. Свадебное путешествие по Швейцарии, Италии, Австрии, Польше.

1873. — II. Премьера оперы “Псковитянка” (Мариинский т-р, дир. Э. Ф. Направник). — 14 V. Назначение Р.-К. на должность инспектора Музыкантских хоров (дух. оркестров) Морского ведомства. — 20 VIII. Рождение сына Михаила.

1874. — 18 II. Первое выступление Р.-К. в качестве дирижёра (первое исп. его 3-й симфонии). — 10 IV. Избрание Р.-К. директором БМШ.

1874—75. — Систематич. занятия контрапунктом и гармонией.

1875. — 27 X. Рождение дочери Софьи.

1876. — 31 VIII. Начало работы над автобиографич. кн. “Летопись моей музыкальной жизни”. — Избрание Р.-К. членом Всеобщего нем. муз. союза.

1878. — 5 X. Рождение сына Андрея.

1880. — 91. Премьера оперы “Майская ночь” (Мариинский т-р, дир. Направник). — 22 IX. Уход из БМШ.

1882. — 13 I. Рождение сына Владимира. — 29 I. Премьера “Снегурочки” (Мариинский т-р, дир. Направник).

1883. — 3 II. Утверждение Р.-К. на должность помощника управляющего Придв. певч. капеллой. — 6 IV. Выход Р.-К. из состава Оперного комитета, к-рый не согласился на пост. “Хованщины”.— Зима. Беляевские “пятницы”, зарождение Беляевского кружка, муз. главой к-рого стал Р.-К.

1884. — 9 III. Прекращение работы в Морском ведомстве в связи с упразднением занимаемой Р.-К. должности. — 13 VI. Рождение дочери Надежды. — 25 XI. Избрание Р.-К. членом Об-ва композиторов Франции.

1887. — 31 X. Первое исп. “Испанского каприччио” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора.

1888. — 10 I. Рождение дочери Марии. — 22 X. Первое исп. “Шехеразады” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора. — 3 XII. Первое исп. увертюры “Светлый праздник” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора.

1889. — 1 и 18 VI. Выступление Р.-К. в качестве дирижёра в концертах из произв. рус. композиторов на Всемирной выставке в Париже.

1890. — 23 III — 2 IV. Пребывание в Брюсселе (Р.-К. дирижирует концертами рус. музыки). — 30 VIII. Смерть матери Р.-К. — 19—22 XII. Юбилейные торжества по случаю 25-летия композиторской деятельности Р.-К.

1892. — VIII. Написание серии статей о муз. образовании.— 20 X. Премьера оперы “Млада” (Мариинский т-р, дир, Направник).

1893. — I—IX. Написание значит. части “Летописи”.

1894. — 19 I. Прекращение работы в Придв. певч. капелле.— 10 IV. Знакомство с В. И. Бельским.

1895. — 28 XI. Премьера оперы “Ночь перед Рождеством” (Мариинский т-р, дир. Направник; по требованию цензуры роль Царицы была заменена ролью Светлейшего).

1896. — VII. Начало работы над учебником инструментовки.— 28 XI. Первое исп. “Бориса Годунова” Мусоргского в ред. и под упр. Р.-К. (Большой зал Петерб. консерватории).

1897. — 24 I. Николай II вычеркнул оперу “Садко” из списка предполагаемых спектаклей Мариинского т-ра. — 26 XII. Премьера “Садко” (Моск. частная рус. опера).

1898. — 25 XI. Премьера оперы “Моцарт и Сальери” в Моск. частной рус. опере с участием Ф. И. Шаляпина. — 15 XII. Премьера оперы “Боярыня Вера Шелога” (Моск. частная рус. опера; в качестве пролога к “Псковитянке”).

1899. — Лето. Избрание Р.-К. почётным чл. Амстердамского муз. об-ва. — 22 IX. Премьера оперы “Царская невеста” (Моск. частная рус. опера, дир. M. M. Ипполитов-Иванов).

1900. — 23 II — 5 III. Пребывание в Брюсселе (дирижирует концертом рус. музыки). — IX. Отказ от дирижёрской деятельности в “Рус. симф. концертах” (Р.-К. остался их гл. распорядителем). — 21 X. Премьера “Сказки о царе Салтане” (Моск. частная рус. опера, дир. Ипполитов-Иванов). — XI—XII. Чествование Р.-К. в Петербурге и Москве в связи с 35-летием композиторской деятельности.

1902. — IX. Премьера оперы “Сервилия” (Мариинский т-р, дир. Ф. М. Блуменфельд). — 12 XII. Премьера оперы “Кащей бессмертный” (Моск. частная рус. опера, дир. Ипполитов-Иванов).

1904. — 3 X. Премьера оперы “Пан воевода” (Большей зал Петерб. консерватории, силами артистов Частной оперы А. А. Церетели, дир. В. И. Сук).

1905. — 1 II. Выступления Р.-К. на заседаниях Художеств. совета консерватории в поддержку ряда требований революционно настроенных студентов. — 19 III. Решение Дирекции РМО об увольнении Р.-К. из консерватории. — Запрещение полицией исполнения произв. Р.-К. в Петербурге. — Уход из консерватории А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Ф. М. Блуменфельда и ряда др. профессоров в знак протеста. — 27 III. Исп. оперы “Кащей бессмертный” силами учащихся Петерб. консерватории под упр. Глазунова, вылившееся в обществ. манифестацию. — 29 III. Выход из состава РМО (в знак солидарности с Р.-К.) его почётных чл. — К. Сен-Санса, И. Иоахима, Э. Изаи. — X. Написание “Дубинушки”. — 5 XII. Обращение дирекции консерватории к Р.-К. (составлено после предоставления консерватории автономии и избрания директором Глазунова) с просьбой вернуться в консерваторию.

1906. — VI. Избрание Р.-К. почётным чл. Корол. муз. академии в Стокгольме. — 6 VII — 22 VIII. Написание новых глав “Летописи”.

1907. — 7 II. Премьера оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (Мариинский т-р, дир. Блуменфельд).— 28 IV — 24 V. Поездка в Париж (дирижирует Рус. историч. концертами, организованными С. П. Дягилевым). — XI. Избрание Р.-К. чл.-корреспондентом Парижской академии наук. — XII. Издание учебника гармонии Р.-К. во Франции.

Ранние годы

Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус.

Тем не менее, занятий музыкой Николай Андреевич не оставил, а в дальнейшем подружился с Балакиревым, знакомство с которым оказало серьёзное влияние на развитие творчества будущего музыканта и пробило ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.

Первые музыкальные сочинения

Краткая биография Римского-Корсакова будет неполной, если не упомянуть первые музыкальные композиции, сочинённые им. Первая симфония Николая Андреевича появилась в 1865 году, через два года он представил на суд критиков Вторую симфонию. В течение нескольких лет он создал ряд романсов и другие сочинения. Все они произвели большой фурор среди обывателей и преподавателей. Благодаря им композитор был приглашён в университет на преподавательскую должность.

Опера

Преподавательская деятельность

Личная жизнь

Николай Римский-Корсаков был женат один раз и удачно. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.

В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Смерть


Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.

Юность и детство

Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

Музыкальная карьера

В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.

Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.

Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.

Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.

Читайте также: