Режим оборота оружия кратко

Обновлено: 30.06.2024

3. Уголовно-правовой и административно-правовой режимы оружия, их разграничение

В зависимости от целей и методов правового регулирования общественных отношений, связанных с оборотом оружия, его правовой режим подразделяется на административно-правовой и уголовно-правовой.

Административно-правовой режим оружия – установленный административным законодательством и подзаконными-нормативными актами порядок оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в целях сохранения его под государственным, ведомственным и иным контролем, воспрепятствования его незаконному распространению и в конечном счете недопущению использования оружия в противоправных и преступных целях.

Уголовно-правовой режим оружия – установленный уголовным законом и постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ в целях обеспечения общественной безопасности, охраны жизни, здоровья, собственности и иных охраняемых благ граждан запрет незаконного оборота и использования огнестрельного, холодного, газового и метательного оружия под угрозой применения наказания.

Деление Федеральным законом оружия в зависимости от целей его использования на гражданское, служебное и боевое уголовно- правового значения не имеет, так как определяет только его административно-правовой режим и степень гражданской обороноспособности. Применительно к уголовному законодательству определяющее значение имеет принцип действия оружия и способ нанесения им поражающего воздействия, ибо предметом преступлений, предусмотренных статьей 222 УК могут являться лишь огнестрельное, холодное, газовое и метательное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

Например, к гражданскому оружию относятся и огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (в обыденном понимании это гладкоствольные охотничьи ружья), и газовые пистолеты (револьверы), и электрошоковые устройства и аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми (раздражающими) веществами.

Уголовно-правовое значение будут иметь лишь незаконные действия с первыми двумя видами гражданского оружия, поскольку электрошоковые устройства не включены в диспозицию статьи 222 УК РФ, а аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, не требуют разрешений на приобретение, хранение, ношение и сбыт, находятся в свободном обороте и, хотя и относятся к категории газового оружия, в отличие от газовых пистолетов и револьверов, не могут являться предметами незаконного оборота.

Несогласованность административного и уголовного законов наглядно проявляется и при оценке вооруженности способа совершения преступления.

Так, вооруженность многие десятилетия считалась специфическим признаком разбойного нападения, позволяющего разграничивать разбои и грабежи. Но уголовно-правовые оценки исходят из традиционного понимания оружия, как предметов и механизмом, специально предназначенных для поражения живой цели или мишеней и не имеющих другого целевого назначения.

Газовым оружием, включенным в часть 4 статьи 222 УК РФ являются газовые пистолеты и револьверы, которые формой, размерами и огнестрельным принципом действия копируют боевое оружие, при выстреле в упор и на расстоянии до 1 метра способны причинить огнестрельные ранения, по весу и физическим характеристикам пригодны для причинения телесных повреждений путем нанесения ударов. Потерпевший воспринимает такое оружие как боевое огнестрельное. Поэтому их использование также дает основания считать разбой вооруженным.

А применение аэрозольных упаковок, механических распылителей и электрошоковых устройств является признаком вооруженного грабежа.

В данном случае Егоров угрожал Е. пистолетом и рассчитывал, что тот воспримет его как оружие, опасное для жизни и здоровья. Нерасчетливые, вызванные опьянением действия Егорова, позволили потерпевшему сделать вывод, что оружие не заряжено. Но вывод носил предположительный характер, так как существует ряд неисправностей, при которых передергивание затвора не влечет удаления патрона из патронника и вместе с тем позволяет произвести выстрел. Поэтому оценка судом действий виновного должна была базироваться на направленности его умысла, а не на восприятии ситуации потерпевшим.

Остается открытым вопрос: является ли пневматическое оружие орудием совершения разбоя. Исходя из того, что даже не подпадающие под действие лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел пневматические винтовки и пистолеты калибра до 4,5 мм и с дульной энергией не более 7,5 Дж способны при выстреле с близкой дистанции причинить довольно серьезные травмы (выбить глаз, зубы, нанести открытую рану лица с обильным кровотечением и даже причинить проникающее ранение черепа), на данный вопрос следует ответить положительно.

Буквальное толкование понятия оружия при решении вопроса о способе совершения преступления, то есть признание способа воооруженным при использовании не только смертоносного, но и несмертельного оружия, полностью отвечает современным задачам борьбы с преступностью.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 указывает, что под основными частями огнестрельного оружия, определяющими его функциональное назначение, следует понимать такие части, как ствол, ударно-спусковой, запирающий механизмы и другие детали оружия, если они в комплексе позволяют произвести выстрел.

Целью курсовой работы является комплексное исследование административно-правового регулирования оборота оружия в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- общая характеристика режима оборота оружия;
- понятие и виды оружия;
- правовое регулирование Оборота оружия на территории РФ;
- гражданин как субъект оборота оружия;
- регулирование прав граждан в сфере оборота гражданского оружия;
- развитие права граждан на приобретение и ношение оружия самообороны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1.Общая характеристика режима оборота оружия………………5
1.1.Понятие и виды оружия………………………………………………5
1.2. Правовое регулирование Оборота оружия на территории РФ……11
Глава 2. Гражданин как субъект оборота оружия ……………………. 21
2.1. Регулирование прав граждан в сфере оборота гражданского оружия. …………………………………………………………………………..21
2.2. Развитие права граждан на приобретение и ношение оружия самообороны……………………………………………………………………..33
Заключение.……………………………………………………………. 42
Библиографический список………………………………………………47
Приложение №1………………………………………………….
Приложение №2……………………………………………………………
Приложение №3……………………………………………………………
Приложение №4……………………………………………………………
Приложение №5……………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по административному.doc

1.2. Правовое регулирование оборота оружия на территории РФ

Правовой режим самым общим образом можно определить как порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования. Административно-правовой режим оборота оружия образуется, как правило, комплексом различного вида нормативно-правовых актов, которые обеспечивают правовую регуляцию отношений в этой сфере. 8

- ввоз на территорию Российской Федерации оружия;

- вывоз из Российской Федерации оружия. 10

Нормативные правовые акты, формирующие административно- правовые режимы, образуют соответствующую юридическую конструкцию, при этом элементы, составляющие ее структуру, должны быть согласованы между собой по основным параметрам, их действие направлено на достижение единой правовой цели, установленной правотворческим органом. Построение юридических конструкций административно-правовых режимов должно осуществляться таким образом, чтобы они своим правовым регулированием оказывали действенное, неукоснительное влияние на поведение людей. Выбор правовых средств в построении юридической конструкции будет зависеть от сущности юридических фактов, охватываемых правовым регулированием административно-правового режима.

Правовая наука и практика выработали достаточно хорошо отлаженные типовые схемы (системы) правового регулирования посредством установления правовой взаимозависимости между правами, обязанностями, ответственностью субъектов правоотношений, образующимися юридическими фактами, в результате применения которых в обществе устанавливаются правоотношения, необходимые для достижения установленной правовой цели.

В механизме правового регулирования правовые акты играют различную роль:

нормативные - создают общеобязательную основу и обобщенно воздействуют на большой круг субъектов и ситуаций;

интерпретационные - разъясняют содержание юридических предписаний и ориентируют практику на определенный вектор правового развития;

договорные - позволяют субъектам осуществлять обособленные согласованные волеизъявления, приходить к взаимовыгодным совместным решениям. 12

Регулятивные возможности юридических конструкций позволяют обусловливать свое образование как практическими потребностями в правовой регуляции определенных отношений, так и аналитической юриспруденцией, сущность которой заключается в возможности проектирования моделей правомерного поведения субъектов правоотношений посредством построения соответствующего правового материала.

Такой подход в образовании юридических конструкций административно-правовых режимов позволяет расширить их регулятивные возможности в зависимости от юридической цели, выстраивать схемы применения соответствующих правовых средств, с высокой степенью точности учитывать и реализовывать правовые статусы субъектов правоотношений. 13

Целенаправленно выстраивая комплекс правоотношений, используя возможность их аналитического построения как инструмент влияния на систему прав, обязанностей, ответственности, гарантий, учитывая всевозможные образующиеся юридические факты, юридические конструкции административно-правовых режимов, наиболее эффективным образом позволяют спрогнозировать и добиться социально значимого результата.

Особенностью административно-правовых режимов является такой фактор, как присутствие в юридической конструкции режима не только норм административного права, а также норм других отраслей права, которые могут выполнять различные регулятивные функции в юридической конструкции административно-правового режима.

Один и тот же самостоятельный комплекс юридических норм может быть различной составляющей частью определенной юридической конструкции. Так, уголовно-правовые нормы, направленные на защиту общества от противоправного использования оружия, в уголовном праве являются вполне самостоятельными нормами, вместе с тем в юридической конструкции административно-правового режима оборота оружия те же самые нормы являются его составной частью и в совокупности с другими нормами, в том числе с административно-правовыми, выполняют праворегулирующую функцию в качестве института ответственности за невыполнение режимных правил и являются наряду с нормами других отраслей права юридическими гарантиями устойчивого функционирования административно-правового режима.

Основу юридической конструкции административно- правового режима оборота оружия составляет прежде всего базовые федеральные законы, которые устанавливают социальн ую направленность правового воздействия административно-правовых режимов, определяют круг правоотношений, которые должны быть урегулированы другими нормативно-правовыми актами, в том числе иных отраслей права. Широта спектра нормативно-правовых актов, формирующих юридическую конструкцию административно-правового режима оборота оружия, обусловлены прежде всего как самой природой такой формы правового регулирования, как административно-правовой режим, так и предметом правового регулирования - оборота оружия. 14 Особенность административно-правовых режимов является определяющим фактором в выборе этой формы нормативно-правового обеспечения оборота оружия. Этот выбор обусловлен необходимостью неотвратимой по исполнению регламентации должного поведения субъектов правоотношений в сфере оборота оружия, а также необходимостью детализации нормативно закрепленных правил поведения физических и юридических лиц, участвующих в этих правоотношениях. 15

Совокупность правовых норм, направленных на регулирование фундаментальных правоотношений, посредством образования соответствующих юридических конструкций административно-правовых режимов, условно по указанным признакам можно отнести к фундаментальным административно-правовым режимам. С другой стороны, огромный массив правовых норм, направленных на регуляцию и формирование правоотношений, связанных с защитой основных социальных ценностей, невозможно реализовать без образования правовых норм, обеспечивающих этот сложный процесс. Это связанно с тем, что провозглашенные нормы, защищающие основные социальные ценности, могут быть реализованы только конкретными действиями субъектов правоотношений, причем эти действия должны быть детализированы и нормативно закреплены, то есть они (действия) подлежат организующему воздействию норм права, направленному на обеспечение функционирования фундаментальных норм. Правовые нормы, воздействие которых направленно на организацию деятельности людей по воплощению в жизнь фундаментальных административно-правовых режимов, в своей совокупности могут образовывать юридические конструкции административно-правовых режимов, которые по указанному признаку условно можно отнести к обеспечивающим административно-правовым режимам.

Таким образом, фундаментальный административно-правовой режим хранения оружия в целях его реализации должен быть включен в единую систему правового регулирования вместе с обеспечивающим административно-правовым режимом организации контроля за оборотом оружия. 17

Особенность организации управленческой деятельности характеризуется самой сущностью правового регулирования посредством административно-правовых режимов, которая заключается в неотвратимости достижения правовой цели, поставленной правотворческим органом. Следовательно, управленческая деятельность, направленная на реализацию фундаментальных административно-правовых режимов, должна быть построена таким образом, чтобы охватывались, учитывались все факторы, влияющие на безусловность исполнения режимных правил, обеспечивалось эффективное применение института юридических гарантий, направленных на безусловное выполнение порядка, установленного фундаментальными административно-правовыми режимами.

Иными словами, для обеспечения реализации фундаментальных административно-правовых режимов, регулирующих социальные правоотношения в различных сферах общественной деятельности, должны быть образованны обеспечивающие административно-правовые режимы, направленные на неотвратимое исполнение правовых норм, образующих фундаментальные административно-правовые режимы.

3. Уголовно-правовой и административно-правовой режимы оружия, их разграничение

В зависимости от целей и методов правового регулирования общественных отношений, связанных с оборотом оружия, его правовой режим подразделяется на административно-правовой и уголовно-правовой.

Административно-правовой режим оружия – установленный административным законодательством и подзаконными-нормативными актами порядок оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в целях сохранения его под государственным, ведомственным и иным контролем, воспрепятствования его незаконному распространению и в конечном счете недопущению использования оружия в противоправных и преступных целях.

Уголовно-правовой режим оружия – установленный уголовным законом и постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ в целях обеспечения общественной безопасности, охраны жизни, здоровья, собственности и иных охраняемых благ граждан запрет незаконного оборота и использования огнестрельного, холодного, газового и метательного оружия под угрозой применения наказания.

Деление Федеральным законом оружия в зависимости от целей его использования на гражданское, служебное и боевое уголовно- правового значения не имеет, так как определяет только его административно-правовой режим и степень гражданской обороноспособности. Применительно к уголовному законодательству определяющее значение имеет принцип действия оружия и способ нанесения им поражающего воздействия, ибо предметом преступлений, предусмотренных статьей 222 УК могут являться лишь огнестрельное, холодное, газовое и метательное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

Например, к гражданскому оружию относятся и огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (в обыденном понимании это гладкоствольные охотничьи ружья), и газовые пистолеты (револьверы), и электрошоковые устройства и аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми (раздражающими) веществами.

Уголовно-правовое значение будут иметь лишь незаконные действия с первыми двумя видами гражданского оружия, поскольку электрошоковые устройства не включены в диспозицию статьи 222 УК РФ, а аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, не требуют разрешений на приобретение, хранение, ношение и сбыт, находятся в свободном обороте и, хотя и относятся к категории газового оружия, в отличие от газовых пистолетов и револьверов, не могут являться предметами незаконного оборота.

Несогласованность административного и уголовного законов наглядно проявляется и при оценке вооруженности способа совершения преступления.

Так, вооруженность многие десятилетия считалась специфическим признаком разбойного нападения, позволяющего разграничивать разбои и грабежи. Но уголовно-правовые оценки исходят из традиционного понимания оружия, как предметов и механизмом, специально предназначенных для поражения живой цели или мишеней и не имеющих другого целевого назначения.

Газовым оружием, включенным в часть 4 статьи 222 УК РФ являются газовые пистолеты и револьверы, которые формой, размерами и огнестрельным принципом действия копируют боевое оружие, при выстреле в упор и на расстоянии до 1 метра способны причинить огнестрельные ранения, по весу и физическим характеристикам пригодны для причинения телесных повреждений путем нанесения ударов. Потерпевший воспринимает такое оружие как боевое огнестрельное. Поэтому их использование также дает основания считать разбой вооруженным.

А применение аэрозольных упаковок, механических распылителей и электрошоковых устройств является признаком вооруженного грабежа.

В данном случае Егоров угрожал Е. пистолетом и рассчитывал, что тот воспримет его как оружие, опасное для жизни и здоровья. Нерасчетливые, вызванные опьянением действия Егорова, позволили потерпевшему сделать вывод, что оружие не заряжено. Но вывод носил предположительный характер, так как существует ряд неисправностей, при которых передергивание затвора не влечет удаления патрона из патронника и вместе с тем позволяет произвести выстрел. Поэтому оценка судом действий виновного должна была базироваться на направленности его умысла, а не на восприятии ситуации потерпевшим.

Остается открытым вопрос: является ли пневматическое оружие орудием совершения разбоя. Исходя из того, что даже не подпадающие под действие лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел пневматические винтовки и пистолеты калибра до 4,5 мм и с дульной энергией не более 7,5 Дж способны при выстреле с близкой дистанции причинить довольно серьезные травмы (выбить глаз, зубы, нанести открытую рану лица с обильным кровотечением и даже причинить проникающее ранение черепа), на данный вопрос следует ответить положительно.

Буквальное толкование понятия оружия при решении вопроса о способе совершения преступления, то есть признание способа воооруженным при использовании не только смертоносного, но и несмертельного оружия, полностью отвечает современным задачам борьбы с преступностью.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 указывает, что под основными частями огнестрельного оружия, определяющими его функциональное назначение, следует понимать такие части, как ствол, ударно-спусковой, запирающий механизмы и другие детали оружия, если они в комплексе позволяют произвести выстрел.

5 июня 2000 г., 11 марта 2002 г., 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 4 апреля, 5, 30 декабря 2005 г., 26 июля 2006 г., 30 января, 19 мая 2007 г., 10 марта 2009 г., 4 марта 2010 г., 18 мая, 7 июля, 23 декабря 2011 г., 16 апреля, 4 сентября 2012 г., 28 февраля 2013 г., 8 ноября 2014 г., 19 февраля, 6 мая 2015 г., 17 мая 2017 г., 12 мая, 19 декабря 2018 г., 9 февраля, 29 марта 2019 г., 31 декабря 2020 г., 1 декабря 2021 г.

Во исполнение Федерального закона "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст.5681) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации;

Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 24 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации обеспечивать представление в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) по месту дислокации подчиненных органов и подразделений сведений об утратах или хищениях огнестрельного оружия, обнаружении неучтенного оружия, а также направление для проверки по данным федеральной пулегильзотеки отстрелянных из указанного оружия пуль и гильз с последующим информированием об этом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов.

Порядок, сроки и формы представления этих сведений в органы внутренних дел и в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации в 6-месячный срок утвердить положение о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

5. Министерству культуры Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями в 3-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по регулированию оборота оружия, имеющего культурную ценность.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 24 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

6. Установить, что формы лицензий и разрешений, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", за исключением лицензий, выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

7. Министерству здравоохранения Российской Федерации разработать и утвердить до 1 октября 1998 г. нормы допустимого воздействия на человека поражающих факторов оружия самообороны - огнестрельного гладкоствольного длинноствольного с патронами травматического действия, огнестрельного бесствольного отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства.

8. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

абзац второй утратил силу с 24 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

Информация об изменениях:

утвердить по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2-месячный срок криминалистические требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему;

обобщить с участием заинтересованных организаций практику применения федерального законодательства об оружии и представить в I квартале 1999 г. соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации;

9. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на основе норм допустимого воздействия на человека поражающих факторов оружия самообороны, а также криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему ввести в действие до 1 января 1999 г. государственные стандарты на указанные нормы и требования.

9.1. Утратил силу с 24 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2018 г. N 573

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановление дополнено пунктом 9.2 с 20 февраля 2019 г. - Постановление Правительства России от 9 февраля 2019 г. N 101

9.2. Порядок оформления в аэропортах спортивного оружия и патронов к нему, принадлежащих аккредитованным лицам, доставки спортивного оружия и патронов к нему до многофункционального комплекса "Академия биатлона" при проведении XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

10. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 49, ст. 4772);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 116 "О внесении изменений и дополнений в Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 г. N 1256 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 683);

пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 237-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1118).

11. Федеральным органам исполнительной власти в 2-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом "Об оружии" и настоящим постановлением.

Читайте также: