Революционный радикализм в русской политической мысли кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этапы русского радикализма. Политический радикализм и философия. Принцип партийности. Идеология декабризма: П.И. Пестель, М.А. Фонвизин. Революционный демократизм, или разночинство: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Политическая философия революционного народничества: Д.И. Писарев, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров. Русский анархизм: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Декабризм открывает целую эпоху русского политического радикализма, который проходит через несколько фазисов: революционного демократизма, народничества и русского марксизма. Все они представляли собой преимущественно движение интеллигенции — дворянской и разночинской. Несмотря на цельность восприятия социального идеала, они резко различались в своих идейно- философских ориентациях. Для идеологов русского политического радикализма философия никогда не имела самодовлеющего значения; в своем подходе к ней они руководствовались принципом партийности, воспринимая ее исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов.

2. Революционный демократизм, или разночинство. Пример декабристов, хотя и трагический, оказал воодушевляющее воздействие на русское общество: в 40-60-е гг. на арену революционной борьбы выдвинулась новая общественная сила — разночинство.

в) Вслед за Герценом теорию русского, или крестьянского социализма разрабатывал Н.Г. Чернышевский (1829–1889). Он также считал возможным для России миновать капитализм, непосредственно перейти к социализму. К такому убеждению его приводил анализ поземельных отношений на Западе, который он осуществил на основе гегелевской диалектики. Чернышевский высоко ценил идею немецкого философа о том, что высшая степень развития по форме сходна с его началом. Развертывая далее аргументацию, он строил следующую триадическую схему:

3. Философская деградация русского политического радикализма достигла своего апогея в революционном народничестве.

Эти политические идеи Ткачева. в основной массе вошли в идейный арсенал большевизма, в политическое сознание Ленина.

Бакунин М.А. Наука и народ; Наука и насущное государственное дело; Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М, 1989.

Бакунин М.А. Исполведь // Дюкло Ж. Бакунин и Маркс: Тень и свет. М., 1975.

Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Полн. собр. соч. В 13-ти т. Т. 5. М., 1954.

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года; Письмо к Н.В. Гоголю (15 июня 1847 г.) // Полн. собр. соч. Т. 10. М., 1956.

Белинский В.Г. Письмо к В.П. Боткину (8 сентября 1841 г.) // Полн. собр. соч. Т. 12, М., 1956.

Герцен А.И. Письма об изучении природы // Соч. В 9-ти т. Т. 2. М., 1955.

Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Соч. Т. 3. М., 1956.

Герцен А.И. Крещеная собственность; Русские немцы и немецкие русские // Соч. Т. 7. М., 1958.

Кропоткин П.А. Анархия, ее философия и идеал. М., 1906.

Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. Пг. М., 1920.

Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

Лавров П.Л. Механическая картина мира; Три беседы о современном значении философии // Собр. соч. Вып. 2. Пг., 1918.

Лавров П.Л. Роль славян в истории мысли // Историографические исследования по славяноведению и балканистике. М., 1984.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.

Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Полн. собр. соч. В 10-ти т. Т. 1. СПб., 1911.

Пестель П.И. Русская правда // Избр. соц. — полит. и филос. произв. декабристов. В. 3-х т. Т. 1. М., 1951.

Писарев Д.И. Идеализм Платона; Схоластика XIX века; Московские мыслители // Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1955.

Писарев Д.И. Разрушение эстетики // Соч. Т. 3. М., 1956.

Писарев Д.И. Исторические идеи Огюста Конта // Писарев Д. И. Исторические эскизы. Избр. статьи. М., 1989.

Ткачев П.Н. Анархия мысли; Революция и государство; Народ и революция; Анархическое государство // Соч. Т. 2. М., 1976.

Фонвизин М.А. Обозрение проявлений политической жизни в России; О коммунизме и социализме; Обозрение истории философских систем // Сочинения и письма. В 2-х т. Т. 2. Иркутск, 1981.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (Предисловие к третьему изданию); Критический взгляд на современные эстетические понятия // Избр. филос. соч. В 3-х т. Т. 1. М., 1950.

Чернышевский Н.Г. Критика философских предубеждений против общинного владения; Экономическая деятельность и законодательство; Суеверие и правила логики // Избр. филос. соч. Т. 2. М., 1950.

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в.

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в. Структурализм. В 60-е гг. нашего века бурно развивается научно-техническая революция, происходят значительные структурные изменения в развитых капиталистических странах Запада, идет процесс культурной

Марксизм и идейно-философские основы русского революционного движения 40 – 60-х годов

Марксизм и идейно-философские основы русского революционного движения 40 – 60-х годов Первые контакты русских мыслителей с идеями Маркса и Энгельса были связаны с поиском правильной революционной теории. Эти контакты возникли уже в тот период, когда Маркс и Энгельс еще

12. Критика политической теории немецкого буржуазного радикализма. Социализм и демократия

12. Критика политической теории немецкого буржуазного радикализма. Социализм и демократия Уже в работах революционно-демократического периода Маркс и Энгельс высказывали мысль, что Германия находится накануне революции. Но тогда у них еще не могло быть понимания

Критика буржуазного радикализма. Социализм и демократия

Критика буржуазного радикализма. Социализм и демократия Уже в работах революционно-демократического периода Маркс и Энгельс высказывали мысль, что Германия находится накануне революции. Но тогда они еще не ставили вопрос о социально-экономическом содержании

Идейно-теоретическое значение писем Энгельса

Идейно-теоретическое значение писем Энгельса Переписка Энгельса с многочисленными деятелями рабочего и социалистического движения различных стран, масштабы которой постоянно возрастали, служила для него одним из наиболее действенных средств идейного воспитания

Идейно-теоретическая деятельность В.И. Засулич и П.Б. Аксельрода

Идейно-теоретические и организационно-политические основы рабочих партий

Идейно-теоретические и организационно-политические основы рабочих партий Благодаря созданию и деятельности опирающихся на основные положения научного социализма рабочих партий существенно расширилась сфера приложения марксизма, особенно к разнообразным конкретным

П.2 "Негативная идеология" хилиастического радикализма. Контркультура.

П.2 "Негативная идеология" хилиастического радикализма. Контркультура. Как таковой детально разработанной идеологии у современных хилиастов не существует. Более того, сами они выступают за "отказ от идеологии". Тем не менее, некий эклектический набор идей раскрыть и

Глава XIV. Основные философские течения XX века

Глава XIV. Основные философские течения XX века 1. Общая характеристика философии в XX веке Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка

Лекция четвертая Мысль и мышление как невозможность: мысль — не откуда, а куда; континуум мысли и возможные философские последствия

Лекция четвертая Мысль и мышление как невозможность: мысль — не откуда, а куда; континуум мысли и возможные философские последствия Около четверти века назад Мераб Мамардашвили сказал в своей лекции московским психологам, что «мышление — это вещь совершенно

24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.

24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.ХХ в. — это эпоха:— социальных катастроф;— антигуманных политических

Идейно-религиозная основа первых орденов

Особый тип радикализма — революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.

Постреволюционная отечественная политическая мысль

Как самостоятельная область научного знания, русская политическаямысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политическогоустройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русскойфилософией и нравственной напряженностью национальной культуры, особенностямиидейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами отечественной политическойистории.

После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма. В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.

Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.

Понятие, структура и функции политической власти

Власть— одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, обществе можно выделить отношения властного типа.

Виды власти

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в современном обществе обладает правом на легитимное насилие.

Функции политической власти

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Основные теории власти.

В политической науке существует несколько теорий власти, которые с различных позиций трактуют содержание, природу и основание власти.

4. Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

Особый тип радикализма — революционный радикализм, ориентированный на преодоление любых препятствий с применением насилия, характеризующийся нетерпимостью и жертвенностью Радикализм такого рода имеет давнюю политическую и идеологическую историю борьбы за власть, территории и идеи, включая религиозную и этническую нетерпимость.

Постреволюционная отечественная политическая мысль

Как самостоятельная область научного знания, русская политическаямысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политическогоустройства, оптимальных для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русскойфилософией и нравственной напряженностью национальной культуры, особенностямиидейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами отечественной политическойистории.

После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма. В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.

Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.

Понятие, структура и функции политической власти

Власть— одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном, обществе можно выделить отношения властного типа.

Виды власти

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в современном обществе обладает правом на легитимное насилие.

Функции политической власти

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

• определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

• обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

• регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

• осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Основные теории власти.

В политической науке существует несколько теорий власти, которые с различных позиций трактуют содержание, природу и основание власти.

4. Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Предыстория русской радикальной политической мысли начинается в глубокой древности.

Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен.

Гарантией социальной справедливости станет демократический республиканский строй, основанный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.

По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета.

Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти.

Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Пестелем (1793-1826).

Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения.

Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.

В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России.

Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет.

Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм.

Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.

Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная опасность для государства и нации.

Религия, утверждают философы, — духовная альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.

В XIX веке начинается эпоха русского политического радикализма, который проходит через несколько стадий: декабризм, революционный демократизм, народничество и русский марксизм.

Важным историческим событием, повлиявшим на развитие философии становится декабризм, который открывает целую эпоху русского политического радикализма. Несмотря на цельность восприятия социального идеала, они резко различались в своих идейно-философских ориентациях. Для идеологов русского политического радикализма философия никогда не имела самодовлеющего значения; в своем подходе к ней они руководствовались принципом партийности, воспринимая ее исключительно в контексте обоснования и пропаганды революционных идеалов.

2. каждая федеративная область, обладая известной автономией, будет непременно претендовать на роль маленького государства или княжества.

Однако, при всей достоверности и убедительности, подтвержденной и опытом двадцатого столетия, политический унитаризм Пестеля не был воспринят русской радикальной идеологией.

Революционным политическим задачам переустройства русского общества декабристы стремились дать философское обоснование. В свою очередь, к вопросам философии они подходили с точки зрения практических задач революционной борьбы.

Приверженцами народности также выступали П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин и др.

Плеханов и не допускал мысли, что в России совершится революция, пока капитализм не наберет полной силы, а пролетариат не составит большинства населения. Эта точка зрения не поддерживалась другими марксистами. Например, В. Засулич была убеждена, что никакого эталонного капитализма нет, а потому и не приходится рассчитывать на одновременное шествие всех стран к социализму. Она склонялась к определенной ревизии марксизма, признавая движущими факторами революции не столько экономические, сколько нравственные отношения. Все это явилось симптомом сближения русского марксизма с народнической идеологией, получившего окончательное завершение в большевизме.

Таким образом, русский радикализм, не имея собственной философской опоры, развивался по определенному принципу: сперва это был православный, евангельский, которым вдохновлялись декабристы, затем приходит материалистический, служивший знаменем для революционных демократов, и, наконец, появляется позитивизм, подхваченный всеми направлениями русского народничества. Ничего другого и не могло быть: политизированное сознание не несет в себе никакого заряда самобытного философского творчества и лишь пользуется готовыми философскими системами, превращая их в служанку идеологии.

Заключение

Русская философия впитала в себя лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии.

В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм.

Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки:

1. она тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.

3. особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична;

4. с проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

5. русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, внимание обращено к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

Список используемой литературы

1. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1995.

2. Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.

3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х - XVII веков. – М., 1990.

4. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России//Разум на пути к истине. М., 2002.

5. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

6. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950.

7. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 1952.

8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1996.

9. Малинин В.А. Философия революционного народничества. М., 1972.

10. Философия / под ред. Проф. Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

[1] Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии., М.: 1995. – С. 17

[2] Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950. – С. 93.

[3] Радищев А.Н. Избранные философские и общественно политические произведения. М.: 1952. – С. 331.

[4] Замалеев А.Ф, Курс истории русской философии. М.: 1995. – С. 84

[5] Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 228

[6] Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 233

[7] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Бродить из крайности в крайность для России не диковина. Поэтому не стоит удивляться росту радикализма, в богатый на революционные потрясения либеральный XIX век. Российские императоры Александры, как первый, так и второй, бездеятельно потакали умеренным либералам, а общество, напротив, созрело для радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности страны. Появившийся социальный запрос на радикализм, привел к появлению истовых адептов крайне решительных позиций и деяний.

Радикализм декабристов

Акция 14 декабря 1825 года по захвату власти, введения конституционного строя и объявление созыва Российского Великого собора, с повесткой дня о дальнейшей судьбе страны провалилась по ряду объективных и субъективных причин. Однако трагические события получили развитие в росте русского радикализма в последующие периоды отечественной истории XIX века.

Общинный социализм Александра Герцена

Решающую роль в таком революционном скачке должна была сыграть крестьянская община. Герцен считал, что западный путь развития не имеет перспективы из-за отсутствия настоящего духа социализма. Дух денег и наживы, толкающий Запад на путь буржуазного развития в конечном счете его и уничтожит.

Утопический социализм Петрашевского

Прекрасно образованный чиновник и талантливый организатор М. В. Буташевич-Петрашевский способствовал проникновению на российскую почву идей утопического социализма. В созданном им кружке, единомышленники горячо обсуждали радикальные революционные и реформаторские идеи и даже организовали работу типографии.

Несмотря на то что их деятельность ограничивалась только разговорами и редкими прокламациями, жандармы раскрыли организацию, а суд под присмотром самого Николая I, приговорил петрашевцев к жестокому наказанию. Рациональным зерном утопических идей Петрашевского и его последователей заключалось в критичном отношении к капиталистической цивилизации.

Революционное движение народников

  1. Протонародничество в 50-60 годы.
  2. Расцвет народничества в 60-80 годы.
  3. Неонародничество с 90-х годов до начала XX века.

Основу доктринальных принципов народников составляли положения о том, что:

  • капитализм – это сила, превращающая в развалины традиционные ценности;
  • развитие прогресса может быть на основе социалистического звена – общины;
  • долг интеллигенции перед народом в том, чтобы побудить его к революции.

Движение народников было неоднородно, в нём выделяют два основных направления:

  1. Пропагандистское (умеренное или либеральное).
  2. Революционное (радикальное).

По уровню возрастания радикализма в народничестве выстраивают следующую иерархию направлений:

  • Во-первых, консервативное (А. Григорьев);
  • Во-вторых, реформистское (Н. Михайловский);
  • В-третьих, революционно-либеральное (Г. Плеханов);
  • В-четвертых, социально-революционное (П. Ткачев, С. Нечаев);
  • В-пятых, анархистское (М. Бакунин, П. Кропоткин).

Радикализация народничества

Марксизм – венец радикализма

Многие народники, после разгрома организации стали марксистами. Целью движения было свержение власти эксплуататоров, установление первенства пролетариата и создание коммунистического общества без частной собственности. Первым марксистом России считают Г. Плеханова, которого невозможно с полным основанием считать радикалом.

Настоящий радикализм в русский марксизм привнес В. И. Ульянов (Ленин).

Радикализм как основной метод социальных преобразований в России

Историческое развитие государства российского формировало условия для возникновения и развития радикализма в процессе социальных преобразований. Этому немало способствовали:

  • крайне низкий уровень жизни большинства населения страны;
  • огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми;
  • избыток привилегий у одних, бесправие у других групп населения;
  • недостаток политических и гражданских прав;
  • произвол и коррупция чиновничества и другое.

Преодоление этих проблем требует решительных действий. Если власти не осмеливаются на кардинальные шаги, то радикализм как политическое течение вновь займет лидирующие позиции в политической жизни страны.

Читайте также: