Ретардация в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 12 ретардация

РЕТАРДА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. retardatio - замедление, задержка]

1. Композиционный приём в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п.

2. Лингв. Повторение фонетического признака одного из предшествующих звуков в последующем; ассимиляция.

3. Биол. Более поздняя закладка органа и замедленное его развитие по сравнению с предками.

ретарда́ция (от лат. retardatio - замедление), литературно-художественный приём: задержка развитая действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТАРДАЦИЯ - РЕТАРДА́ЦИЯ (от лат. retardatio - замедление), литературно-художественный прием: задержка развития действия (см. ДЕЙСТВИЕ (в театре)) включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio - замедление) - литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

Композиционный прием в литературно-художественном произведении, заключающийся в задержке сюжетного повествования введением лирических отступлений, описаний, однородных эпизодов и т. д.

[От лат. retardatio - замедление, задержка]

ретарда́ция, ретарда́ции, ретарда́ций, ретарда́циям, ретарда́цию, ретарда́цией, ретарда́циею, ретарда́циями, ретарда́циях

сущ., кол-во синонимов: 5

замедление, задержка, торможение

РЕТАРДАЦИЯ и, ж. retardation <лат. retardatio замедление, опаздывание движения.

1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний вводных сцен и т. д. СИС 1985. Выше говорилось о ретардациях, к которым прибегает автор, прежде чем ввести читателя в дом Плюшкина и непосредственно познакомить его с ним самим. Топоров 1995 51. Таню он увидел в один из таких моментов .. Тут небольшая ретардация - про наших женщин. Помнишь, у Хемингуэя в романе "Прощай, оружие"? Герой лежит в госпитале, приходит приятель его навестить, а герой спрашивает про полковых шлюх. Б. Василевский Свободная командировка. // Москва 1997 8 43. | Задержка. Можно ли разговаривать с такими интервалами? Видимо, все же можно: привыкаешь к такой ретардации. 1976. Е. Г. Эткинд - Дьяконову. // Звезда 2000 7 117.

2. лингв. Повторение фонетического признака одного из предшествующих звуков в последующем. СИС 1985.

3. биол. Более поздняя закладка органа и замедленное его развитие по сравнению с предками. СИС 1985. - Лекс. МАС-1: ретарда/ция.

РЕТАРДАЦИЯ [лат. retardatio - замедление, задержка] - лит. задержка повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п. Ср. ДИГРЕССИЯ.

- Литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний.

Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .

Смотреть что такое "ретардация" в других словарях:

Ретардация — РЕТАРДАЦИЯ поэтический прием, состоящий в замедлении, задержании повествовательного потока, ритмической устремленности, развития сюжетных положений и т. п. Ретардация часто является результатом тавтологии (см.); а так как последняя служит… … Словарь литературных терминов

РЕТАРДАЦИЯ — [лат. retardatio замедление, задержка] лит. задержка повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п. Ср. ДИГРЕССИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ретардация (лат. retardatio замедление,… … Словарь иностранных слов русского языка

ретардация — замедление, задержка, торможение Словарь русских синонимов. ретардация сущ., кол во синонимов: 5 • антиклимакс (3) • … Словарь синонимов

ретардация — и, ж. retardation <лат. retardatio замедление, опаздывание движения. 1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний вводных сцен и т. д.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РЕТАРДАЦИЯ — (от лат. retardatio замедление) литературно художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика) … Большой Энциклопедический словарь

РЕТАРДАЦИЯ — [retardatio замедление] замедление темпов развития в онтогенезе. Р. обозначает также выпадение поздних стадий онтогенеза, связанное с недоразвитием (фетализацией) организма. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н.… … Геологическая энциклопедия

РЕТАРДАЦИЯ — (от лат. retardatio замедление) англ. retardation; нем. Retardation/Retardierung. 1. Замедление движения или развития. 2. В психологии отставание интеллектуального развития ребенка. 3. В филос. антропологии родовое и индивидуальное генетическое… … Энциклопедия социологии

Ретардация — (от лат. retardatio замедление): Ретардация (медицина) более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в… … Википедия

  • Ретарда́ция (от лат. retardatio — замедление) — литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов — лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика), а также предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений. Этот приём приводит к тому, что эмоциональное напряжение перед близким финалом поднимается снова.

В трагедии таким приёмом является событие, которое приводит к получению ложных надежд на спасение героя.

В комедии это — событие, которое не может произойти так, как представляется, и может увести от счастливого конца.

Связанные понятия

Теория драматизма — теория коммуникаций, разработанная Кеннетом Берком как метод анализа человеческих отношений и мотивации.

Автобиографическая память — специфическая разновидность декларативной памяти для фиксации, хранения, интерпретации и актуализации автобиографической информации.

Перината́льные ма́трицы (базовые перинатальные матрицы или БПМ, англ. Basic Perinatal Matrices; лат. peri —около, лат. natalis — относящийся к рождению, лат. matrix — первопричина) — теоретическая модель о состояниях психики до и во время рождения, относящаяся к трансперсональной и перинатальной психологии. Она была впервые выдвинута в 1975 году С. Грофом. Согласно этой модели, во время внутриутробного развития и родов человек переживает особый опыт, который, в том числе, может быть связан с так.

В когнитивной науке искажение в восприятии сделанного выбора - тенденция задним числом приписывать положительные качества предмету или действию, которые человек выбрал. Это когнитивное искажение. Что запоминается о решении, может быть столь же важным, как и сами решения, особенно в определении того, сколько сожаления или удовлетворения испытывает человек от принятого решения. Исследования показывают, что процесс создания и вспоминания выбора дает воспоминания, которые, как правило, искажаются предсказуемым.

Психиатрическое литературоведение — термин, введённый В. П. Беляниным, анализ литературного текста с точки зрения выраженности в нём отклонений психопатологического плана.

Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.

Де́тская психоло́гия — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка. Тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности.

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — художественный приём и тип повествования в литературе XX века, преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь персонажа посредством словесной регистрации разнородных проявлений психики (переживания, ассоциации, воспоминания и т.п.), которые чаще всего передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи — по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций. Использование потока сознания часто сопровождается.

Криптомнезия (от др.-греч. κρυπτός — скрытый, тайный + μνήμη — память, воспоминание) — такой род парамнезии, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации. Чужие идеи и чужое творчество, когда-то воспринятые человеком, через некоторое время осознаются как.

Смерть (ги́бель, кончи́на) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. В естественной среде после смерти тела умерших организмов начинают разлагаться.

Двойно́е посла́ние, двойна́я связь (англ. double bind) — концепция, разработанная Грегори Бейтсоном и его сотрудниками, описывающая коммуникативную ситуацию, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания, принадлежащие к разным уровням коммуникации.

Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις).

Теория выразительного движения, или теория выразительности — это разработанная Сергеем Эйзенштейном эстетическая концепция, провозглашающая необходимость предельного осознания актером своих движений с целью максимального воздействия на зрителя. Теория ставит своей задачей исследование не только движений человеческого тела, но и аспектов человеческой психики, анализируя противостояние бессознательных рефлексов и сознательных импульсов. Как раз эта борьба, по мнению режиссера, являлась основой выразительности.

Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого.

Глава — в литературном произведении важная единица композиционного членения, обозначающая раздел текста, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течение событий или, при многопланности сюжета, — переход от одной сюжетной линии к другой.

БДСМ — психосексуальная субкультура, основанная на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры в господство и подчинение.

Околосме́ртные пережива́ния (околосмертный опыт, англ. near-death experiences, NDE) — общее название различных субъективных переживаний человека, которые могут возникать в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек выжил. Эти переживания могут включать в себя такие элементы, как ощущение выхода из физического тела, эйфорию, мистические видения, чувство исчезновения эго и выхода за пределы пространства и времени.

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими.

Нейроэстетика — раздел эмпирической эстетики. Нейроэстетика была впервые определена в 2002 году как учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства. Нейэроэстетика является относительно новой областью эмпирической эстетики. Эмпирическая эстетика использует научный подход в изучении эстетического восприятия музыки, искусства или любого другого объекта, который может вызывать в человеке эстетическую оценку. Нейроэстетика использует нейрологию для объяснения и понимания.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме.

Сте́реосугге́стия (лат. suggestio — сугге́стия, внушение; др.-греч. στερεός — объёмный, пространственный) — внушение, осуществляемое в гипнотическом или трансовом состоянии посредством визуальной и слуховой стимуляции, основным принципом которого является разграничение подаваемой информации в различные полушария мозга в соответствии со спецификой их функционирования.

Эффе́кт Роме́о и Джулье́тты – неподтверждённый психологический феномен, якобы заключающийся в увеличении романтической привлекательности людей друг для друга вследствие препятствования их отношениям (например, со стороны родителей), попыток разлучить или составить какие-либо преграды для развития любовных или супружеских отношений. Берет свое название от одноименной пьесы У. Шекспира.

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Эксперимент Ричарда Лазаруса — известный эксперимент в психологии, проведенный Ричардом Лазарусом и группой исследователей для изучения влияния когнитивной оценки ситуации угрозы на формирование стрессовой реакции. На основе результатов данного исследования Ричардом Лазарусом и его коллегами была разработана теория психологического стресса, которая стоит на одном уровне значимости для науки с концепцией стресса Ганса Селье.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические.

Эффект знакомства с объектом — это психологический феномен выражения симпатии к объекту только на основании имеющегося знакомства с ним. В социальной психологии этот эффект иногда называют принципом панибратства. При исследовании межличностного притяжения выяснили, что чем чаще человек видит кого-то, тем приятнее и привлекательнее ему кажется этот человек.

Акт — действие, в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения (драмы, пьесы, оперы, балета, пантомимы и пр.); завершённый кусок в развитии общего хода пьесы (акт от лат. actum содеянное, совершенное), отделённый от остальных кусков перерывом, причём перерыв между актами может быть длительным, когда действия отделяются т. н. антрактами, или быть очень кратким, условно отмечаемым падением занавеса с незамедлительным затем возобновлением представления.

Гипотеза катарсиса в массовых коммуникациях (англ. The catharsis hypothesis of Mass Communications) – социологическая концепция, целью которой является определение характера воздействия на зрителя насилия, транслируемого по телевидению. Основное положение гипотезы катарсиса в массовых коммуникациях следующее: просмотр фильмов, содержащих сцены жестокости, может сократить уровень агрессии человека в реальной жизни.

Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия (за исключением движений речевого аппарата). Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

Систематическая ошибка внимания — это зависимость человеческого восприятия от повторяющихся мыслей К примеру, люди, которые много размышляют о собственной одежде, чаще обращают внимание и на одежду других людей. В данном случае систематическая ошибка внимания — это ad hoc научный термин.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.


См. также `Ретардация` в других словарях

РЕТАРДАЦИЯ и, ж. retardation <лат. retardatio замедление, опаздывание движения. 1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний вводных сцен и т. д. СИС 1985. Выше говорилось о ретардациях, к которым прибегает автор, прежде чем ввести читателя в дом Плюшкина и непосредственно познакомить его с ним самим. Топоров 1995 51. Таню он увидел в один из таких моментов .. Тут небольшая ретардация - про наших женщин. Помнишь, у Хемингуэя в романе "Прощай, оружие"? Герой лежит в госпитале, приходит приятель его навестить, а герой.

ஐ "Мы можем путешествовать в воспоминаниях вдоль всей цепочки ситуационных коллизий, представленных в произведении. В процессе такой ревизии нивелируются эффекты ретардации, неожиданности, удивления, которые воздействовали в процессе чтения и были обусловлены коллизиями между нашими предположениями и теми объяснениями, которые по мере чтения предлагались в тексте, подтверждая или опровергая наши догадки". - Фантастика и футурология

Мир Лема - словарь и путеводитель . Л.А. Ашкинази . 2004 .

(от лат. retardatio - замедление) - англ. retardation; нем. Retardation/Retardierung. 1. Замедление движения или развития. 2. В психологии - отставание интеллектуального развития ребенка. 3. В филос. антропологии - родовое и индивидуальное генетическое "отставание" развития человеческого организма по сравнению с организмом животного.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

(лат. retardatio опоздание, задержка; ре- + tardo замедлять) - запаздывание действия гена, в результате чего контролируемый этим геном признак в онтогенезе формируется позднее и фенотипически ослаблен.

Ретардация [retardatio — замедление] — замедление темпов развития в онтогенезе . Р. обозначает также выпадение поздних стадий онтогенеза, связанное с недоразвитием (фетализацией) организма.

1. Задержка сексуального развития. 2. Литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний. 3. Торможение действия.

процесс замедления развития в эмбриогенезе, в результате которого у взрослого индивида сохраняются некоторые зародышевые признаки.

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

[лат. retardatio - замедление, задержка] - лит. задержка повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п. Ср. ДИГРЕССИЯ.

(биологическое), более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его Онтогенез. Ср. Акцелерация, Гетерохрония.

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio - замедление) - литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 12 ретардация

РЕТАРДА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. retardatio - замедление, задержка]

1. Композиционный приём в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п.

2. Лингв. Повторение фонетического признака одного из предшествующих звуков в последующем; ассимиляция.

3. Биол. Более поздняя закладка органа и замедленное его развитие по сравнению с предками.

ретарда́ция (от лат. retardatio - замедление), литературно-художественный приём: задержка развитая действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТАРДАЦИЯ - РЕТАРДА́ЦИЯ (от лат. retardatio - замедление), литературно-художественный прием: задержка развития действия (см. ДЕЙСТВИЕ (в театре)) включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio - замедление) - литературно-художественный прием: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика).

Композиционный прием в литературно-художественном произведении, заключающийся в задержке сюжетного повествования введением лирических отступлений, описаний, однородных эпизодов и т. д.

[От лат. retardatio - замедление, задержка]

ретарда́ция, ретарда́ции, ретарда́ций, ретарда́циям, ретарда́цию, ретарда́цией, ретарда́циею, ретарда́циями, ретарда́циях

сущ., кол-во синонимов: 5

замедление, задержка, торможение

РЕТАРДАЦИЯ и, ж. retardation <лат. retardatio замедление, опаздывание движения.

1. литер. Композиционный прием в художественной литературе, состоящий в задержке повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний вводных сцен и т. д. СИС 1985. Выше говорилось о ретардациях, к которым прибегает автор, прежде чем ввести читателя в дом Плюшкина и непосредственно познакомить его с ним самим. Топоров 1995 51. Таню он увидел в один из таких моментов .. Тут небольшая ретардация - про наших женщин. Помнишь, у Хемингуэя в романе "Прощай, оружие"? Герой лежит в госпитале, приходит приятель его навестить, а герой спрашивает про полковых шлюх. Б. Василевский Свободная командировка. // Москва 1997 8 43. | Задержка. Можно ли разговаривать с такими интервалами? Видимо, все же можно: привыкаешь к такой ретардации. 1976. Е. Г. Эткинд - Дьяконову. // Звезда 2000 7 117.

2. лингв. Повторение фонетического признака одного из предшествующих звуков в последующем. СИС 1985.

3. биол. Более поздняя закладка органа и замедленное его развитие по сравнению с предками. СИС 1985. - Лекс. МАС-1: ретарда/ция.

РЕТАРДАЦИЯ [лат. retardatio - замедление, задержка] - лит. задержка повествования с помощью отступлений, рассуждений, пространных описаний, вводных сцен и т.п. Ср. ДИГРЕССИЯ.

- Литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов - лирических отступлений, различных описаний.

Читайте также: