Реставрация кратко в истории
Обновлено: 05.07.2024
РЕСТАВРА́ЦИЯ, укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, повреждённых, искажённых временем, вредными условиями бытования, войнами, землетрясениями, пожарами и т. д. Реставрируются архит. сооружения и комплексы, иногда целые города, произведения изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва, археологич. находки и др. В отличие от реконструкции (лат. reconstructio – построение заново), подразумевающей коренную перестройку памятника или даже воссоздание исчезнувшего сооружения, Р. предполагает сохранение подлинного произведения.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Сначала был выполнен огромный укрепляющий контрфорс, и решено, что он сильно диссонирует с памятником и с другой стороны укрепление было выполнено аккуратнее – по ярусам:
Дополнения были сделаны из кирпича, тогда как подлинный фасад – из камня Травертина. Там не перепутать, что подлинное, а что реставрация.
Арка Тита 71 г. н.э. (немного о ней - http://soul-of-house.livejournal.com/21525.html) - да-да, этот тот самый Тит, что брал Иерусалим, и в этом месте звучит
"If you knew all that I knew, my poor Jerusalem"
К середине XVIII века (1771 год) выглядела примерно так:
Гравюры Пиранези. Они отличаются достаточно большой точностью. Вид с другой стороны:
В 1821 год – реставрация арки Тита под руководством архитектора Джузеппе Валадье:
Он аккуратно очищает арку от поздних наслоений и докладывает недостающие части из другого материала (оригинал – мрамор, дополнения – травертин). Новые части арки сделаны упрощенно. Колонны не имеют канелюр, карнизные профили не нарезаны и т.д..
Опять таки – ясно и четко видны подлинные античные части, не перепутать.
Крупнее - фрагмент - колонна спереди с канеллюрами, дальняя - новая - без.
Профиль над нишей между колоннами - без нарезки. Античный подлинный кусок на переднем плане - с нарезкой:
Основной мой источник - Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000
Следующий пост будет о Стилистической (или Романтической) реставрации XIX века.
О зданиях во все времена заботились, чинили, достраивали, восстанавливали. Однако ясное представление о необходимости сохранения памятников архитектуры возникает достаточно поздно, только в ХVIII веке; эстетическая ценность дополняется исторической. Естественно, что в эпоху классицизма в поле зрения реставраторов поначалу попадают только античные постройки. В дальнейшем круг ценных объектов расширяется, а в научных дискуссиях постоянно уточняются и изменяются представления об оптимальных подходах к сохранению объектов культурного наследия. Они закрепляются в международных хартиях, таких как Итальянская 1931 года или Венецианская 1964 года.
В настоящее время специалисты различают три вида работ, которые допустимы на памятниках: реставрация, консервация и ремонт. Однако на практике чаще всего идет речь о сложном сочетании необходимых мероприятий. Формальное разграничение проводят исходя из преобладающего характера работ: реставрация чаще всего сочетает в себе различные операции, но по постановке цели мы можем разделить реставрации на фрагментарные и целостные.
1. Стилистическая реставрация
Замок Пьерфон, конец XIV века.
Реставрация — Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, вторая половина XIX века
Замок в основном отстроен заново из руин, в которые стал превращаться с 1617 года после осады войсками кардинала Ришелье и последующего частичного разрушения. Он был восстановлен по желанию Наполеона III, думавшего устроить в нем свою резиденцию. Характерный пример стилистической реставрации, цели которой Виолле-ле-Дюк излагал так:
Такой подход с превалирующим стремлением к целостности объекта, характерный для своего времени, в корне противоречит современным принципам работы с памятниками, игнорируя историческую ценность объекта, а зачастую и нанося ему невосполнимый вред как историческому источнику. Удивительным анахронизмом является во многом аналогичное воссоздание Царицынского дворца в Москве В 2005–2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля. .
2. Консервация исторических руин, анастилоз
Афинский акрополь, XV век до н. э. — начало XIX века.
Реставрация — Николаос Баланос, начало XX века
При реставрации сооружений Афинского акрополя под руководством Баланоса наиболее полно был разработан один из методов консервации памятников — анастилоз (термин, введенный самим Баланосом), под которым понимается установка на свое изначальное место подлинных элементов памятника, перемещенных в результате разрушений или перестроек. Дополнения допускаются только для поддержания подлинных элементов. Необходимо отметить, что прежде реставраторов, включая Баланоса, интересовал только античный Акрополь и следы всех последующих строительных периодов, например византийского, удалялись.
Последующие реставрации сооружений Акрополя в целом также выполнялись в рамках анастилоза, с учетом возросших возможностей по идентификации обломков и более точной подгонки дополняющих каменных блоков. Однако нельзя не отметить стремления современных реставраторов к все более полному восстановлению зданий, как, например, результаты реставрации Пропилей (реставратор Тасос Танулас, 1984–2009 годы) или храма Ники Аптерос (Демосфен Зеро, 1985–2010 годы).
3. Археологическая реставрация
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 год.
Реставрация — Петр Покрышкин, 1902–1908, 1919–1920; реставрация и воссоздание — Григорий Штендер, 1956–1958, 1986–2005 годы
4. Фрагментарная реставрация, раскрытие, реставрационный ремонт
Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу в Новгороде, 1207 год — XVIII век.
Реставрация — Григорий Штендер, 1954–1963 годы
Вид на подворье
© Kuds / Wikimedia Commons
Вид с Воротной башни Гостиного Двора
© Demironow / Wikimedia Commons
Характерный образец фрагментарной реставрации памятника со сложной строительной историей. За свою длинную жизнь в результате переделок здание утратило многие стилистические и композиционные особенности (например, полностью изменены кровля и глава храма). В результате реставрации неоднородность структуры церкви получила значительно большее выражение. В древнейших формах были реставрированы северный фасад, большая часть западного и нижние части других фасадов. Произведено раскрытие Раскрытие — комплекс операций по удалению поздних, не авторских напластований или дополнений. изначальной фактуры стен. Части памятника позднейших строительных периодов сохранены, по ним также проведена фрагментарная реставрация. Так, например, восточный фасад и барабан решены в формах XVII века, а покрытие и глава оставлены в формах XVIII века, то есть на этих частях фактически произведен только ремонт.
5. Консервация военных руин
Гедехтнискирхе, архитектор Франц Генрих Швехтен, 1891–1895 годы.
Консервация и новое здание — Эгон Айерман, 1957–1961 годы
Первоначальный проект Эгона Айермана не предполагал сохранения руин разрушенной в 1943 году псевдороманской церкви. Однако поднявшаяся волна общественного протеста заставила архитектора переработать проект, и руины были законсервированы, а рядом с ними были построены новые объемы. Роль доминанты, однако, была сохранена за руинами старой колокольни с полуразрушенным шатром. В таком виде Гедехтнискирхе стала символом Западного Берлина и памятником минувшей войны.
6. Целостная реставрация зданий, разрушенных войной
Петергофский дворец, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, 1745–1755 годы.
Реставрация — Василий Савков, Евгения Казанская, 1944–1964 годы
Большой дворец после реконструкции. Фотография Держи Элекеша Андора. 1966 год © Wikimedia Commons / Держи Элекеш Андор
Реставрация памятников, разрушенных во время войны, считается исключением из общих правил, так как целостный облик здания еще жив в сознании людей. И если в Германии в послевоенный период реставрация нередко ограничивалась консервацией и сочеталась с превращением руин в своеобразные военные мемориалы, то в Советском Союзе акцент был сделан на воссоздании в прежнем виде, то есть целостной реставрации. Это потребовало воспроизведения элементов не только рядовых, но и уникальных, возрождения утраченных художественных ремесел. Однако стоит отметить стремление реставраторов к максимальной достоверности воссозданий.
Фрауэнкирхе в Дрездене, архитектор Георг Бер, 1726–1743 годы.
Реставрация — Ульрих Р. Шёнфельд, Кристоф Френцель, Уве Кинд,
1992–2005 годы
В защиту новых подземных помещений Фрауэнкирхе можно сказать, что они ведут себя скромно. Никаких пирамид и стеклянных клумб на поверхности, лишь пара невысоких стеклянных вентиляционных шахт, прилепившихся к одному из крылец. Функция — служебная, подсобные помещения для проведения концертов в церкви и размещения инженерного оборудования. Но все же объем новых элементов значительно превышает объем сохранившихся, то есть это новодел с элементами анастилоза.
8. Фрагментарная реставрация зданий, разрушенных войной
Новый музей в Берлине, архитектор Фридрих Август Штюлер,
1841–1859 годы.
Реставрация — Дэвид Чипперфильд, 1997–2009 годы
(от позднелат. restauratio — восстановление) — восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде или форме (напр., власти монарха, архитектурных памятников, произведений искусства).
(лат. resauratio — восстановление) — восстановление памятников культуры и искусства, разрушенных временем, неблагоприятными условиями бытования, губительными воздействиями. Реставрируются археологические находки, архитектур-ные сооружения, произведения изобразительного и декоративно-пракладного искусства. Основными фор-мами реставрации являются: консервация — сохранение памятника в дошедшем до нас виде; частичная реставрация — выявление скрытых под историческим наслоениями подлинных фрагментов памятника; пол-ная реставрация — восстановление целостного перво-начального облика памятника.
Предпосылкой Р. является безупречная консервация объекта, которая обеспечивается точностью, знакомством с материалом, тесным контактом между реставратором и ученым. В недавнем прошлом для консервации объектов использовались многочисл. химич. вещества. Однако опыт показал, что для этих целей предпочтительнее применение средств и природных материалов, родств. материалу объекта. Прежде чем приступать к обработке произведений искусства или письм. памятников из камня, папируса, пергамента, кожи и т. п., новые методы следует предварительно опробовать на опытных образцах. Документация по Р. должна в деталях учитывать все виды работ. После консервации объекта необходимо решить вопросы, связанные с Р. (целесообразность соединения разрозн. частей, дополнение утерянных элементов и т. п.).
Реставрация (Restoration) (1660), восстановление в Англии и Шотландии монархии Стюартов в рез-те воцарения Карла II, находившегося в изгнании сына казненного короля Карла I. Оливеру Кромвелю так и не удалось примирить роялистов с респ. строем; его правление в большей степени опиралось на армию, чем на поддержку народа. Со смертью Кромвеля в 1658 г. протекторат потерял свою гл. опору, а его преемника Ричарда Кромвеля армия без особого труда отстранила от власти. Хорошо продуманные действия генерала Монка в Шотландии и Англии и Кларендона, находившегося в изгнании вместе с Карлом II, обеспечили бескровную Р. в мае 1660 г. Перед тем как покинуть Голландию, Карл II в Бредской декларации (Бреда) пообещал прощение и фактически выразил намерение сотрудничать с парламентом. Р. сопровождалась восстановлением роли англиканской церкви, ростом состояний "кавалеров" (хотя те, кто продал поместья, чтобы заплатить штрафы, не могли получить их обратно), подъемом культурной и обществ, жизни. Но, как скоро убедился Карл II, Р. не вернула монархии Стюартов абс. власть.
Читайте также: