Реставрация кратко в истории

Обновлено: 05.07.2024

РЕСТАВРА́ЦИЯ, ук­ре­п­ле­ние и вос­ста­нов­ле­ние па­мят­ни­ков ис­то­рии, куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва, по­вре­ж­дён­ных, ис­ка­жён­ных вре­ме­нем, вред­ны­ми ус­ло­вия­ми бы­то­ва­ния, вой­на­ми, зем­ле­тря­се­ния­ми, по­жа­ра­ми и т. д. Рес­тав­ри­ру­ют­ся ар­хит. со­ору­же­ния и ком­плек­сы, ино­гда це­лые го­ро­да, про­из­ве­де­ния изо­бра­зит. и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва, ар­хео­ло­гич. на­ход­ки и др. В от­ли­чие от ре­кон­ст­рук­ции (лат. reconstructio – по­строе­ние за­но­во), под­ра­зу­ме­ваю­щей ко­рен­ную пе­ре­строй­ку па­мят­ни­ка или да­же вос­соз­да­ние ис­чез­нув­ше­го со­ору­же­ния, Р. пред­по­ла­га­ет со­хра­не­ние под­лин­но­го про­из­ве­де­ния.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Сначала был выполнен огромный укрепляющий контрфорс, и решено, что он сильно диссонирует с памятником и с другой стороны укрепление было выполнено аккуратнее – по ярусам:



Дополнения были сделаны из кирпича, тогда как подлинный фасад – из камня Травертина. Там не перепутать, что подлинное, а что реставрация.

Арка Тита 71 г. н.э. (немного о ней - http://soul-of-house.livejournal.com/21525.html) - да-да, этот тот самый Тит, что брал Иерусалим, и в этом месте звучит
"If you knew all that I knew, my poor Jerusalem"


К середине XVIII века (1771 год) выглядела примерно так:


Гравюры Пиранези. Они отличаются достаточно большой точностью. Вид с другой стороны:


В 1821 год – реставрация арки Тита под руководством архитектора Джузеппе Валадье:


Он аккуратно очищает арку от поздних наслоений и докладывает недостающие части из другого материала (оригинал – мрамор, дополнения – травертин). Новые части арки сделаны упрощенно. Колонны не имеют канелюр, карнизные профили не нарезаны и т.д..


Опять таки – ясно и четко видны подлинные античные части, не перепутать.
Крупнее - фрагмент - колонна спереди с канеллюрами, дальняя - новая - без.
Профиль над нишей между колоннами - без нарезки. Античный подлинный кусок на переднем плане - с нарезкой:

Основной мой источник - Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000

Следующий пост будет о Стилистической (или Романтической) реставрации XIX века.

О зданиях во все времена заботились, чинили, достраивали, восстанавли­вали. Однако ясное представление о необходимости сохранения памятников архитектуры возникает достаточно поздно, только в ХVIII веке; эстетическая ценность дополняется исторической. Естественно, что в эпоху классицизма в поле зрения реставраторов поначалу попадают только античные построй­ки. В дальнейшем круг ценных объектов расширяется, а в научных дискус­сиях постоянно уточняются и изменяются представления об оптимальных подходах к сохранению объектов культурного наследия. Они закрепляются в международных хартиях, таких как Итальянская 1931 года или Венециан­ская 1964 года.

В настоящее время специалисты различают три вида работ, которые допу­стимы на памятниках: реставрация, консервация и ремонт. Однако на прак­тике чаще всего идет речь о сложном сочетании необходимых мероприятий. Формальное разграничение проводят исходя из преобладающего характера работ: реставрация чаще всего сочетает в себе различные операции, но по постановке цели мы можем разделить реставрации на фрагментарные и целостные.

1. Стилистическая реставрация

Замок Пьерфон, конец XIV века.
Реставрация — Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, вторая половина XIX века



Замок в основном отстроен заново из руин, в которые стал превращаться с 1617 года после осады войсками кардинала Ришелье и последующего частичного разрушения. Он был восстановлен по желанию Наполеона III, думавшего устроить в нем свою резиденцию. Характерный пример стилистической реставрации, цели которой Виолле-ле-Дюк излагал так:

Такой подход с превалирующим стремлением к целостности объекта, харак­терный для своего времени, в корне противоречит современным принципам работы с памятниками, игнорируя историческую ценность объекта, а зачастую и нанося ему невосполнимый вред как историческому источнику. Удивитель­ным анахронизмом является во многом аналогичное воссоздание Царицын­ского дворца в Москве В 2005–2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля. .

2. Консервация исторических руин, анастилоз

Афинский акрополь, XV век до н. э. — начало XIX века.
Реставрация — Николаос Баланос, начало XX века




При реставрации сооружений Афинского акрополя под руководством Баланоса наиболее полно был разработан один из методов консервации памятников — анастилоз (термин, введенный самим Баланосом), под которым понимается установка на свое изначальное место подлинных элементов памятника, пере­мещенных в результате разрушений или перестроек. Дополнения допускаются только для поддержания подлинных элементов. Необходимо отметить, что прежде реставраторов, включая Баланоса, интересовал только античный Акро­поль и следы всех последующих строительных периодов, например византий­ского, удалялись.

Последующие реставрации сооружений Акрополя в целом также выполнялись в рамках анастилоза, с учетом возросших возможностей по идентификации обломков и более точной подгонки дополняющих каменных блоков. Однако нельзя не отметить стремления современных реставраторов к все более пол­ному восстановлению зданий, как, например, результаты реставрации Про­пилей (реставратор Тасос Танулас, 1984–2009 годы) или храма Ники Апте­рос (Демосфен Зеро, 1985–2010 годы).

3. Археологическая реставрация

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 год.
Реставрация — Петр Покрышкин, 1902–1908, 1919–1920; реставрация и воссоздание — Григорий Штендер, 1956–1958, 1986–2005 годы







4. Фрагментарная реставрация, раскрытие, реставрационный ремонт

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу в Новгороде, 1207 год — XVIII век.
Реставрация — Григорий Штендер, 1954–1963 годы




Вид на подворье

© Kuds / Wikimedia Commons

Вид с Воротной башни Гостиного Двора

© Demironow / Wikimedia Commons

Характерный образец фрагментарной реставрации памятника со сложной строительной историей. За свою длинную жизнь в результате переделок здание утратило многие стилистические и композиционные особенности (например, полностью изменены кровля и глава храма). В результате реставрации неодно­родность структуры церкви получила значительно большее выражение. В древ­нейших формах были реставрированы северный фасад, большая часть запад­ного и нижние части других фасадов. Произведено раскрытие Раскрытие — комплекс операций по удалению поздних, не авторских напластований или дополнений. изначальной фактуры стен. Части памятника позднейших строительных периодов сохране­ны, по ним также проведена фрагментарная реставрация. Так, например, восточный фасад и барабан решены в формах XVII века, а покрытие и глава оставлены в формах XVIII века, то есть на этих частях фактически произведен только ремонт.

5. Консервация военных руин

Гедехтнискирхе, архитектор Франц Генрих Швехтен, 1891–1895 годы.
Консервация и новое здание — Эгон Айерман, 1957–1961 годы




Первоначальный проект Эгона Айермана не предполагал сохранения руин разрушенной в 1943 году псевдороманской церкви. Однако поднявшаяся волна общественного протеста заставила архитектора переработать проект, и руины были законсервированы, а рядом с ними были построены новые объемы. Роль доминанты, однако, была сохранена за руинами старой колокольни с полуразрушенным шатром. В таком виде Гедехтнискирхе стала символом Западного Берлина и памятником минувшей войны.

6. Целостная реставрация зданий, разрушенных войной

Петергофский дворец, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, 1745–1755 годы.
Реставрация — Василий Савков, Евгения Казанская, 1944–1964 годы





Большой дворец после реконструкции. Фотография Держи Элекеша Андора. 1966 год © Wikimedia Commons / Держи Элекеш Андор

Реставрация памятников, разрушенных во время войны, считается исключе­нием из общих правил, так как целостный облик здания еще жив в сознании людей. И если в Германии в послевоенный период реставрация нередко ограничивалась консервацией и сочеталась с превращением руин в своеобраз­ные военные мемориалы, то в Советском Союзе акцент был сделан на воссозда­нии в прежнем виде, то есть целостной реставрации. Это потребовало воспро­изведения элементов не только рядовых, но и уникальных, возрождения утраченных художественных ремесел. Однако стоит отметить стремление реставраторов к максимальной достоверности воссозданий.

Фрауэнкирхе в Дрездене, архитектор Георг Бер, 1726–1743 годы.
Реставрация — Ульрих Р. Шёнфельд, Кристоф Френцель, Уве Кинд,
1992–2005 годы







В защиту новых подземных помещений Фрауэнкирхе можно сказать, что они ведут себя скромно. Никаких пирамид и стеклянных клумб на поверхности, лишь пара невысоких стеклянных вентиляционных шахт, прилепившихся к од­ному из крылец. Функция — служебная, подсобные помещения для проведения концертов в церкви и размещения инженерного оборудования. Но все же объем новых элементов значительно превышает объем сохранившихся, то есть это новодел с элементами анастилоза.

8. Фрагментарная реставрация зданий, разрушенных войной

Новый музей в Берлине, архитектор Фридрих Август Штюлер,
1841–1859 годы.
Реставрация — Дэвид Чипперфильд, 1997–2009 годы



(от позднелат. restauratio — восстановление) — восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде или форме (напр., власти монарха, архитектурных памятников, произведений искусства).

(лат. resauratio — восстановление) — восстановление памятников культуры и искусства, разрушенных временем, неблагоприятными условиями бытования, губительными воздействиями. Реставрируются археологические находки, архитектур-ные сооружения, произведения изобразительного и декоративно-пракладного искусства. Основными фор-мами реставрации являются: консервация — сохранение памятника в дошедшем до нас виде; частичная реставрация — выявление скрытых под историческим наслоениями подлинных фрагментов памятника; пол-ная реставрация — восстановление целостного перво-начального облика памятника.

Предпосылкой Р. является безупречная консервация объекта, которая обеспечивается точностью, знакомством с материалом, тесным контактом между реставратором и ученым. В недавнем прошлом для консервации объектов использовались многочисл. химич. вещества. Однако опыт показал, что для этих целей предпочтительнее применение средств и природных материалов, родств. материалу объекта. Прежде чем приступать к обработке произведений искусства или письм. памятников из камня, папируса, пергамента, кожи и т. п., новые методы следует предварительно опробовать на опытных образцах. Документация по Р. должна в деталях учитывать все виды работ. После консервации объекта необходимо решить вопросы, связанные с Р. (целесообразность соединения разрозн. частей, дополнение утерянных элементов и т. п.).

Реставрация (Restoration) (1660), восстановление в Англии и Шотландии монархии Стюартов в рез-те воцарения Карла II, находившегося в изгнании сына казненного короля Карла I. Оливеру Кромвелю так и не удалось примирить роялистов с респ. строем; его правление в большей степени опиралось на армию, чем на поддержку народа. Со смертью Кромвеля в 1658 г. протекторат потерял свою гл. опору, а его преемника Ричарда Кромвеля армия без особого труда отстранила от власти. Хорошо продуманные действия генерала Монка в Шотландии и Англии и Кларендона, находившегося в изгнании вместе с Карлом II, обеспечили бескровную Р. в мае 1660 г. Перед тем как покинуть Голландию, Карл II в Бредской декларации (Бреда) пообещал прощение и фактически выразил намерение сотрудничать с парламентом. Р. сопровождалась восстановлением роли англиканской церкви, ростом состояний "кавалеров" (хотя те, кто продал поместья, чтобы заплатить штрафы, не могли получить их обратно), подъемом культурной и обществ, жизни. Но, как скоро убедился Карл II, Р. не вернула монархии Стюартов абс. власть.

Читайте также: