Республики во франции таблица кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авторы: Т. А. Галкина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк), Ю. Б. Коряков (Население, этнический состав), С. Г. Мереминский (Религия), И. О. Гавритухин, М. М. Казанский (Исторический очерк: с древнейших времён до 6 в.), И. С. Филиппов (Исторический очерк: 7–16 век), Л. А. Пименова (Исторический очерк: 16–18 век), М. Ц. Арзаканян (Исторический очерк: 19 – начало 21 века), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. А. Кротов (Философия), Л. Е. Евдокимова (Литература: 9–17 век), А. В. Голубков (Литература), С. Н. Лебедев (Музыка), В. А. Хлопова (Балет и танец), Е. А. Дунаева (Театр), В. В. Виноградов (Кино) Авторы: Т. А. Галкина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк), Ю. Б. Коряков (Население, этнический состав); >>

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование,и началась Вторая французская империя.

Третья французская республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года. Началом 3 Республики считается сдача Наполеоном 3 в плен в ходе франко-прусской войны, а концом образование режима Виши и оккупации части территории немецкими войсками.

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме 13 октября 1946. Конституция характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

франция

Республиканский строй во Франции был впервые установлен в 1792 году, после свержения династии Бурбонов в ходе Французской революции. Ликвидация монархии и демократические идеи революции полностью изменили общество страны. Прожив несколько столетий под властью монархии, свободолюбивые французы стремились жить в демократическом государстве.

Республики во Франции

  • Первая республика была провозглашена в 1792 года и просуществовала до 1799 года, когда 9 ноября Наполеон Бонапарт установил собственную диктатуру военного характера;
  • Существование Второй Французской республики было очень коротким – с 1848 по 1852 гг. Учредительное собрание приняло в 1848 году Конституцию страны, которая закрепила за Францией название Второй республики;
  • Третья республика была установлена в 1870 году, и существовала вплоть до 1940 года, пав под натиском Вермахта Гитлера;
  • Четвертую республику Учредительное собрание провозгласило в 1946 году, одновременно с принятием новой Конституции страны (действовала до 1958 года). Президентом был избран Шарль де Голль;
  • Пятая республика во Франции появилась в 1958 году, и существует до сегодняшнего дня.

Предпосылки и причины установления V Республики

К основным причинам прекращения существования Четвертой республики и появления Пятой, относятся:

  • Непродуманная внешняя политика де Голля, втянувшего Францию в длительную войну во Вьетнаме. Вооруженный конфликт на полуострове Индокитай стала серьезным испытанием для общества и всей страны. В течение 8 лет по всей Франции происходили массовые выступления противников Вьетнамской войны и людей, выступавших за мир;
  • Недовольство граждан усилилось после вступления страны в военные и политические структуры Североатлантического альянса (НАТО);
  • Война во Вьетнаме стала тяжелым бременем для экономики страны. Правительство на этот конфликт потратило несколько миллиардов франков. Кроме того, война унесла жизни многих французов, что только усилило недовольство в обществе. В результате чего, де Голль приказал вывести французские войска из Камбоджи и Лаоса;
  • В первой половине 1950-х гг. сильное беспокойство Франции причиняла африканская колония Алжир. Население этой страны со второй половины 1940-х гг. постоянно требовало изменить статус государства, расширить автономные права. Но де Голль и правительство считали, что Алжир – неотъемлемая часть Франции. Согласно административному устройству страны, Алжир носила статус заморского департамента. Неудовлетворение желаний алжирцев стало причиной масштабного восстания за независимость. Вспыхнуло оно в 1954 году. Вооруженная борьба алжирцев была дополнена демонстрациями и митингами, которые постепенно распространились на французские территории. Когда восстания стали происходить на Корсике, то стало понятно, что во Франции зреет гражданская война. Очень высокой была вероятность государственного переворота. Начатые правительством военные действия против армии Алжира, приносили только смерти французов и гражданского населения колонии. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития и массовых беспорядков в стране, парламент страны наделил де Голля чрезвычайными полномочиями, избрав его главой французского правительства. Случилось этого 1 июня 1958 года.

Реформирование страны

Шарль де Голль сразу же начал готовить проект новой Конституции. Это ему позволяли полномочия и власть над Национальным собранием. 28 сентября 1958 года был проведен референдум, результатами которого стало принятие Конституции и провозглашение Пятой республики во Франции.

Основные положения Главного закона страны предусматривали:

  • Превращение Франции в президентскую республику, где глава страны имеет право определять векторы внешней и внутренней политики;
  • Президент самостоятельно назначал премьер-министра, без согласия парламента;
  • Глава государства имел право досрочно распустить Собрание;
  • Президент мог наложить вето на принятые законы;
  • Глава страны получил право незамедлительно перенять у госорганов все функции по управлению страной, если существует угроза войны, катастрофы, эпидемии и т.д.;
  • Уменьшение роли Собрания;
  • Появился Сенат, который перебрал на себя функции упраздненного Совета республики;
  • Депутаты Национального собрания не могли занимать другие госдолжности, участвовать в работе французских организаций и профсоюзных структурах.

Окончательное установление Пятой республики произошло после избрания в декабре 1958 года генерала Шарля де Голля президентом страны.

Таким образом, в течение июня-декабря 1958 г. во Франции происходило формирование нового республиканского строя страны. Установление Пятой республики и поддержка населения действий президента были направлены на то, чтобы вывести страну из кризиса, возрождения позиций на международной арене, снятия напряжения в обществе.

6 июня 1944 г. англо-американские войска высадились в Нормандии и начали освобождение страны. 30 августа 1944 г. де Голль объявил о создании Временного правительства Французской республики, которое находилось затем у власти вплоть до 1946 г. Его главной целью стало возвращение Франции статуса великой державы. Путем большого напряжения сил в короткий срок была создана миллионная армия, принявшая активное участие в заключительной фазе войны. Благодаря этому Франция стала равноправным членом Контрольного совета в Германии и вошла в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.


2. Четвертая республика

21 октября 1945 г. прошли выборы в Учредительное собрание. В октябре 1946 г. референдум одобрил проект новой конституции. Согласно ей Франция становилась парламентской республикой с двухпалатным парламентом и президентом, осуществляющим в основном представительские функции. Исполнительная власть вручалась кабинету министров, находившемуся под строгим контролем нижней палаты парламента – Национального собрания. В целом режим Четвертой республики оказался очень неустойчивым. За 12 лет ее существования, с 1946 по 1958 гг., во Франции сменилось 24 правительства. В среднем, каждое из них держалось у власти всего полгода, а некоторые подавали в отставку уже через два-три дня. Наблюдая за этой министерской чехардой все больше французов проникались идеей генерала де Голля о необходимости установления во Франции режима сильной президентской власти.

3. Пятая республика

Статья посвящена истории республики во Франции и ее ценностям. Что касается самой страны, см. Францию .


Республиканский режим во Франции является формой правления в силу на территории Франции в первый раз в 1792 году , а затем прерванный с 1804 по 1848 ( Первая империя , восстановление и Июльская монархия ), а затем с 1852 по 1870 ( Вторая империя ) и , наконец , от 1940-1944 ( режим Виши и немецкая оккупация ).

Именно с институтом Третьей республики республиканский режим прочно утвердился в менталитете, особенно под руководством Жюля Ферри . Изначально носившие парламентский характер, республиканские институты строго ограничивали исполнительную власть в отличие от абсолютизма, к которому короли Франции стремились до 1789 года. испытания, две мировые войны и два колониальных конфликта, которые привели к падению Третьей республики в 1940 году, а затем Четвертой республики в 1958 году.

Создание Пятой республики в 1958 году ознаменовало собой разрыв республиканских традиций и возвращение к полномочиям главы государства принимать решения в отношении политического поведения страны. Новой конституции , подготовленный Мишель Дебре затем , как это практикуется с 1958 по 1974 г. Шарль де Голль и его премьер - министр - тогда преемник - Жорж Помпиду , приводит к значительному усилению исполнительной власти в ущерб законодательной власти .

С 2000 года Президент республики избирается сроком на пять лет. На практике он избирается за месяц до обновления Национального собрания , что укрепляет его авторитет и снижает влияние парламентских палат на правительство страны. Срок пяти лет и конституционная реформа 2008 года способствуют возникновению новых дискуссий о балансе сил.

Резюме

Исторический

С 21 сентября 1792 г. , дата провозглашения отмены королевской власти , Франция знает пять республик и одиннадцать конституций или республиканских конституционных законов:

  • Первая Республика , из 22 сентября 1792 г. в 18 мая 1804 г. ;
  • Вторая республика , от 24 февраля 1848 г. в 2 декабря 1852 г. ;
  • Третья республика , от 4 сентября 1870 г. в 10 июля 1940 г. ;
  • Четвертая республика , от 13 октября 1946 г. в 28 сентября 1958 г. ;
  • Пятая республика , так как 4 октября 1958 г. .

Первые впечатления

Изначально республиканский режим не был очевиден даже в глазах самых ярых революционеров. Национальное Собрание 1789 просто хотело перераспределить политическую власть, стандартизировать закон и подвергать король писаной конституции. Начавшаяся в 1789 году революция в 1791 году привела к концу абсолютной монархии и установлению конституционной монархии . Антуан Барнав активно участвует в определении режима, но ему не удается, несмотря на его совет, убедить королевскую чету согласиться на роль, которая была ему отведена. Бегство Людовика XVI и его арест в Варенне дискредитируют королевскую семью. Именно крах этого режима проложил путь к Первой республике, хотя с самим французским народом никогда четко не консультировались по этому вопросу.

От вооруженной республики до захвата власти солдатом (1792-1804)


Первая французская республика родилась , когда Франция постепенно объединились против него большую часть европейских государств ее первых переворотов де силы: гражданская конституция духовенства (1790), территориальные поползновения (1791-92), исполнение Людовика XVI (1793) .


После падения Наполеона европейские державы восстановили Бурбонов во Франции: это реставрация . Людовик XVIII установил конституционную монархию, которую признал хартией. Однако его преемники Карл X и Луи-Филипп выразили желание установить личную власть. Элиты, как Адольф Тьер, отрываются от этой системы . Историк Революции, он принимал участие в Trois Glorieuses в 1830 году и в основании июльской монархии , стал премьер-министром Луи-Филиппа, но в конце концов сдался. Революция 1848 года положила конец королевским Бурбонов во Франции навсегда.

Тьер принимал участие в основании Второй республики, которую он хотел быть консервативной: ограничение всеобщего избирательного права, участие церкви в национальном образовании ( закон Фаллу ). Конституции проводится голосование в Ноябрь 1848 г. . Тьер поддержал Луи-Наполеона Бонапарта на первых президентских выборах в ходе всенародного голосования, но Бонапарт через три года после своего избрания сверг режим путчем 2 декабря 1851 года . В 1852 году республика уступила место Второй империи , и Луи-Наполеон Бонапарт стал Наполеоном III.

Парламентская республика

Основание республиканского режима (1871-1929)


Преобладающий парламентский режим, режим Третьей республики , определяется конституционными законами 1875 года : монархисты добились создания сената, призванного сдерживать развитие событий в Национальном собрании . Жюль Ферри установил новый режим между 1879 и 1885 годами. В частности, он учредил бесплатную обязательную светскую школу с целью укоренить республику в менталитете. Однако интересно подчеркнуть, что школа уже была секуляризованной, бесплатной для бедных и доступной для всех после принятия закона Гизо .

В то время как первые республиканцы, известные как оппортунисты, были довольны секуляризацией общественной жизни, католическая церковь сохранила привилегированное положение во Франции в силу Конкордата 1801 года . Радикальные республиканцы , придя к власти, навязывают закон об отделении церквей и государства ( 1905 г. ), эти два института теперь независимы друг от друга.

Кризисы режима (1929-1958 гг.)

Крах 1929 года открыл на мировом уровне в период кризиса , в частности , с возникновением нацистской Германии . Третья республика не в состоянии воздействовать на события:

  • слабость исполнительной власти (неспособность президента Мильерана навязать своего президента Совета);
  • уход выдающихся личностей из 1920-х ( Аристид Бриан , Раймон Пуанкаре );
  • отсутствие стабильного парламентского большинства (нежелание радикалов объединяться слева или справа).

Во время Освобождения в 1944 году Временное правительство Французской Республики во главе с генералом де Голлем переместилось на территорию Франции, свергнув режим Виши. В 1946 году новая конституция восстановила рамки парламентского режима, что подтверждается практикой политиков, часто обучавшихся во времена Третьей республики. Не имея возможности разрешить войну в Алжире , Четвертая республика обратилась к генералу Шарлю де Голлю . Еще в 1944 году в речи Байе он предложил другую конституционную модель. Таким образом, намечен путь Пятой республики .

Пятая республика

В 28 сентября 1958 г. , французский народ на референдуме принимает новую конституцию, в которой усиливается исполнительная власть. Глава вооруженных сил и дипломатии, президент республики имеет прерогативы, которые дают ему возможность регулировать деятельность других властей. Он может обращаться к народу напрямую посредством референдума - средства, которое использовалось с 1961 по 1962 год для утверждения самоопределения в Алжире и Эвианских соглашений .

По решению референдума в 1962 году всеобщие выборы президента республики в 1965 году наделяют его новыми полномочиями. Кроме того, Шарль де Голль распустил Национальное собрание в 1962 году успешно навязать премьеру по своему выбору.

Конституция 4 октября 1958 г. учреждает Конституционный совет , роль которого будет возрастать с увеличением с 1974 г. юридических возможностей его обращения.

Введение мажоритарного голосования в два тура ведет к постепенному структурированию политических сил между четырьмя основными партиями, ассоциированными по два: RPR / UDF и PS / PC . Он способствует сохранению власти правого большинства, поскольку разрушает центр и мешает левым силам, не желающим вступать в союз с коммунистами.

Открытие режима (1981-2007)

1981 президентских выборы открывают этап чередования большинства, с периодами сожительства между президентом и правительством различных сторон. В итоге президентский мандат сокращен с 7 до 5 лет, то есть срок полномочий законодательного органа. Логика голосования большинством и предвыборный толчок со стороны крайне правых стимулируют политическую биполярность между двумя основными партиями, PS и UMP .

Кроме того, инициируется движение по децентрализации в сторону регионов и департаментов: в этом случае регионы становятся полноправными местными сообществами, наделенными выборным собранием (закон 2 марта 1982 г. ). Европейская интеграция ускорилась с выполнением Маастрихтского договора и привела к передаче полномочий Европейскому Союзу .

Эта фаза также характеризуется либерализацией, в частности, аудиовизуальной коммуникации (закон 29 июля 1982 г. с последующим созданием первых частных каналов) и финансовой деятельности (закон 24 января 1984 г. ).

В поисках новых балансов

Организация исполнительной и законодательной ветвей V - й Республики после конституционной реформы 2008 года.

2007 президентских выборов был отмечен приходом на переднем плане нового поколения личностей. В 2008 году была проведена конституционная реформа, главная цель которой - повысить роль парламента. Однако его выполнение еще предстоит подтвердить, поскольку политические действия по-прежнему инициируются главным образом президентом Французской Республики .

Левые впервые с 1958 г. получили большинство в Сенате по сентябрь 2011 . На местные органы власти, которые представляет это собрание, влияет новый этап децентрализации, реформа местного налогообложения и проект по реформированию местных органов власти .

Результаты выборов отражают все более заметную политическую нестабильность по мере продолжения подъема ультраправых, отражая протестные реакции, особенно на Северо-Востоке, затронутом деиндустриализацией и реформированием военной карты.

Практика проведения основных традиционных партий первичных выборов, открытых для всего электората, была навязана в 2011 году Социалистической партией, а в 2016 году - UMP, переименованным в Les Républicains . В результате обе стороны назначают личности с ярко выраженным политическим профилем, мало склонные к мобилизации за пределами своего лагеря. Фактически, всеобщие выборы 2017 года дают возможность изменить политический ландшафт.

Основные особенности

Конституция Франции запечатана

Первая статья конституции провозглашает, что Французская Республика неделима, демократична, светская и социальная. Его характеристики по большей части определены в Декларации прав человека и гражданина 1789 года и дополнены преамбулой Конституции 1946 года , двух текстов, на которые Конституция 1958 года прямо ссылается во введении.

Индивидуальные права

Свобода и равенство

Кроме того, любой гражданин может свободно говорить и писать; он не может беспокоиться о своем мнении. После убийства редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo марш 11 января 2015 г. объединяет около 2 000 000 человек в Париже и 1 500 000 человек в остальной части Франции, в частности, для защиты свободы слова.

Все граждане в равной степени имеют право на все общественные достоинства, места и рабочие места в соответствии со своими способностями и без какого-либо различия, кроме их достоинств и талантов. Каждый имеет право получить работу, защищать свои интересы через профсоюзы, участвовать через своих делегатов в коллективном определении условий труда.

Братство

Братство было определенно в конституции 1795 г. следующим образом : «Все обязанности человек и гражданин вытекает из этих двух принципов, выгравированных природой в каждом сердце:

  • Не делайте с другими того, что вы не хотели бы делать с вами.
  • Постоянно творите добро, которое хотели бы получить для других. "

Социальное страхование устанавливаются приказами 4 и 19 октября 1945 г. . Они были подготовлены Пьером Лароком и Александром Пароди с желанием привлечь профсоюзы рабочих к управлению единой организацией социального страхования.

Братство фигурирует в текстах блока конституционности , точнее в:

  • статья 2 Конституции 1958 года , в которой повторяется девиз республики: свобода, равенство, братство ;
  • преамбула и статья 72-3, которые касаются общего идеала свободы, равенства и братства.

В своем решении 6 июля 2018 г. , То Конституционный совет выводит из этой свободы , чтобы помочь другим, в гуманитарных целях, независимо от законности их пребывания на территории страны.

Следовательно, именно законодатель должен обеспечить примирение между принципом братства и борьбой с нелегальной иммиграцией, которая участвует в охране общественного порядка, что составляет еще одну цель, имеющую конституционное значение. Ни один принцип или какое-либо правило конституционной ценности не гарантирует иностранцам общих и абсолютных прав доступа и проживания на национальной территории.

Политические принципы

Суверенитет нации

Власть исходит исключительно от сообщества граждан, что выражается в законе. Цель закона - установить ограничения прав каждого человека, которые позволяют другим пользоваться такими же правами. Никто не может быть обвинен, арестован или заключен под стражу, кроме случаев, определенных законом, и в соответствии с установленными им формами.

Таким образом, закон является выражением общей воли, и каждый может способствовать его формированию, по крайней мере, через его представителей (статья 6 Декларации прав человека 1789 года ).

С 1958 года на референдумах с французами 10 раз консультировались по вопросам, касающимся республиканских институтов (в частности, принятие конституции 1958 года, выборы президента всеобщим голосованием, а затем сокращение его мандата до 5 лет), будущее Заморские территории (Самоопределение Алжира и Новой Каледонии) и развитие Европейского Союза (в частности, принятие Маастрихтского договора).

Разделение властей

В своей работе Монтескье выделил три власти: исполнительную, законодательную и судебную. В духе законов, опубликованных в 1748 году, с 1789 года баланс между властями, гарантия свобод является предметом оживленных дискуссий.

Часто противопоставляя себя личной власти, Республика с подозрением относилась к исполнительной власти. Вначале он передал его коллегиальным органам ( Комитет общественной безопасности с 1793 по 1795 год, Директория с 1795 по 1799 год) и долгое время подчинял его законодательной власти, которая создавала и побеждала правительства с 1871 по 1958 год. Это было в 1958 году, когда в конституции, разработанной комитетом под председательством Мишеля Дебре, центральная роль была отведена президенту республики , что затем было подтверждено практикой Шарля де Голля .

Законодательная власть была поделена между двумя палатами с 1875 года . Роль второй палаты , избираемой косвенным голосованием, состоит в том, чтобы управлять движениями первой палаты , избранной прямым голосованием.

Конституция 1958 года призывает к простой власти, а не к судебной власти, подтверждая идею подчинения правосудия политической власти. В традиции, установленной революционерами 1789 года, установление верховенства закона может быть выражением только избранных парламентариев: единственная миссия правосудия - быть стражем применения закона. Однако теперь ясно, что судья смог получить реальную власть благодаря все более сложной правовой среде: верховенство международных соглашений, признанных конституцией, развитие разветвленного и суетливого европейского права, господство государства всеобщего благосостояния, на которое возложена ответственность за все, снижение кредитоспособности политиков.

Светскость

Это вопрос защиты коллективной политической свободы от религиозных и церковных предприятий при уважении частной свободы совести, а также публичного выражения убеждений. Решение подтверждает верховенство общественной свободы, гражданам предлагается отказаться от своих убеждений и личных связей, когда они определяют себя коллективно.

Концепция секуляризма сегодня имеет тенденцию к развитию. Государственный нейтралитет, вытекающий из закона отделения церкви от государства , остается основополагающим элементом политического общества. Но с развитием индивидуализма религия все меньше и меньше опирается на уважение к духовному авторитету. Это становится личной духовной связью, которая заявляет о своем индивидуальном выражении в публичном пространстве и ждет, пока общественная власть обеспечит ее безопасность.

В контексте трудового права Кассационный суд подтверждает 19 марта 2013 г. что принцип секуляризма, установленный первой статьей конституции, применим к служащим государственных работодателей и служащих работодателей частного права, которые руководят государственной службой. Поэтому в других случаях ограничения свободы вероисповедания должны быть оправданы характером выполняемой задачи, отвечать основным и решающим профессиональным требованиям и быть соразмерными преследуемой цели. Кассационный суд подтверждает 25 июня 2014 г. , согласно этим принципам, увольнение за серьезные проступки сотрудницы детской, которая отказалась снять исламский головной платок, который она носила.

Читайте также: