Реорганизация и ликвидация пк кратко

Обновлено: 06.07.2024

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации — ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых деклараций при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

  • при слиянии нескольких юридических лиц — возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);
  • при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу — присоединившее его юридическое лицо (п. 5);
  • при разделении — юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);
  • при преобразовании одного юридического лица в другое — вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период — календарный год

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период — квартал

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДС (ст. 163 НК РФ);
  • водный налог (ст. 333.11 НК РФ);
  • ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период — месяц

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

  • акцизы (ст. 192 НК РФ);
  • налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письмо Минфина от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

  • реорганизованным юридическим лицом;
  • организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период — не позднее 28 марта года, следующего за годом реорганизации (п. 4 ст. 289 НК РФ). Если 28?е число приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, если организация была реорганизована 5 сентября 2019 года, то декларация за последний налоговый период (с 1 января по 5 сентября 2019 года) должна быть представлена не позднее 30 марта 2020 года.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25?го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее.

1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.

3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования).

5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;

2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.




Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.

Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной[11] (по инициативе Банка России).

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке.

Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем.

1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.

2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия:

3. Арбитражный суд:

- рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи;

- принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение;

- направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации:

- обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов;

- осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;

- составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке;

- обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ

15. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2003. – 480 с.

16. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000

17. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998 №2

18. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001 № 8.

19. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004

20. Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация // Закон. 2001, № 8

21. Шамраев А.В. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1

22. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 629 с.

[1] См.: Н.Г. Семилютина. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг. // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004. - с.38

[2] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации. // Законодательство 1998 №2

[3] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998, №2

[4] Эриашвили Н.Д. Банковское право – М., 2003. – с. 50-51

[5] Вестник ВАС РФ, 1996, № 9

[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2003. – с.99 – 101; Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000. – с. 19, 21.

[7] И. Ершова. Создание коммерческой организации. // Закон. 2001 № 8. – с.62

[8] См.: А.В. Шамраев. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1. – с. 51 - 53

[10] Вестник Банка России, 2003, № 39

[11] См.: К. Тотьев. Принудительная реорганизация и ликвидация. // Закон, 2001, № 8. – с. 75

Прекращение деятельности кредитной организации возможно несколькими способами: путем реорганизации, путем ликвидации.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Каждая из указанных форм имеет свои особенности, но общим для всех форм реорганизации является следующее.

1. При всех формах реорганизации кредитных организаций, в результате которых создается новая кредитная организация (новые кредитные организации), Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций.

3. Кредитные организации принимают решение о реорганизации кредитной организации и в течение 1 месяца со дня принятия такого решения представляют в территориальное учреждение Банка России документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации, если иное не установлено нормативными актами Банка России.

4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования).

5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

7. Реорганизация считается состоявшейся после внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

1) не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение 7 дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корсчетах кредитной организации;

2) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 30%;

3) нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%.

При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством подобной о реорганизации. Данные органы управления кредитной организации обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации должны известить Банк России о принятом решении.

Вместе с тем дальнейшая процедура реорганизации не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.

Ликвидация кредитной организации означает ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация кредитной организации может быть добровольной (по инициативе ее учредителей) и принудительной[11] (по инициативе Банка России).

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

Если после принятия такого решения учредителями кредитной организации Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей или решения назначенной ими ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в принудительном порядке.

Особенности принудительной ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России установлены ст. 23.1 Закона о банках и заключаются в следующем.

1. Основанием для принудительной ликвидации кредитной организации является отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.

2. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России выполняет следующие действия:

3. Арбитражный суд:

- рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в срок, не превышающий одного месяца со дня его подачи;

- принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, если не будет установлено наличие признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации на день отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Указанное решение вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование данного решения не приостанавливает его исполнение;

- направляет указанное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

4. Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации:

- обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов;

- осуществляет реализацию имущества кредитной организации в установленном порядке в случае, если имеющиеся у кредитной организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов;

- составляет отчет о результатах ликвидации кредитной организации, который вместе с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитета кредиторов и утверждается арбитражным судом в установленном порядке;

- обязан представить определение арбитражного суда об утверждении отчета ликвидатора кредитной организации о результатах ликвидации и завершении ликвидации кредитной организации в Банк России с приложением документов, предусмотренных нормативными актами Банка России для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией в 10-дневный срок со дня вынесения такого определения.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ

15. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М.: Юристъ, 2003. – 480 с.

16. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000

17. Дубов И.А. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998 №2

18. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001 № 8.

19. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004

20. Тотьев К. Принудительная реорганизация и ликвидация // Закон. 2001, № 8

21. Шамраев А.В. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1

22. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 629 с.

[1] См.: Н.Г. Семилютина. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг. // Законодательство и экономика. № 1 (237), 2004. - с.38

[2] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации. // Законодательство 1998 №2

[3] И.А. Дубов. Правовой статус кредитной организации // Законодательство, 1998, №2

[4] Эриашвили Н.Д. Банковское право – М., 2003. – с. 50-51

[5] Вестник ВАС РФ, 1996, № 9

[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – М., 2003. – с.99 – 101; Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2000. – с. 19, 21.

[7] И. Ершова. Создание коммерческой организации. // Закон. 2001 № 8. – с.62

[8] См.: А.В. Шамраев. Требования к руководителю кредитной организации. // Закон, 2004, № 1. – с. 51 - 53

[10] Вестник Банка России, 2003, № 39

[11] См.: К. Тотьев. Принудительная реорганизация и ликвидация. // Закон, 2001, № 8. – с. 75

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

В мире бизнеса все процессы очень пластичны и изменчивы. Постоянные перемены характеризуют одну из главных бизнес-черт характера предпринимателей: способность быстро принимать решения и действовать в новых обстоятельствах. Это касается не только физических личностей, но и юридических лиц. ООО или АО может изменить форму своего существования – быть реорганизованным. Что нужно помнить руководителям при осуществлении этого процесса? Как правильно пройти все этапы? Какие нюансы предусматривает законодательство? Разберём эти вопросы.

Реорганизация – передача прав и обязанностей

Решить начать реорганизацию может:

  • собственник имущества фирмы;
  • учредители или акционеры;
  • орган, которому такие полномочия дают уставные документы;
  • суд, давший постановление.

СПРАВКА! Воля учредителей по реорганизации вправе быть выражена исключительно с подачи совета директоров (если иного не декларирует Устав). На общем собрании не менее 75% участников должны проголосовать за начало этого процесса.

5 способов для реорганизации юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 возможных видов реорганизации предприятий.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! До сентября 2014 года при реорганизации ООО можно было применять лишь 1 из перечисленных способов. После законодательной реформы их разрешено произвольно комбинировать, причем не ограничивается количество реорганизуемых компаний и их организационно-правовые формы.

Реорганизация шаг за шагом

Реорганизация – довольно трудоемкая процедура. Ее регламентирует целый комплекс законодательных норм. Поэтому нередко для ее проведения руководители предприятий используют помощь специалистов, чтобы сберечь временной ресурс и избежать возможных отказов. Рассмотрим процедуру реорганизации поэтапно.

Шаг 1. Постановка цели

Шаг 2. Обращение в ПФР

Прежде чем запустить процесс, нужно, чтобы Пенсионный фонд подтвердил справкой отсутствие задолженности у реорганизуемой фирмы.

Шаг 3. Извещение налогового органа

Не позже 3 суток после оформления протокола с решением собрания учредителей или акционеров компания обязана уведомить ИФНС о своих намерениях. Инспектор записывает в ЕГРЮЛ данные о начале процесса реорганизации юридического лица.

Шаг 4. Информирование контрагентов

В пятидневный срок после внесения информации в ЕГРЮЛ нужно в письменном виде оповестить кредиторов ООО (АО), ведь процесс реорганизации, возможно, скажется и на их интересах.

Шаг 5. Уведомление через СМИ

Шаг 6. Инвентаризация

Ее сроки назначает генеральный директор или устанавливает совет учредителей.

Шаг 7. Промежуточный отчет

Бухгалтеры составляют промежуточную форму отчетности по итогам инвентаризации.

Шаг 8. Оформление главного реорганизационного документа

Если выбрана процедура слияния, присоединения или преобразования, составляется передаточный акт, вместе с которым будут переданы бухгалтерская отчетность и инвентаризационные акты. Для осуществления выделения или разделения используется разделительный баланс.

Шаг 9. Создание новых уставных документов

Составляются и регистрируются Уставы новых возникших организаций.

Шаг 10. Окончательный отчет и расчет:

  • вычисление амортизации по активам и основным средствам;
  • списание расходов за будущие периоды, если их нельзя внести в реорганизационный документ;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • закрытие доходно-расходной документации;
  • выведение чистого дохода за период между промежуточным отчетом и днем, перед которым теряющее полномочия юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ;
  • последний бухгалтерский отчет прекращающих существование ООО или АО.

По завершении всех этих этапов происходит передача новым организациям прав и обязанностей вместе со всеми активами. Вновь созданные общества (их материально ответственные лица) получают:

  • ценности, принадлежавшие ликвидированным юрлицам;
  • материальные активы;
  • документальные архивы.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

Признать реорганизацию недействительной

Такая возможность закреплена законом в сентябре 2014 года. Совершить этот акт можно через суд по инициативе учредителя, не голосовавшего на общем собрании или отдавшего свой голос против реорганизации. Суд постановит, что реорганизация не состоялась, если будет доказано, что:

Когда реорганизацию считать завершенной

ООО или АО признается реорганизованным после проведения госрегистрации новых или обновленных юридических лиц. Такой протокол не относится лишь к форме присоединения – по ней реорганизация завершается записью в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемой организации как самостоятельного юридического лица.

реорганизация пк

Реорганизация кооператива – это прекращение деятельности кооператива с переходом его прав и обязанностей к вновь создаваемому юридическому лицу.

При реорганизации могут быть образованы хозяйственные организации, которые не являются юридическими лицами (например, крестьянские хозяйства).

После реорганизации все права и обязанности кооператива переходят новому субъекту (или субъектам), которые будут являться его правопреемниками.

3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;

2) ознакомить наблюдательный совет кооператива с заключением аудиторского союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива;

3) принять план мероприятий по защите законных интересов членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и работников кооператива.

3) удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого кооператива;

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними.

ГК РФ (ст. 63) не детализирует очередности передачи имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Реорганизация предприятия

Чаще всего, предприниматели путем реорганизации расширяют бизнес и оптимизируют налоги.

Реорганизация в порядке правопреемства передает полномочия от одной организации к другой, как и имущественную массу.

В процессе выделения вместо одного юридического лица образуется новая организация или несколько предприятий.

Исключениями могут быть случаи с реорганизацией унитарных предприятий, некоммерческих корпораций, учреждений муниципального уровня.

Смена собственника организации не может служить основанием к окончанию трудовых отношений с другими работниками.

  • женщины с детьми-инвалидами;
  • мамы, находящиеся по уходу за ребенком;
  • одинокие матери и отцы, беременные сотрудницы.

В целях минимизации рисков, было бы неплохо обратиться к экспертам, обладающим правовые знаниями относительно проведения реорганизационных процедур.

В среднем процесс реорганизации занимает около 3 месяцев, но возможно ее проведение и в более короткие сроки.

Реорганизация юридического лица (в форме присоединения, выделения и преобразования) пошаговая инструкция по ликвидации предприятия: документы и особенности процедуры

Преобразование представляет собой процесс реорганизации, при котором происходит изменение организационно-правовой формы компании.

При разделении вместо организации образуется несколько дочерних, которые полностью перенимают права и обязанности материнской компании.

При присоединении организация становится правопреемником одной или нескольких других, деятельность которых прекращается.

Слияние представляет собой образование новой организации на базе нескольких, существование которых прекращается.

Этап 3. Когда решение о присоединении принято, следует уведомить о начале этого процесса органы, занимающиеся государственной регистрацией.

Реорганизация зачастую выступает наилучшим, а иногда и единственно возможным способом для юридических лиц решить свои проблемы.

Основное их отличие заключается в том, кто выступает инициатором процедуры реорганизации.

Для акционерных обществ (АО) количество участников собрания, проголосовавших за реорганизацию должно быть не меньше 75% .

  • акт, подтверждающий проведение инвентаризации в компании;
  • информация о дебиторской, а также кредиторской задолженности;
  • бухгалтерская отчетность.

После подачи пакета документов в государственные органы начинается их регистрация. Эта процедура длится 3 (три) рабочих дня.

В целом реорганизация может занять 2-3 месяца. Срок, к которому требуется закончить процедуру, устанавливается в решении о реорганизации.

Например, бенефициарный владелец юридического лица решил, что вести бизнес на данном этапе нерентабельно и закрыть юридическое лица одно из верных решений.

Как уже говорилось ранее, в зависимости от типа ликвидации решение о ее проведении может быть принято органами управления юридического лица либо судом.

В состав ликвидационная комиссии могут входить представители собственников организации и его исполнительного органа .

В рамках уведомления о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган направляется информация о составе ликвидационной комиссии.

Органом, который осуществляет принятие предварительного баланса в ходе ликвидации, является совместное собрание собственников .

Далее следует проводить ликвидацию, опираясь на закон о несостоятельности или банкротстве. Более подробно про банкротство юридических лиц мы уже писали в прошлом выпуске.

При этом переход на следующий этап происходит только после окончательного гашения задолженности предыдущей очереди .

Если в компании имеются командированные сотрудники, их следует отозвать и уведомить о предстоящем увольнении в дату, когда они вернутся на рабочее место.

Тех сотрудников, которые отсутствуют на работе по причине отпуска или больничного , уведомить можно, используя заказное письмо или услуги курьера.

  • в подтверждение ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении;
  • на приказе;
  • на расписке, подтверждающей получение трудовой книжки.

При ликвидации же компании принцип невозможности уволить льготные категории сотрудников не действует .

Важно соблюсти все этапы процедуры, а также необходимые сроки. Это обезопасит кадровиков в случае обращения в суд сотрудника организации.

Правильный выбор формы для реорганизации на этом этапе позволит в дальнейшем вести бизнес наиболее эффективно .

Вопросы о преобразовании ПК

Хорошо, что я сам не поклонник AsRock, но, на мой взгляд, это было чем-то, что должно было работать на доске.

Со мной легко снимаются шляпы с несколько усталого компьютера в несколько портфолио компьютера?
Можете ли вы сделать HD-пробную версию с XP?!

Твои проблемы всегда возникают, но они думали, что все в порядке. Привет, Тайми
Будь в PCMasters ничего с новым процессором . Затем я отправил процессор

тест, но он сработает в тесте 10 секунд. Если POST даже не запускается, также очень важно предположить, что источник питания каким-то образом . Подробнее .

Моя цель — просто объединить текущие компоненты в компактный, красивый Be-Quiet Dark Power Pro 450W
Что я должен делать?

Ну, вот почему это должно быть довольно дорого
3. Он воспроизводится только на этом чистом игровом поле и оптически. Материнская плата не работает.

Реорганизация юридического лица

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Читайте также: