Ремесла восточных славян кратко

Обновлено: 15.05.2024

Системы земледелия, используемые восточными славянами, различались в зависимости от природно-климатической зоны. В лесах, на севере системой земледелия присущей древним славянам была подсечно-огневая. На первый взгляд она выглядит варварской, однако учитывая эпоху, уровень развития славянских племён, тяжёлые условия, в которых они были вынуждены выживать, смотришь на происходящее в те времена по-другому. Суть подсечно-огневой системы земледелия заключается в следующем. На первый год деревья в лесу подрубали. На второй, когда они высохнут, поджигали. Зола превосходное удобрение. Первые два-три года с участка снимали хороший, по тем временам, урожай. Затем переходили на новый участок, опять подрубали деревья, цикл повторялся. Орудия труда восточных славян: обычная соха, бороне-суховатка (один или несколько, связанных между собой, еловых стволов с длинными сучьями), заступ (им рыхлили землю), а также мотыга и топор. Для сбора урожая пользовались серпами, для молотьбы колосьев – цепами. Зернотёрки и ручные жернова были вместо мельниц.

Система земледелия у восточных славян в южных районах, в лесо-степи, называлась перелог. Выжигали траву, после чего землю рыхлили и засевали. Почва была плодородной, нередко один и тот же участок использовали более трёх сезонов подряд. С его истощением, как и при подсечно-огневой системе, переходили на новый. Плотность населения была не большой, проблем с наличием ещё не освоенной земли не возникало. Главными орудиями труда были соха, деревянный плуг с железным лемехом и рало, т. е. орудия применяющиеся для горизонтальной вспашки.

Тягловая сила и простейшие, упомянутые выше орудия труда, позволяли успешно выращивать целый ряд зерновых культур, включая рожь, пшеницу, а также волокнистые и зернобобовые культуры. Постепенно подсека и перелог вытесняются более прогрессивными способами возделывания земли, а именно, двух- и трёхпольем с паровым клином. Впрочем, в ряде районов, особенно на севере, подсечно-огневое земледелие и перелог оставались достаточно долго. Соха и рало оснащались стальными наконечниками.

Другие занятия древних славян

С земледелием практически всегда идёт бок о бок скотоводство. Без тягловой силы, землю не вспахать. На севере использовали лошадей, на юге – волов. Помимо этого восточные славяне занимались разведением свиней, овец, коз. Также было распространено рыболовство, охота, бортничество. Сеялись славянами лён и конопля (технические культуры).

Занятия славян охотой и рыболовством были повсеместными. Множество водоёмов и обилие дичи этому весьма способствовали. Развивалось ремесло. Во время раскопок были обнаружены десятки домниц для выплавки железа. Восточные славяне умели изготавливать довольно качественную посуду, женщины занимались прядением. На высоком уровне была выделка кожи и меха. Хотя хозяйство было натуральным, часть продуктов шла на торговлю.

Ремесло

Историк И. Иловайский утверждает, что в Древнерусском государстве до татарского нашествия было более 300 городов и городское население преобладало над сельским. Многие считают слова Иловайского передёргиванием фактов. В летописях, конечно, упоминаются сотни населённых пунктов, но по сути это были не большие, укреплённые поселения, не городки, а сёла, с валом и рвом по периметру. Основным занятием населения в них было земледелие и скотоводство. В спокойные времена жители городков расселялись, сами же укреплённые селения становились более открытыми.

1.1.2 Занятия и быт восточных славян


Занятия восточных славян

  • Земледелие
  • Скотоводство
  • Рыболовство
  • Охота (особенно ценилась добыча пушного зверя - белки, куницы, соболя)
  • Бортничество (сбор мёда диких пчёл)
  • Ремёсла ( добыча и обработка железа, кузнечное, ткацкое, гончарное ремесло, ювелирное - создание украшений из драгоценных металлов, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву и др.)
  • Животноводство (славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади)
  • Торговля ( в основном- в виде натурального обмена. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали у иноземных купцов ткани, ювелирные изделия, вино, пряности. Купцов, занимающихся торговлей с другими странами, называли гостями).
  • Из варяг в греки: Балтийское море - оз. Ладожское - оз. Ильмень - р. Ловать - волоком до Днепра - Черное море
  • Восточный путь: Днепр – Чёрное море – Дон- Волга

- вверх по течению – Волжская Булгария

- верхнее течение – Западная Двина-Прибалтика

-нижнее течение – воронежские леса – Киев – страны Западной Европы

Основным занятием славян было земледелие.

  • переложное или пашенное земледелие. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух‑трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки.
  • В лесной зоне была распространена подсечно‑огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два‑три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и со временем приходилось переходить на новый участок.
  • топор
  • мотыга
  • Соха - примитивное орудие для распахивания земли
  • борона ‑ суковатка ( ею разбивали крупные комья земли, рыхлили землю, убирали сорняки, выравнивали почву)
  • заступ, имвзрыхляли почву
  • серпами жали (собирали) урожай.
  • молотили цепами.
  • размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами
  • рало ( близкое к плугу, им рыхлили почву)
  • деревянный плуг с железным лемехом

Как жили восточные славяне

Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ.

Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 - 20 м . Пол в таком жилище был на 1 - 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной.

Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.


В быту главным условием для древних славян всегда была чистота. У славян были бани. Они устраивали специальные банные дни. Возможно, поэтому среди славянского населения никогда не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, как, например, чума в Европе.

Одежда древних славян

Праздники древних славян

Праздники были связаны с верованиями - язычеством. Славяне-земледельцы полностью зависели от природы.

Вот некоторые из праздников:

Ивана-Купалы ‒24 кресеня (июня), отмечаемый и по сей день;

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

4. Семья и род у восточных славян

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь, пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

Ремесло

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Торговля

Религия

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Читайте также: