Релятивизм софистов и этический антропологизм сократа кратко

Обновлено: 03.07.2024

Софистика представляет собой философское направление в Древней Греции, которое значительно повлияло на ее культурную и социальную жизнь.

Софистами называли учителей красноречия и мудрости, которые странствовали, переезжая из города в город. Софисты выступали на праздниках, произносили торжественные речи, надгробные речи, восхваление кого-либо, панегирики городу и т.д. Софисты преподавали риторику, логику, грамматику и другие дисциплины. Софисты придумывали упражнения ученикам для развития из логических и словесных способностей: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр.

Главная цель софиста – научить человека использовать знания в дискуссии и полемике, поэтому в софистике ставка делалась в основном на разделы риторики.

В изучение софистики входило следующее :

  • обучение эффективным приемам доказательства;
  • обучение технике политической и юридической деятельности;
  • обучение вопросам философии;
  • обучение ораторскому искусству;
  • обучение эффективным приёмам опровержения;
  • использование правил логического мышления;
  • обучение логическим уловкам, основанным на внешнем сходстве явлений, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д.

Внимание софистов было обращено на социальные вопросы человека и на проблемы, возникающие между аудиторией и оратором в процессе коммуникации. Софисты стремились научить убедительности и в этом порой доходили до абсурдности. Они считали, что можно (и нужно) доказать или опровергнуть всё, что угодно в зависимости от интересов и потребностей человека и от ситуации, в которой он находится. Таким образом, софисты порой были абсолютно безразличны к истинности в своих доказательствах или опровержениях того или иного факта.

Негативной стороной софистики был категорический формализм, который переходил в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не помешали софистам успешно заниматься науками и искусством.

Старшие и младшие софисты

Софисты подразделялись на младших и старших.
Из старших софистов самыми знаменитыми являются Протагор и Горгий. Из младших софистов - Антифонт, Алкидамант и Критий.

Во второй половине 5 в. произошел расцвет софистики, который пришелся на развитие социально-экономической, политической и культурной жизни Афин. Система знаний Афин, которая была основана на натурфилософии и наивном реализме, уже устарела и не могла полностью удовлетворить запросы человеческого ума. Встал вопрос о природе самого знания. Что есть знание и из чего оно получается? Какие критерии истины существуют? Существует ли объективная истина?

Софисты считали, что объективной истины не существует.

Протагор наиболее точно определил относительность истины (релятивизма). Философ считал, что любое познание субъективно и потому имеет значение только для того, кто его принимает. Познание различно для каждого человека, т.к. возникают из взаимодействия его чувств и его воспринимающих органов. Никакой сверхчеловеческой истины, в том числе религиозной, по мнению Протагора, не существует.

О всех вещах человек судит, исходя из своего разума, и считает это суждение верным до того, как ему логически не докажут противоположное. Другими словами, то является правильным, что считает правильным человек. Протагору принадлежит знаменитая фраза: "Человек - мера всех вещей".
Любая вещь должна быть рассмотрена с двух точек зрения: например, болезнь для больного - зло, для врача - добро, и оба суждения одинаково правильны.

Добродетель для Протагора является лучшим нравственным состоянием, которое побуждает человека действовать. В своем сочинение "Истины" Протагор отрицал возможность рационального знания о богах.

Так же известен софист Горгий (483—375 гг.), который был блестящим оратором, поэтом и писателем. В своих работах "О природе", или "О несуществующем", Горгий утверждал, что бытия самого по себе не существует. Если что-либо действительно и существовало бы, по мнению Горгия, то оно не могло бы быть выражено в словах, т.к. слова не адекватные мысли. Горгий считал, что основная задача философии состоит не в стремлении отыскать истину, т.к. такой не существует, а в побуждении людей к целесообразной деятельности.

Софисты подчеркивали значение метода отбора и группировки материала, что в то время являлось большим научным прогрессом. По мнению софистов, изучить социальные и естественные явления можно только философским методом.

По отношению к религии софисты придерживались взглядов, подрывающих религиозные воззрения.Так, софист Диагор полностью отрицал существование богов и необходимость культа.

По отношению к рабству софисты придерживались мнения, что рабство и рабовладельческое государство были категориями невечными, т.е. исторического порядка, а не логического порядка. Софист Алкидамант считал, что "бог создал всех равными, природа никого ее сделала рабом".

Софисты придерживались идей исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы считались результатом договора. Демократия представлялась как форма правления, основанная на защите бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых.

Не существовало ни одной сферы, которой бы не коснулись софисты. Они оставили вслед во всех областях человеческого знания, выдвинули ряд положений относительно совершенно новых точек зрения. Но для разрешения многих вопросов мешала идеалистическая основа философии софистов, которым был присущ скепсис и субъективизм.

Основные положения философии Сократа

Философ Сократ (469—399 гг.) считается одним из величайших философов. На рисунке изображена скульптура Сократа.

Основные положения философии Сократа


Сократ получил хорошее философское образование, несмотря на свою бедность. Сократ участвовал в пелопоннесской войне.
В 399 г. он был приговорен судом Афин к смертной казни. В качестве обвинения ему было выдвинуто то, что проповедуемое им новое учение подрывает основы государственности и демократии. Так же философ был обвинен в безбожии. Обвинения в адрес Сократа было построено на неправильном толковании его учения, проповедывавшего не разрушение демократических основ, а улучшение существующих порядков согласно законам разума и высшей справедливости. По преданию Сократ умер в спокойствии, он до последнего часа не считал себя виновным. На предложение одного из его учеников бежать, Сократ ответил отказом, т.к. считал такой поступок недостойным.

Сократ по праву считается одной из ярчайших фигур в философии. Он был рационалистом и считал разум основой человеческого существа. Знание, по его мнению, было высшей добродетелью. Сократ считал, что любое познание должно начинаться с себя самого.

"Познай самого себя" - это девиз сократовской философии.

Методом научного познания он признавал диалектический метод. Диалектический метод Сократа понимался как умение хорошо говорить и поступать "согласно собственной природе".

Во многом Сократ расходился с софистами, отвергая их познавательный нигилизм. По Сократу, ораторское искусство является поваренным искусством и характерно для души. Ораторское искусство призвано потакать прихоти толпы. Ораторы в своих речах не затрагивают вопросы о справедливом и должном.

Сократ пытается вести поиск объективной истины и справедливости. Путь поиска заключается в правильном рассуждении.Сократ уделяет внимание вопросу: будет ли человек знать, что же такое справедливость в процессе обучении риторике. Сократа интересуют объективное содержание основных гражданских добродетелей, которые позволяют отличать истину и ложь. Сократ акцентирует внимание на результатах относительности истины. Он как патриот родного города проявляет интерес к последствиям гражданского релятивизма, стремится к выявлению объективной нормы гражданской жизни, к справедливости как объективного обоснования, которое позволяет гражданам объединяться, охранять государство и будущее.

Центр философии Сократ пытался сместить из области физики и внешнего мира в этическую область и психологическую сферу. Абсолютным знанием, по мнению Сократа, обладает только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает.

На свою учительскую деятельность Сократ смотрел, как на служение богу и пророчеств. Его цель - найти не самое знание (софия), а разжечь любовь к знанию, в особенности высшему из всех знаний - философии.

Сократ создал почву для философии Платона, он был "странствующим" философом и имел друзей, с которыми постоянно вел беседы по самым разным вопросам практической жизни и теоретической мысли.

Софисты, обучавшие искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Для представителей школы софистов ( Протагор, Горгий, Критий и др.) характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли

- неприятие старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании

- действительность сущ. только в мыслях человека. Сократ в центр своей философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра и зла, справедливости любви, то есть того, что составляет суть души человека. Этическая доктрина Сократа:

-познание – главная цель и способность человека

-любое знание есть добро

-любое зло совершается от незнания

Сократ впервые применяет слово диалектика, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Философ был занят поисками рационального, логического, понятийного обоснования моральной политики и права. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал государством.

Согласно Платону, каждому классу предметов соответствует особая идея, а вся область понятий, какие можно составлять через выделение чего-нибудь одинакового в нескольких отдельных предметах, и есть мир идей. Не входят в мир идей лишь те индивидуальные особенности предмета, которые принадлежат исключительно ему одному. Не идея лишь то, в чем нет одинаковости ни с чем ни в каком другом предмете; чуждо миру идей лишь недоступное пониманию, мелочное и непрерывно изменчивое в индивидуальном предмете.

Чувственный мир вещей, происшедший из бесформенного субстрата, находится в процессе непрерывного видоизменения. В этой изменчивости явлений материального мира не могут уловить ничего постоянного ни чувства, ни мышление; действительно существующий элемент материальных явлений есть лишь тот, который вносится в них идеями. Истинно существует только мир идей; явления мира вещей – лишь тени идей, подобные истинно существующему, но сами не имеющие реальности, не имеющие истинного существования.

Антропологический период античной философии: релятивизм софистов и этический рационализм Сократа.

Софисты, обучавшие искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Для представителей школы софистов ( Протагор, Горгий, Критий и др.) характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли

- неприятие старых традиций, правил, основанных на недоказанном знании

- действительность сущ. только в мыслях человека. Сократ в центр своей философии ставит проблему человека как морального существа. Мыслитель, чье имя стало символом философии, занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра и зла, справедливости любви, то есть того, что составляет суть души человека. Этическая доктрина Сократа:

-познание – главная цель и способность человека

-любое знание есть добро

-любое зло совершается от незнания

Сократ впервые применяет слово диалектика, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Философ был занят поисками рационального, логического, понятийного обоснования моральной политики и права. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал государством.

Согласно Платону, каждому классу предметов соответствует особая идея, а вся область понятий, какие можно составлять через выделение чего-нибудь одинакового в нескольких отдельных предметах, и есть мир идей. Не входят в мир идей лишь те индивидуальные особенности предмета, которые принадлежат исключительно ему одному. Не идея лишь то, в чем нет одинаковости ни с чем ни в каком другом предмете; чуждо миру идей лишь недоступное пониманию, мелочное и непрерывно изменчивое в индивидуальном предмете.

Чувственный мир вещей, происшедший из бесформенного субстрата, находится в процессе непрерывного видоизменения. В этой изменчивости явлений материального мира не могут уловить ничего постоянного ни чувства, ни мышление; действительно существующий элемент материальных явлений есть лишь тот, который вносится в них идеями. Истинно существует только мир идей; явления мира вещей – лишь тени идей, подобные истинно существующему, но сами не имеющие реальности, не имеющие истинного существования.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Школа Сократа: стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократические школы: киники (циники), киренаики, мегарики. Ответ на признание его самым мудрым человеком в Афинах: "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой.

Метод Сократа (маевтика – помочь в рождении истины):

1. Метод иронии.

2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружения многозначности проблем).

В софистический релятивизм это философское течение, которое рассматривает истину и мораль не как абсолютные факты, а как реальности, обусловленные многими факторами. Защитники этого течения уверяют, что никакая ситуация не может считаться хорошей или плохой, истинной или ложной, поскольку может быть много реальностей одной и той же ситуации в зависимости от восприятия, генерируемого каждым из участников.

Софистское течение было одним из важнейших в философии Древней Греции, хотя позже оно было дискредитировано такими влиятельными фигурами, как Сократ, Платон или Аристотель.

Происхождение

Софисты были философами Древней Греции, учителями мудрости, исповедовавшими отказ от религии, рациональное объяснение природных явлений, субъективизм и несуществование объективной истины.

Релятивизм берет свое начало в скептицизме, в отсутствии уверенности в истине. Однако не следует путать эти понятия. Например, скептик может утверждать, что он не верит в призраков, в то время как релятивист не отрицает и не утверждает, что они существуют, но поддерживает веру в то, что проблема может быть связана с множеством истин.

характеристики

Для предшественников этого течения все условно и относительно. Далее мы найдем основные характеристики софистского релятивизма.

- Отрицает абсолютную истину, поскольку это будет зависеть от каждой производимой им интерпретации.

- Восприятие истины может со временем измениться

- Он отвергает существование добра или зла, поскольку эти концепции обусловлены восприятием каждого человека или группы.

- Нет культуры лучше другой.

- Нет идей выше других, релятивизм принимает все позиции.

- Универсальной морали не существует, так как она зависит от культуры, которая ее исповедует.

Типы релятивизма

С течением времени упомянутые выше характеристики концептуализировались следующим образом.

Гносеологический или когнитивный релятивизм

Считайте, что абсолютной истины нет.

Групповой релятивизм

Истина будет зависеть от каждой группы, которая ее воспринимает.

Индивидуальный релятивизм

Моральные нормы зависят от удобства или восприятия человека.

Моральный и культурный релятивизм

Универсальной морали не существует, поскольку она зависит от культурной группы или человека, который ее воспринимает.

Примеры релятивизма

В современную эпоху образцы морального и культурного релятивизма наблюдаются во многих аспектах повседневной жизни:

- В западных странах есть говядину - это нормально, но не в Индии, где коровы считаются священными.

- Употребление алкоголя может быть приемлемо в некоторых религиях, для других, таких как ислам, это недопустимо.

- В некоторых странах женщины могут носить легкую одежду, в отличие от таких мест, как Иран или Саудовская Аравия.

- Нанесение увечий женщинам недопустимо в западных странах, а в Сомали или Судане это часть древнего обычая.

- В одних странах допускается многоженство, в других это считается преступлением.

Драйверы софистского релятивизма

Протагор

Философ Протагор (481-401 г. до н.э.) подтверждает предположение, что хорошее или плохое находится в руках общества, что у него может быть свое мнение для каждого человека, который его составляет, и что это мнение может измениться с течением времени:

Gorgias

Противники софистического релятивизма

Принятие существования различных восприятий - это релятивизм, и в них не было недостатка среди других философов, отвернувшихся от течения релятивизма.

Аристотель

Аристотель (384-322 до н.э.) отверг несуществование единой истины, продвигаемой софистами:

«Если все, что мы думаем, если все, что нам кажется, правда, то все должно быть и правдой, и ложью. Большинство мужчин думают по-другому; и те, кто не участвует в нашем мнении, считаются заблуждающимися.

Сократ и Платон

Историки утверждают, что Сократ (470–399 до н. Э.) И Платон (427–347 до н. Э.) Квалифицировали релятивизм как абсурдный за то, что делали передачу знания невозможной, не давая доступа к абсолютной истине.

Релятивизм и права человека

С помощью релятивизма софисты бросили вызов морали и обычаям того времени, в котором они жили, подвергли сомнению предписания, которые были приняты без дальнейшего пересмотра, посеяли семена сомнения, потребовали более индивидуального анализа того, что происходит в каждом аспекте жизни. жизнь и особенно провозглашенное уважение к восприятию каждого человека или социальной группы.

Однако в наше время это не полностью принято. По мнению философа Рамина Йоханбеглу (1956), культурные обычаи, нарушающие права человека, не должны защищаться под знаменем релятивизма.

Он гарантирует, что обычаи людей должны быть защищены и продвигаться, но что права человека универсальны, а не относительны. По мнению этого философа, такие действия, как рабство, забивание камнями, нанесение увечий женщинам или брак детей, среди других действий, противоречащих полноценной жизни, должны подвергаться цензуре.

По иронии судьбы, защитники и противники релятивизма использовали бы его, имея возможность выбирать ту или иную сторону, используя тот факт, что истина каждой группы действительна, ввиду того факта, что не может быть абсолютной реальности.

Читайте также: