Религия с точки зрения науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Каково отно­ше­ние между рели­гией и наукой? Согла­симы ли они между собой? Может ли научно обра­зо­ван­ный и мыс­ля­щий чело­век иметь рели­ги­оз­ную веру?

Это про­стое и типи­че­ское рас­суж­де­ние пред­став­ля­ется на первый взгляд совер­шенно неопро­вер­жи­мым, абсо­лютно убе­ди­тель­ным. Тем не менее мы утвер­ждаем, что оно не только не дока­за­тельно, а в корне ложно, что оно осно­вано на непо­ни­ма­нии как при­роды науки, так и при­роды рели­гии, и что чело­век, дей­стви­тельно научно про­ду­мы­ва­ю­щий этот вопрос, т. е. достиг­ший не туман­ного и попу­ляр­ного, а под­лин­ного науч­ного знания о сущ­но­сти как рели­гии, так и наука, должен прийти к прямо про­ти­во­по­лож­ному выводу.

А теперь обра­тимся к суще­ству вопроса. Мы утвер­ждаем, в про­ти­во­по­лож­ность гос­под­ству­ю­щему мнению, что рели­гия и наука не про­ти­во­ре­чат и не могут про­ти­во­ре­чить одна другой по той про­стой при­чине, что они гово­рят о совер­шенно разных вещах, про­ти­во­ре­чие же воз­можно только там, где два про­ти­во­по­лож­ных утвер­жде­ния выска­зы­ва­ются об одном и том же пред­мете.

Выра­жая эту мысль, сна­чала, для боль­шей отчет­ли­во­сти, с неко­то­рым созна­тель­ным упро­ще­нием (кото­рое мы сейчас же далее испра­вим), мы можем ска­зать: наука изу­чает мир, рели­гия познает Бога. Поэтому истины одной так же мало могут про­ти­во­ре­чить исти­нам другой, как мало, напри­мер, аст­ро­но­ми­че­ские истины о стро­е­нии сол­неч­ной системы могут про­ти­во­ре­чить, скажем, эко­но­ми­че­скому учению о зако­нах денеж­ного обра­ще­ния.

Но поз­вольте – воз­ра­зят нам – ведь рели­гия своим уче­нием о Боге вместе с тем меняет пред­став­ле­ния веру­ю­щего о мире, жизни, чело­веке, т. е. о вещах, кото­рые изу­чает наука, поэтому пред­ло­жен­ное объ­яс­не­ние искус­ственно и совсем не устра­няет труд­но­сти.

Воз­ра­же­ние это имеет смысл, но оно не опро­вер­гает выстав­лен­ного нами утвер­жде­ния, а только застав­ляет нас несколько услож­нить его. Точнее надо ска­зать так: наука изу­чает мир и явле­ния, в нем про­ис­хо­дя­щие, без отно­ше­ния их к чему-либо иному; рели­гия же, позна­вая Бога, познает вместе с тем мир и жизнь в их отно­ше­нии к Богу. Поэтому, хотя и рели­гия и наука затра­ги­вают отча­сти одно и то же – мир и жизнь, но они берут эту реаль­ность в двух разных отно­ше­ниях и потому гово­рят все-таки не об одном и том же, а о совер­шенно разных вещах. Чтобы уяс­нить это, при­ве­дем пример соот­но­ше­ния неко­то­рых наук. Может ли гео­мет­рия про­ти­во­ре­чить физике? Каза­лось бы, стран­ный вопрос, на кото­рый можно отве­тить только отри­ца­тельно. Однако же гео­мет­рия гово­рит о точках, линиях, плос­ко­стях и раз­ви­вает о них целый ряд слож­ных учений, между тем как физик не может даже допу­стить суще­ство­ва­ния чего-либо подоб­ного. В самом деле, воз­можно ли суще­ство­ва­ние точек, как чего-то, не име­ю­щего ника­кого изме­ре­ния, – линий, име­ю­щих только длину, но не име­ю­щих ширины и тол­щины; плос­ко­стей, не име­ю­щих ника­кой тол­щины (или глу­бины)? Реально для физика суще­ствуют только тела, име­ю­щие сразу все три про­стран­ствен­ных изме­ре­ния. Самое про­стое наблю­де­ние и раз­мыш­ле­ние пока­зы­вает, что ни одна вообще гео­мет­ри­че­ская фигура в том смысле, в каком ее берет гео­мет­рия, в физи­че­ском мире не суще­ствует и суще­ство­вать не может, а суще­ствуют реаль­но­сти гораздо более слож­ные и несо­вер­шен­ные, чем те иде­аль­ные формы, о кото­рых гово­рит гео­мет­рия. Не есть ли гео­мет­рия наука о фик­циях, т. е., просто говоря, ложное знание? Бывали мыс­ли­тели, кото­рые серьезно так и думали (напри­мер, англий­ский фило­соф Юм). Но, конечно, это неверно. Дело объ­яс­ня­ется просто: гео­мет­рия есть учение о про­стран­ствен­ных формах как тако­вых в их отвле­че­нии от физи­че­ских пред­ме­тов, кото­рым они при­сущи, и в их прак­ти­че­ски недо­сти­жи­мой чистоте; физика же изу­чает тела и их кон­крет­ные формы, как они воз­можны и встре­ча­ются в мате­ри­аль­ных вещах. Обе науки изу­чают (отча­сти) одно и то же – формы тел, но берут их в двух разных отно­ше­ниях; поэтому их выводы не сов­па­дают, но и нисколько не про­ти­во­ре­чат друг другу. Что верно в отно­ше­нии иде­аль­ных, образ­цо­вых форм, взятых неза­ви­симо от кон­крет­ных тел, то неверно в отно­ше­нии тех же форм, как они опытно даны в физи­че­ских телах, И это совсем не делает гео­мет­рию фик­цией, реально ненуж­ной наукой, ибо в физи­че­ских телах, хотя лишь в при­бли­зи­тель­ном и иска­жен­ном виде, реально при­сут­ствуют иде­аль­ные формы, о кото­рых гово­рит гео­мет­рия; и всякий инже­нер знает, как реально важны и нужны гео­мет­ри­че­ские чер­тежи и отно­ся­щи­еся к ним истины.

Этот пример вам поле­зен не просто как обра­зец воз­мож­ной вообще согла­си­мо­сти двух про­ти­во­по­лож­ных утвер­жде­ний. Он по самому своему содер­жа­нию очень помо­гает уяс­не­нию истин­ного соот­но­ше­ния между уче­ни­ями науки и рели­гии. Про­дол­жая эту ана­ло­гию, мы скажем: наука изу­чает отно­ше­ние и явле­ния, име­ю­щие место внутри вагона, в кото­ром мы все едем, остав­ляя совер­шенно в сто­роне отно­ше­ние этого вагона и его пас­са­жи­ров ко всему, что есть вне его; рели­гия же учит нас как раз тому, в каком отно­ше­нии мы, пас­са­жиры этого вагона, нахо­димся к той более широ­кой сфере, кото­рая окру­жает этот вагон и из кото­рой объ­яс­нимо его дви­же­ние как целого. Оба рода знания не про­ти­во­ре­чат друг другу, а вполне согла­симы между собой и оба нам оди­на­ково нужны.

Впро­чем, мы несколько отвлек­лись в сто­рону. В какой мере нужно то или другое знание, есть дело отча­сти вкуса, отча­сти даль­но­вид­но­сти. Сейчас нам важно другое: нам важно дока­зать, что оба рода знания – науч­ное и рели­ги­оз­ное – дей­стви­тельно не про­ти­во­ре­чат друг другу. Поста­ра­емся пока­зать это уже без всяких ана­ло­гий и про­ве­рить это общее утвер­жде­ние на кон­крет­ных при­ме­рах столк­но­ве­ния (мни­мого, согласно нашему тезису) между наукой и рели­гией.

Рас­кры­вая ана­ло­гию с ваго­ном, мы прежде всего утвер­ждаем, сле­до­ва­тельно, в общей форме сле­ду­ю­щее: наука берет мир как замкну­тую в себе систему явле­ний и изу­чает соот­но­ше­ния между этими явле­ни­ями вне отно­ше­ния мира как целого (а сле­до­ва­тельно, и каждой, даже малей­шей его части) к его выс­шему осно­ва­нию, к его пер­во­при­чине, к абсо­лют­ному началу, из кото­рого он про­изо­шел и на кото­ром он поко­ится. Рели­гия же познает именно отно­ше­ние мира, а сле­до­ва­тельно, и чело­века, к этой абсо­лют­ной пер­во­ос­нове бытия – к Богу, и из этого позна­ния чер­пает уяс­не­ние общего смысла бытия, кото­рый оста­ется вне поля зрения науки.

Наука как бы изу­чает сере­дину, про­ме­жу­точ­ный слой или отре­зок бытия в его внут­рен­ней струк­туре; рели­гия познает эту же сере­дину в ее отно­ше­нии к началу и концу, к целому бытия или к его целост­ной пер­во­ос­нове.

Дей­стви­тельно отри­цает воз­мож­ность чудес, т. е. сверх­при­род­ных или духов­ных сил (здесь мы пере­хо­дим к разъ­яс­не­нию вто­рого недо­ра­зу­ме­ния) не наука как тако­вая, а лишь особая, вне­на­уч­ная вера, особое миро­со­зер­ца­ние, кото­рое неве­же­ствен­ные или полу­об­ра­зо­ван­ные люди при­пи­сы­вают самой науке и кото­рому дей­стви­тельно под­вер­жены отдель­ные ученые, но кото­рое не имеет ничего общего с наукой, а есть именно слепая, без­от­чет­ная вера; мы разу­меем мате­ри­а­лизм или нату­ра­лизм. Мате­ри­а­лизм отри­цает вообще суще­ство­ва­ние духов­ных начал и сил; нату­ра­лизм утвер­ждает, что во всяком случае все силы, обна­ру­жи­ва­ю­щи­еся в мире, дей­ствуют как слепые силы при­роды, и не допус­кает ника­ких сверх­при­род­ных и разумно дей­ству­ю­щих сил.

Но, скажут нам, как ни необ­хо­дим этот печаль­ный вывод, он совсем не убеж­дает нас в истин­но­сти рели­ги­оз­ной веры и в лож­но­сти мате­ри­а­лизма и нату­ра­лизма. Напро­тив, то же самое бес­стра­шие мысли тре­бует, чтобы мы не веро­вали ни во что, что не дока­зано и не обна­ру­жено воочию, и, сле­до­ва­тельно, мы обре­чены, как бы тра­гично это ни было, не при­зна­вать ничего, кроме чув­ствен­ной, эмпи­ри­че­ской реаль­но­сти, кото­рая есть неустра­ни­мый факт, и все осталь­ное счи­тать пустой мечтой, необя­за­тель­ной для нашего разума. В задачу насто­я­щей книжки не входит поло­жи­тель­ное обос­но­ва­ние истин­но­сти рели­гии; это-боль­шая тема, кото­рой, в сущ­но­сти говоря, посвя­щена вся фило­со­фия. Ибо вся фило­со­фия, осо­знав­шая сама себя и свой пред­мет-начи­ная от древ­них гре­че­ских муд­ре­цов Герак­лита, Сократа и Пла­тона и кончая новей­шей фило­со­фией наших дней-есть рели­ги­оз­ная фило­со­фия, отыс­ка­ние и разум­ное обос­но­ва­ние духов­ных пер­во­ос­нов бытия. (Неда­ром все ате­и­сты и мате­ри­а­ли­сты так нена­ви­дят фило­со­фию и боятся ее, хотя и скры­вают свой страх и нена­висть под маской пре­зре­ния.) Но одно кос­вен­ное обос­но­ва­ние может быть здесь при­ве­дено – через усмот­ре­ние логи­че­ской про­ти­во­ре­чи­во­сти мате­ри­а­лизма и нату­ра­лизма.

Таким обра­зом, вопреки рас­про­стра­нен­ным пред­став­ле­ниям, не только наука не про­ти­во­ре­чит рели­гии, и вера в науку – вере в рели­гию, но дело обстоит как раз наобо­рот: кто отри­цает рели­гию, по край­ней мере основ­ную мысль всякой рели­гии-зави­си­мость эмпи­ри­че­ского мира от неко­его выс­шего, разум­ного и духов­ною начала-тот, оста­ва­ясь после­до­ва­тель­ным, должен отри­цать и науку, и воз­мож­ность раци­о­наль­ного миро­объ­яс­не­ния и совер­шен­ство­ва­ния. И обратно: кто при­знает науку и вду­мы­ва­ется в усло­вия, при кото­рых она воз­можна, тот логи­че­ски вынуж­ден прийти к при­зна­нию основ­ного убеж­де­ния рели­ги­оз­ного созна­ния о нали­чии высших духов­ных и разум­ных корней бытия.

В основе как рели­ги­оз­ного чув­ства, так и науч­ного созна­ния – в основе иска­ния и твор­че­ства и в науке, и в рели­гии – лежит одно и то же пер­вич­ное отно­ше­ние к бытию, отли­ча­ю­щее твор­цов науч­ной мысли и рели­ги­оз­ного созна­ния от обы­ва­теля, от настро­е­ния кос­но­сти и обыденщины,-словом, от умствен­ной огра­ни­чен­но­сти; это отно­ше­ние может быть названо мета­фи­зи­че­ским созна­нием – созна­нием зна­чи­тель­но­сти, пол­но­вес­но­сти, глу­бин­но­сти и без­мер­но­сти бытия; и это созна­ние сопро­вож­да­ется необ­хо­димо опре­де­лен­ным настро­е­нием изум­ле­ния и бла­го­го­ве­ния. Когда мы из тесных комнат дома, из узких улиц города, заго­ра­жи­ва­ю­щих гори­зонт высо­кими стро­е­ни­ями, выры­ва­емся на про­стор поля или степи или когда мы, под­няв­шись на высо­кую гору, вдруг видим широ­кий, необъ­ят­ный гори­зонт и имеем непо­сред­ствен­ное созна­ние, что за всей этой види­мой нам ширью еще лежит бес­ко­неч­ный мир,- тогда мы вдруг остро ощу­щаем, в какой тес­ноте и потому сле­поте мы обычно живем, как огра­ни­чен наш обы­ва­тель­ский гори­зонт, и нас охва­ты­вает, вместе с ярким созна­нием нашего соб­ствен­ного ничто­же­ства, радост­ное чув­ство жизни, мощи и воли. Таково именно посто­ян­ное созна­ние как твор­цов науч­ной мысли, так и рели­ги­оз­ных людей. Это пре­бы­ва­ние в атмо­сфере бес­ко­неч­но­сти, это дыха­ние свежим воз­ду­хом про­стора и чер­па­ние через него новых живи­тель­ных сил отли­чает их обоих от обы­ва­теля, изны­ва­ю­щего и тупе­ю­щего в своей духоте и тес­ноте. И потому эпохи веры суть всегда эпохи твор­че­ства, при­лива новых сил, а эпохи неве­рия суть эпохи упадка, оску­де­ния и застоя.

Объект который может подходит под это описание, это кирпичик нашей вселенной под названием супер струна. И этих сгустков энергии состоят все микрочастицы и эти частицы несут в себе 11 измерений, то есть они есть как бы связавшее звено между наши миром и другим многомерным миром.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисчислимы пути Его!(Рим 11, 33). Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Вездесущий. Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).

1. Вавилонская поэма о сотворении мира за 6 дней, известную под названием "Энума элиш", является исходником Танаха или так называемой книги бытия.
2. ( И был вечер, и было утро: день . [Быт. 1:5]
Оказывается это не только красивая метафора. В вавилонской системе летосчисления день рождался именно на закате, а утро представляло собой финальную часть дня .

А вот еще интересное сходство с шумерским эпосом:
Герой эпоса Ут-Напиштим выслал на разведку трех птиц — голубя, ворона и ласточку.
А вот еще 1 док-во мифа тотатльного потопа:
Маслина - древний символ мира. Требуются годы тщательного ухода за этими деревьями, прежде чем они достигнут желаемых результатов. Таким образом, масличный лес указывает на то, что в этом районе царит мир и спокойствие, и его не потревожили войны или наводнения.

Вот только самое начало и уже видно, что древние евреи, просто напросто использовали мифы других народов для создания своей собственной религии. Заимствование это нормальное для человечества, и это происходила всегда на протяжении многих веков.

2. Реинкарнация

В буддизме относительно нормально относятся к научным методам, поэтому неудивительно, что многие буддийские мыслители пытаются примирить западную науку с дхармической концепцией реинкарнации.

Психиатр из Университета Виргинии, Джим Такер, потратил годы на изучение и сбор данных о детях, которые помнили свои прошлые жизни, в надежде найти доказательства реинкарнации душ.

Как ни странно, но его идея не привлекла внимания критиков. И хотя гипотеза Такера пока остаётся недоказанной, его исследовательская методология впечатляет. При анализе собранных данных он обнаружил весьма интересные закономерности. Возраст большинства детей, которые утверждали, что помнят свои прошлые жизни, колебался в пределах 2-6 лет. Около 70% из них заявляли, что умерли насильственной или неестественной смертью. Более того, 90% детей утверждали, что в прошлой жизни они имели такой же пол.

Некоторые квантовые физики считают, что материальный мир является производным от сознания, а не наоборот. Если это так, тогда сознанию не нужен физический мозг, чтобы выжить. Данная концепция является весьма спорной.

3. Девственное рождение

Чудо действенного рождения Иисуса Христа является важной частью христианской веры, и многие считают, что это было божественное вмешательство. Тем не менее, некоторые люди пытались объяснить это с научной точки зрения. Главный вопрос: откуда у Иисуса Христа появилась Y-хромосома, которая сделала Его мужчиной?

В таком случае Иисус, по сути, был клоном Марии. Он должен был претерпеть обратную мутацию, чтобы избежать возникновения устойчивости к тестостерону и синдрома тестикулярной феминизации.

Согласно другой теории, Мария формально была девственницей, когда забеременела. Иосиф и Мария были обручены, но ещё не женаты, поэтому они могли просто заниматься петтингом. Это теоретически привело к беременности Марии, оставив при этом её девственность нетронутой.

4. Пресвятая троица

Ещё одной тайной христианства является то, как три аспекта Бога – Отец, Сын и Святой Дух – могут являться монотеистическим божеством. Некоторые считают, что ответ кроется в квантовой механике. По их мнению, Бог создавал физический мир в соответствии с научными законами, которые соответствуют Его божественной природе.

Согласно квантовой теории, процесс включает три этапа: поле потенциалов создаёт силу, которая, в свою очередь, генерирует кинетическое или фактическое событие. Пресвятую троицу также можно рассматривать как три этапа спасения. Она начинается с бесконечного стремления, или божественной любви Отца. Далее следует божественная истина в лице Сына, который ведёт к фактическому событию спасения посредством Святого Духа.

Ещё одна аналогия, проводимая между Богом и квантовой физикой, заключается в том факте, что субатомные частицы можно рассматривать как частицы или волны – в зависимости от того, как они измеряются. Это отражает характер Бога, который является Отцом, Сыном или Святым Духом – в зависимости от того, как Он измеряется, и взаимосвязей, установленных между ними тремя.

Согласно термодинамике, рай излучает столько же тепла, сколько и получает – примерно в 50 раз больше, чем Земля. По закону Стефана-Больцмана, температура в раю составляет 525 градусов Цельсия.

Тем не менее, эти расчёты не учитывают атмосферное давление в аду. Согласно подсчётам математика, жившего в XIX веке, к 2000 году в аду будет около 29 миллиардов душ. Предположительно площадь геенны, на которой основана концепция ада, составляет 7 квадратных километров. Если представить, что масса души равна массе тела среднестатистического человека в этой ограниченной зоне, то высокое атмосферное давление позволит сере оставаться в жидком состоянии при температуре намного выше 525 градусов Цельсия.

6. Глоссолалия

Неврологи предполагают, что ослабление контроля над языковым центром головного мозга может быть вызвано потоком непонятной речи. Однако верующие интерпретируют результаты эксперимента как оправдание своей убеждённости в том, что глоссолалия берёт начало за пределами человеческого разума. Возможно, адамический язык, на котором говорили в Эдеме, также был неструктурированным. Или, может быть, глоссолалия является результатом прямой связи между ограниченным человеческим мозгом и бесконечными языками Бога.

В Коране также содержатся упоминания об орбитах в пространстве, защитном характере атмосферы, магнитном поле Земли, относительности времени и многом другом.

По мнению некоторых людей, это не совпадение или попытка выдать желаемое за действительное. Книга Бытия была написана в 2300 году до нашей эры, и ссылки на события, произошедшие сотни и тысячи лет спустя, говорят о том, что её автор не мог быть человеком. Закодированные пары слов были оставлены высшим разумом – Богом. В ходе дальнейшего статистического анализа были обнаружены имена 32 еврейских деятелей, живших в IX-XIX веках.

9. Проблема звёздного света

Космология белых дыр – ещё одна теория, касающаяся проблемы звёздного света. Её автор, Рассел Хамфриз, предположил, что Земля находится в колодце чёрной дыры. Согласно данной теории, во внешней Вселенной проходят миллиарды лет, а на Земле за это время – всего несколько дней в результате замедления времени. Хитроумная математика и явное безумство идеи помешали ей получить широкое признание.

Буквально недавно появилась ещё одна теория, согласно которой, перемещаясь в одном направлении, скорость света измерить невозможно. Следовательно, не исключено, что свет, который движется в сторону наблюдателя, делает это почти мгновенно. В свою очередь, свет, который движется от наблюдателя, делает это медленнее, чем С, превращая С в среднее значение скорости движения от и навстречу наблюдателю.

10. Одержимость

Бетти утверждал, что поддерживать чисто материалистическое мировоззрение перед лицом таких неопровержимых доказательств было безрассудно. Он также считал, что экзорцизм должен стать альтернативной формой лечения (в противовес психотропным препаратам и электросудорожной терапии). Он хотел, чтобы психиатры пересмотрели свои предположения, исследовали доказательства существования паранормальных явлений и позволили экзорцистам практиковать свои обряды в медицинских учреждениях, чтобы убедиться в их эффективности.

Религия и наука. Проблема соотношения

В статье мы кратко рассмотрим аспекты взаимоотношений религии и науки в истории и в современном мире, определим сходства и различия, общее и особенное, аргументы за и против, а также пути взаимодействия религии и науки.

История и современность

Согласно западной традиции (культурам Востока свойственен синкретизм) наука как точное и эмпирически выверенное знание, существующее во благо человечества, противопоставляется религии, постулаты которой предполагается воспринимать на веру. При этом научная традиция рассматривается обособлено, исключая взаимосвязь с другими способами познания мира. В обыденном представлении философы и ученые прошлого предстают как борцы с нерациональной религиозной стороной действительности. Однако такого представления, т. е. рассмотрения прошлого с позиции современности, стоит избегать.

Единство и различия религии и науки

Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия, предлагая знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом. Так и наука, представляя знания в виде фактов, способствует возникновению нового видения явлений.

Независимость науки и религии связана с самостоятельностью мира в отношении к Богу. Но эта самостоятельность относительна. С религиозной точки зрения, Бог присутствует в мире через человека, а также в мировой гармонии, которая лишь в определенной степени нарушается стихией природы. Поэтому между наукой и религией на самом деле существует глубокая связь и точки соприкосновения. Наука как частичное знание опирается на мировоззрение, имеет религиозный (или антирелигиозный) характер, то есть она зависит от духовных интересов, от веры как отдельных людей, так и целых эпох. Поэтому наука не может уничтожить религию — она может быть безрелигиозной только тогда, когда религия сама в запущенном состоянии.

Путем сравнения определений религии и науки приходим к выводу, что это два аспекта общественной жизни, которые являются различными областями духовной культуры и могут существовать рядом, не уничтожая друг друга. Утверждение, что религия и наука несовместимы — в корне неверно.

Использованная литература:

2. Релігієзнавство: Навчальний посібник. 2-ге вид. / За ред. Мозгового Л. І., Бучми О. В. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 264 с.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: