Религия протоиндийской цивилизации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Становление протоиндийской цивилизации — истоки верований Древней Индии

Древняя Индия была наполнена большим количеством верований. Первый этап развития религиозных идей связан со становлением протоиндийской цивилизации, которая появляется и расцветает в IV-III тыс. до н.э. Она была создана преимущественно дравидоговорящим населением (жители южной части Индостана) городского типа со сложной религиозно-мифологической системой.

Во II тыс. начинается праведический период развития индуизма, о котором осталось мало сведений (сохранились на печатях и других малочисленных артефактах). Праведический культ (протоиндуистский) имеет такие характерные особенности:

Протоиндийские верования заложили фундаментальные основы и воззрения, на которых стоит современный индуизм.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Ведическая религия

Приблизительно с 1500 года до н.э. начинается ведический период с вторжением центральных народов Азии (арийцев) в Северную Индию. Местные верования пребывали в активном культурном обмене с новой религией завоевателей, основанной на Ведах.

Веды состоят из четырех сборников (самхити) гимнов, ритуальных песен, жертвенных формул и заговоров:

  • ригведы;
  • самаведы;
  • яджурведы;
  • атхарваведы.

Ключевые догмы ведической религии:

  1. Миром правит рита — упорядывающий мировой закон (меняются времена года, день начинается после ночи). Ей подвластны все: и люди, и небожители. Что бы она утверждалась нужны жертвоприношения.
  2. Культовая практика жрецов становится гарантом правления риты, становится составляющей миростроения.
  3. Каждый человек обладает своей дхармой — индивидуальным жизненным заданием, долгом, в котором конкретизируется рита.
  4. Центральный миф ведийской мифологии — история убийства Индрой змея Вритры.

Основные религиозные течения, описание и характеристики

Брахманизм

Брахманизм — это религиозная система взглядов, ритуальных правил и социальных норм, сформированная в Древней индии между VIII-VI до IV ст. до н.э.

В VII-VI веке до н.э. в Индии формируется система 4 варн — сословий. Значительно возвышается авторитет сословия брахманов — жрецов, которые претендовали на монопольное овладение тайнами сложнейших ритуалов. Религия Вед разделяется на два направления — массовую, народную религию и религию, пронизанную сложными философскими концепциями — брахманизм.

  • опорой на священные книги — Упанишады;
  • кардинальным переосмыслением ведической религии;
  • сложными философскими концепциями;
  • опорой на институт жречества (брахманов);
  • элитаризмом.

Основные идеи Упанишад и брахманизма:

  1. Религия сводится до единого принципа абсолютной, универсальной души.
  2. Вселенная является Богом, а Бог — Вселенной.
  3. Безличностная, универсальная, всеохватывающая душа называется Брахман (либо Браман). Атман — внутреннее духовное зеркало, которое отображает Брахмана, это абсолютный человеческий дух, его сокровенная сущность.
  4. Акцент на превосходстве духа религии над ее внешним выражением (ритуальностью).
  5. Внимание на внутренний мир человека, а не божественный.
  6. Человеческую душу (дживу) невозможно уничтожить, она непрерывно прибывает в кругу перерождений (сансаре).
  7. Сущность жизни — преодоление круга перерождений и слиянии с Брахманом. Последнее возможно только благодаря праведной вере, жизни, моральному усовершенствованию, самонаблюдению (медитации). Человек должен стремится к освобождению (мокше) от ложности мира.
  8. В мире правит закон кармы (круг искупления), а сам мир — иллюзия, призрак (майя).
  9. Жизнь человека является последовательным циклом жертвоприношений. Смерть (сжигание собственного тела на погребальном костре) — последнее жертвоприношение.

В VI веке появляется ряд реформаторских течений традиционного брахманского культа. Как реакция на кризис брахманизма появляется джайнизм, буддизм и сикхизм.

Индуизм

Индуизм — сложный религиозный комплекс, который формировался в течении 3-4 тысячелетий, в состав которого вошли религиозно-философские учения, этико-правовые нормы и религиозно-культовые воззрения.

В период поздней древности и в Средневековье индуизм утвердился как господствующая религиозная система страны, которая существует до сих пор в 2 главных формах — вишнуизме и шиваизме.

Современный индуизм существует в форме ведантичного — основанного на школе веданта, которая взяла за основу более ранние Упанишады.

Вишнуизм (вайшнавизм)

Вишнуизм — самое численное ответвление индуизма, являет собой монотеистическую систему с Вишной как верховным божеством.

Формируется со средины I тыс. н.э. Вишнуизму характерно:

  1. Поклонение исключительно Вишне и десяти его воплощениям — аватарам, в девяти из которых Вишну уже приходил в этот мир ради спасения его от неминуемой гибели. Некоторые аватары Вишну — Рама, Кришна, Будда, Калки (Белый Кон — мессианское воплощение Вишну в конце времен (калиюги)). Рама и Кришна почитаются даже больше Вишны.
  2. Вишна — основа мира и источник всего существующего.

Бенгальский вишнуизм (или гаудиа-вайшнавизм) — это отдельная ветвь, которую называют кришнаитством. Самое позднее течение вайшнавизма. Здесь главным божеством считается не Вишну, а Кришна.

Буддизм

Буддизм — самая древняя мировая религия, возникшая как реакция небрахманских шаров древнеиндийского населения на брахманизм.

Возникает в VI-V веке до н.э. как одна из неортодоксальных индуистских философских школ — настика. Легендарный основатель буддизма — Сидхартха Гаутама Шакьямуни (563-483 или 623-543 гг. до н.э.), который впоследствии становится Буддой. Буддизм опровергает авторитетность вед и критикует веру брахманов.

Буддизм не является монолитным учением. Под ним понимается ряд разнородных течений, философских школ и региональных разновидностей.

Основные догматы буддизма:

Учение о восьмеричном пути:

  1. Правильные убеждения (знание 4 истин).
  2. Правильное намерение.
  3. Правильное произношение (утверждение правды).
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильные усилия.
  7. Правильная концентрация (самоанализ) или памятование.
  8. Правильная техника медитации.

Главные направления буддизма

Ему характерны постулаты:

  1. Спасение — индивидуальное дело каждого.
  2. Ориентирование на рефлексивный (теоретический) уровень.
  3. Нирвана не тождественна сансаре. Утверждение реальности дхарм.
  4. Культ архатов и пратьяна будд – праведников, которые достигли нирваны.
  5. Спасение возможно только для монахов и мирян, которые строго придерживаются 5 правил (заповедей).

5 заповедей для спасения:

  1. Не нанесение вреда любому живому существу (ахимса), запрет убийств (прана-атипата).
  2. Отказ от воровства, присвоения чужого.
  3. Удержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара).
  4. Отказ от вранья, обмана, злоупотребления доверием (сатья).
  5. Отказ от употребления опьяняющих напитков и всего, что затрудняет самоконтроль.
  1. Ориентируется не на прекращение собственных страданий, а достижение доскональной мудрости, которой можно спасти всех живых существ. Идея всеобщего спасения существ.
  2. Ориентированность на практические нужды, отличается сложностью ритуала, его пышностью.
  3. Нирвана тождественна сансаре. Отрицание любого существования (в т.ч. дхарм).
  4. Почитание бодхисатв, поклонение буддам.
  5. Учение о рае и аде.
  6. Цвет одеяний — желтый.

Для нее характерно:

  1. Вероучение — руководство по подготовке и проведению магических обрядов, призванных обеспечить здоровье, успех в делах, лучшие перевоплощения и спасения.
  2. Тантрические обряды проникнуты духом эротики.
  3. В основе — магическое мировосприятие, все в мире связано между собой. Произнося магические формулы, выполняя действия, можно достичь нирваны и пробужденности .
  4. Цвет одеяний — красный.

Возникновение буддизма повлияло на формирование специфики даосизма, синтоизма, конфуцианства (в его современном виде).

Джайнизм

Джайнизм — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем учения считается кшатрий Вардхмана, более известный как Джина и Махавира.

  1. Дуалистическое трактование бытия, где вечными, несотворенными началами есть джива (душа) и аджива (материя).
  2. Цель жизни — индивидуальное спасение путем освобождения дживы от материального начала, поскольку душа, соединяясь с материей, приобретает кармическое тело. Она обречена на вечные перерождения.
  3. Принцип перерождения можно преодолеть, осуществив освобождение и достигнув мокши.
  4. Необходима жесткая аскетичность как средство противостояния материальному миру. Монах не должен жить долго на одном месте, должен постоянно поститься и умертвлять плоть. Высший подвиг — смерть от голодовки.
  5. Все в мире имеет душу, потому нельзя ничему и никому причинять вред (богам, животным, растениям, земле, ветру). Важно сочувствие всем проявлениям жизни.

В силу аскетизма слабо распространен, однако играет важную роль в политической, культурной и экономической жизни Индии.

Сикхизм

Сикхизм — это религия североиндийского происхождения, которая возникает как позднее реформаторское течение индуизма приблизительно в ту же эпоху, что и протестантская Реформация в Европе. Сикхизм — основная религия народа сикхов.

  1. Бог — абсолютная, бесформенная, всемогущая, непознаваемая субстанция.
  2. Все грехи возможно искупить, повторяя Истинное Имя Бога и размышляя о нем.
  3. Личность спасенного сливается с Богом, поглощается Ним.
  4. Чтобы спастись, нужно покориться Гуру (Учителю) Сату Наму.
  5. Волю Сату Нама можно узнать из уст его служителей — гуру-людей (Нанака был первым, после него было еще 9).

Сикхизм ближе к пантеизму, нежели к строгому монотеизму.

Современный сикхизм отличается:

  1. Слабым (нежели в индуизме) разделением на касты.
  2. Близостью религиозного ритуала к индуистскому.
  3. Обилием идолов божеств в гурдварах — храмах.

География индийских религий

Буддизм единственная древнеиндийская религия, которая стала мировой. Сикхизм, джайнизм и индуизм (преимущественно) остались национальными.

Самой распространенной древнеиндийской религией является индуизм. Численность по миру (2015) – 1.15 млрд. (до 70% вайшнавистов) Он распространен во многих странах Южной та Южно-Восточной Азии:

  • Индия — 85% (около 80% являются вишнуистами);
  • Непал — 89%;
  • Шри-Ланка — 19%.

Также последователи индуизма есть в других странах:

  • Бангладеше;
  • Мьянме;
  • Малайзии;
  • Индонезии (о. Бали);
  • Сингапуре;
  • Республике Фиджи;
  • Маврикии;
  • ЮАР;
  • Америке и Европе;
  • в России (малочисленные).

В России самым крупным индуистским направлением является кришнаитство (Международное общество сознания Кришны в России).

Буддизм является мировой религией и представлен в большинстве стран мира, в отличие от инудизма. Численность по миру (2015) – 521 млн. Большинство буддистов проживает в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Распространение:

  • Камбоджа (гос. религия) — больше 95%;
  • Таиланд (оплот классической тхеравады) — около 95%;
  • Мьянма (в большинстве тхеравада, китайцы — махаяна) — 90%;
  • Лаосе (тхеравада) — 66%;
  • Бирма — 80%;
  • Шри-Ланка (ланкийский) — около 70% буддисты-тхеравадины;
  • Бутане — 75%;
  • Монголии — 55%;
  • Республиках РФ Бурятии (20%), Калмыкии (53%) и Туве (52%) — около 1% от всего населения России.

Также буддизм распространен (до 40%) в других странах:

  • Вьетнаме (направление махаяны);
  • Корее;
  • Японии;
  • Тайване;
  • Тибете;
  • Китае;
  • Сингапуре;
  • Макао;
  • Непале (оплот ваджраяны).

В Индии буддизм составляет меньше 1%.

Джайнизм — 4.2 млн. в мире. Распространен преимущественно в Индии (штаты Раджастхан, Гуджарат, Махараштра и Карнатака) — 0.5% от всего населения страны.

Сикхизм (2015) — 30 млн. в мире. В основном населяют штат Пенджаб. Также проживают крупные диаспоры в США (до 1 млн.), Канаде (до 500 тыс.), Великобритании (до 500 тыс.).

Взаимодействие с западной культурой

Индуизм и буддизм наиболее заметно взаимодействуют с западной культурой. К ним сформировано позитивное культурное отношение (особенно в странах, где исповедается преимущественно христианство) — это философски привлекательные мировоззренческие системы.

Буддизм первую волну популярности на западе переживает (в форме дзэн-буддизма) среди интеллигенции в первой половине ХХ века, благодаря японскому ученому Дайсецу Судзуки. Влияние дзэн можно обнаружить в творениях писателей:

  • Г. Гессе;
  • Дж. Сэлинджера;
  • Дж. Керуака;
  • А. Гинзберга;
  • А. Уотса;
  • Г. Снайдера.

Вторая волна популярности совпадает с движением хиппи (конец 60-х – начало 70-х годов ХХ века). Интерес был обусловлен послевоенными настроениями и поисками средств развития сознания, особенно после разочарования в развития сознания с использованием наркотических веществ. После оккупации Тибета КНР в 1959 многие буддисты бегут на Запад, что влияло на распространение идей на Западе. В 70-х появляются первые западные учителя буддизма (Лама Оле Нидал).

Особенности западного буддизма:

  1. Отсутствие сильного тяготения к монастырскому способу жизни. Большинство буддистов-западников имеют семьи, роботу, получают образование.
  2. Акцент на выполнении медитации, а не на достижение этического идеала, выполнении ритуалов, поклонении.

Многие жители Запада используют разнообразные практики (к примеру, йогу, тантру) без привязки к религиозным воззрениям. Однако, большинство принципов и взглядов существуют в популярной культуре (особенно литературе) в упрощенном и лишенном сакрального смысла варианте, а часто даже не имеющем ничего общего с истоковым учением.

Изображение быка-зебу на стеатитовой печати из Мохенджо-Даро.
2600-1900 до Р.Х. Британский музей, 1947,0416.1.

Мохенджо-Даро сохранился намного лучше Хараппы, потому что его никто не разбирал на кирпич. И сейчас это огромный памятник мирового значения, над которым высится буддийская ступа более позднего времени, но она хорошо вписалась в эту археологию. Там найдено несколько странных зданий, назначение которых непонятно. Сохранился большой дом с колоннами – естественно, от него остался только нижний уровень, не более 1 – 1,2 метра высотой. Предполагают, что это дом собраний, но, может быть, это храм. Рядом - дом с небольшими помещениями, то ли это школа, то ли административное здание. Тут же - большие зернохранилища.



И, что самое удивительное, в самом центре верхнего города находится большой бассейн с двумя ступенчатыми сходами с двух сторон, имеющий глубину 2,4 метра. Исходя из того, что воды было тогда много, в городе било несколько десятков родников, источников, из которых вода подводилась для гигиенических нужд в дома, это явно было не водохранилище на случай осады города, а, скорее всего, это был хорошо организованный бассейн для омовений. Кстати, он был обработан битумом, в нем был сделан специальный сток, который мог открываться и закрываться. И он был обрамлён колоннами. И ведь все это было сделано на самой высокой точке города! Столь высоко расположенный бассейн создаёт технические проблемы подъема воды. Но он в какой-то степени соответствует комнатам для омовения в отдельных домах нижнего города. Возможно, это некое большое место для омовения для всех горожан во время определённых общегородских священнодействий. В целом ряде городов и, в частности, в Мохенджо-Даро, найдены кирпичные платформы, на которых, видимо, совершались всесожжения. Эти платформы располагались прямо под открытым небом недалеко от этих бассейнов.

Изображения в основном присутствуют на печатях, других изображений совсем немного. Из этих немногих других изображений сохранилось замечательное изображение танцующей молодой женщины, напоминающей якши классической Индии, с грациозным телом, полностью обнажённым, с руками в браслетах. Браслеты – это очень важный элемент женского костюма в протоиндской цивилизации. Это уникальная статуэтка, которая невероятно напоминает более поздние, уже классического времени, изображения молодых женщин и девушек из храмов Кхаджурахо и других храмов классической Индии.


Якшиня вришака Чулакока Дэвата. Рельеф ограды от ступы. Бхархут. Середина II в. до Р.Х.
Калькутта. Индийский музей.
(С.И. Туляев. Искусство Индии. III тыс. до н.э. – VII в. н.э. М.: Искусство, 1988. С. 105, рис. 90)



Трехликое существо в йогической позе, с браслетами на руках, восседающее на престоле.
Стеатитовая печать из Мохенджо-Даро. 2600-1900 до Р.Х. Музей Исламабада, NMP 50.296

Бхавани, шакти Шивы. Бронзовая статуэтка из Махараштры. Индия. XVIII в.
Британский музей. 1940,0716.58.


Изображение Шивы на лингаме в Гудималламе – одном из древнейших храмов Индии.
III в. до Р.Х. – IV в. по Р.Х.

Но сейчас модно всё это подвергать сомнениям. Сейчас говорят, что это вообще изображение женщины, что это никакой не penis erectus и не трёхликое изображение Шивы, а это голова быка и рога быка. Но, видит Бог, когда я смотрю на это изображение, я соглашаюсь с Мирчей Элиаде и Джоном Маршаллом, потому что все остальные интерпретации неубедительны. Они сделаны потому, что нужно же что-то сказать новое, нельзя же просто повторить то, что сказано прежде, и поэтому давайте скажем, что всё, на самом деле, наоборот.

Но рогатый бог из Мохенджо-Даро с этим полумесяцем в волосах, конечно же, очень напоминает ездовое животное Шивы – быка Нанду, а Шива до сего дня особо почитаем на дравидском юге. Надо сказать, что буйвол - это домашнее животное в обводнённой части страны, он может работать на залитых полях. Поэтому бык, буйвол - это очень ценимое в Индии животное, и, видимо, оно было главным объектом жертвоприношений. Его приносили в жертву вот этому мужскому Богу. А сейчас, когда пытаются сказать, что вообще не было мужского Бога, или что Он был совершенно подчинённым богине существом, понятно, что эта печать всем мешает и ей надо дать новую интерпретацию.


В Мохенджо-Даро найдено изображение, на котором стройная богиня в подобном месяцу головном уборе преклоняет колено перед ветвью дерева. Её рука протянута к тигру, который поворачивает голову, чтобы взглянуть на неё. На другой печати богиня стоит за тигром около такого же дерева и рукой касается тигра. При этом и богиня, и тигр имеют некоторые черты буйвола – например, рога. То ли это рогатая шапка, то ли это знак принадлежности Богу.



Богиня с рогами, дерево и тигр на печати из Мохенджо-Даро. III-II тыс. до Р.Х.
(М.Ф. Альбедиль. Протоиндийская цивилизация. М.: Наука,1994. Табл. XVIII.1)

На третьей печати изображена полу-женщина - полу-тигр: выше бедер - женщина, ниже бедер - тигр. Но у неё волнистые рога барана. Что это означает? Безусловно, мы имеем дело с неким пониманием единства двух природ, которое будет так важно для будущей Индии, единства мужского и женского. При этом женское является передатчиком силы мужского – отсюда идея мирового дерева, пред которым богиня преклоняет свои колени.



Весьма интересно изображение процессии на сложной печати из Мохенджо-Даро. Семь фигур в коротких туниках выше колена и в очень странных головных уборах - с каким-то хохолком или одним рогом, от которого спускается то ли коса, то ли лента, к концу которой привязано кольцо. Все фигуры смотрят в одну сторону. Это нижний регистр.


Изображение процессии на печати из Мохенджо-Даро. III—II тыс. до Р.Х.
Нью-Дели. Национальный музей Индии

В верхнем регистре мы видим быка с огромными волнистыми рогами, а также преклоняющую одно колено фигуру, кажется, стройной женщины, но трудно сказать. Видим фигуру в высокой шапке, тоже с рогами и с трилистником на рогах этой шапки, тоже с лентой или косой, которая отходит от неё. А внутри, в некоем раздвоенном дереве, из которого вырастают с каждой стороны ветви, из каждой ветви по три веточки, стоит фигура, на мой взгляд, двуликая, в такой же трёхчастной шляпе, с руками, на которые нанизано много колец и, судя по фигуре (широкие плечи, узкий таз), это мужская фигура, хотя половых признаков нет. И, видимо, ей поклоняется фигура, преклоняющая колено, и к ней направляются и бык, и эти семь фигур нижнего регистра. Мы видим коллективное поклонение некому священному существу, которому стараются своим видом уподобиться и его поклонники.

До сих пор в южных дравидских деревнях есть женское и мужское деревья, которые считаются супругами друг друга, и им поклоняются. Они являются символами Шакти и Бога. Мужское дерево - это пипал, индийская смоковница. Женское дерево называется ниим, но я, по правде сказать, не знаю, какому нашему дереву оно соответствует ботанически.

Порой на протоиндских печатях изображаются танцующие фигуры между двумя кланяющимися адорантами, и каждый в обществе кобры. Есть и другие изображения, в частности, очень напоминающие месопотамские. На изображении из Мохенджо-Даро некий герой (здесь мужские признаки видны) с головой петуха, схватил за шею (может быть, душит) двух тигров, стоящих на задних лапах. Что это? Какой-то местный вариант повести о Гильгамеше или что-то иное?

Антропоморфное существо, борющееся с тиграми. Оттиск печати из Мохенджо-Даро. III-II тыс. до Р.Х.
(М.Ф. Альбедиль. Протоиндийская цивилизация. М.: Наука,1994. Табл. XVIII.4)


Человек с двумя тиграми. Оттиск стеатитовой печати из Мохенджо-Даро. III-II тыс. до Р.Х.
(С.И. Туляев. Искусство Индии. III тыс. до н.э. – VII в. н.э. М.: Искусство, 1988. С. 53, рис. 42)


Но мы должны принять во внимание, что сохранился не только этот синтез, но также и специфический, исключительный вклад самих господ, самой этой высокой культуры, самой теократической концепции Индской цивилизации. Без этого невозможно будет понять и объяснить ту важность, которую брахманы послеведического периода (имеются в виду тексты- брахманы) приобрели в индийской культуре. Очень возможно, что все эти хараппские религиозные идеи, которые очень контрастируют с индоевропейскими, были сохранены - с неизбежной примитивизацией - среди простого народа, среди удалённых частей общества, для новых господ, говорящих на индоевропейских языках. Очень возможно, что из них появились, как следующие друг за другом волны, в следующих синтезах формы культуры, которые в итоге завершились образованием цивилизации индуизма.

То же изображение, но в круге - это Владыка всего, Владыка времени, Супруг великой богини. По всей видимости, Бог в виде буйвола приносился в жертву, и эта традиция потом в Индии тоже перешла в известный священный обряд Ашвамедхи.

Вы здесь: Главная Индия Философия и религия Индии Индуизм Древо индуизма. Корни. Протоиндийская религия Древо индуизма. Корни. Протоиндийская религия. Часть 1

Древо индуизма. Корни. Протоиндийская религия. Часть 1


Открытие протоиндийской цивилизации произошло только в XX в., но первое, еще неосознанное соприкосновение европейцев с ее следами можно отнести к середине ХIХ в., точнее, к 1856 г., когда братья Джон и Уильям Брантоны начали строительство железной дороги из Карачи в Лахор (территория современного Пакистана). Один из них прослышал о руинах средневекового города Брахминабада, находившихся неподалеку от трассы, и заинтересовался ими как удобным сырьем для железнодорожного балласта и кирпича. В результате все, что еще оставалось от Брахминабада, пошло на строительство. Позднее та же участь постигла и доисторическую столицу Панджаба — Хараппу [Пиггот, 1952, с. 13 - 15]. Хотя инженеры и рабочие то и дело находили среди обломков какие-то необычные предметы, они не догадывались о том, что проложили рельсы через руины одной из древнейших цивилизаций мира.

В 1861 г. отставной британский генерал Александр Каннингэм, назначенный директором Археологической службы Северной Индии, посетил Хараппу, где приобрел у рабочих несколько найденных на месте строительства предметов, в том числе кремневые пластинки и стеатитовую печать с изображением быка и неведомыми письменами на ней. Конечно, в то время было невозможно правильно оценить значение этих археологических находок и тем более понять, что на них написано, и А. Каннингэм, опубликовавший их в 1875 г. и сделавший попытку прочесть некоторые надписи, сам вынужден был признать сомнительность своей трактовки (не подозревая о древности текста, он полагал, что перед ним фраза на пракрите, изображенная разновидностью письма брахми [Гуров, 1972, с. 11]).

Планомерные раскопки в долине Инда начались только в самом начале 20-х годов XX в. Благодаря усилиям индийских археологов Р.Б. Сахни и Р.Д. Банерджи, а затем англичан М.К. Ватса, Дж. Маршалла, Э. Маккея, М. Уилера и других ученых (см. [Альбедиль, 1994, с. 12 - 13]) миру предстала впечатляющая картина огромной страны с мощной экономикой и высокоразвитой, располагавшей письменностью культурой, с множеством поселений городского типа, среди которых выделялись крупные города, названные по месту раскопок,— Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал. По ареалу распространения цивилизация, которую стали называть хараппской или протоиндийской, была одной из самых крупных на всем древнем Востоке [Бонгард-Левин, 1993, с. 5], а время ее существования составляло период приблизительно с 2400 по 1800 г. до н.э. [Альбедиль, 1994, с. 16].

Почти восьмидесятилетнее изучение хараппской цивилизации сопровождалось замечательными удачами и достижениями ученых, однако она и сейчас хранит в себе много загадочного, неясного и противоречивого. Серьёзную научную проблему представляют собой ее происхождение, корни и процесс становления. Не решен, в частности, вопрос об этнической принадлежности протоиндийцев, нет и общепринятой дешифровки протоиндийской письменности, хотя практически уже не вызывает сомнения принадлежность языка надписей к дравидскому структурному типу. Ученые, занимавшиеся проблемами протоиндийского языка, среди которых ведущую роль играла отечественная группа, возглавлявшаяся Ю.В.Кнорозовым (см. [Альбедиль, 1994, с. 32—33]), выявили основные структурные характеристики надписей и сравнили их с грамматической структурой языков, составлявших лингвистическое окружение протоиндийской цивилизации, а именно языков Индии (индоевропейские, дравидские, мунда) и Передней Азии (шумерский, хурритский, эламский). В результате кропотливого перебора возможностей сходства выявилась структурная близость гипотетического протоиндийского языка языкам дравидской семьи.

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки обычно возводят ко времени существования протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-IIIтыс. до новой эры. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен, протягивая в современность традиции архаической культуры, зародившиеся на заре истории.

В Индии имеются многочисленные верования и религии, но тем не менее она была и остается страной индуизма по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

Адепты индуизма составляют около 80 % населения Индии. Последователи индуизма живут также и в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: в Непале, Пакистане, Бангла-Деш, Шри Ланке, Индонезии, ЮАР и в др. местах. По числу приверженцев индуизм является одной из самых распространенных религий мира. К концу прошлого столетия он перешагнул национальные границы и стал популярен в ряде стран Европы и Америки.

Зарождение индуизма , как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур"подородного полумесяца"; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений.

Культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений, засвидетельствованных в глубокой архаике, сохраняется в Индии до наших дней. Элементы древнейших верований позже, в историческое время, не раз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.

В середине II тыс. до н.э. эта цивилизация была разрушена завоевателями, вторгшимися в долину Инда с северо-запада. Завоеватели, именовавшиеся ариями, говорили на индоевропейском языке, близком к древнеиранскому. Протоиндийская цивилизация к этому времени клонилась к упадку, и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюда продвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением. С ариями пришел совсем иной мир ритуально-мифологических мировоззрений.

Это были патриархальные племена, почитавшие главным образом богов, олицетворявших силы природы. В числе богов был Индра – бог бури и войны, Вайю – бог ветра, горный бог Рудра, бог огня – Агни, бог солнца – Сурья. Почитали также Сому - бога ритуального напитка, Варуну - вседержителя мирового закона риты, солнечных богов Сурью, Савитара и др. Женские божества занимали в религии ариев совсем незачительное место. Среди них выделяются богиня зари Ушас и богиня Сарасвати, олицетворявшая священную реку ариев.

Арийские жрецы, брахманы, совершали жертвоприношения и сочиняли гимны, которые составляют основу вед. Мир представлялся ариям состоящим из трех сфер, населенных богами, людьми и иными существами. По трем сферам вселенной распределялись и ведийские боги. Их число, обычно называемое - тридцать три, хотя на деле их насчитывается больше.

Также в этот период сформирован ведийский канон, который до сих пор выполняет в индуизме роль авторитетных священных текстов. Авторами вед считаются мудрецы-провидцы риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем.

К 9 – 8 вв. до н.э. брахманы занимали главенствующие позиции в индийском обществе, а жертвенные обряды весьма усложнились. Брахманизм - следующая ступень в развитии индуизма (VIII-VI века до новой эры - II век до новой эры). Уже в 7 в. до н. э. началась реакция на чрезмерный ритуализм и все возрастающую власть брахманов.

В таких текстах, как араньяки, началось исследование смысла жертвоприношений, в упанишадах же поставлены под вопрос основополагающие космологические представления древних ариев. В самых ранних арийских гимнах говорится, что после смерти душа отправляется в преисподнюю. Новые мыслители выдвинули концепцию переселения душ, которая со временем была подкреплена законом кармы.

К 6 веку до н. э. произошло становление ряда религий, которые полностью отвергали ведийские жертвоприношения (буддизм и джайнизм). Во главу угла ставилось освобождение от бесконечных рождений и все сводилось к тому, что освобождение достигается не жертвоприношениями, а медитацией. К 500 н.э. индуизм вобрал в себя многие положения буддизма и джайнизма, включая доктрину ненасилия, вегетарианство и воздержание от алкоголя, а также ряд новых элементов богопочитания.

Расцвет индуизма и его преобладание перед другими религиями, существовавшими в Индии на тот момент (буддизмом и джайнизмом), совпали во времени с периодом интенсивных философских исканий. Между 6 в. до н.э. и 5 в. н.э., появилось не менее десятка соперничавших доктрин. Все они сходились на том, что мокша представляет собой главную цель человека, но расходились во многих теологических и метафизических тонкостях.

Считалось, что каждая из них предлагает действенный способ освобождения, но наибольшую популярность обрела одна только веданта.

Картина мира, предлагаемая брахманами, была предельно ритуализованной. Она делила мир на два уровня, сакральный и профанный; им соответствовали мир богов и мир людей. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати. Он стал персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его.

7- 6 вв. до н.э. отождествляется еще и с периодом Упанишад. Упанишады создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических филососфских систем в Индии. В них развиваются важные для индуизма понятия праны (тонкой жизненной энергии), пуруши (духовный принцип, противопоставляемый материи пракрити), кармы (закон причинно-следственной зависимости), сансары (перевоплощения индивидуального атмана в разных телах, круговорот жизней и смертей).

Человеческое существо мыслится в упанишадах влитым в космос, и потому этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями. Таким образом, упанишады содержат богатый комплекс религиозно-философских и мифо-ритуальных идей, которые были плодом творчества многих мудрецов на протяжении нескольких веков. Опираясь на наследие предшественников, они развивают эти идеи на ином уровне, делая центром внимания не божественный мир, а человека.

6 - 5 вв. до н.э. – рубеж новой эры знаменуется активным развитием философский идей. Жреческие школы интенсивно делились и разветвлялись, и это породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений. По большей части они имели антибрахманскую направленность. Этот период получил название шраманского.

Шраманами назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь напряженному исканию духовной истины, порывали с мирским обществом и часто странствовали.

В это время появились учителя нового типа: тапасины (от слова тапас - жар, вызываемый аскезой) и паривраджаки (пилигримы). Они были озабочены мирововззренческими проблемами и ставили под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуальной программы поведения, связанной с брахманизмом. В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями шраманские учителя следовали жесткому и суровому аскетизму. При этом каждый из них разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину.

Примерно 4 вв. до н.э. – 6 в. н.э. индо-арии окончательно освоили север Индийского субконтинента, вступая в тесный контакт с местным населением. Этот период в развитии индуизма отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию.

В нее входят пураны (древние предания), эпические произведения и некоторые дхармашастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме - непреложном нравственном законе), а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам. Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" колоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма. Эпос отразил ранний этап формирования собственно индуистской мифологии, выросшей из ведийской. Роль эпоса в индуизме сопоставима с ролью Нового Завета в христианстве.

В одну из книг "Махабхараты" включена Бхагавадгита - ключевой текст, от восприятия которого зависит понимание многих сторон индуизма. Он построен в виде беседы-наставления, которое дает Арджуне, одному из главных эпических героев, его возница Кришна, за скромной внешностью которого скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму.

Пураны свидетельствуют, что индуизм в первые века новой эры развился в мощное религиозное течение со многими ответвлениями и стал господствующей государственной религией. Медленно, но неуклонно менялась вся система культовых отношений. Центр тяжести смещался с внешней обрядности на эмоциональную сторону.

Зарождалось мощное течение бхакти, стержнем которого стало выражение всепоглощающей любви как главного связующего звена между божеством и его адептом. Пуранические традиции пронизали собой весь последующий индуизм. В отличие от вед и брахманических текстов, понятных лишь узкому кругу посвященных, пураны и эпос стали достоянием широкой аудитории, включая низшие сословия и женщин.

Средневековый период (6 - 18 вв.) был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев. На базе шиваитских текстов в XI веке оформилась философская школа шайва-сиддханты, популярная и поныне.

С бхакти был связан настоящий "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которого не знал ведийский культ. Храмы становились местами паломничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды. Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество, поэтому с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных индийских языках.

На этот же период приходится становление тантризма - важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. Для достижения высшей жизненной цели - освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.

В XIX - первой половине XX века в индуизме произошел целый комплекс перестроечных явлений, получивших название реформации, ренессанса, обновления. Индия была тогда английской колонией и переживала серьезные социальные, политические и идеологические сдвиги. Как и в другие переломные эпохи, индуизм, будучи гибкой системой, "ответил" на новые изменения очередной траснформацией и возникновением и развитием неоиндуиствих школ и учений.

На первом этапе реформаторы, прежде всего деятели просветительских организаций "Брахмо самадж" и "Арья самадж" пересматривали содержание религиии пытались очистить древнее вероучение предков от многовековых наслоений и заново переосмыслить его.

В условиях колониальной зависимости индуизм все больше утверждался как национальная религия. Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош и другие видные деятели-просветители не только старались пересмотреть концептуальные основы индуизма, но и пытались его модернизировать, связать с национальной идеей.

В 20 в. Махатма Ганди пытался сочетать такие традиционные индуистские добродетели, как ненасилие и аскезу, со стремлением к национальной независимости и социалистическими идеями в экономике. Ганди придавал большое значение нравственной стороне учения Бхагавадгиты, в особенности концепции бескорыстного действия. Мощное влияние Запада на Индию на протяжении последних 200 лет не привело к фундаментальным переменам в индуистской религиозной мысли, но в то же время помогло оживить религиозную практику индуистов.

Читайте также: