Религия и нравственность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христианство есть домостроительство (созидание) нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, то христианская вера (религия) учит: с одной стороны, тому, что Бог сделал для спасения человека (вероучение), с другой, тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись.

Предмет Христианского Нравоучения

Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

Это знание может быть приобретено чрез чтение и слушание слова Божия, святоотеческих писаний, чтение жития святых, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры и во взаимном общении с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимной связи и возможной полноте. Правила жизни в этом случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

Такие отклонения легче всего предотвратить полным изображением всего христианского нравоучения, изображением истинно-христианской (нравственной) жизни, – иначе христианской нравственности (см. Еп. Феофан. Начертание христианск. нравоучения, с. 5–6).

Цель Нравственного Богословия

Этой цели и служит изучаемая нами наука – Нравственное Богословие или христианское нравоучение. Христианское православное нравоучение, исходя из учения Христова, определяет: с одной стороны, сущность, высший смысл и конечную цель жизни человека-христианина, с другой, указывает тот путь, которым должен идти христианин для достижения предназначенной ему Богом цели (свящ. В. Бощановский. Жизнь во Христе, стр. 9). Таким образом, православное христианское Нравственное Богословие называют также Христианской Этикой или ификой, христианской моралью) есть наука, в систематическом порядке излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в учении православной Церкви.

Что Такое Христианская Нравственность?

Христианская Нравственность это – жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя.

Значение Науки Нравственного Богословия

Чтобы уяснить себе Значение Науки Нравственного Богословия необходимо уяснить Ценность Нравственности.

Сначала укажем ценность нравственности в жизни и деятельности людей вообще, а затем с точки зрения христианской – в жизни человека-христианина.

В жизни человека обычно высоко ценят ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, даже иногда физическую ловкость и силу, физическую красоту и др. Однако, все эти ценности значительно ниже доброй нравственной настроенности и нравственной жизни. Мало того, только доброе направление воли, или, только добрая нравственная настроенность сообщает истинное значение и достоинство прочим человеческим ценностям – уму, художественному таланту, науке, искусству и т.д. Без доброго настроения остальные ценности могут обратиться в недостатки человека и причинят ему и окружающим зло, например, ум жестокого человека, сильная воля, но дурного направления, литература и искусство нравственно нечистоплотных творцов и т.п.

Значит, высокое нравственное достоинство и добрая нравственность человека есть высшее благо, лучшее его украшение.

И не мало есть людей, расположенных довольствоваться счастьем, доставляемым, главным образом, этими видами благ, иногда полагая в одном из них главную цель своей жизни.

Однако, среди всех этих благ высшим благом должна быть несомненно признана добрая нравственная жизнь. И действительно, если благо есть соответствие предметов своему назначению, то высшее благо, высшее счастье для человека будет состоять в том, чтобы он выполнил свое назначение. А назначение человека состоит именно в том, чтобы он выполнял волю Божию, жил по воле Божией. Созданный по образу Божию человек стремится к Первообразу. По Божию промыслу человек призывается к Богоуподоблению и Богообщению, чего можно достичь только доброй нравственной жизнью, жизнью по закону Божию.

Значение и Важность Нравственного Богословия – сами собой делаются ясными из сообщенного выше понятия о нравственности и ее значении.

Важность и значение науки Нравственного Богословия состоит в том, что здесь раскрывается православное учение о истинно-нравственной жизни по заповедям Христовым, которая дает высшее благо или счастье человеку и сообщает ему высшее достоинство как богоподобной личности.

Знание основ нравственно-христианской жизни важно для всех христиан, так как все христиане призваны к богоугодной и нравственной жизни.

Нет необходимости, поэтому, говорить о важности изучения Нравственного богословия для кандидатов священства, будущих пастырей.

В своей пастырской деятельности священник является нравственным руководителем своих духовных детей. От него ждут духовного руководства, советов и указаний. Священник поставлен лицом к лицу с душой ближнего, он должен понимать ее, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. А для этого нужны знания в области религиозно-нравственной жизни и нужен свой духовный опыт. Приобретается же это изучением систематического курса христианского нравоучения, вдумчивым, с молитвой, чтением слова Божия, жития святых н писаний святых отцов и подвижников древней и русской Церкви, усвоением опыта духовной жизни святых отцов и подвижников, усвоением их глубокого знания человеческой души.

Вера или Религия и Нравственность

Вера или религия служит основанием для нравственности. Только тогда у человека будет твердая уверенность в незыблемости (нерушимости) и значении нравственного закона и необходимости его исполнения, если в основе этого закона будет вера в всесвятого и всеблагого Бога, слова (закон) Которого пребывает во веки и есть истинно и свято ( Пс. 118:89 ; 1Петр. 1:25 ; Ин. 17:17 ; Петр. 1:15). Если у человека нет веры в Бога, то что может побудить его к исполнению нравственного закона, даже с признанием этого закона? Тогда человек очень легко может прийти к выводу, что он сам себе – для себя закон, и сам может жить как велит ему его развращенное себялюбивое сердце. Как здание без основания не может быть прочно и надежно, так и нравственная жизнь, не опирающаяся на веру в Бога, не будет иметь для себя надлежащих оснований.

Таким образом, вера в Бога или религия составляет основание нравственности. Религию можно уподобить корню растения, а нравственность – стволу и ветвям.

Отношение Нравственного Богословия к Догматике

Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому долгое время догматическое и нравственное учение излагались совместно.

Однако, несмотря на сродство, эти науки – самостоятельны, так как каждая имеет свой особый предмет, свою область и, следовательно, имеет право быть самостоятельной наукой. Царство Божие (спасение человека) созидается действиями Бога и действиями человека. Действия Божии в созидании этого царства составляют предмет изучения в науке Догматического богословия, а действия человеческие в созидании его – составляют предмет Нравственного богословия. Отсюда вытекают и более частные вопросы этих наук. Например: 1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии – как нравственный идеал, как образец для подражания нам в нравственной жизни. 2) Учение о возрождении и освящении человека встречается и в Догматике и в Нравственном богословии; но в Догматике этот вопрос рассматривается как воздействие божественной благодати на человека, а в Нравственном богословии как принятие или не принятие божественной благодати свободной волей человека (ср. Филип. 2и Филип. 2:12 ).

Таким образом, содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия – к воле и деятельности.

Отношение Нравственного Богословия к Философии

Нравственность есть факт общечеловеческий, т.е. составляет принадлежность всего человечества: поэтому учение о ней имеет место не только у христиан и богословов, но и у язычников и философов. Таким образом, кроме Нравственного богословия, существует еще нравственная философия, – наука, сродная с Нравственным богословием. Сродство это состоит в том, что обе эти науки занимаются одним и тем же предметом, а именно – исследованием законов и норм или правил нравственной жизни. Однако, есть между ними и различие. Различие это состоит в том, что в исследованиях своих они исходят из различных начал, и исследование идет в различных направлениях.

Нравственное Богословие отправным пунктом имеет откровенное нравственное учение, которое оно стремится уяснить на основании исторического предания и данных естественного человеческого разума и показать соответствие его общечеловеческим нравственным потребностям и, следовательно, представить его истинным общечеловеческим благом. Между тем Нравственная философия еще не имеет истины, предполагает ее неизвестною, исходным пунктом для нее служит искомое (иск), которое нравственная философия ищет силами и средствами человеческого разума.

Отсюда следует, что Нравственное Богословие, насколько оно представляет подлинное учение Священного Писания, представляет несомненную истину и заблуждаться не может. А нравственная философия легко может пойти в ложном направлении и выдать за истину совсем не истину. Таковы, например, нравоучения, создаваемые на пантеистической или материалистической почве. Вообще естественное нравственное сознание и совесть не могут постигнуть сами собою чистую и полную нравственную истину, так же как и вообще естественный разум не может возвыситься до истины Божественного Откровения сам собою.

Следовательно, нравственная философия должна восполняться Нравственным Богословием, Без Богословия нравственная философия своими силами не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, вопроса о происхождении зла, о победе над ним.

Далее, нравственная философия имеет дело только с общими вопросами, поэтому мы там не найдем учения о частных обязанностях человека. Да и в общей части нравственная философия не идет так далеко в рассмотрении нравственных понятий христианина, как далеко идет Нравственное Богословие. Например, в отделе о добродетели нравственная философия не дает конкретного образца добродетели, тогда как Нравственное Богословие, изображая личность Иисуса Христа Спасителя как совершенное изображение добродетели, указывает в нем живой образец нравственного совершенства. Затем, нужно не только отыскать истину, но и последовать ей, осуществить требования нравственного закона, а для этого необходимы силы и средства, которые побудили бы человеческую волю последовать истине и подкрепили бы слабые силы человека.

Нравственная философия таких сил дать человеку не может – авторитет человеческого разума слишком слаб для этого, чтобы побудить человека подчиниться требованиям нравственного закона. Нравственное Богословие дает побуждение к исполнению нравственных требований тем, что указывает их источник к воле Божией, тем, что представляет многочисленные примеры осуществления этих требований; наконец, тем, что говорит о благодатной помощи человеку в достижении нравственного идеала.

Таким образом, отношение Нравственного Богословия к Нравственной философии есть отношение превосходства первого над второй в отношении истинности, полноты и совершенства излагаемого и раскрываемого им нравственного учения, а также и в отношении средств, даруемых человеку для неуклонного следования этому учению.

Несмотря на это преимущество, Нравственное богословие не должно совершенно игнорировать нравственную философию и чуждаться ее. Откровенные нравственные истины, при помощи Нравственной философии, могут быть представлены в яснейшем свете, подтверждены различными доводами и защищены от разных возражений со стороны противников этих истин.

Источники Нравственного Богословия

Главные источники Нравственного богословия – одни и те же с источниками вероучения: в основе нравоучения и главным источником является Священное Писание, затем, – согласное учение св. отцов Церкви. Кроме этого, необходимо руководствоваться аскетическими творениями отцов подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в которых прославляются христианские добродетели.

Из отцов и учителей Вселенской Церкви, в творениях которых находим много нравоучительного элемента, следует указать св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, блаж. Августина и др.; из отечественных – свят. Тихона Задонского, свят. Димитрия Ростовского и др.

Из подвижников древних укажем: творения преп. Антония Великого, Макария Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника и др.; из отечественных подвижников: преп. Нила Сорского, преп. Серафима Саровского, старца Паисия Величковского, оптинских старцев Леонида, Макария, Амвросия, Анатолия, творения еп. Феофана Затворника, еп. Игнатия Брянчанинова, прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и многих других.

Пособия и Учебники

Много весьма ценного материала по православному нравоучению находится в творениях святителя Тихона Задонского (16 век), нашего отечественного православного богослова – родоначальника новой, живой богословской мысли в области русского православного нравоучения (см. монографию о нем свящ. Т. Попова (магистерская диссертация). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916).

Из трудов конца 19 и начала 20 века, систематически излагающих нравоучение, укажем следующие:

Прот. Н. Фаворов, Очерки Нравственного учения (1868 г. 3-е издание).

Чтение о христианской нравственности –1880.

Проф. С. Зарин, Аскетизм по православному Христианскому учению I т. СПб. 1907 (в 2-х частях).

Еп. Стефан, К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910 г.;

его же, Православное христианское нравственное учение Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г.;

Проф. прот. Стеллецкий, Опыт нравственного православного Богословия. Харьков, 1914;

Прот. Янышев, Православное христианское учение о нравственности. 1886 г.;

Чтение о христианской нравственности. 1906 г.;

проф. М.А. Олесницкий, Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896;

его же, Нравственное Богословие. Учебное пособие для духовных семинарий. 5-е изд. 1915 г.

Покровский А., Нравственное Богословие.

Архиеп.(патриарх) Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении. (4-е изд. 1910 г.)

Прот. С. Остроумов, Жить – любви служить (очерк православного нравоучения). Изд. 2-е. СПб., 1911.

Еп. Петр, Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 3-е изд. 1905 Г.

свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е испр. СПб., 1914 г. Составлено применительно к программе, выработанной законоучительным съездом в 1909 г.

еп. Феофан Затворник (Говоров), Начертание христианского нравоучения (2-е изд. 1896 г.)

его же, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

его же, Толкования на послания ап. Павла, письма и др.

При составлении данного пособия мы широко пользовались в первую очередь писаниями свв. отцов и учителей Церкви, а также трудами еп. Феофана, проф. Олесницкого, Стеллецкого и других отечественных богословов.

Задача и Метод Науки

Чтобы быть не только теоретическим учением, но иметь жизненно-практический характер и легко усвояться. Нравственное Богословие должно соединять теорию и опыт; нравоучение с назиданием, используя богатейшую сокровищницу святоотеческих писаний, примеры жизни святых и подвижников благочестия, особенно примеры жизни и духовный опыт наших отечественных православных подвижников.

Таково направление, задача и, метод нашего православного христианского Богословия, как они нашли свое отражение и разработку в трудах наших выдающихся отечественных богословов – еп. Феофана Затворника, протопресвитера И.Я. Янышева, архиепископа (патриарха) Сергия и др.

Разделение Науки

Нравственное Богословие разделяется на 2 части: Первая часть, теоретическая, излагает общее учение о существе нравственности и вообще начала нравственно-христианской жизни.

Вторая часть, нравственно-практическая, излагает основание деятельного благочестия на основе заповедей любви и самоотвержения.

В задачу первой части входит:

во-первых, рассмотреть условия и основания нравственной деятельности, а именно: о свободной самодеятельности человека в исполнении нравственного закона, о нравственном христианском законе и основных побуждениях к его исполнению;

во-вторых, изобразить различные виды нравственности и возрасты нравственной жизни. Первая часть служит теоретической подготовкой ко второй, весьма важной части.

В задачу второй части входит изобразить обращение человека к Богу и последующий подвиг духовно-нравственного совершенствования христианина (созидание им спасения), а также изобразить органически связанные с этим взаимные (частные) обязанности его в семье, обществе и государстве.

Вопросы для повторения к Введению

Почему необходимо систематическое изложение учения о христианской жизни?

Определение науки Нравственного Богословия. Что является предметом нашей науки?

Что такое христианская нравственность?

Высота и ценность доброй нравственности.

Значение и важность Нравственного Богословия.

Какая связь существует между верой (религией) и нравственностью?

Какое отношение существует между науками Догматического и Нравственного Богословия?

Отношение Нравственного Богословия к нравственной философии.

Источники Нравственного Богословия.

Задачи и метод науки.

Разделение курса (нашей науки).

Источник: Шиманский Г.И. Конспект по нравственному богословию. [Электронный ресурс] // Свято-Троицкая православная школа

На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет сущность религии), т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается.

Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека:

- они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

- в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего;

- формулируют важнейшие нравственные требования к человеку;

- через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

- определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, - разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества.

Нравственное содержание буддизма

В Древней Индии этика не существовала в отрыве от религии. Корнем индийской культуры является ведизм – религия Вед. Из этой религии в середине I тыс. до н. э. возникли две важнейшие религиозно-нравственные системы: брахманизм и буддизм.

Религия буддизма возникла как идейный протест против варнового (варна – замкнутая кастовая группировка) устройства общества, увековечивающего исходное неравенство людей. Для буддиста люди отличаются по степени совершенства, а не по отношению к варнам.

Отождествление жизни и страдания основано на центральной буддийской идее о карме как всеобщей причинно-следственной зависимости. Из нее вытекает, что все живые существа обрекают себя на страдания и гибель собственной совокупной активностью. Целью буддиста является спасение – переход из сансары (бесконечной череды рождений) в нирвану – состояние, в котором он перестает быть не только человеческим, но и всяким другим живым существом. На образном уровне сансара – это огонь, перекидывающийся с одного объекта на другой, а нирвана – полное угасание огня. На понятийном уровне нирвана – это состояние живого существа, в котором прекращается деятельность, вызывающая изменения в других существах, что означает вместе с тем прекращение страдания.




Буддийская этика выдвигает на передний план не пользу, не удовольствие и не счастье, а свободу. Она устанавливает серию последовательных отказов. Обрывая одну за другой эгоистические привязанности, буддист становится более совершенным.

После IX в., когда буддизм был вытеснен из Индии, он приобрел статус мировой религии. Хинаяна распространилась в Шри Ланке и странах Юго-Восточной Азии: Кампучии, Мьянме, Лаосе и др. Махаяна через Китай проникла в Монголию, Корею и т. д. На основе Махаяны сложился тибетский ламаизм, который исповедуется коренным населением трех республик Российской Федерации: Калмыкии, Бурятии и Тывы.

На всем протяжении своей истории нравственность тесно связана с религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле более совершенных существ (вера в которых составляет сущность религии), т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремится уподобиться этим существам и в какой-то степени преображается.

Наиболее развитые формы религии оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь человека:

- они создают такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между естественными и сверхъестественными силами определенному деянию соответствует определенное воздаяние; таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

- в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь верующего;

- формулируют важнейшие нравственные требования к человеку;

- через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

- определяют перечень основных положительных и отрицательных качеств личности – добродетелей и пороков, - разрабатывают аскетическую практику обретения первых и искоренения последних.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравственность можно свести к одной важнейшей: религия формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только теми, которые приобрели наибольшее число приверженцев и оказали наибольшее влияние на моральное развитие человечества.

Нравственное содержание буддизма

В Древней Индии этика не существовала в отрыве от религии. Корнем индийской культуры является ведизм – религия Вед. Из этой религии в середине I тыс. до н. э. возникли две важнейшие религиозно-нравственные системы: брахманизм и буддизм.

Религия буддизма возникла как идейный протест против варнового (варна – замкнутая кастовая группировка) устройства общества, увековечивающего исходное неравенство людей. Для буддиста люди отличаются по степени совершенства, а не по отношению к варнам.

Отождествление жизни и страдания основано на центральной буддийской идее о карме как всеобщей причинно-следственной зависимости. Из нее вытекает, что все живые существа обрекают себя на страдания и гибель собственной совокупной активностью. Целью буддиста является спасение – переход из сансары (бесконечной череды рождений) в нирвану – состояние, в котором он перестает быть не только человеческим, но и всяким другим живым существом. На образном уровне сансара – это огонь, перекидывающийся с одного объекта на другой, а нирвана – полное угасание огня. На понятийном уровне нирвана – это состояние живого существа, в котором прекращается деятельность, вызывающая изменения в других существах, что означает вместе с тем прекращение страдания.

Буддийская этика выдвигает на передний план не пользу, не удовольствие и не счастье, а свободу. Она устанавливает серию последовательных отказов. Обрывая одну за другой эгоистические привязанности, буддист становится более совершенным.

После IX в., когда буддизм был вытеснен из Индии, он приобрел статус мировой религии. Хинаяна распространилась в Шри Ланке и странах Юго-Восточной Азии: Кампучии, Мьянме, Лаосе и др. Махаяна через Китай проникла в Монголию, Корею и т. д. На основе Махаяны сложился тибетский ламаизм, который исповедуется коренным населением трех республик Российской Федерации: Калмыкии, Бурятии и Тывы.

Оценочные суждения могут сильно различаться между религиями, прошлыми и настоящими. Люди, исповедующие различные религиозные традиции, такие как христианство, могут черпать идеи о добре и зле из правил и законов, изложенных в их соответствующих авторитетных руководствах и их религиозными лидерами. [4] Приравнивать мораль к соблюдению авторитетных заповедей священной книги - вот что Теория божественного командования. [2] Политеистический религии, такие как буддизм и индуизм обычно черпают из самых широких канонов религиозных произведений. [5] Был интерес к взаимосвязи между религией и преступностью и другим поведением, которое не соответствует современным законам и социальные нормы в разных странах. Исследования, проведенные в последние годы, изучали эти взаимосвязи, но результаты были неоднозначными и иногда противоречивыми. [6] Способность религиозных верований обеспечивать рамки ценностей, которые считаются полезными, является предметом споров. Религиозные комментаторы утверждали, что нравственную жизнь невозможно вести без абсолютный законодатель в качестве ориентира. Другие наблюдатели утверждают, что моральное поведение не зависит от религиозных принципов, а светские комментаторы указывают на этические проблемы в различных религиях, которые противоречат современным социальным нормам.

Содержание

Связь между религией и моралью

Для многих религиозных людей мораль и религия едины или неразделимы; для них либо мораль является частью религии, либо их религия - их мораль. Для других, особенно для нерелигиозных людей, мораль и религия отделены друг от друга; религия может быть аморальной или неморальной, а мораль может или должна быть нерелигиозной. Даже для некоторых религиозных людей они различны и отделимы; они могут считать, что религия должна быть моральной, а мораль должна быть такой, но они согласны с тем, что это не так. [3] : 400

Надлежащая роль этического мышления состоит в том, чтобы выделять действия двух видов: те, которые улучшают благополучие других, - которые заслуживают нашей похвалы, - и те, которые наносят вред или уменьшают благополучие других - и, таким образом, оправдывают нашу критику. [10]

Они отмечают проблемы, которые могут возникнуть, если религии определяют этику, например: [10]

Религиозные рамки

Религия и социальные аспекты

Изучение религии и морали вызывает споры из-за концептуальных различий. Этноцентрические взгляды на мораль, неспособность провести различие между внутригрупповым и внегрупповым альтруизмом и непоследовательное определение религиозности - все это способствует противоречивым выводам. [16] [17] Принадлежность к религиозной группе может усиливать предубеждения в поведении в отношении членов группы по сравнению с другими членами группы, что может объяснить меньшее количество межрасовых друзей и большее одобрение пыток среди членов церкви. Более того, некоторые исследования показали, что религиозная просоциальность в первую очередь мотивируется желанием казаться просоциальным, что может быть связано с желанием поддерживать свою религиозную группу. Эгоистически мотивированная просоциальность также может влиять на самооценки, приводя к необъективным результатам. Оценки сверстников могут быть искажены стереотипами, и указание на принадлежность к группе лиц достаточно для искажения отчетности. [18]

В соответствии с другими выводами, предполагающими, что религиозный гуманизм в значительной степени направлен на членов группы, большая религиозная идентификация, большая внешняя религиозность и больший религиозный фундаментализм были связаны с расовыми предрассудками. Это согласуется с тем фактом, что 50% религиозных конгрегаций в США разделены по расовому признаку, и только 12% имеют определенную степень разнообразия. [19]

Согласно глобальному исследованию, проведенному Gallup среди людей из 145 стран, приверженцы всех основных мировых религий, которые посещали религиозные службы на прошлой неделе, сообщали о более высоких показателях щедрости, таких как пожертвования денег, волонтерство и помощь незнакомцам, чем их единоверцы, которые это делали. не посещать службы (не посещающие). Даже нерелигиозные люди, заявившие, что посещали религиозные службы на прошлой неделе, вели себя более щедро. [20] Другое глобальное исследование людей из 140 стран, проведенное Gallup, показало, что очень религиозные люди с большей вероятностью будут помогать другим в плане пожертвований денег, волонтерства и помощи незнакомцам, несмотря на то, что у них в среднем более низкие доходы, чем у менее религиозных или нерелигиозных людей. [21]

Одно исследование на просоциальный настроения показали, что нерелигиозные люди были более склонны проявлять щедрость в случайных добрых делах, таких как одалживание своего имущества и предложение места в переполненном автобусе или поезде. Религиозные люди были менее склонны видеть, насколько сострадание побуждает участников проявлять благотворительность другими способами, такими как предоставление денег или еды бездомным и неверующим. [22] [23]

Исследование показало, что религиозные люди были более милосердны, чем их нерелигиозные коллеги. [24] [25] Исследование показало, что сорок процентов богослужение Посещающие церкви американцы регулярно вызвались помогать бедным и пожилым людям, в отличие от 15% американцев, которые никогда не посещают службы. [24] Более того, религиозные люди с большей вероятностью, чем нерелигиозные, были волонтерами в школьных и молодежных программах (36% против 15%), в районных или гражданских группах (26% против 13%) и в сфере здравоохранения (21% против 15%). 13%). [24] Другое исследование показало аналогичную корреляцию между религиозностью и благотворительностью. [26]

Некоторые научные исследования показывают, что степень религиозности обычно связана с более высокими этическими установками. [27] [28] [29] [30] - например, опросы, свидетельствующие о положительной связи веры и альтруизма. [31]

Критика религиозных ценностей

Бертран Рассел сказал: "В большинстве религий также есть определенные этические принципы, которые наносят определенный вред. Католическое осуждение контроля над рождаемостью, если бы оно могло возобладать, сделало бы сокращение бедности и отмену войны невозможным. Индуисты верят, что корова является священным животным, и то, что вдовам нечестно выходить замуж повторно, причиняет совершенно ненужные страдания ". [49] Он утверждает, что

Вы находите этот любопытный факт, что чем сильнее была религия любого периода и чем глубже была догматическая вера, тем жестче была жестокость и тем хуже было положение дел . посмотрите по всему миру, чтобы убедиться, что каждый прогресс в гуманном чувстве, каждое улучшение уголовного законодательства, каждый шаг к уменьшению количества войн, каждый шаг к лучшему обращению с цветными расами или каждое смягчение рабства, каждый моральный прогресс, который есть был в мире, ему постоянно противостояли организованные церкви мира. [50]

По словам Пола Копана, еврейские законы в Библии демонстрируют эволюцию моральных стандартов в сторону защиты уязвимых, вынесение смертной казни тем, кто преследует насильственное рабство, и определение рабов как личности, а не собственности. [51]

Светская мораль

Все основные мировые религии с их акцентом на любви, сострадании, терпении, терпимости и прощении могут продвигать и действительно продвигают внутренние ценности. Но реальность сегодняшнего мира такова, что обосновывать этику религией уже недостаточно. Вот почему я все больше убеждаюсь, что пришло время найти способ думать о духовности и этике, выходя за рамки религии в целом. [56]

14-й Далай Лама, Тензин Гьяцо, 10 сентября 2012 г.


Существует ряд светских ценностей, таких как консеквенциализм, свободомыслие, гуманизм, и утилитаризм. Тем не менее, существуют противоположные взгляды на способность как религиозных, так и светских моральных рамок служить полезными ориентирами для правильных и неправильных действий.

Различные нерелигиозные комментаторы поддержали способность структур светских ценностей предоставлять полезные ориентиры. Бернард Уильямс утверждал, что: «Либо мотивы человека для следования моральному слову Бога являются моральными мотивами, либо нет. Если они есть, то человек уже снабжен моральными мотивами, и введение Бога не добавляет ничего лишнего. Но если они не являются моральные мотивы, тогда они будут мотивами такого рода, что они не могут должным образом мотивировать мораль вообще . мы приходим к выводу, что любое обращение к Богу в этой связи либо ничего не добавляет, либо добавляет не то ". [57] Другие обозреватели критикуют религиозную мораль как несовместимую с современными социальными нормами. Например, популярный атеист Ричард Докинз, писать в Заблуждение Бога, заявил, что религиозные люди совершали самые разные поступки и придерживались определенных убеждений на протяжении всей истории, которые мы сейчас считаем морально противными. Он заявил, что Адольф Гитлер и Нацисты придерживались широко христианских религиозных убеждений, которые вдохновляли Холокост из-за антисемитский христианин доктрина, которую христиане традиционно навязывали несправедливые ограничения о юридических и гражданских правах женщин, и что Христиане попустительствовали рабству в той или иной форме или описании на протяжении большей части истории христианства. [58] По словам Пола Копана, Библия относится к рабам положительно, поскольку еврейские законы предусматривают смертную казнь для тех, кто преследует рабство, и рассматривают рабов как личности, а не собственность. [51]

Смотрите также

Примечания

Религия – это особая система мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы и явления и включающая в себя этические нормы и идеалы, системы религиозной обрядовости, а также форму социальной организации (церковь, умма, сангха и т.д.)

Понятие нравственности и теории ее возникновения

Нравственность – это система морально-этических убеждений и ценностей личности, отражающих представления о категориях человеческого взаимоотношения (добро-зло, честность-лживость, справедливость-произвол), и регулирующих социальное поведение личности.

Представления о нравственности как философская категория в европейской культуре впервые обозначаются в трудах Сократа, которые ассоциируется нравственное поведение, благо, с познанием, а невежество со злом, которое человек творит по незнанию добра. С Сократа этика становится одной из важнейших частей философии и обсуждение ее проблем так или иначе затрагивает учения подавляющего большинства философов до наших дней. Одним из наиболее сложных вопросов является происхождение самих этических норм. Выделяют три основных подхода к его решению:

  • божественный,
  • натуралистический,
  • социальный.

Божественный подход развивается в рамках религии и религиозной философии. Согласно ему нравственность представляет собой систему жестких и неизменных принципов, которые были сформулированы богом или Абсолютом и подлежат беспрекословному исполнению.

Социальный подход выдвигает на первую план ведущую роль общества в формировании нравственности. Предполагается, что каждый человек по своей природе эгоистичен и преследует лишь личные цели, что влечет за собой конфликты между атомарными личностями. Однако ради существования общества, как безопасной и доброжелательной среды, люди заключили между собой негласный договор в виде морально-этических норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные формы регуляции как источники нравственности

Изучение эволюции нравственных представлений идет на стыке биологического и социального подходов. В качестве наиболее ранних форм социальной регуляции, присущих первобытным обществам, называют:

  • табу,
  • первобытную магию,
  • традиция и обычай,
  • мантические практики.

Табу является наиболее древней и грубой формой протонравственности. Табу представляют собой систему жестких запретов, предполагающих самое жестокое наказание за их нарушение, при этом предполагается что нарушение табу влечет за собой смертельную опасность для всего рода, племени.

Первобытная магия представляла собой коллективные ритуалы, предварявшие любую социально-значимую деятельность (охоту, войну, торговлю, строительство, похороны и т.д.). Магические ритуалы сплачивали коллектив, настраивали членов племени на успешность будущей деятельности, повышали уровень мотивации и организованности.

Стремление к упорядочиванию социальной жизни привело к образованию традиций и обычаев. Действия, приведшие к успеху (даже случайно) закреплялись и повторялись, повлёкшие неудачу, напротив исключались из жизни племени.

Мантические или гадательные практики также оказывали мощное влияние на деятельность первобытной общины и ее членов поощряя или напротив запрещая исполнение важных социальных действий.

Все ранние формы социальной регуляции имеют ярко-выраженный коллективный характер, они оказывают на личность внешнее давление со стороны общества, принуждая к соблюдению установленных в нем норм и правил. Если же личность нарушала принятые нормы она изгонялась, что было равносильно смерти, так как выживание вне общины было практически невозможно. Однако по мере развития общества, его производительных сил и возможностей менялась и мораль, переходя от коллективных форм сначала к групповым, специфическим для разных групп внутри общества, а затем и к индивидуальным нормам морали и нравственности.

Взаимосвязи религии и нравственности

Каждая религия претендует на исключительное правило нравственного воспитания и поддержания моральных устоев общества, в то время как отсутствие религиозности позиционируется ее сподвижниками как моральный упадок и духовная деградация. В тоже время взаимосвязи нравственности и религии носят достаточно сложный характер.

Нравственность - это в первую очередь личностное свойство, высшей степенью развития нравственности является автономная мораль, при которой человек, обладая сильными убеждениями, способен самостоятельно принимать решения и отличать зло от добра в каждой конкретной ситуации.

Религия же напротив позиционирует нравственные нормы как исключительно внешние по отношению к личности. Они даны свыше, личность не может ни обсуждать, ни интерпретировать их, а только исполнять. Данное понимание вступает в противоречие с понятиями нравственного самосознания и автономной морали.

Более того, религия формирует систему двойной морали. Нравственным признается лишь то, что соответствует нормам конкретной религии, в тоже время, все альтернативные культы объявляются безнравственными и бездуховными, что порождает конфликты, а также поощряет применение агрессии и насилия по отношению к иноверцам. Двойная мораль действует и внутри одной конфессии по отношению к служителям культа и мирянам. В то время как простые верующие должны беспрекословно следовать букве божественного закона, служители оказываются неподсудными, и как показывает историческая практика, не гнушаются различных злоупотреблений, которые обуславливаются милостью и волей божеств.

Читайте также: