Религия духовная жизнь общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пианист

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

  • Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
  • Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
  • Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
  • Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
  • Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.


Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 9 класса.


Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

которые читают вместе с этой





Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.


Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой. Культуру называют “второй природой”, все то, что создано человечеством.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой особый путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в сверхъественные силы, в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Что мы узнали?

Духовная сфера жизни общества касается взаимоотношений людей, направленных на формирование духовно-нормативных ценностей. Большое значение в развитии сознания играют институты культуры, науки, образования, религии, искусства.

я334

Религия – вера в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной степени на жизнь человека и общества.

Религиозная вера – это ещё и определённые эмоциональные переживания человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу или к другим сверхъестественным силам.

Функции религии:
  • мировоззренческая – формирует религиозное мировоззрение;
  • коммуникативная – общение с Богом и другими верующими;
  • регулятивная – регулирует поведение людей в соответствии с религиозными заповедями;
  • интегрирующая – способствует объединению, сплочению верующих;
  • культуротранслирующая – приобщение верующего к культурным ценностям и традициям, развитие письменности, книгопечатания;
  • компенсаторская – человек находит утешение, успокоение в общении с Богом, людская разобщённость заменяется братством верующих.

я36

Буддистский храм. Бурятия. РФ.

Мировые религии.

Мировые религии – это религии со значительным числом последователей по всему, которые не ассоциируются с какой-либо национальностью или государством.

Важным элементом религии являются религиозные организации, воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки, — церковь, секты и организации, образованные вокруг яркого религиозного лидера.

Российская Федерация – светское государство. Это значит, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.

Из Конституции РФ.

я35

Мечеть Кул-Шариф. Казань.

Роль религии в жизни человека и общества.

Регулирует поведение в обществе.

Верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия; религия объединяет нравственный опыт поколений и создаёт общие принципы жизни людей.

Религия воспитывает верующих.

Религия побуждает верующих к развитию определённых положительных качеств, например. доброты, милосердия, умеренности.

Религия даёт ответы на вечные, волнующие человека вопросы.

Религия объясняет устройство мира, предназначение человека и его место в мире, отвечает на вопросы о добре и зле.

Религия помогает верующему решать его психологические проблемы.

Обращение к Богу помогает снять тяжёлое психологическое состояние, почувствовать облегчение и приток сил. Религия не в силах решить реальные проблемы человека (болезнь, материальные затруднения, семейные неурядицы), но способна изменить отношение человека к этим проблемам, дат ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия способна избавить человека от одиночества.

Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного человека является его диалог с Богом, осуществляемый с помощью специальных обрядов и молитв.

Религия объединяет общество для решения каких-либо общественных проблем, но может порождать вражду между людьми.

Например. религия объединяет общество для борьбы с внешним врагом, с нищетой и болезням в условиях экономического кризиса.

Религиозные организации.

Церковь:

  • объединение последователей какого-либо вероучения, совместно проводящих богослужения;
  • чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают различные положения в церковной иерархии;
  • наличие в большинстве церквей официальных религиозных лидеров (например, Папа римский для католической церкви, Патриарх Московский и всея Руси для Русской православной церкви);
  • наличие системы непреложных основ вероучения(догм) и обрядов.

Секта:

Религиозные организации сектантского типа.

  • обладают чертами секты;
  • как правило, создаются вокруг яркого религиозного деятеля, который провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (или како-либо сверхъестественной силы) на Земле и носителем абсолютной истины;
  • важнейший объект религиозного поклонения – руководитель организации.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.

Буддизм.

Этимология.

Время и место зарождения.

VI – V вв. до н.э., Индия.

Источники вероучения.

Основы учения.

Человек может через размышления и созерцание достичь истины, найти путь к спасению и прекратить череду страданий и перерождений. Одна из важнейших заповедей – милосердие ко всем живым существам.

Христианство.

Этимология.

Время и место зарождения.

I век, восточные провинции Римской империи.

Источники вероучения.

Библия.

Основы учения.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, терпения, прощения обид.

Ислам.

Этимология.

От арабск., предание ебя воле Бога, покорность.

Время и место зарождения.

Начало VII века, Азия, Аравийский полуостров.

Источники вероучения.

Основы учения.

Человек – существо, склонное к греху, которое не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха, выполнять предписания мусульманской религии, тогда он заслужи вечную жизнь в раю.


Религия: структура, функции, основные виды

Раздел ЕГЭ: 1.13. Религия. | Раздел ОГЭ: 2.4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Религия — система мировоззренческих взглядов, выражающих веру в сверхъестественные, непознанные высшие силы. Для религиозных людей она является регулятором поведения и включает в себя совокупность определённых ритуалов.

Атеизм — отрицание существования высших сил. Все явления и события объясняются наукой и законами природы.

Агностицизм — учение, согласно которому на данный момент невозможно подтвердить или опровергнуть существование высших сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В современном мире существуют сотни религиозных течений. Они разделяются на основе некоторых признаков.

ПО КОЛИЧЕСТВУ ВЫСШИХ СИЛ:

  • монотеизм — вера в одного Бога (христианство, ислам, иудаизм);
  • политеизм — верование в двух и более богов (религия Древней Греции);
  • пантеизм — все окружающие человека предметы и явления считаются воплощением бога, обожествление природы (язычество, индуизм, синтоизм, верования африканских племён).
  • мировые — весь мир (христианство, ислам, буддизм);
  • региональные — определённый регион (синтоизм в Японии);
  • национальные — представлены одной нацией (иудаизм у евреев).

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Несмотря на различия в содержании, каждая религия строится на основных принципах:

  • существование единого бога (многих богов) как высшей силы, которая регулирует все процессы, происходящие в мире;
  • наличие догматов, которых необходимо придерживаться во избежание греха;
  • выполнение символических действий, которые подчёркивают причастность к богу (богам);
  • признание существования людей (пророков, святых), с которыми напрямую общался бог (боги);
  • согласие с тем, что церковь выступает в качестве средства объединения людей с одинаковыми религиозными взглядами;
  • существование письменного либо устного свода правил (чаще данного в иносказательной форме), которые признаны божественным посланием людям.

Догматы — не подлежащие сомнению правила, нарушение которых ведёт к отлучению от церкви.
Грех — действие, противоречащее религиозным правилам.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

  • Мировоззренческая. Определение места человека в мире.
  • Регулятивная. Религиозная традиция определяет поведение.
  • Терапевтическая. Религия выступает в качестве духовного утешения для людей.
  • Коммуникативная. С помощью религии люди общаются со своими единомышленниками. Высшей формой выступает общение с богом (богами).
  • Культурно-транслирующая. Появляются новые культурные течения, основанные на определённой религии. Люди создают картины, письменные произведения, музыку.
  • Интегрирующая. С помощью религии происходит объединение людей на основе одинакового поведения, мыслей, стремлений и т. д.
  • Легитимирующая. Принятие государственных законов на основании религии.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Время появления: I в. н. э.
Регион наибольшего распространения: Европа и Америка.
Основные идеи: избавление от греховной составляющей человека путём молитв и покаяния. Идея всеобъемлющей любви и сострадания.
Главный пророк: Иисус Христос, сын Божий.
Священная книга: Библия.
Наиболее крупные направления: католичество, православие, протестантизм.

Ислам (мусульманство, магометанство)

Время появления: VII в. н. э.
Основные идеи: признание главенства законов Аллаха во всех сферах жизни.
Главный пророк: Мухаммед.
Регион наибольшего распространения: Ближний и Средний Восток, Африка.
Священная книга: Коран.
Наиболее крупные направления: сунниты, шииты, ибадиты.

Время появления: VI-V вв. до н. э.
Регион наибольшего распространения: Азия, Дальний Восток.
Основные идеи: вера в перерождение человеческой души, отсутствие веры в Бога — мир никем не управляется. Любовь и милосердие ко всем живым существам.
Главный пророк: Будда.
Священная книга: Трипитака.
Наиболее крупные направления: школы буддизма.

Читайте также: