Религиозные войны в европе 16 17 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

Причины религиозных войн

Главные действующие лица Религиозных войн

Религиозные войны во Франции. Кратко

1562-1563 — первая религиозная война

  • 1562, 1 марта — кровавое столкновение католиков из свиты герцога Генриха де Гиза и гугенотов в городке Васси в Шампани. Погибло более 50 протестантов. Резня в Васси послужила началом Религиозным войнам
  • 1562, 2 апреля — армия гугенотов под командованием принца Конде заняла Орлеан. Начало Первой религиозной войны
  • 1562-1563 — военные действия католиков и протестантов: битва при дрё, осада католиками Орлеана, договор Конде с королевой Англии Елизаветой, по которому он получил шеститысячный корпус в обмен на Гавр. Смерть Антуана де Бурбона и Франсуа де Гиза
  • 1563, 19 марта — Амбуазский мир, провозгласил свободу вероисповедания, гугенотам предоставилась ограниченная свобода богослужения в определённых местах, регламентированная Сен-Жерменским эдиктом

1567-1568 — вторая религиозная война

  • 1567, 30 сентября — массовое убийство католических священников и монахов (80 или 90 человек) протестантами на юге Франции, в Ниме.
  • 1567, 28 сентября — Сюрприз в Мо: опытка протестантов под водительством принца Конде и адмирала Колиньи пленить короля Карла IX, потому что Конде желал стать генеральным наместником королевства, а Екатерина назначила на эту должность своего шестнадцатилетнего сына Генриха, а Колиньи безуспешно склонял королеву к войне с Испанией в поддержку протестантов Голландии
  • 1567, 10 ноября — битва при Сент-Дени, смертельное ранение Монморанси
  • 1568, 28 марта — мир в Ланжюмо: гугеноты сохранили привилегии и крепости
  • 1568, осень — Сент-Морская декларация, подготовленная Екатериной Медичи и подписанная Карлом IX, поставила все религии, кроме католической, вне закона
  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль — в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

1576-1577 Шестая война

Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч — в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду

РЕЛИГИОЗНЫЕ (ГУГЕНОТСКИЕ) ВОЙНЫ, войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во Франции в 1562–1598.

После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был предан суду и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). На недовольство гугенотов наложилась неприязнь к Гизам высшей аристократии – принцев крови (Бурбоны), ближайших соратников Генриха II (коннетабль А. де Монморанси и маршал Сент-Андре) – и той части дворянства, которая оказалась не у дел после окончания в 1559 Итальянских войн. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560.

Первая религиозная война (1562–1563).

1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д'Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная война (1567–1568).

Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная война (1568–1570).

Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она добилась отставки канцлера М.Л'Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф.Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная война (1572–1573).

Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (см. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Пятая религиозная война (1574–1576).

Шестая (1576–1577), седьмая (1580) и восьмая (1584–1598) религиозные войны.

Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576 в Перонне (Пикардия) по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа (декабрь 1576) лигисты открыто потребовали полного истребления гугенотов. Опасаясь популярности Г.Гиза, Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа (договор во Флексе).

Восьмая религиозная война, или Война трех Генрихов (1584–1598). После смерти в 1584 Франциска Алансонского наиболее вероятным наследником французского престола стал кальвинист Генрих Наваррский. Это спровоцировало восстановление Католической лиги во главе с братьями Гизами (Генрих Гиз, Шарль Майеннский и кардинал Луи Лотарингский); лигисты вступили в декабре 1584 в тайное соглашение с испанским королем Филиппом II и выдвинули претендентом на французскую корону кардинала Шарля Бурбона, дядю Генриха Наваррского. Другой ведущей организацией католического лагеря стала образованная в том же году Парижская лига, в которую вошли представители столичной буржуазии, ремесленников и бедноты. Под нажимом лигистов Генрих III издал в июле 1585 Немурский эдикт, поставивший протестантизм вне закона; однако он отказался лишить Генриха Наваррского и Луи Конде прав на престол. Это сделал в сентябре 1585 папа Сикст V. Разразилась война.

В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность (Эдикт милости 1629), а в 1685 Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.

Иван Кривушин

Pernot M. Les guerres de religion en France: 1559–1598. Paris, 1987
Garrisson J. Guerre civile et compromis, 1559–1598. Paris, 1991
Плешкова С.Л. Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994
Constant J.-M. La Ligue. Paris, 1996
Cottret B. L'Edit de Nantes: 1598: pour en finir avec les guerres de religion. Paris, 1997
Шишкин В.В. Маргарита де Валуа и седьмая религиозная война во Франции (апрель-ноябрь 1580 г.). В кн.: – Человек XVI столетия. СПб, 2000
Новоселов В.Р. Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданской войны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001
Knecht R. J. The French religious wars, 1562–1598. Oxford, 2002
Constant J.-M. Les Français pendant les guerres de religion. Paris, 2002
Артеменков М.Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2003



Реформация — ​это обновление духовных основ европейской цивилизации или начало упадка духовности европейцев?


Перечислите религии, распространенные в Европе в период Средневековья. Назовите регионы, где они были распространены. Какие изменения в европейском обществе породили развитие капитализма и Великие географические открытия? (История Средних веков, 6 класс; § 21 и § 23 данного учебного пособия)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 23. Реформация и религиозные войны
Напечатано:: Гость
Дата: Воскресенье, 6 Март 2022, 10:41

Оглавление

1. Причины и предпосылки Реформации

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — ​самое массовое религиозное и социально-­политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — ​вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.

Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.


Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.

Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — ​это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.



Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обес­покоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — ​Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — ​также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.

В отличие от гуманистов, ориентированных на образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-­богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Начавшись в Германии, Реформация очень быстро охватила почти все европейские страны.

2. Начало Реформации в Германии

В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.

Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.

Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.

3. Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей

Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.


Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — ​избранных — ​к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.

Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.

Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по рес­публиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа ­верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.

Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-­Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.


В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.

Кроме лютеранства, кальвинизма, англиканства в XVI в. в Европе появились и другие протестантские церкви, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.

4. Раскол католической части Европы на католическую и протестантскую

С распространением протестантизма ранее единая католическая часть Европы оказалась разделенной на два враждебных лагеря. В Италии, Испании и Португалии, где сохранилась католическая религия, преследовали протестантов, а в северных государствах, принявших протестантизм, — ​Англии, Шотландии, Швеции и большей части Германии — ​гонениям подвергались католики.

Еще в 1529 г. император Карл V призвал восстановить католическое богослужение и искоренить учение Лютера в Священной Римской империи. Большинство германских князей поддержали императора. Однако 5 князей-­лютеран и 14 городов заявили протест, откуда и пошло их общее название — ​протестанты. В ответ император Карл V ­начал в 1547 г. военную кампанию с целью заставить лютеранских князей вернуться в лоно католической церкви. Князья-­лютеране объединились в союз. Военные действия шли с переменным успехом, ни одна из сторон не могла одержать победу. В 1555 г. в Аугсбурге был подписан мир, согласно которому лютеранство становилось официальной религией. Высшее дворянство, духовенство и знатные горожане Священной Римской империи получали право самим выбирать веро­исповедание. Аугс­бургский мир официально закрепил новый раскол христианства.


К 1555 г. князья в Северной Германии были лютеранами, а большинство князей в Южной Германии — ​католиками. Но споры между католиками и протестантами не закончились. По мере того как реформаторы обретали своих последователей, конфликт разрастался все шире и шире. Острую форму он приобрел во Франции. Государство более чем на 30 лет погрузилось в религиозные гугенотские вой­ны (1562–1598).

Особенно разрушительный характер имела Тридцатилетняя вой­на (1618–1648). В нее было втянуто большинство европейских стран. Крупнейшие государства вели смертельную борьбу за гегемонию в Европе. Непосредственной причиной конфликта стала попытка австрийских Габсбургов, поддержанных своими испанскими родственниками, силой вернуть католическую религию в Германии. Французский король, хотя и был католиком, поддержал союз протестантских государей Германии против политических притязаний Габсбургов.

В ходе длительных и ожесточенных военных действий габсбургский лагерь потерпел поражение. Опустошенная Германия лежала в руинах. В 1648 г. был подписан Вестфальский мир. Он закрепил политическую раздробленность Германии и существование на ее территории как католических, так и протестантских государств. Наибольшие выгоды из Тридцатилетней вой­ны извлекла Франция. Получив значительные территориальные приобретения, она стала самой могущественной державой Европы.

Вопросы


1. Назовите не менее двух основных причин Реформации. Охарактеризуйте их. Почему именно они способствовали началу Реформации?

2. Назовите основные положения учения М. Лютера. На ваш взгляд, какие новые духовные требования привнесла в жизнь европейцев эпоха Реформации?

3. Охарактеризуйте Реформацию в Германии и Швейцарии. Выделите схожие и различные черты. Составьте в тетради таблицу.

4. Охарактеризуйте политическую и религиозную ситуацию в Европе в XVI — середине XVII в.

5. Охарактеризуйте политику Контрреформации по плану: а) причины, б) основные мероприятия, в) итоги и последствия.


6. Подготовьте интерактивную ленту времени с основными событиями периода Реформации и религиозных вой­н в Европе. Объясните свой выбор событий. Какое из них, на ваш взгляд, является переломным в религиозных вой­нах?


Одним из ключевых событий в конце 16-17 века стала контрреформация в Европе. Такое название получило церковно-политическое движение. Его целью было восстановление позиций католической церкви.

Предыстория и начало процесса

В 1517 году в западном христианстве началась Реформация. Она стала серьезным потрясением для католичества и Папы Римского. По сути Европа оказалась расколота на два лагеря.

Протестанты и католики карта XVI век

Рис. 1. Протестанты и католики карта XVI век.

На стороне католиков оказалась часть Франции, Ирландия, Польша, Иберийский полуостров, территория современной Италии и некоторые германские княжества. Протестанты распространили свое влияние на страны Северной Европы, на многие германские княжества, на Нидерланды, Англию и часть Франции.

Начало контрреформации стоит отсчитывать от Тридентского собора, который Папа Римский Павел III открыл в декабре 1545 года в городе Тренте. Этот собор закрыл в 1563 году Пий IV. Датой окончания контрреформации стало подписание Вестфальского мира в 1648 году, который означал окончание тяжелой и разорительной Тридцатилетней войны.

Контрреформация означала окончательный разрыв между католиками и протестантами. Религиозные войны усилили процесс секуляризации. Среди важных ее событий стоит назвать Календарную реформу 1582 года, то есть введение григорианского календаря.


Рис. 2. Тридентский собор.

Ход и результаты

К созданию новых монашеских орденов католическая церковь приступила еще до официального начала контрреформации. В 1527 году появился орден театинцев, а в 1526 году – капуцинов. В 1530 возник орден варнавитов, а в 1537 – бонифратров. В 1534-1540 годах Игнасио Лойолой был создан орден нового типа – иезуитов. Он быстро распространился не только по Европе, но и за ее пределами, а именно в колониях и фактория католических государств, от Японии до побережья Бразилии.

Следствием Тридентского собора стала борьба со злоупотреблениями в церкви, например, с продажей должностей и с торговлей индульгенциями. В 1570-ые годы при Папе Римском Григории XIII при дворцах европейских правителей стали открываться дипломатические представительства Святого Престола. Они назывались нунциатуры. В 1551 году в Риме был основан Папский Григорианский университет. Католическая церковь стала активно поддерживать европейских монархов, которые боролись с протестантами, например, Карла IX Валуа во Франции в годы его войн с протестантами-гугенотами.

Марксисты рассматривали контрреформацию как контрнаступление феодальных сил с целью сохранить феодальные порядки в период их разложения. Протестантов они расценивали как прогрессивные силы, которые способствовали развитию капитализма.

Что мы узнали?

Кратко контрреформацию изучают в школьном курсе истории 7 класса. В учебнике или атласе должна быть карта, где обозначены территории распространения католичества и протестантизма. Основным ее результатом стало укрепление католической церкви и Вестфальский религиозный мир.

Читайте также: