Религиозная картина мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

Картина мира – это совокупность знаний о мире (о природе, обществе, человеке) в отличие от мировоззрения – совокупности взглядов на мир. Человек всегда стремился сделать понятным окружающий его мир, осмыслить свое место в нем, т. е. осуществить потребность в создании картины мира. Каждая из картин мира, возникающих в общественном сознании, включает в себя несколько устойчивых компонентов. У каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек – субъект действия, социального поведения. Повседневность – это мир, где он – главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким, каков он есть, потому ее ядро – обесчеловеченная реальность.

Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры не интересуют человека, занятого обыденными делами.

Человек является естественным центром для повседневного видения реальности, поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится.

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира, диктуются конкретным обществом и конкретной культурой.

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, какова она есть на самом деле, независимо от нас. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки часто забывается, что наука – развивающаяся и подвижная система знания.

Научная картина мира, возникшая из учений Р. Декарта и И . Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам.

Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят мгновенной вспышкой сознания в грандиозной, но бессмысленной Вселенной.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Она не существует как целостная система знаний, потому что основана на знании-вере. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного – вот что является смыслом религиозных размышлений. Постороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как понятную человеческому уму, однако подразумевая интуитивное постижение.

Главная тема философии – соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Объективистские концепции независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен.

Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире – от нас и что – от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

Современные религии не отрицают достижений естествознания; теорий, связанных со строением материи и практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки – изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, быть может, философии.

Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной.

Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное: небо и адские слои. Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденного мировоззрения. Знания о сверхъестественном недоказуемы и неопровержимы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Особенности мышления и восприятия окружающего мира

Особенности мышления и восприятия окружающего мира Как ты, наверное, уже знаешь, мальчики и девочки имеют отличия в устройстве психики и мышлении. Такое отличие объясняется полом, который заложен генетически, и воспитанием. Еще с раннего детства девочки уже более ранимы

Лекция № 11. Сознание

Лекция № 11. Сознание Сознание как философский термин – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание – это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего

Лекция № 27. Ложь

Лекция № 27. Ложь Наряду с истиной далеко не последнее место в нашей жизни занимает ложь. Ложь – это высказывание, искажающее действительное положение вещей. Гносеологически ложь определил еще античный натурфилософ Аристотель, считая ложным то, что находится в

Лекция № 28. Заблуждение

Лекция № 28. Заблуждение Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от

3. Основные тенденции религиозной жизни России

3. Основные тенденции религиозной жизни России 1). Доля верующих в населении России постепенно растет, доля индифферентных и неверующих соответственно уменьшается. С одной стороны, все больше людей возвращаются в лоно традиционных религий, а с другой – число

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Пленэр как мемуары, или Как заставить коллекционера купить серию картин целиком?

Пленэр как мемуары, или Как заставить коллекционера купить серию картин целиком? Любой исторический роман дает превосходную картину эпохи, в которой жил его автор. Курт Тухольский, немецкий писатель-публицист первой половины XX века Молодая художница Марина Герасина,

Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности, или двух реальностях: естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем.

Религиозное сознание отличается символизмом образов и представлений,
т. е. содержание последних не сводиться к их прямому значению, а наоборот чаще обозначает что-либо из сверхъестественной реальности, презентует это,
а иногда и замещает в этой реальности. Религиозный образ предстает как религиозный символ, а он, как и любой символ, заключает в себе множество тесно переплетенных в единое образов. С одной стороны, сложность религиозного символа позволяет транслировать сразу несколько смыслов, но с другой, – затрудняет понимание содержания религиозного образа, сознанию верующего проще и понятней интуитивное восприятие религиозного образа. Поэтому религиозному человеку очень трудно объяснить рационально предмет своей веры, но легко говорить о нем, приводить его в качестве обоснования своих рассуждений.

Другой специфической чертой религиозного сознания является наглядность и повышенная эмоциональность. Несмотря на символизм своего содержания, религиозные образы всегда конкретны в своей наглядности. Это можно увидеть, например, в притчах Иисуса Христа, который на примерах обычной жизни людей объяснял реалии и законы сверхъестественного мира. Или же, например, в проповеди Мухаммеда, которая редко выходит за пределы обыденных ситуаций, советы Корана всегда конкретны. При этом наглядность не может бать произвольной, она всегда отражает специфику верующих. В религиозном сознании фиксируются только привычные представления, даже фантастические образы мифологических существ можно разложить на простые составляющие. Трудно представить критского минотавра с головой неизвестного критянам верблюда.

Третьей характерной чертой религиозного сознания является консерватизм, но это не обозначает его неизменности. Религиозное сознание меняется и довольно интенсивно, но при этом не происходит его сущностных изменений. Могут меняться образы, символы или религиозные конструкции, но они всегда будут соотносимы с прежними образами, представлениями и конструкциями.

Все религиозные представления связаны между собой и выстраиваются в стройную религиозную картину мира. Религиозная картина мира – это система наиболее общих религиозных представлений о мире, характерная для группы верующих. Она имеет универсальные компоненты, которые повторяются независимо от конфессиональной принадлежности человека. Такая картина, в первую очередь, объясняет строение мира. В ней всегда есть представление о двух планах реальности или двух реальностях – естественной и сверхъестественной. Она всегда содержит представление о происхождении мира и его будущем. Есть две религиозные версии происхождения мира, согласно первой, мир формировался как преодоление хаоса – такого состояния, в котором все существовало, но не было порядка. Такую версию часто называют мифологической, она характерна, в частности, для греческой, египетской и индийской мифологии. Собственно миром в такой картине может быть признан лишь новый установившийся порядок, за которым и следят многочисленные мифологические существа.

Согласно второй версии, мир является результатом творения, осуществленного сверхъестественным существом. Если это творение осуществлено из ничего, т. е. миру ничто не предшествовало и для его творения не были использованы посторонние средства, то такая позиция называется креационизмом. Креационизм присущ всем авраамическим религиям, где Бог сотворил мир своей волей за шесть дней.

Не менее важной составляющей религиозной картины мира является представление о конце света, о завершающей фазе его существования. Такое представление называется эсхатологией, корни которой восходят опять же к первобытным верованиям, для которых характерно убеждение в том, что то, что однажды возникло, обязательно когда-нибудь исчезнет. Вечно лишь то, что существовало до возникновения мира, то, что относится к сверхъестественному.

Следующим компонентом религиозного мировоззрения являются ценностные нормативные представления. Совокупность и обоснования их правильности можно назвать религиозной наукой жизни, которая является прямым продолжением религиозной картины мира. Если представить религиозную картину мира как карту, то наука жизни будет компасом и маршрутом, которого следует придерживаться для безопасного следования. Религиозные ценности существуют объективно для верующих, они являются неотъемлемой частью мира, на их основе в мировоззрении формируются представления о добре и зле, о счастье и несчастье, о ценности и смысле жизни. Нормы же определяют правила одобренного свыше существования в мире, они показывают и подсказывают, как правильно реализовать свое ценностное отношение и как соотнести свое поведение с ценностями.

Статья посвящена религиозной картине мира, разнообразию религий (религиозному плюрализму), их краткому обзору.

Статья является аналитической, а не прозелитической, то есть претендует на показ разных религий, а не проповедь по привлечению в какие-то религии.

Религиозная картина мира и плюрализм религий предполагает, что все религии являются положительными (нет плохих и хороших) и одинаково значимыми (нет превосходств одних религий над другими).

Такая картина мира основана на том, что истину о человечестве можно выразить одним словом - разнообразие. Люди на планете Земля различны по цвету кожи, росту, расе, психотипам и многим другим отличиям. И нет превосходств одних людей над другими, или одних народов на другими.

Вот как выглядит, примерно, религиозная картина мира на сегодня:

Можно выделить несколько разделений в этой картине мира:

  • Религиозная картина мира преобладает над нерелигиозной (около 88 процентов составляет религиозная картина мира и около 12 нерелигиозная (агностики и атеисты)
  • Наиболее распространенными являются так называемые авраамические религии (христианство, ислам и иудаизм) - 57 процентов всех религий мира. Праотец Авраам (в исламе - Ибрагим) является праотцем для всех трех указанных религий. От сына Авраама Исаака пошло развитие еврейского народа. От сына Авраама Исмаила пошло развитие арабских народов (пророк Мухаммед является потомком Исмаила). Такую популярность христианства и ислама можно объяснить активным и часто насильным и кровавым насаждением этих религий, завоевательским образом распространявшимся. Чего не скажешь о третьей мировой религии - буддизме. Буддизм мог бы быть представлен в большем объеме, но во многих странах он был вытеснен в свое время исламом: Афганистан, Пакистан, Средняя Азия. Буддизм не ставил целью завоевывать себе последователей любой ценой, придерживаясь в своем распространении двух принципов: ненасилия и срединного пути.
  • Восточно азиатские религии, которые в основе своей являются языческими, составляют порядка 27 процентов (индуизм, буддизм, китайские народные верования, даосизм, конфуцианство и джайнизм).
  • Четвертой группой являются особые (нерелигиозные) религии - атеизм и агностицизм (порядка 12 процентов). В отличие от авраамических и языческих религий, где в основе лежат мистические откровения или опора на стихии мира, в нерелигиозных религиях выражен примат логики над мистикой и откровениями. Причем позиция агностицизма, который говорит, что не знает есть Бог или нет, преобладает над позицией атеизма, которые уверенно заявляют, что Бога нет. Почему мистические религии преобладают над не мистическими? Потому что неведомое и трагичное в жизни человечества и в его сознании преобладает над известным и положительным.

Возможно пропорции в будущем изменятся, а может и нет.

Так выглядит география мировых религий.

В разных религиях свои Святые Земли на планете Земля.

В иудаизме и христианстве Святой Землей является Израиль (Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Палестина).

В исламе - это Мекка в Саудовской Аравии

В буддизме - Шри Ланка. Хотя направлений и течений в буддизме так много, что понятие Святой Земли размыто.

То, что касается христианской религии.

Христианский мир (также как и другие миры) не сохранил исходное единство, разделившись на конфессии. В 11 веке Римская католическая церковь отделилась от Константинопольской православной (1054 год). Но не просто отделилось. Папа Римский и патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме (по простому, прокляли друг друга). Христос на Небесах ужаснулся, так как Он дал заповедь христианам - возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас.

В 16 веке, в результате реформации, образовалось протестантство, отделившись от Римско-католической церкви.

Наиболее популярной конфессией христианства является католичество (51,8 процентов в среде христиан), с центром в Ватикане. Католичество является самой хорошо структурированной организацией, которой нет ни в одной другой религии. Это четкая, вертикально центрированная церковная организация, управляемая Папой Римским. В такой четкой структурности прослеживается европейский хорошо организованный и структурированный подход, свойственный ментальности и практике европейцев.

Вторая по популярности конфессия - протестантство (31,4 процента). Здесь самая демократическая культура, отсутствует догматика, почитание святых, икон и мощей, но сильней выражен акцент на веры Христу, изучению и следованию евангелиям. Протестанты считают всех христиан равными перед Богом, не выделяют культ святых, священства и церкви, как это делают католики и православные. Протестантские страны самые богатые экономически, так как культивируется труд, успех, развитие и другие ценности социально - экономического развития людей.

Православие является самым малочисленным направлением в христианстве (12,5 процентов) и представляет собой структуры 15 церквей в разных странах: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Греческая, Русская и т.д.). В каждой церкви страны или региона свой глава - патриарх. Совместные решения принимаются на совместных соборах. Православие относят к неотмирным религиям, с культом святости и священства, и с признанием ценности вечной жизни над земной. Православные страны не богаты экономически, так как культивируется неотмирные ценности, а земные умаляются. В России православие широко распространено, занимает 75 процентов верующих всех религий.

В исламе, второй по величине мировой религии, тоже существуют разделения внутри, возникшие в ходе развития этой религии. Она молодая, моложе христианства. Если христианство возникло в 1 веке новой эры, то ислам в 7 веке.

Основные течения ислама: шииты и сунниты. Различаются рядом догматов. Сунниты более распространенное течение ислама, чем шииты.

В исламе есть один важный момент. Священная книга ислама Коран была продиктована пророку Мухаммеду Аллахом. Он писал то, что говорил Аллах. В отличие иудейских пророков и евангелистов, которые излагали откровение на основе воспоминаний священных слов и событий.

Самой древней религией откровения (к которым относятся ислам, иудаизм и христианство) является зороастризм.

Буддизм, третья и завершающая мировая религия, является самой древней по отношению к христианству и исламу. Если христианство стало развиваться с 1 века нашей эры, а ислам - с 7 века нашей эры, то буддизм - с 6 века до нашей эры. Начало буддизма связывают с его основателей Гаутамой Сиддхартхой, которого именуют Будда Шакьямуни (отшельник из рода шакиев). В истории явлен не один будда. Будда не имя Бога, а обозначение просветленного человека.

Буддизм - языческая религия, ее также называют не - теистической религией, так как в ней нет представления о Сверхъестественном и Боге, но она не отрицает Бога (рассуждая наподобие агностиков). В роли Бога в буддизме выступает либо Дхарма (законы мироздания, обязательные к исполнению), либо Истина. Буддизм направлен не на Богопознание, а на познание и пробуждение самого себя. Буддизм называют еще религией самоспасения, хотя в буддизме нет понятия спасения в том смысле, в каком его понимает христианство. Нет борьбы с собой, а есть практика, приводящая к просветлению. В разных школах буддизма ставится акцент на тех или иных практиках. Практика в буддизме не только ритуал (например, медитация), но и исследование разными методами. и решение жизненных загадок имеющих личностное значение (коаны).

Буддизм предназначен для пробуждения самого человека, применения и реализации человека в условиях стихий мира. Неверно считать, что буддизм подавляет желания. Напротив, он учит правильно понимать и реализовывать свои желания в реальной жизни, не порабощаясь ими. Желать и обретать желаемое - хорошо, порабощаться желаниями и терпеть от этого страдания - плохо.

Буддизм больше других религий дружит с наукой. Далай лама отметил такой момент: если наука откроет новые законы и знания о жизни, то буддизм примет их как истины, которым стоит следовать. Наука, ее представители. тоже дружественно относятся к буддизму. Последний Далай Лама буддизма (Далай Лама XIV) отказался от светской власти, считая, что должен заниматься делами духовными, и получил нобелевскую премию за дело созидания мира. При этом, это очень скромный человек.

Не стоит забывать и то, что буддизм является популярной религией в интеллектуально высокоразвитых странах (тройка стран с высоким интеллектом населения - Южная Корея, Гонг Конг. Япония). Очень много наработок и практик буддизма используются в психологии и психотерапии запада (психоанализ, юнгианский анализ, экзистенциальная психотерапия и ряд других). В буддизме нет жестких догматов и предписаний, стоящих над человеком и управляющих им. Ценность - сам человек и его уникальный человеческий опыт.

Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода.

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия проект..docx

Религиозная картина мира, её специфика

Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Дело в том, что религиозная: концепция бытия дуалистична, поскольку она противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным путем. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. Иное дело религиозное представление о мире. Единственное на что способен человеческий разум, — подчинить себя вере в существование Абсолюта, а каков Абсолют — это не дело разума. Отсюда следует и смысловое содержание мира. Он приобретает смысл не в силу того, как к нему относится человек, а в силу того, как в нем реализована воля Бога. Этим предопределяется и стратегия поведения человека.

Применительно к трем мировым религиям: буддизму, христианству и исламу, религиозная картина мира имеет свои особенности.

Например, в христианстве положение о том, что Бог непрерывно правит миром является универсальным принципом христианской картины мира. Прилагаемый к космологии, этот принцип приводит к идее мировой гармонии и осмысленности происходящих в мире событий. Человеческая жизнь приобретает смысл лишь в согласованности с божественным провидением, а человеческая история — под знаком божественной благодати.

Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создаёт своеобразную религиозную картину мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм. Вне природный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Из этого вытекает важнейшее положение христианского креационизма о сотворении мира не в силу необходимости, а по свободной воле Бога. Творение есть акт не природы Бога, а его благодати. Этим он отделяется от природы и выключается из ее причинной детерминации.

Создав мир, Бог заранее знает и предопределяет не только общие принципы устройства, но и судьбу каждой отдельной вещи. Божественная идея вещи, предназначенной к творению, есть ее полное индивидуальное понятие, где ее прошлое и будущее даны в настоящем. Креационизм побуждал христианских теологов видеть в мире порядок, гармонию и красоту.

Научная картина мира.

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Ее задача – обоснование теории, связь ее с окружающим миром, соединение абстракции (теория) с наглядными формами.

В зависимости от оснований деления различают:

- общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании)

Общенаучная картина мира формируется 2 способами: 1-экстраполяция лидирующей частно-научной картины мира на прочие науки; 2-комбинирование из ряда лидирующих частных картин единой.

- и естественнонаучную картину мира. В зависимости от предмета познания - она может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением[2], являясь одним из важных питательных источников его формирования.

Требования к картине мира:

- отображать наиболее общие свойства и закономерности природы;

- допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений;

- постоянно проверяться, и соотноситься с изменениями окружающего мира.

Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими.

Сначала люди задумывались об устройстве окружающего их мира, эти представления имели форму мифов и передавались от одного поколения к другому. Им на смену приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Так возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая носила личностный характер, и была связана с жизненным опытом конкретного индивида. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.

Функции научной картины мира:

1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная - задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.

3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.

Свойства современной научной картины мира:

- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;

- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;

- динамичность – постоянное стремление к развитию;

- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.

Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают флуктуации[3] картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий. Представления о мире, которые вводятся в картинах, всегда испытывают воздействие со стороны самых разных элементов общественной жизни.

Эволюция научной картины мира

Строится по принципу механики, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. Объяснительный эталон - причинно-следственная зависимость. Прошлое определяет настоящее, настоящее – будущее. Все состояния мира могли быть предсказаны.

С ней связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности (связана с разработкой квантовой теории, термодинамики[4]).

3) Постнеклассическая картина мира.

Утверждается парадигма целостности – где биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Основные черты науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы самоорганизации, протекающие в системах. Синергетика изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное много вариантностью и необра­тимостью.

Проблемы соотношения знания и веры

Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций:

  • абсолютизация знания и полная элиминация веры;
  • гипертрофирование последней в ущерб знанию;
  • попытка совмещения обоих полюсов.

В размышлениях философов разных направлений и ученых конца ХХ века все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая рука, и неумение работать обеими руками не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как "чистый ум"; совесть, вера, любовь, порядочность - все это "подмога" в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум - это рабочая сила у сердца.

Эту идею высказал еще русский философ Н.А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в "глубине" знание и вера образуют единство.

В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения.

Взаимный переход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания.

Большое значение в процессе познания имеют такие факторы как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Кроме того, в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности:

  • философские,
  • религиозные,
  • магические представления;
  • интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;
  • социально-психологические стереотипы;
  • интересы и потребности и т.д.

Начиная с немецкой философии И.Канта – Ф.Гегеля и с методологических достижений создателей квантовой физики, представления об активности познающего субъекта и неотделимости исследователя от экспериментальной ситуации стали нормативными.

Исследования Гилберта и Гёделя в математике показали принципиальную открытость для чувственного, внерационального познания любой, даже самой формализованной системы знания, какой не является ни одна естественнонаучная (тем более гуманитарная) дисциплина. Это значит, что вера, интуиция, эстетическое чутье, озарение (инсайт) и т.д. принципиально неустранимы из научного и обыденного мышления.

Более того, с середины XX в. исследованиями теологов более очевидными стали гносеологические обоснования догматики и вероисповедных принципов. Исследования философов - М. Элиаде, Р. Отто, Ж. Дерриды и др. - священного, сакрального показали сложность познавательного и практико-литургического процесса, где вера, интуиция и знание, образ и ценность образуют сложное единство. Развитие, становление любой научной теории осуществляется обычным порядком. И вера здесь занимает такое же место, как и в любом знании.

Однако в этом случае правильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании. Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе и знания научного.

Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университет продолжит работу) до жизненных убеждений в неизбежность торжества добра над злом и т.д.

Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек постоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор. Обстоятельства, при которых принимаются решения, очень редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив в выборе стратегии и тактики деятельности. Там, где индивид не может прийти к однозначному решению на основе имеющейся информации, и его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия. Можно утверждать, следовательно, что вера и знание представляют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в нашем мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решении человеку никогда не удастся.

Однако при принятии решения в ситуации неопределенности действует не только воля человека, но и его эмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценка окружающего как приятного или неприятного, должного или не должного, правильного или неправильного.

Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основные идеи, как правило, записаны в текстах, священных для сторонников данной религии. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом (или богами), либо написаны святыми и посвященными учителями.

Религия создает определенную картину мира, определяет ценности и нормы, которые регулируют и направляют поведение людей. Одни религии настраивают на созерцательное отношение к миру (например, буддизм), другие – на активное, деятельное отношение (например, христианство).

Политеизм – религии, основанные на вере в нескольких богов. В политеизме мир предстает как иерархия божеств, обладающих разной степенью власти и вступающих друг с другом в сложные отношения. Во главе всех божественных существ стоит верховный Бог.

Примером политеизма является греческое язычество. Мир древнегреческих богов – это часть единого мира, Космоса, такая же, как земной мир. Боги обитают в определенной части этого мира – на горе Олимп и спускаются на землю, общаются с людьми, а некоторые люди (как правило, герои) могут приникать в мир богов и даже занимать в нем свое место.

В древности все религии были политеистическими. В настоящее время у отдельных народов продолжают существовать политеистические верования, но большая часть верующих людей является приверженцами одной из существующих монотеистических религий.

Монотеизм – это религии, основанные на вере в единого Бога, обладающего абсолютной властью и являющегося создателем всего существующего. Монотеистическими являются современные мировые религии – христианство, ислам.

В монотеистических религиях власть Бога безгранична, он творит мир и управляет им в соответствии со своим замыслом, который превышает возможности человеческого разумения.

В зависимости от типа религии (монотеизм, политеизм) и ее вариантов внутри одного из типов (христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и др.) существуют различные типы религиозной картины мира, но все они имеют общие главные черты и различия в деталях.

Суть религиозного миропонимания неизменна: признается существование Бога (или множества богов). Бог непознаваем, его качества и способности превосходят возможности человеческого восприятия и понимания.

Религия предлагает готовые ответы на все вопросы человеческого бытия. Религиозная система мира не допускает критики или изменения фундаментальных положений своей теории.

Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

Главная особенность религиозного мировоззрения заключается в удвоении реальности. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях – обыденной, мирской, профанной и священной, сакральной, сверхъестественной. Сакральное включает в себя совокупность всех вещей, признанных священными, сверхъестественными, божественными.

Пространство и время в религии также двойственны. Существует пространство и время обычного мира и мира божественного. В божественном мире время становится вечностью, а пространство делится на уровни: небесное (рай), земной мир и подземное (ад). На каждом уровне – свои живые существа, среди которых божества, души людей, сверъестественные существа, люди, животные и т.д.

Время для каждого уровня бытия и его обитателей свое: для божеств – это вечность, для обитателей земного мира – оно конечно, имеет свои границы и направленность. В христианстве время растянуто в линию – от Сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда. В греческом политеизме и буддизме время замкнуто и циклично. Вселенная появляется из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь.

Человек в религиозном мировоззрении также двойственен: он имеет материальное, физическое, смертное тело и нематериальную бессмертную душу.

Религиозная картина мира предлагает человеку единственный ответ о смысле жизни – это спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Религиозное устремление человека – это устремление к потустороннему, в каком бы виде это потустороннее не представало. Руководством на этом пути является вера и поведение, соответствующее требованиям религии, которые помогают человеку достигнуть Царства Небесного. Бердяев Н.А. считал, что религиозная картина мира есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования. Она становится способом спасения человека от бед и страданий земной жизни.

Онтологическое значение религиозной картины мира, по мнению П. Флоренского, состоит в том, что человек живет в Боге, и Бог живет в человеке.

В религиозной картине мира ведущим мировоззренческим принципом является теоцентризм.

Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – принцип, согласно которому источником мира и всего сущего является Бог.

Теология – учение о Боге в католической и протестантской традиции.

Богословие – учение о Боге в православной традиции.

Вера представляет собой особый феномен сознания, эмоционально-психологическое состояние и одновременно отношение человека к определенным предметам и явлениям.

Религиозный культ является способом объединения верующего с божественным миром. Он включает в себя обряды, ритуалы, молитвы, медитацию. Исполняя культовые действия, верующий устанавливает связь с объектами своей веры. Культ придает религии духовно-практический характер.

Храмы, мечети, синагоги – это архитектурные строения, которые являются местами для совершения религиозных культовых действий.

Религиозные обряды – это стереотипные, повторяющиеся действия, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее значимых событиях жизни человека и общества. Обряд служит механизмом передачи духовно-практического опыта людей от поколения к поколению. Обряд дополняет другие способы передачи культурного опыта – языковые, предметные (орудия труда), обучение и т.д.

Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. Каждое действие и слово в обряде имеет свой идеальный смысл, теряющийся вне образа.

Каждая религия имеет свою систему обрядовых и культовых действий.

Молитва – это способ обращения человека к Богу или к святым с помощью слов. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с помощью которых человек благодарит, прославляет, просит Бога или святых.

Религиозные чувства объединяют всю гамму переживаний человека, и главное отличие их остальных человеческих чувств – направленность на Бога.

Религия – это не только вера и культ, но исоциальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящая определенные формы поведения деятельность людей.

Церковь – это религиозный институт общества, объединяющий верующих и имеющий централизованную, строго упорядоченную структуру отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа.

Церковь регулирует религиозную деятельность людей, сохраняет и передает религиозную информацию, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества. В большинстве современных государств церковь отделена от государства.

Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основные идеи, как правило, записаны в текстах, священных для сторонников данной религии. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом (или богами), либо написаны святыми и посвященными учителями.

Религия создает определенную картину мира, определяет ценности и нормы, которые регулируют и направляют поведение людей. Одни религии настраивают на созерцательное отношение к миру (например, буддизм), другие – на активное, деятельное отношение (например, христианство).

Политеизм – религии, основанные на вере в нескольких богов. В политеизме мир предстает как иерархия божеств, обладающих разной степенью власти и вступающих друг с другом в сложные отношения. Во главе всех божественных существ стоит верховный Бог.

Примером политеизма является греческое язычество. Мир древнегреческих богов – это часть единого мира, Космоса, такая же, как земной мир. Боги обитают в определенной части этого мира – на горе Олимп и спускаются на землю, общаются с людьми, а некоторые люди (как правило, герои) могут приникать в мир богов и даже занимать в нем свое место.

В древности все религии были политеистическими. В настоящее время у отдельных народов продолжают существовать политеистические верования, но большая часть верующих людей является приверженцами одной из существующих монотеистических религий.

Монотеизм – это религии, основанные на вере в единого Бога, обладающего абсолютной властью и являющегося создателем всего существующего. Монотеистическими являются современные мировые религии – христианство, ислам.

В монотеистических религиях власть Бога безгранична, он творит мир и управляет им в соответствии со своим замыслом, который превышает возможности человеческого разумения.

В зависимости от типа религии (монотеизм, политеизм) и ее вариантов внутри одного из типов (христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и др.) существуют различные типы религиозной картины мира, но все они имеют общие главные черты и различия в деталях.

Суть религиозного миропонимания неизменна: признается существование Бога (или множества богов). Бог непознаваем, его качества и способности превосходят возможности человеческого восприятия и понимания.

Религия предлагает готовые ответы на все вопросы человеческого бытия. Религиозная система мира не допускает критики или изменения фундаментальных положений своей теории.

Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

Главная особенность религиозного мировоззрения заключается в удвоении реальности. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях – обыденной, мирской, профанной и священной, сакральной, сверхъестественной. Сакральное включает в себя совокупность всех вещей, признанных священными, сверхъестественными, божественными.

Пространство и время в религии также двойственны. Существует пространство и время обычного мира и мира божественного. В божественном мире время становится вечностью, а пространство делится на уровни: небесное (рай), земной мир и подземное (ад). На каждом уровне – свои живые существа, среди которых божества, души людей, сверъестественные существа, люди, животные и т.д.

Время для каждого уровня бытия и его обитателей свое: для божеств – это вечность, для обитателей земного мира – оно конечно, имеет свои границы и направленность. В христианстве время растянуто в линию – от Сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда. В греческом политеизме и буддизме время замкнуто и циклично. Вселенная появляется из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь.

Человек в религиозном мировоззрении также двойственен: он имеет материальное, физическое, смертное тело и нематериальную бессмертную душу.

Религиозная картина мира предлагает человеку единственный ответ о смысле жизни – это спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Религиозное устремление человека – это устремление к потустороннему, в каком бы виде это потустороннее не представало. Руководством на этом пути является вера и поведение, соответствующее требованиям религии, которые помогают человеку достигнуть Царства Небесного. Бердяев Н.А. считал, что религиозная картина мира есть, прежде всего, учение о смысле человеческого существования. Она становится способом спасения человека от бед и страданий земной жизни.

Онтологическое значение религиозной картины мира, по мнению П. Флоренского, состоит в том, что человек живет в Боге, и Бог живет в человеке.

В религиозной картине мира ведущим мировоззренческим принципом является теоцентризм.

Теоцентризм (греч. Theos – Бог) – принцип, согласно которому источником мира и всего сущего является Бог.

Теология – учение о Боге в католической и протестантской традиции.

Богословие – учение о Боге в православной традиции.

Вера представляет собой особый феномен сознания, эмоционально-психологическое состояние и одновременно отношение человека к определенным предметам и явлениям.

Религиозный культ является способом объединения верующего с божественным миром. Он включает в себя обряды, ритуалы, молитвы, медитацию. Исполняя культовые действия, верующий устанавливает связь с объектами своей веры. Культ придает религии духовно-практический характер.

Храмы, мечети, синагоги – это архитектурные строения, которые являются местами для совершения религиозных культовых действий.

Религиозные обряды – это стереотипные, повторяющиеся действия, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее значимых событиях жизни человека и общества. Обряд служит механизмом передачи духовно-практического опыта людей от поколения к поколению. Обряд дополняет другие способы передачи культурного опыта – языковые, предметные (орудия труда), обучение и т.д.

Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. Каждое действие и слово в обряде имеет свой идеальный смысл, теряющийся вне образа.

Каждая религия имеет свою систему обрядовых и культовых действий.

Молитва – это способ обращения человека к Богу или к святым с помощью слов. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с помощью которых человек благодарит, прославляет, просит Бога или святых.

Религиозные чувства объединяют всю гамму переживаний человека, и главное отличие их остальных человеческих чувств – направленность на Бога.

Религия – это не только вера и культ, но исоциальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящая определенные формы поведения деятельность людей.

Церковь – это религиозный институт общества, объединяющий верующих и имеющий централизованную, строго упорядоченную структуру отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа.

Церковь регулирует религиозную деятельность людей, сохраняет и передает религиозную информацию, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества. В большинстве современных государств церковь отделена от государства.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: