Религиозная и светская власть в европе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Церкви удалось сохранить и умножить свои владения во время варварских нашествий. Она содействовала процессу феодализации, сыграв в нем немалую роль. В раннем средневековье в странах Западной Европы в руках епископов, монастырей, соборных капитулов сосредоточилась значительная часть земли; церковь эксплуатировала труд крестьян. Церковные феодалы заняли видное место в формирующейся феодальной иерархии. Являясь вассалами светских государей, они имели многочисленных как духовных, так и светских вассалов. Крупные церковные феодалы имели широкие иммунитетные права. Для укрепления социального и экономического влияния церковь задействовала монастыри. Монастыри уже в VII—VIII веках были центром экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они развертывали хозяйственную деятельность еще шире, увеличивая владения за счет разоряющихся общинников и за счет освоения болот, лесов и пустошей. Наиболее крупные монастыри оказывали влияние на политическую жизнь Западной Европы.

Союз между церковью и государством

В целом между церковью и государством в период раннего средневековья существовал союз.

В борьбе с врагами этого союза, как и с теми, кто посягал на авторитет церкви, она использовала систему церковных наказаний:

Готовые работы на аналогичную тему

Эти меры для людей того времени были так же страшны, как и налагаемые светской властью наказания.

Раннефеодальное государство защищало интересы церкви. Пипин Короткий участвовал в создании Папского государства. Карл Великий узаконил церковную десятину как обязательную подать.

Влияние церкви определялось не только ее союзом с государством и богатствами, а также монополией, которую она имела в интеллектуальной жизни. В руках церкви были сосредоточены школьное образование, литература, переписка книг, от нее зависели отбор и сохранение элементов античной традиции. Из рядов духовенства выходили все образованные люди, писатели, поэты, историки, педагоги.

Политические и социальные предпосылки возвышения папства в XII—XIII веках

В XII—XIII веках происходит усиление влияния католической церкви. Этот процесс связывается с тем, что большинство стран Европы находилось в состоянии феодальной раздробленности. При отсутствии сильных государств усилившая свое могущество церковь оказалась единственной силой, авторитет которой был признан во всех странах.

Папство использовало феодальную раздробленность в собственных интересах. Его опорой в отдельных странах были епископы и монастыри, располагавшие широкими иммунитетными привилегиями. Но одновременно являясь вассалами короля страны и папы, в разные периоды они занимали разные позиции. Многие поддерживали усиление центральной власти и потому не сочувствовали теократическим притязаниям папства; другие рьяно проводили папскую политику, препятствуя усилению центральной власти и поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

В XII—XIII веках папство для усиления влияния использовало все политические события. Оно выступало организатором крестовых походов на Восток; придало Реконкисте религиозный характер; освящала грабительские походы рыцарей против прибалтийских и славянских народов. Папство участвовало в подавлении антифеодальных движений. Политическое влияние церкви опиралось на финансовую мощь римской курии. Сюда ежегодно стекались значительные денежные суммы. Располагая финансовыми ресурсами, превосходившими средства светских государей, папы могли активно проводить свою внешнюю политику. Укреплению церкви и папства содействовало то, что она сохраняла власть над идейной жизнью общества.

XIII век стал временем наивысшего международного влияния папства. Папа Иннокентий III (1198—1216) отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и притязал на мировое господство. Он восстановил владения церкви в Папской области и расширил ее границы; он одно время был правителем Сицилийского королевства. Папской курии он придал значение высшей судебной инстанции католического мира. Его вассалами признавали себя король Англии Иоанн Безземельный, короли Арагона и Португалии. Преемники Иннокентия III вмешивались во внутренние дела государств Западной Европы, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Папская власть объявлялась высшей властью. Однако притязания пап не были осуществлены на практике, поскольку эта политика оказалась в противоречии с процессами централизации национальных государств — Англии, Франции и др.

Крушение политических притязаний папства в XV веке

В раннее средневековье церковь еще содействовала формированию феодальных отношений и духовной культуры. В период развитого феодализма она становилась преградой на пути прогресса в социально-политической и интеллектуальной сферах. Церковные феодалы упорно сопротивлялись смягчению эксплуатации зависимых крестьян: на церковных землях дольше всего сохранялось крепостничество. Епископы препятствовали освобождению городов, расположенных в их владениях.

Иными были эти взаимоотношения на Западе. Папа не стоял здесь лицом к лицу с мощной и централизованной монархической властью, перед ним была настоящая мозаика крупных и мелких феодальных владений, объединенных зыбкими отношениями вассалитета. В раздробленном феодальном обществе единая и централизованная католическая церковь представляла собой и в экономическом и в политическом отношениях колоссальное сосредоточение мощи. И нет ничего удивительного в том, что она выдвинула требование предоставления ей абсолютного господства над миром и в течение нескольких столетий боролась с переменным успехом за осуществление этого требования. В течение XII и XIII вв. католическая церковь находилась в апогее своей мощи и была близка к тому, чтобы завоевать верховенство над светской властью.

Экономическое могущество являлось той основой, на которой зиждилось стремление средневекового папства к всевластию не только идеологическому, но и политическому. Борьба Григория VII с Генрихом IV была отнюдь не последним актом эпопеи, связанной с претензиями пап на мировое господство.

Несколько раз вспыхивали конфликты между папами и императором Фридрихом Барбароссой (1152–1190), пока наконец в сражении при Леньяно в 1176 г. войска императора не были разгромлены коалицией папы Александра III (1159–1181) и ломбардских городов. На этом этапе папство в своей борьбе за мировую гегемонию одержало победу.

В переводе на государственно-политический язык это означало, что папа претендовал на роль самодержца Вселенной и все светские владыки должны были зависеть от него.

За 18 лет своего понтификата Иннокентий III добился в этом отношении разительных успехов. Английский король Иоанн Безземельный (1199–1216) признал свою ленную зависимость от Рима и в знак этого положил к ногам первосвященника свою корону, которая тут же была возложена на его голову уже от имени Святого престола; это было не только символическим актом, ибо означало, что Англия должна в дальнейшем регулярно вносить папе большие вассальные платежи. Свою ленную зависимость от папы вынуждены были признать христианские короли Пиринейского полуострова — леонский Альфонс IX, португальский Санчо I, арагонский Педро II, а также болгарский царь Калоиоанн. В конце своего понтификата папа Иннокентий III вступил в борьбу с сопротивлявшимся ему императором Фридрихом II Гогенштауфеном (1212–1250).

Прислужничество авиньонских пап французским королям нашло яркое выражение в той расправе, которая была ими учинена над орденом тамплиеров 49 .

Во время Столетней войны между Англией и Францией (1337–1453) папа Григорий XI (1370–1378) использовал подходящий момент, когда французский король находился в затруднении, и в 1377 г. вернул папский престол из Авиньона в Рим. Но теперь уже церковь не была серьезным конкурентом светской власти. Главной причиной изменения в соотношении сил явились социально-экономические и политические процессы, связанные с развитием капитализма и буржуазных отношений, с разложением феодализма, с централизацией государственной власти и возникновением абсолютных монархий.

Власть и церковь

8 Светская власть и аутодафе

8 Светская власть и аутодафе Если обращение инквизиции с тысячами узников вызывает негодование, то способ вынесения им приговора мог бы вызвать смех.Эти благочестивые церковники, пытавшие заключенных, не могли вынести смертного приговора, потому что христианин не

Проявление самодержца: власть светская

Военные ордены и светская власть

Военные ордены и светская власть Их появление, как я сказал, создало проблему. Их развитие, происходившее одновременно во фронтовых зонах (Пруссия, Сирия и Палестина, граница в Испании) и в тылу (во всей Западной Европе), их изначальная организация в виде однородной и

Церковь и светская власть — перетягивание одеяла

Церковь и светская власть — перетягивание одеяла На рубеже тысячелетий папы начали громко провозглашать примат духовной власти над светской. Особенно усердствовал в этом Григорий VII, который вел долгую и в конечном счете успешную идеологическую борьбу с германским

ИМПЕРАТОР И ПАТРИАРХ — ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ

ИМПЕРАТОР И ПАТРИАРХ — ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ Во взаимоотношениях императоров и патриархов наиболее полно выразилась возможность взаимосвязи духовной и светской власти, характерная для Византии. Редко кому удавалось стать патриархом или пребывать долго в этом

Глава V Церковь и власть

Глава V Церковь и власть Истоки раскола В XVII столетии Россию ждали события, потрясшие духовную основу государства — Церковь. Мы уже упоминали о конфликтах XV–XVI вв., связанных с борьбой между иосифлянами и нестяжателями. В XVII в. интеллектуальные споры получили свое

Глава 18 Епископы, светская власть и церковь конца эпохи народовластия

Глава 18 Епископы, светская власть и церковь конца эпохи народовластия Тут люди из Приречья смекнули, что, ясное дело, не удастся им добиться справедливости в тяжбе против Энунда, если только они не заручатся чьей-либо помощью, и вот они отправились к епископу Бранду [сыну

Церковь и королевская власть

Церковь и королевская власть Около 1070 г. церковный деятель из Северной Германии Адам Бременский излагал на латыни историю архиепископов Гамбурга-Бремена. Адам задался целью показать, сколь велики были заслуги его архиепископства в распространении христианства среди

Церковь. Власть и культура

Церковь. Власть и культура В течение столетий, ознаменованных влиянием григорианства, церковь использовала свою новообретенную власть для того, чтобы оказывать влияние на процесс преобразований общества в разных странах. Верховный правитель датского государства в XII в.

Глава IX Светская власть

Глава IX Светская власть IОбщее влияние, оказанное норманнами на христианский мир, соответствует особым последствиям их правления на территории завоеванных ими стран. Однако результаты правления норманнов в светской сфере этих государств оцениваются по-разному. Не так

Папство, империя и светская власть

Папство, империя и светская власть Иннокентий IIIСо смертью императора Генриха VI в 1197 г. папство освободилось от последнего серьезного политического соперника в Италии. Как раз в то время кардиналы избрали папой самого младшего из своей среды под именем Иннокентия III. В

Власть духовная и светская

Власть духовная и светская Последняя из отмеченных выше рационалистических установок Корана нашла отражение в его политическом императиве, который – вопреки господствующему в исламоведческой литературе стереотипу – весьма далек от безоговорочно

Отношения между светской и церковной властью в странах Европы (особенно католических) всегда отличались острым соперничеством. Борьба между правителями и отцами церкви за власть над людьми порой выливались даже в военные конфликты. Порой определить, что сильнее - духовная или светская власть над гражданами или верующими, было очень трудно, особенно в средние века. Даже сейчас роль папы римского велика, хоть и не сравнима по значению по прошествии многих лет.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Отношения светской власть и церкви в эпоху Высокого Средневековья (XI-XV века) представляли собой соперничество и борьбу между императорами и папами за власть.

Дворец пап в Авиньоне

Авиньонское плене­ние пап

После смерти Бо­нифация VIII новым Папой под именем Климента V был избран французский епископ. В 1309 г. он перенёс папскую резиденцию из Рима в Авиньон, расположенный рядом с владениями французско­го короля, где она и оставалась до 1377 г. В этот период, получив­ший наименование авиньонского плене­ния пап, папы находились под сильным влиянием королей Франции.

Великий западный раскол

В 1378 г. в ка­толической церкви началась великая схизма (раскол): один Папа был избран в Риме, второй — в Авиньоне. Европей­ские государства разделились на сторон­ников римского и авиньонского первосвя­щенников. Церковный собор 1409 г. в Пи­зе лишь усугубил ситуацию: появился третий Папа. Лишь церковный собор 1414-1418 гг. в Констанце положил конец великому расколу, заменив всех трёх пап вновь избранным Папой Мартином V, который вернул папскую ре­зиденцию в Рим. Завершение схизмы несколько повысило автори­тет Папы в качестве главы католического мира, но о претензиях пап на политическое господство больше не могло идти и речи.

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Основные признаки светского государства

Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Этапы отделения религиозных сообществ от государства

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Слишком сложно? Наши эксперты помогут разобраться

    Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:

    • полнейшая свобода мыслей, убеждений и религии, включая право на принятие или изменение религии или убеждений по своему выбору и свободу следовать своей религии или убеждениям как в единоличном порядке, так и сообща с другими, публичным или частным порядками;
    • право на свободное выражение своего религиозного мнения, включая право придерживаться своего личного мнения, право на поиск, получение и распространение всякого рода информации и идей, независимо от государственных границ, в устной и письменной форме, через печать или художественные формы выражения или другими способами по своему усмотрению;
    • протекционное право от прямой дискриминации по признаку отношения к религии, различным национальностям либо расам или мировоззренческим взглядам, а также, на протекцию от пропаганды, дискриминации или прямого геноцида;
    • право на национальную или культурную, либо религиозную принадлежность, включая право на сохранение автономной национальной культуры, на развитие культурного характера, на доступ ко всем культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на личностное определение и свободное установление и осуществление своего развития.

    Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.

    Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.

    При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.

    В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.

    Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.

    Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.

    На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения:

    • светскость государства как характеристика конституционного характера страны, которая отражает автономность и полную суверенность страны и религиозных объединений в соответствующих моментах, относящихся к их компетенции;
    • светское государство рассматривается как государство, которое обеспечивает полную автономность и суверенность институтов и религиозных сообществ страны в соответствующих ячейках их компетенции, гарантированные полной недопустимостью появления в государстве общей религии либо идеологии и отделением от страны религиозных сообществ, которые направляют свою деятельность на целевое распространение самой идеологии.

    Все еще сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

    Королевство свевов — первое славянское государство в Западной Европе

    Что такое светское государство?

    Квалификация этого деятеля должна быть довольно высокой для того, чтобы ознакомиться с определением светского государства, а если ему этого мало, то он может изучить вопрос подробнее, ведь он окончил вуз в годы, когда нельзя было легко купить диплом, то есть умеет искать информацию, работать с источниками.

    Несколько вопросов: действительно ли нет толкования или депутат выдумает? Нужно ли толкование тому, что и так есть? Ну а основание у депутата, конечно, есть. Так как демагогии по поводу светского государства в последние дни немало.

    А теперь все-таки к определению светского государства. Так как речь идет именно о законе, то процитируем вначале 14 статью конституции:

    Кажется, что мало. Действительно, почему в конституции так мало написано об этом? Не правда ли, было бы здорово, если бы в конституции на каждую статью был отдельный многотомник? И неважно, что это нормативный правовой акт, где именно таким образом указаны законы, а понятия все-таки подробнее описаны в других местах, о чем должен хотя бы догадываться депутат Госдумы.

    Для примера хотя бы возьмем энциклопедию юриста:
    «Светское государство — государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г.. не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц. на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и отделением школы от церкви. Такая форма взаимоотношений государства и церкви установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Противоположностью С.г. является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан).

    Возьмем определение из научной статьи по этой теме:

    Рассмотрим еще некоторые законы:

    А это, наверное, закон, который нарушают чаще всего (если речь идет именно о религии и светском государстве):

    А теперь самое удивительное: есть конституция с комментариями! Возможно, депутат не знает о существовании подобного? Там не только разжевано все, но еще приводятся примеры. Дополним приведенное выше определение из энциклопедии юриста:

    «Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

    Следовательно, толкование понятия есть. Причем именно толкование применительно к России, а не ко всем государствам сразу. Речь идет не об абстрактном понятии. Странно, что депутат Госдумы об этом просто не знает.

    Светское государство

    Понятие светского государства

    Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.

    Сущность светского государства

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Светское государство 450 руб.
    • Реферат Светское государство 230 руб.
    • Контрольная работа Светское государство 210 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    В светском государстве любой человек обладает правом рассчитывать на то, что он может жить, не приходя к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и реализация правосудия япредставляется в нём государственной прерогативой. Последователи всех религий в светском государстве являются равными перед законом.

    Государства, не обладающие статусом светских

    В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

    Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

    Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

    • Англии;
    • Дании;
    • Египте;
    • Тунисе;
    • Бангладеш и некоторых других странах.

    Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

    Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

    Типология светских государств

    В социологической науке существует типология светских и несветских государств по разнообразным параметрам. Критериями классификации светских государств являются:

    • присутствие отношений партнёрства государства с религиозными организациями;
    • уровень воздействия религии на государственную систему права.

    Названные критерии дает возможность выделения четырех типов государств светского типа:

    1. Эквипотенциальный тип, то есть здесь государство устремлено к максимально возможной изоляции религиозных организаций от жизни государства;
    2. Преференциальный тип;
    3. Идентификационный тип, то есть выражаемый в сотрудничестве государства и религиозных организаций;
    4. Контаминационный тип.

    Различные типологии светских государств, которые существуют в мире современности, представляются закономерным результатом общественного развития. Образование конкретного типа светского государства обуславливается определенными политическими, историческими, культурными и иными особенностями общественной динамики.

    Светским государством признано такое государство, в котором религия и государство, а точнее религиозные объединения и государство отделены друг от друга, и ни коим образом не вмешиваются в дела друг друга.

    • Не может вмешиваться в определение гражданином собственного отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями согласно своим убеждениям, при учете прав ребенка на свободу вероисповедания и свободу совести;
    • Не может возлагать на религиозные объединения исполнение функций власти государства и органов МСУ;
    • Не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не находит противоречий законодательству;
    • Обязано обеспечивать светский характер образования в муниципальных и государственных образовательных учреждениях.

    В свою очередь, и религиозные объединения согласно конституционным принципам формируют и реализуют собственную деятельность вне зависимости от государства. Согласно своей собственной институциональной и иерархической структуре, они избирают, назначают и заменяют свой персонал. Здесь надо отметить, что действуя в соответствии со своими собственными уставами, они обязаны обеспечивать своим работникам условия труда и его оплату, согласно нормам установленным законодательством РФ и оговоренным в трудовом контракте (договоре).

    Читайте также: