Религиозная этика свобода и ответственность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждому человеку от рождения даются определенные права и свободы. С течением времени он взрослеет, происходит становление его личности, и, соответственно, увеличивается количество свобод. В большинстве стран к совершеннолетию он приобретает все возможные для него личные, социально-экономические и политические права. Однако с этого момента, с точки зрения закона и этических норм, он несет полную ответственность за свои действия. Свободы неизменно шагают рядом с ответственностью – таков закон любого цивилизованного общества. Из личных свобод, присущих каждому человеку, особо следует выделить свободу совести (нравственную свободу) и свободу вероисповедания.

Нравственная свобода – это возможность выбирать, как будет верно с моральной точки зрения поступить в каждой конкретной ситуации. Здравая моральная оценка собственных действий просто необходима для принятия решений. Чтобы иметь возможность ее дать, нужно обладать правильными нравственными принципами, четко понимать, хорошим или плохим является поступок. Такой вывод может сделать только достаточно зрелая личность, хорошо усвоившая этические ценности. На умение оценивать собственные поступки, как и на формирование личности в целом, примерно в равной степени влияют четыре основных фактора: генетика, среда, воспитание и самовоспитание. Генетика создает врожденную личную предрасположенность к определенной линии поведения, неосознанную тягу к ней. Чаще всего она играет свою роль, когда речь идет о заболеваниях, негативно оцениваемых обществом с этической точки зрения. В таком случае у человека, не обладающего сильной волей, ее влияние может перевесить важность других факторов вместе взятых. А уж если на ее стороне находится воспитание или среда, шансов избавиться от навязываемой линии поведения у человека довольно мало. Так зачастую становятся алкоголиками дети в семьях, где родители страдали алкоголизмом. Однако случается и обратная ситуация, когда, в результате сознательного самовоспитания, человек приобретает здравую моральную оценку своих действий и избавляется от любой предрасположенности к вредным привычкам.

Умение предвидеть последствия своих поступков напрямую связано с осознанием необходимости нести за них ответственность. Понимание того, что поступать надо не так, как хочется, а так, как будет правильно с нравственной точки зрения, к человеку приходит не сразу. Обычно такой вывод делается после серии совершенных ошибок. К тому же, эмоционально зрелая личность спокойно принимает неизбежность наступления ответственности за свои поступки, и не пытается ее избежать. Более того, именно на основании умения предвидеть последствия своих поступков, она выстраивает всю линию поведения. Наличие этого качества еще более важно, если человек занимает высокую должность, и от его действий и решений зависит жизнь, здоровье, материальное или иное благополучие остальных людей. Это в разы увеличивает возложенную на него ответственность.

На основании моральной оценки своих действий и умения предвидеть их результаты, человек осуществляет контроль над своими желаниями и действиями. Осознанное принятие решений с оглядкой на последствия и уровень нравственности своего поступка со временем сменяется бессознательным, автоматическим учетом и того, и другого, в результате чего человек принимает лучшее из возможных решений, практически не прикладывая к этому умственных усилий. Такое поведение говорит о высоком уровне этического развития личности.

Основное условие, при котором можно говорить о нравственном уровне человека при совершении хорошего поступка – это отсутствие давления на него. Решение должно быть принято без стороннего влияния и абсолютно осознанно. Если на решении индивида сказывается чувство страха, мнения остальных людей или другие рычаги воздействия, заслуга (и ответственность) за него не может лежать только на нем. Подобные ситуации часто возникают тогда, когда от человека многое зависит.

Что касается свободы вероисповедания, то она тоже накладывает на человека определенную ответственность. Права и обязанности, которые дает ему выбранная им религия, должны соответствовать не только законам государства, в котором он проживает, но и его личным этическим нормам. Как правило, этот вопрос не актуален, если он с детства воспитывался в той среде, где все, что связано с данной религией, абсолютно естественно воспринимается как единственно верный вариант. Если же она была выбрана в сознательном возрасте, ценности, которые он уже получил к тому моменту, могут вступить в конфликт с пропагандируемыми ею взглядами. В таком случае произойдет либо переоценка ценностей, либо отказ от новоприобретенных взглядов. Результат может быть разным в каждой конкретной ситуации и зависит от того, насколько велик разрыв между собственными этическими нормами человека и теми, что пытается ввести для него выбранная религия, а также от того, какие личные жизненные обстоятельства привели его к ней. В любом случае, следует учитывать, что ответственность за его действия по-прежнему возлежит на нем в полной мере.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель.




Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Религиозная этика.

Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с Р.э. возникает также философская этика. Если Р.э. выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы.

Хотя христианская этика как богословская дисциплина сформировалась в Новое время, истоки ее находятся в христианском благовестии и прослеживаются на всем пути развития христианской теологией в целом. Вопросы этики рассматриваются христианскими апологетами, отцами Церкви, в средневековых схоластических системах, в трудах протестантских реформаторов. Начиная с XVII в. христианская этика разрабатывается как конфессионально ориентированная самостоятельная дисциплина в рамках православного, католического и протестантского богословия. В Новое время, когда появляется автономная этика и получает развитие этическая теория в рамках светской философии, христианская этика становится делом не только теологии, но также религиозной философии, основывающей этику уже не только на заповедях священных писаний. Христианская жизнь, ее ценности становятся предметом философской рефлексии. В России этот тип христианской этики представлен в трудах, например, Вл. Соловьева, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого. Главной ее проблемой в XX в. становится проблема духовного кризиса, утраты этикой былого безусловного значения вместе с утратой опоры на трансцендентный авторитет в секулярном мире.

Лекция №5.

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель.


Пусть состарится медь под властью времени – все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Религиозная этика.

Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с Р.э. возникает также философская этика. Если Р.э. выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы.

Хотя христианская этика как богословская дисциплина сформировалась в Новое время, истоки ее находятся в христианском благовестии и прослеживаются на всем пути развития христианской теологией в целом. Вопросы этики рассматриваются христианскими апологетами, отцами Церкви, в средневековых схоластических системах, в трудах протестантских реформаторов. Начиная с XVII в. христианская этика разрабатывается как конфессионально ориентированная самостоятельная дисциплина в рамках православного, католического и протестантского богословия. В Новое время, когда появляется автономная этика и получает развитие этическая теория в рамках светской философии, христианская этика становится делом не только теологии, но также религиозной философии, основывающей этику уже не только на заповедях священных писаний. Христианская жизнь, ее ценности становятся предметом философской рефлексии. В России этот тип христианской этики представлен в трудах, например, Вл. Соловьева, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого. Главной ее проблемой в XX в. становится проблема духовного кризиса, утраты этикой былого безусловного значения вместе с утратой опоры на трансцендентный авторитет в секулярном мире.

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука. Объектом изучения которой является мораль (нравственность).

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы.

Этика закрепляет общественный порядок, устои общества. Без единой системы нравственных ценностей, имеющих для людей одинаково положенное содержание, носящее устойчивый и общеобязательный характер, общество окажется в опасности. Так считал Сократ. Для античного человека в его сознании существовала прочная связь понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья. А поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научиться. По Сократу, главные добродетели – мужество и справедливость. Платон помещает нравственные ценности - благо, добро, справедливость, честность, добродетель – в мир идей, правильно утверждая их идеальный характер. Однако Платон гипертрофировал идеальную природу нравственных ценностей. Полностью оторвал от всего земного. Развивая идеи Сократа, что человек должен руководствоваться убеждениями, Платон добавляет, что эти убеждения должны соответствовать единому идеальному божественному миропорядку. Он доказывает, что человек становится нравственным существом, лишь наполняя свою индивидуальную жизнедеятельность общественно значимым содержанием, преодолевая границы частного бытия и находя свое место в целостном общественном бытии.

Эпикур определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответственно основная цель этики – помочь человеку избавиться от страданий или хотя бы облегчить их. Он отмечает, что счастью тождественно не просто удовольствие, а удовольствие благоразумное. Он рекомендует не предаваться любым удовольствиям без разбора, а предпочитать духовные, соблюдать меру, иначе страданий не миновать. Достижение наслаждения, по Эпикуру, и есть счастье. Благоразумие и мудрость – таковы основные добродетели в этике Эпикура. По мнению стоиков, истинная этика – это этика долга. Традиционное представление античности о счастье трансформируется в подчинение нравственному требованию. В центре этического учения стоиков стоял мудрец, способный жить сообразно с природой, свободный от аффектов, хладнокровно и стойко встречающий свою судьбу.

Этические идеи стоицизма оказали большое влияние на последующее развитие этической мысли. Стоический идеал мудреца как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, был полностью воспринят христианством. Нравственность по мере развития человечества менялась и этика вместе с ней тоже.

Христианство возникло в среде самых угнетенных и обездоленных слоев населения Римской империи, отчаявшихся в реальном избавлении от бедствий и страданий , страстно нуждающихся в утешении. Христианство дало простой и ясный ответ на вопрос, почему мир так несовершенен и испорчен, жесток и страшен. Таким ответом на вызов времени стала идея всеобщей греховности человечества и искупления вины страданием и покаянием, беззаветной верой, самоотверженной любовью к Богу и готовностью исполнить его волю. Греховность здесь является универсальной характеристикой человека, проистекающей из самомнения и гордыни нарушивших веления Бога перволюдей. Она ослабляет душу человека и делает его склонным ко всяческому злу. Все люди безнадежно грешны, даже те, за кем снаружи не видно греха.

Человек слишком слаб в силу своей греховной природы, поэтому в мире столько зла и страданий. Все бедствия человеческой жизни – бедность, болезни, непосильный труд, вражда и насилие, сама смерть – это лишь видимые проявления всеобщей человеческой греховности. Источником греховности человека является его свободная воля.

Духовная связь между Богом и человеком становится возможной потому, что в христианстве и Бог и человек рассматриваются как личности. Нравственная реальность стала драматичней, это результат отношений двух личностей – Бога и человека, а не одинокий и замкнутый мир античного мудреца. Точкой опоры античного человека была его нравственная самодостаточность. Отсюда атараксия (безмятежность), апатия (равнодушие). Средневековый человек теряет такую опору и выведенный из равновесия напряженно ищет ее вовне, в Боге. Для верующего это вопрос жизни и смерти, т.е. вечного спасения или гибели. Необходимость выхода человека за границы своего внутреннего мира отражена в главных добродетелях того времени – вере, надежде, любви.

Свобода и ответственность

Ответственность ученых за создание энергии огромной разрушительной силы (атомная и водородная бомбы), геномодифицированной продукции, использование человеческих органов и т.д.

В течение третьего тысячелетия, скорее всего, будут решены проблемы пересадки органов, таких, как сердце, почки, печень, селезенка, легкие и другие, а также даже замены скелета и мышечной ткани. Все это должно повлиять на оздоровление людей и общества. Возрастает роль инженерии искусственных органов, клонирования органов, генетического перепрограммирования и других новейших биомедицинских технологий. Придет время, когда будут разрешены медицинские задачи пересадки и замены нервной ткани и даже отделов головного мозга. И этот краткий перечень биомедицинских актов воздействия на организм человека породит и новый круг биоэтических проблем. Встанут острые моральные, правовые и мировоззренческие вопросы. Как все это скажется на сознании человека, сохранится ли идентичность человеческой личности?

Только философское осмысление и переосмысление специфических требований медицинской морали и права позволит понять, что вся исследовательская деятельность врача не может не опираться на принципы биоэтики. Это относится и к оценке природы человека, смысла его жизни, путей развития личности и индивидуальности, Биоэтика со временем станет идеологией здравоохранения, привлекая внимание научной и широкой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим научным поискам развития живой и косной материи, связанным с угрозой жизни или утратой здоровья человека.

Настоящая книга представляет собой попытку дать в форме систематического изложения органическую сводку положительных достижений современной философской мысли. Разумеется, в выборе материала, в оценке и трактовке этих достижений не может не быть значительного элемента субъективности. Эта субъективность усугубляется еще и тем, что автор поставил своей целью дать нечто большее, чем компиляцию современных философских учений, которые здесь не просто излагаются, но ассимилированы в систему целостного миросозерцания. Поэтому ссылки на современных мыслителей сведены к необходимому минимуму, тем более что у автора во время работы над книгой не было под руками никакой специальной литературы.

В то же время книга имеет элементы учебника философии. Автор стремился изложить систему органического мировоззрения как можно менее тенденциозно, предпослав конструктивной части краткое изложение основных философских школ.

Автор – ученик Н.О. Лосского, последователь органического идеал-реализма 1 . В то же время ему близки интуитивная философия Бергсона, персонализм Бердяева и Шелера, в меньшей степени – Штерна. Этим предопределены основные философские позиции автора.

Книга рассчитана не на специалистов, но и не на профанов. Она обращена прежде всего к мыслящей интеллигенции. Полемическая часть сокращена в книге до минимума. Автор заинтересован главным образом в конструктивном изложении предмета. Сама по себе критика материализма и рационализма, даже самая удачная, недостаточна еще для их преодоления.

Книга проникнута убеждением, что та реабилитация духовных ценностей, та революция духа, которая назревает в недрах современной философии, может стать одним из залогов чаемого духовного возрождения человечества. Если тенденции современной механистической цивилизации направлены еще по инерции в сторону материальности и разрушения, то в глубине душ намечается уже поворот в сторону утверждения духовных ценностей, солидарности и творчества.

Автор Менхегоф 2 , 1946.

Введение

Все эти соображения приводят к мысли, что хоронить философию преждевременно. Мало того, не раз философия предвосхищала научные открытия и теории. Понятие атома, например, было выдвинуто Демокритом за две тысячи лет до применения атома в науке. Динамическая теория материи Канта лишь теперь получает свое научное подтверждение 4 .

Наконец, на рубеже XX в. в недрах самой философии произошла революция, открывшая новые проблемы и по-новому осветившая старые. Преждевременно похороненная философия возродилась с новой силой.

Итак, философия есть целостная система знаний, учение о мире как о целом. Однако сущность философии не исчерпывается областью теоретического знания. Ибо философия есть не только учение о сущем, но и о должном, об идеале, который не дан и не может быть дан в опыте, но который определяет идею всякого мировоззрения. Идеал никогда не дан в эмпирической действительности, он представляет собой задание для мысли и для действия. Поэтому философия есть не только учение о познании (гносеология) и бытии (онтология), но и учение о должном, о ценностях – аксиология (от греческого слова […] – ценность), в которой первое место принадлежит этике – учению о ценностях императивных. Ценности же обращены не столько к человеческому разуму, сколько к чувству (эмоциям) и воле.

Философия должна считаться с тем, что человек есть существо не только познающее (homo sapiens), но и существо эмоциональное и волевое. Человеку свойственно руководствоваться в своей деятельности ценностью, почитаемой им за верховную. Мировоззрение, лишенное этой руководящей верховной идеи, не завершено и не цельно. Главная проблема аксиологии – вопрос о природе этой верховной ценности, вопрос о ее субъективном (личном или групповом) или объективном (общечеловеческом) значении.

Если гносеология (теория знания) есть как бы методологический корень философии, а онтология (учение о бытии) – ее цвет, то аксиология – тот плод, который должна принести философия, жизненно значимое завершение философского мировоззрения.

2. Подразделение философских дисциплин. Формально философию можно разделить на три основные дисциплины: гносеологию, или теорию знания, относительно автономной частью которой является логика, онтологию, или теорию бытия, и аксиологию – учение о ценностях. Такие дисциплины, как этика, эстетика и философия религии, являются относительно автономными частями теории ценностей.

Гносеология – методологически основная философская дисциплина. Она ставит вопросы о происхождении и, главное, об объективной значимости, общеобязательности знания. Гносеология же ставит кардинальный вопрос о том, существует ли познаваемый и предстоящий нам мир сам по себе, или он есть явление некой непознаваемой сущности, или же, наконец, – лишь представление в уме познающего.

Проблемы эти, в силу чистой их теоретичности, непопулярны. Массы, включая сюда даже широкие круги интеллигенции, равнодушны к гносеологическим проблемам и мало интересуются ими. Массы тяготеют к догмам, им чужд дух критики и скепсиса, который составляет главный пафос гносеологии. Тем не менее подлинная философия начинается с гносеологии, и знакомство с подводными камнями гносеологии необходимо для критического обоснования мировоззрения.

Для понимания природы гносеологии необходимо уяснить себе различие между гносеологией и психологией, с одной стороны, и гносеологией и логикой, с другой.

Психология интересуется психическими процессами как таковыми, даже в том случае, если она изучает процессы познания. Вопрос о том, является ли данное познание истинным или ложным, не существует для психолога, поскольку он не выходит за рамки своей науки. Он изучает психические процессы в их фактичности, а не в их познавательной ценности, для него бред сумасшедшего и гениальные прозрения лежат в одной плоскости. Для гносеолога, наоборот, первостепенно важен критерий истинности знания. Его прежде всего интересует, соответствует ли данное познание истине или нет. Иначе говоря, гносеолога интересует не фактический процесс познания, а его предмет, его смысл, его познавательная ценность.

Мировая философия пережила три главных периода расцвета онтологии: классический идеализм древности (Платон, Аристотель), докантовские догматические системы (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и германский идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель).

Изложение его основ будет дано нами ниже. Скажем лишь пока, что органическое мировоззрение – онтологический фундамент персонализма как учения, обосновывающего абсолютную самоценность человеческой личности, не делающего в то же время из нее кумира в духе ницшеанства, и как учения, видящего между личностью и обществом отношение взаимодополнения, а не антагонизма, сглаживаемого путем компромисса.

Органическое мировоззрение и персонализм, усматривая направленность на сверхличные и сверхобщественные ценности в самой структуре личности, дают метафизическое обоснование солидарности – этому первофеномену социальной жизни. Ибо если личность по своей природе свободна, то общество по своей изначальной природе солидаристично.

Предельная проблема аксиологии – это проблема Абсолютной Верховной Ценности (Бога и Его Царства), в которой иерархия ценностей находит свое завершение и свой верховный критерий.

Общая теория ценностей – аксиология – создает необходимую методологическую базу для постановки всех этих проблем, без того или иного ответа на которые не может жить человеческий дух.

По преимуществу (фр.).

Интенционализм (от лат. intentio – стремление) – основное понятие философии Ф. Брентано; «каждый психический феномен – согласно Брентано – характеризуется соотнесенностью с каким-нибудь объектом (Psycho-logische Standpunkte. Bd. 1, Buch 2. Leipzig, 1874, S.115; цит. по: Философская энциклопедия. М., 1962, т. 2, с. 290–291). Интенциональность означает, что сознание всегда есть отношение к чему-то; физический объект как таковой не интенционален. Все психологические феномены Брентано делит на три класса: представление (репрезентация как чистое присутствие объекта), суждение (утверждение или отрицание объекта), чувство (любовь или ненависть к объекту).

Феноменология – направление в философии XX в., разработанное главным образом Э. Гуссерлем (опиравшимся на идеи своего учителя Ф. Брентано); исходный пункт феноменологии – рассмотрение внеопытных и внеисторических структур сознания; предметное бытие имманентно сознанию и обретает свой объективный смысл благодаря отнесенности к сознанию.

Читайте также: