Рекреационные ресурсы мирового океана кратко

Обновлено: 19.05.2024

Цели: формировать умение давать оценку природным ресурсам мира; формировать представление о размещении природных ресурсов на пла­нете; формировать умение работать с картами, со статистическими мате­риалами, составлять конспекты, планы.

Оборудование: карта природных ресурсов, атласы, таблицы, учебник, дополнительная литература.

Тип урока: урок-конференция.

I. Проверка домашнего задания

Учитель проводит тестирование (см. приложение).

II. Анализ практической работы № 2

Учитель показывает правильно выполненные работы, указывает на ошибки.

III. Изучение нового материала

1. Водные ресурсы.

Водные ресурсы — это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основ­ном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды «за­

Распределены ресурсы рек неравномерно. Обратимся к рис. 8 блока 3 учебника.

1. Определите среднемировой показатель обеспеченности ресурсами полного речного стока. (Он составляет 7,0тыс. м3 в год на душу населе­ния.)

2. Определите обеспеченность ресурсами полного речного стока по странам и регионам. ( Страны мира обеспечены речной водой неравномер­но. Наиболее обеспечены страны расположенные в умеренном и экватори­альном поясах. В первую десятку стран имеющих наибольшую обеспечен­ность входят: Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Вене­суэла, Бразилия, Россия. Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.)

Страны Азии обеспечивают водой реки — Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ — Енисей и Лена, в Африке - Конго и Замбези.

На протяжении XX века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды. Куда расходуется боль­шая часть воды? 70% воды потребляет сельское хозяйство, 20% — про­мышленность, 10% — коммунальное хозяйство.

В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвоз­вратные потери воды составляют более S от общего ее потребления. Са­мые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения (7000 м3 на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.

В Росси структура водопотребления следующая: 56% идет на произ­водство, 21 % — на хозяйственно-питьевые нужды, 17% — на орошение и сельскохозяйственные нужды.

Один из способов обеспечения населения пресной водой — опресне­ние соленых вод. Два тысячелетия назад люди научились получать пре­сную воду из соленой методом дистилляции. Первые установки по оп­реснению морских вод появились в начале XX века, для чего использова­лись солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине XX века стали применять атомные опреснительные ус­тановки. Больше всего их используют страны тропического климата: Ту­нис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах

Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды — опреснен­ная морская вода.

Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перс­пективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледни­ках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое по­требление воды.

Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространя­ются до 35 градуса южной широты, это примерно широта города Буэнос- Айреса. От ледников Гренландии ежегодно откалывается около 15 тыс. айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют около 12 тыс. ледяных гор. В среднем антарктические айсбер­ги живут 10-13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километ­ров плавают многие десятилетия.

В XX веке появилась и была реализована идея транспортировки айс­бергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части — форма кора­бельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м транспор­тируют 5-6 океанских буксиров. Скорость буксировки составляет около 1852 м в час(одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски - блоки толщиной по 40 м. При таянии они по пла­вающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.

Для транспортировки айсбергов используют холодные течения. Айс­берги представляют собой международное достояние, поэтому при ис­пользовании их должно быть разработано международное право.

Необходимо учитывать и экологические последствия транспортиров­ки айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. Айсберг сред­них размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3-4 градуса и оказать негативное влияние на экосистемы суши и моря. Из-за огромной осадки ледяной горы, ее нельзя будет подвести к берегу ближе, чем на 20-40 км.

1. Почему водная проблема становится все более острой?

2. Как можно решить проблему обеспечения водой засушливых стран мира?

3. Какова структура расходования пресной воды?

4. Какова география водных ресурсов планеты?

2. Биологические ресурсы (Лесные ресурсы).

В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес — необходим для фотосинтеза, для поставки в атмосферу кислорода, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодоро­дия почв и чистоты вод. Лес - место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие ат­

мосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека.

Лесные ресурсы распределены по поясам. Выделяют два лесных по­яса: северный и южный. Площадь северного лесного пояса включает в себя леса умеренных широт. Эти леса состоят на 67% из хвойных пород деревьев и на 33% из лиственных пород. Самые большие лесные площади находятся в России, Канаде, США. Леса северного пояса имеют небога­тый видовой состав и мед ленный прирост древесины. Южный лесной пояс имеет более разнообразный древостой: на 1 га леса можно встретить более 100 различных видов деревьев. Средний запас древесины в южном поясе превышает такой запас в северном поясе в десятки раз, поэтому общий запас древесины южного пояса больше.

Самые большие запасы древесины в странах с наибольшей площадью.

В десятку стран, имеющих самые большие площади лесов, входят: Россия, Бразилия, Канада, США, Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу и Венесуэла. Самую высокую лесистость имеют: в северном лесном по­ясе — Финляндия и Швеция; в южном поясе — Суринам и Гайана в Ла­тинской Америке, Габон и Демократическая Республика Конго в Аф­рике.

Россия — самая богатая лесами страна. Общий запас древесины в ле­сах России составляет 82 млрд м3, что превышает запасы любого региона мира, кроме Латинской Америки.

Главной проблемой лесов является их исчезновение, которое называ­ют обезлесением. Причиной этого процесса является антропогенное вме­шательство на протяжении многих тысячелетий. Сначала леса были све­дены в Передней Азии, Индии, Восточном Китае, а затем в Средиземно­морье. Главные причины сведения лесов прежние: увеличение площади земель под сельскохозяйственные угодья, а также под промышленное и транспортное строительство. Постоянно растет потребность в деловой дре­весине. Леса гибнут в результате пожаров, кислотных дождей. В настоя­щее время особенно страдают леса южного пояса. В развитых странах, благодаря мерам по рациональному использованию лесных ресурсов, положение сравнительно благополучное. Здесь площади лесов не только

не сокращаются, но и возрастают. В странах северного лесного пояса про­водится контроль за естественным возобновлением лесов, а также искус­ственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса за после­дние десятилетия снизилась на 20-30%.

Каковы главные причины, которые приводят к сведению лесов?

1 причина — расчистка земель для городских, транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. Подсечно-огневым земледелием в тро­пических лесах и саваннах занято 20 млн семей. Этот вид земледелия является причиной сведения 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии и 35% лесов Латинской Америки.

2 причина — использование древесины в качестве топлива. 70% насе­ления развивающихся стран для приготовления пищи и обогрева жили­ща используют дрова. Подъем цен на нефть вызвал усиление использова­ния древесины в качестве топлива.

3 причина — возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки и Латинской Америки в Западную Европу, США, Японию для произ­водства бумаги и целлюлозы.

Как спасти леса планеты?

1) Создать в южном поясе лесные плантации, предназначенные для выращивания высокопродуктивных и быстрорастущих пород деревьев, например, эвкалиптов.

2) Рациональное лесопользование и воспроизводство лесных ре­сурсов.

3) Защита лесов от лесных пожаров.

1. Каково значение лесов планеты?

2. Как распределены лесные ресурсы на Земле?

3. В чем различие северного и южного лесных поясов?

4. Каковы причины обезлесения территорий?

5. Каковы пути сохранения лесов планеты?

3. Рекреационные ресурсы.

Рекреация — восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и духовных сил человека, повышение его здо­ровья и работоспособности.

Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоро­вительная значимость.

Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:

1) Природно-рекреационные ресурсы.

2) Антропогенно-рекреационные ресурсы.

К природно-рекреационным ресурсам относят благоприятные кли­матические условия: постоянство погоды, длительность безморозного пе­риода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кем­пингов, лыжных баз и т.д.

Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. Их принято подразделять на памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важны­ми объектами общечеловеческого значения являются объекты всемир­ного природного и культурного наследия человечества. К таким объек­там относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббат­ство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.

В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и др. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Тур­ции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и др.

1. Что такое рекреационные ресурсы?

2. На какие типы делятся рекреационные ресурсы?

3. Приведите примеры рекреационных ресурсов.

4. Назовите примеры стран, пользующихся наибольшей популярнос­тью среди туристов и отдыхающих мира.

5. Какие страны наиболее популярны среди российских туристов и отдыхающих?

6.Что такое объекты Всемирного природного и культурного насле­дия?

4. Климатические ресурсы.

Климатические ресурсы — это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра.

Солнечная энергия — самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает совре­менное мировое потребление энергии.

Часть солнечной радиации отражается атмосферой Земли. Только небольшая часть солнечной радиации может быть использована прак­тически. Наиболее благоприятные условия для использования солнеч­ной радиации существуют в развивающихся странах, которые располо­

жены в аридном поясе: в Израиле, в Японии, в Австралии, в некоторых штатах США.

Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно только 1,5%. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей — Северного, Балтийского, ар­ктических морей.

Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматичес­кие ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельс­кохозяйственных культур - это свет, воздух, тепло, влага и питательные вещества.

Свет - это солнечная радиация, которая делится на рассеянную, пря­мую, поглощенную, отраженную. Для фотосинтеза важна та часть радиа­ции, которая называется фотосинтетически активной радиацией. Учиты­вается также длина светового дня. Растениями длинного светового дня являются: рожь, пшеница, овес, ячмень. К растениям короткого светово­го дня относятся кукуруза, хлопчатник, просо.

Воздух неисчерпаем. У поверхности Земли он состоит из смеси газов: 78% азота, 21% кислорода и небольшого количества смеси других газов (углекислого, аргона и др.).

За один трансатлантический перелет реактивный лайнер сжигает 35 т кислорода.

В настоящее время потребляется столько кислорода сколько хватило бы для дыхания 50 млрд человек. За последние 50 лет количество кисло­рода в атмосфере уменьшилось на 0,02%. По подсчетам ученых при еже­годном увеличении потери кислорода на 1%, 2/3 его запаса могут быть исчерпаны за 700 лет.

Тепло — важнейший показатель, который определяет рост и развитие сельскохозяйственных культур. Запасы тепла определяются суммой тем­ператур, которые растение получает за период вегетации — суммой ак­тивных температур.

Для холодоустойчивых растений эту сумму подсчитывают, начиная со средних температур выше +5°С, для культур более теплолюбивых — начиная с +10°С, для субтропических культур — с +15°С.

Влага — это необходимое условие для жизни растений и животных. Количество необходимой влаги определяют с помощью гидротермичес­кого коэффициента — соотношение осадков и суммы активных темпера­тур. Этот показатель дает представление о влагообеспеченности террито­рии. По степени влагообеспеченности территорий их делят на: очень су­хую, засушливую, испытывающую недостаток влаги, с равенством прихода и расхода влаги, обладающую достаточным количеством влаги и ее избытком.

Территория России находится в пределах трех климатических по­ясов — холодного, прохладного и умеренного. Основную часть ее зани-

Урок Ю. Научно-техническая революция

мают земли, которые имеют низкую и пониженную продуктивность. Аре­алы с высокой продуктивностью в пределах нашей страны отсутствуют.

1. Почему используется практически только небольшая часть солнеч­ной энергии, поступающей на Землю?

2. Какие страны имеют наиболее благоприятные условия для исполь­зования солнечной энергии?

3. Какие причины могут привести к исчерпанию воздуха на Земле?

4. Почему Россия часто имеет неустойчивые урожаи сельскохозяй­ственных культур?

5. В каких целях используются агроклиматические ресурсы?

Учащиеся в течение урока делают краткие записи, которые затем они

могут использовать для подготовки к зачету. Учитель может проверить записи и поставить выборочно оценки за работу на уроке.

ГУ. Домашнее задание

1. Текст учебника на с. 32-37. По желанию — дополнительный текст с. 47-50.


На этом уроке рассматривается Мировой океан и его минеральные, энергетические, биологические ресурсы, а также ресурсы морской воды. Наглядно представлена общая характеристика каждого из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Ресурсы Мирового океана. Климатические, рекреационные ресурсы"

Ресурсы Мирового океана. Климатические, рекреационные ресурсы

Мировой океан – это основная часть гидросферы, которая занимает порядка 96,5% ее площади. По своему потенциалу ресурсы Мирового океана сравнимы с ресурсами суши. Их можно разделить на четыре группы: это ресурсы морской воды, минеральные ресурсы Мирового океана, энергетические ресурсы Мирового океана и биологические ресурсы Мирового океана.

Ресурсы Мирового океана

Запасы морской воды составляют примерно 1370 млн км³.Это порядка 96,5% всего объема гидросферы. В ней растворено около 80 химических элементов, при этом 16 из них имеют очень большое практическое значение для хозяйственной деятельности человека. Недаром говорят, что в Мировом океане растворена практически вся таблица Менделеева. Морская вода – это важнейший источник получения таких химических элементов, как магний, бром, натрий, хлор, кальций. Кроме этого, в настоящее время одна треть поваренной соли в мире добывается именно за счёт Мирового океана.

Большое значение имеют также минеральные ресурсы Мирового океана. В шельфовой зоне океана значительны запасы таких полезных ископаемых, как нефть и природный газ. С помощью наклонных шахт и драг в этой части океана добывают коренные и россыпные полезные ископаемые (это олово, алмазы, золото, янтарь и другие). В океаническом ложе расположены запасы строительных материалов, фосфоритов, железомарганцевых конкреций, имеющих округлую форму и бурый цвет.

Огромны и энергетические ресурсы Мирового океана, представленные энергией морских волн и температурного градиента, а также приливно-отливными движениями морской воды. Гидроэнергетический потенциал приливов в Мировом океане намного больше такого потенциала всех рек Земли. Его мощность составляет от 1 до 6 млрд кВт. Наибольшей мощностью приливной энергии обладают такие страны, как Австралия, Россия, Аргентина, США и т.д. Самые высокие приливы в мире наблюдаются в заливе Фанди у берегов Северной Америки.

Наиболее значимой частью Мирового океана являются биологические ресурсы. В морских водах насчитывается порядка 180 тыс. видов морских животных и 20 тыс. видов растений. При этом общая биомасса морских организмов оценивается в 35-40 млрд тонн. Биомасса живых организмов в Мировом океане рассредоточена не неравномерно. Прослеживается определенная закономерность: биомасса увеличивается при продвижении от экватора к полюсам, но при этом уменьшается видовое разнообразие живых организмов. Самой же богатой частью Мирового океана является шельфовая зона, продуктивность остальных частей океана достаточно низкая.

Климатические ресурсы – это часть природных ресурсов в виде солнечной радиации, атмосферных осадков, воздушных масс и разнообразных свойств климата, которые используются в хозяйственной деятельности человека. Среди климатических ресурсов выделяют солнечную и ветровую энергию.

Солнечная радиация содержит в себе такое количество энергии, что она в десятки раз превосходит энергию всех разведанных запасов минерального топлива на Земле. Этот вид энергии широко применяется в современном мире для производства элекроэнергии при помощи солнечных батарей и других видов гелиоустановок. Наиболее благоприятными условиями для использования этого вида климатических ресурсов обладают те регионы, которые расположены в аридном типе климата, где количество поступающей солнечной радиации наибольшее.

Издавна человеком используется и энергия ветра. Она, как и солнечная энергия, является неисчерпаемым природным ресурсом, который сравнительно дешевый и не загрязняет атмосферу. Главным же недостатком ветровой энергии является ее непостоянность. Однако, многие страны мира, например, такие, как Дания, Португалия, Ирландия, Испания, Германия интенсивно развивают этот вид энергии, производя, таким образом, значительную часть всего электричества в стране. Особым видом климатических ресурсов являются агроклиматические ресурсы. Агроклиматические ресурсы – это климатические условия, которые обеспечивают возможность ведение сельского хозяйства. Они характеризуются количеством поступающего на территорию тепла, влаги и света. От их соотношения зависит возможность культивирования на этой территории различных сельскохозяйственных культур.

Климатические ресурсы

Рекреационные ресурсы представляют собой разнообразные природные условия, объекты и явления, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. В отличие от других видов природных ресурсов, рекреационные ресурсы выделяют не по особенностям происхождения, а исходя из направления их хозяйственного использования. В соответствии с этим их подразделяют на несколько типов: рекреационно-лечебный, рекреационно-оздоровительный, рекреационно-спортивный, рекреационно-познавательный. Наиболее часто можно встретить деление рекреационных ресурсов на природно- рекреационные ресурсы и культурно-исторические достопримечательности. К первой группе, как правило, относят уникальные природные объекты и явления: это морские побережья, горы, озера, лечебные грязи, уникальные ландшафты и так далее. Главными формами природно-рекреационных территорий являются зеленые зоны, заповедники, заказники, национальные парки.

Рекреационные ресурсы

К культурно-историческим достопримечательностям относят памятники архитектуры, искусства, археологии, объекты культурного наследия и так далее. Наилучшим вариантом считается тот вариант, когда природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями. Таким сочетанием обладают такие наиболее часто посещаемые туристами страны, как Франция, Италия, Мексика, Египет и так далее.

Таким образом, природные ресурсы Земли достаточно разнообразны, но все они расположены на земной поверхности неравномерно и в разном количестве. Следует помнить, что все природные ресурсы не бесконечны, а значит, уже сейчас необходимо задуматься над тем, какие рациональные приемы и методы необходимо вести человеку для того, чтобы сохранить их для будущих поколений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕМА: Ресурсы Мирового океана, климатические, космические, рекреационные ресурсы.

Юлий Михайлович Шокальский русский учёный-географ, океанограф, картограф, генерал-лейтенант (1912), председатель Русского географического общества (1917—1931). Проявлял глубокий интерес к полярным исследованиям, изучению Северного морского пути и Арктики. Его имя увековечено на картах в полярных областях.

Николай Николаевич Зубов Петр Петрович Ширшов Константин Константинович Марков

Главный ресурс – морская вода Запасы 1370 млн. км2 или 96, 5 % всего объема гидросферы. На каждого жителя планеты приходится 270 млн. м3

Вода содержит около 80 химических элементов из таблицы Менделеева В 1 км3 воды содержится 37 млн.т растворимых веществ: соли – 20 млн. т, серы – 6 млн.т, много соды, брома, алюминия, кальция, натрия, купрума, золота, серебра

Минеральные ресурсы дна океана На континентальном шельфе находится 1/3 нефти и газа от общемировых запасов. В Мексиканском заливе – 57 действующих скважин, в Северном море – 37,в Персидском заливе – 21, в Гвинейском заливе – 15.

На глубине 4-6 км залегают железомарганцевые конкреции. Самые большие запасы в Тихом океане.

Сокровища затонувших кораблей

Энергетические ресурсы Приливные электростанции (ПЭС) – суммарная мощность на нашей планете приливов от 1 до 6 млрд кВт•ч – это превышает энергию всех рек земного шара. Кислогубская ПЭС

Биологические ресурсы Мирового океана Биомассы в мировом океане насчитывается 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах. Фитопланктон Основную часть биомассы составляют фитопланктон и зообентос

Нектон- рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки, их насчитывается свыше 1 млрд.т

Климатические и космические ресурсы Годовой поток солнечной энергии привышает в десятки раз всюю энергию, содержащюся в разведанных запасах

Нетрадиционная (альтернативная) энергетика Термоядерная энергия Ветроэнергетика (ВЭУ) – Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды, США (Калифорния), Индия, Китай Гидроэнергетика солнечные батареи. Гелиоконденсаторы, солнечные электростанции (СЭС) работают в 30 странах мира. Альтернативная гидроэнергетика. 1) Приливные ПЭС 2) Волновые электростанции, использующие энергию морских течений. Космическая энергия Энергетика, использующая разность температур. Глубинных и поверхностных вод моря, тепловые насосы и т.д. Установки геотермальной энергии (ГеоТЭС) – в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии.

Рекреационные ресурсы Выделяют четыре главных типы: 1) Рекреационно-лечебный(лечение минеральными водами) 2) Рекреационно-оздоровительный (купально-пляжные местности) 3) Рекреационно-познавательный (исторические памятники) 4) Рекреационно-спортивный (горнолыжные базы)


Мировой океан – это все океаны планеты, моря, проливы и заливы, их объединяющие и разделяющие. По мнению всех исследователей, он является огромной кладовой природных богатств, самых разных ресурсов, исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых.

Виды природных ресурсов Мирового океана

Выделяют такие основные природные ресурсы, как:

  • водные ресурсы;
  • энергетические ресурсы;
  • минеральные ресурсы;
  • биологические ресурсы;
  • рекреационные ресурсы.

В XX веке учёные также стали выделять такие ресурсы мирового океана, как:

Морская вода – самостоятельный ресурс Мирового океана

Морская вода является самостоятельным ресурсом и богатством Мирового океана. Она составляет 96,5% всей гидросферы планеты. На каждого жителя Земли приходится по 270 млн. куб. км. Это очень большой запас, особенно с учётом того, что опреснение сейчас не является проблемой.

Кроме того, в морской воде содержится большое количество химических элементов:

  • поваренной соли;
  • магния;
  • калия;
  • йода;
  • брома;
  • урана;
  • золота.

Водные ресурсы мирового океана относятся к исчерпаемому возобновляемому типу природных ресурсов.

которые читают вместе с этой



Рис. 2. Морская вода – ресурс Мирового океана

Дать краткую характеристику всем другим ресурсам Мирового океана можно при помощи таблицы, которую, в свою очередь, можно использовать как на уроках географии в 10 классе, так и при подготовке к ЕГЭ по предмету.

Тип природного ресурса

Вид ресурса

Краткая характеристика

География ресурсов Мирового океана

К биологическим ресурсам Мирового океана относится все виды рыб, морских животных и растений, которые в нём обитают и произрастают.

По всей территории Мирового океана, но наиболее продуктивными считаются:

  • Берингово море;
  • Норвежское море;
  • Охотское море;
  • Японское море.

Использование подводных участков для занятия сельским хозяйством.

Вся территория Мирового океана

К минеральным ресурсам Мирового океана относятся разные полезные ископаемые:

  • запасы нефти;
  • запасы газа;
  • месторождения алмазов, золота, платины;
  • месторождения оловянных и титановых руд;
  • месторождения железа;
  • месторождения фосфора;
  • нерудное сырьё;
  • запасы питьевой воды на шельфе Мирового океана.

Основные нефтегазовые месторождения сосредоточены в Северном море, Баренцевом море, Каспийском море, Мексиканском заливе

Энергетические ресурсы Мирового океана

Прежде всего, речь идёт об энергии:

  • морских и океанических течений;
  • энергии приливов и отливов;
  • энергии ветра в океанах и морях;
  • энергии волн.

Большими ресурсами приливной энергии обладает Атлантический и Тихий океаны, а также Баренцево море, Белое и Охотское море.

Энергия солнца. Мировой океан формирует климат Планеты, обеспечивая продуктивность сельского хозяйства

Геотермальные ресурсы можно условно отнести к энергетическим, так как речь идёт о термоэнергетическом потенциале водных масс, обусловленном разницей температур на отмелях и в глубине.


Рис. 3. Энергетические ресурсы Мирового океана

Проблема использования ресурсов Мирового океана

Страны лидеры мира ещё в 70 – ых годах XX века поняли, что Мировой океан требует особого отношения. Нерациональное и неэффективное использование его ресурсов может привести к серьезным глобальным проблемам. Именно поэтому были выработаны правила регулирующие

  • рыболовство в водах Мирового океана;
  • добычу полезных ископаемых, в том числе нефти и газа;
  • использование энергетических ресурсов.

Различными международными договорами и конвенциями регулируется и контролируется загрязнение Мирового океана. Ведётся работа по обеспечению безопасности нефти и газодобычи, обеспечению безопасности атомных станций.

Загрязнение вод Мирового океана может привести к снижению его ресурсоспособности. Так, например, загрязнение Балтийского моря привело к тому, что была уничтожена вся биологическая жизнь на одной четвертой его акватории.

Что мы узнали?

Мировой океана – кладовая самых разных природных ресурсов. К сожалению, некоторые из них исчерпаемы и невозобновляемы. Именно поэтому необходимо найти пути рационального их использования.

Читайте также: