Река это кратко для детей

Обновлено: 08.07.2024

Составляющими нашей планеты являются суша и мировой океан. На суше можно встретить частицы этого океана - это различные водоемы, реки и озера. Сегодня речь пойдет о реке, о ее определении с точки зрения географии, так как речной бассейн имеет сложное строение, функционирующее по принципам природы.

  • Характеристика
  • Строение
  • Классификация
  • Типы питания рек
  • Значение
  • Интересные факты

Характеристика

  • Самые густые сети пресных рек и озер находятся в экваториальном полушарии, которому присущи частые и обильные дожди.
  • Тропический и умеренный части планеты на порядок меньше обеспечены влагой , так как внушительный участок занят пустынями, для которых характерно сезонное появление рек или же полное их отсутствие.

Строение

  • Исток – месторасположение начала пресного водоема (ручья, ледника, озера);
  • Устье – помогает выходить реке в другую реку, море или же озеро;
  • Долина реки – линейный, слегка вытянутый рельеф, с расположенным на нем руслом реки;
  • Пойма – является частью водной долины, затопленной во время поводка или же половодья;
  • Плес – самое глубокое место русла;
  • Перекат – самая мелководная область речного канала;
  • Стержень – имеет линейное строение и выполняет вспомогательную функцию для передвижения скоростных вод;
  • Терраса реки – определенная территория в речном течении без уклона или же с минимальным уклоном по рельефу русла;
  • Притоки реки – небольшие реки с ручьями, которым свойственно впадать в реку и питать ее водой;
  • Берега – определенные полосы на суше, ограждающие реку и имеющие название правый и левый берега по отношению к направлению течения;
  • Уклон реки – разница между истоком и устьем водоема по высоте.

Классификация

  • Большие. Эти водоемы имеют собственный территориальный бассейн площадью 50 тыс. м 2 , которые чаще всего занимают несколько гидрографических зон.
  • Средние. Размер бассейна этих рек составляет 2000–50000 км ² , а протекают они по единой гидрографической местности. Формирование стока происходит в одинаковой географической обстановке. Средний пресный водоем, как правило, выполняет дренажную функцию для подземных вод в границах бассейна.
  • Малые. Величина пресных водоемов на порядок превышает ручьи. Малым рекам характерно многократное прерывание стоков вследствие истощения дренажного слоя подземных запасов.

Типы питания рек

  • летом и зимой уровень воды идет на спад (мелкие пресные водохранилища теряют свои прежние объемы или же вовсе пересыхают);
  • осенью и весной – заметно поднимается.

Дождевое

Дождю свойственно наличие слоев с осадками, количество которых исчисляется в миллиметрах (мм). Каждому дождю и снегу присущи собственные характеристики: интервал воздействия, скорость выпадения и область расположения. От вышеописанных свойств осадков напрямую зависит формирование водосистемы и интенсивность наполнения подземных вод. К примеру, чем больше и дольше выпадает осадков на обширную область распределения, тем больше вероятность увеличения величины дождевого паводка. Таким способом обычно наполняются небольшие и средние водоемы. А вот большим источникам характерно наполнение только длительным дождем. Здесь немаловажны и погодные условия: чем суше земля в период выпадения любого вида осадков, тем больше сил потребуется воде на ее парообразование и тем меньше площадь стока, и с точностью наоборот. Из этого следует то, что один единственный выпавший дождь в разных погодных условиях может быть как стокообразующим, так и с отсутствием возможности стока.

Снеговое

  • высоты местности;
  • экспозиции склонов;
  • погрешности рельефа;
  • влияния растительности.

Важно! Между снеготаянием и водоотдачей выпавшего снега имеются существенные отличия. Так, например, таяние снега начинается после достижения определенного уровня температуры воздуха, а также при условии повышенного теплового обмена на поверхности снежного покрова. Вследствие этого, снег отдает воду после своего таяния, а сток начинается с началом водоотдачи.

Подземное

  • показателем уровня воды в водохранилище;
  • высотой рельефа подземного настила;
  • уровнем почвы, зависящего от определенного водного положения и гидрогеологических данных.

Рис. 3. Питание рек

Ледниковое

  • Многолетним балансом речного стока. Вследствие многих жарких лет происходит компенсация уменьшения осадков увеличением уровня ледникового наполнения речных вод, и с точностью наоборот.
  • Сезонными колебаниями стока . Обусловлено перемещением половодья с весенней декады на летнюю.
  • Образованием суточных колебаний бассейна на различных территориях возле ледников.

Важно! Каждая река имеет отдельную долю получения водного питания. По этой причине очень сложно определить точное процентное наполнение вод тем или иным способом. Определить точно этот показатель можно с помощью “меченого атома”, путем вычисления радиоактивного обозначения течений разного происхождения или же посредством химического анализа изотопных составляющих речных систем. Самым простым способом выделения определенного типа питания является метод с использованием графического расчленения гидрографа бассейна реки.

Значение

  • Добыча продуктов питания и создание условий для их выращивания : рыбная ловля, орошение земли с целью выращивания сельскохозяйственной продукции, водозабор и др.;
  • Применение водоемов для судоходного передвижения и для транспортировки леса по речному бассейну;
  • Использование энергии речного течения для возведения водяных мельниц после строительства гидроэлектростанций;
  • Применение реакционных свойств водоема для обустройства пляжей, баз для отдыха и санаториев.
  • Для своеобразной защиты различных государств от вражеской атаки , а также для разделения территорий.

Важно! Применение речных запасов требует взвешенного компромисса, особенно для засушливой местности с минимальными водными запасами.


Реки – это особые водоемы, в которых вода течет в одном направлении. Но откуда берется вода, наполняющая реки, и куда она течет?

Почему реки текут?

Если мы в песочнице построим небольшую горку и начнем ее поливать водой, то вода по ее склонам потечет вниз. Если мы прольем воду на стол и после наклоним стол, то вода снова потечет вниз, а не вверх. Это особенность характерна вообще для любой жидкости на Земле и объясняется действием силы тяжести, которая подробнее изучается в средней школе. При этом чем сильнее наклонена та или иная поверхность, тем быстрее по ней стекает вода.


Мы знаем, что на нашей планете постоянно идут дожди. В результате вода падает на поверхность Земли, в том числе и на возвышенности. Оттуда она начинает стекать в районы, высота которых ниже. Именно этот процесс и приводит к течению рек – вода стекает из возвышенностей в низины.

Исток и притоки реки

Каждая река собирает дождевую воду с какой-то территории, которую называют бассейном реки. Чем больше бассейн, тем больше воды в реке.

В местах, где проходят дожди или тают ледники, образуются маленькие ручейки. Эти ручейки постепенно сливаются, образуя более крупные потоки – реки. В свою очередь реки могут вливаться в другие более крупные реки. Река, впадающая в другую реку, называется ее притоком. Те же маленькие ручейки, с которых начинаются реки – это их исток.


Считается, что у каждой реки один исток, но это условность. Ясно, что в крупные реки на самом деле впадают тысячи таких ручейков. Лишь один из них условно принимают за исток главной реки, а все другие ручейки оказываются истоками притоков главной реки.

Так как по ходу течения в реку впадают всё новые притоки, то и количество воды в ней должно увеличиваться. Поэтому обычно по ходу течения реки становятся всё шире и больше. Но бывают и исключения – некоторые реки в Африке иссыхают из-за испарения воды.

Русло реки

Русло реки – это та часть поверхности суши, по которой течет сама река. Если по какой-то причине река высыхает, то на ее месте мы видим впадину – высохшее русло.


Свое русло река формирует сама. Изначально появившаяся река протекает по ровной поверхности, но при этом она постепенно размывает грунт, по которому она течет. Постепенно в грунте образуется впадина, которую и заполняет река. Многим рекам миллионы лет, поэтому они сформировали очень глубокие русла.

Устье реки


Место, куда впадает река, называется ее устьем. На самом деле почти все реки – это притоки других, более крупных рек, и поэтому их устьем является другая река. Но бывают случаи, когда реки впадают в озера, моря и океаны. В конечном счете с помощью системы рек почти вся вода с возвышенностей попадает в Мировой океан.

Круговорот воды

Возникает вопрос – если реки несут воду в океаны, то значит ли это, что воды в них должно становится всё больше и больше? Нет, не значит. Ведь иначе уровень воды в океанах постоянно поднимался бы, и они затопили бы сушу.

Но куда же девается излишек воды, поступающий в океаны из рек? Оказывается, что она просто испаряется. У океанов, в отличие от рек, большая площадь. Один Тихий океан занимает почти половину поверхности планеты! С такой большой поверхности и воды испаряется очень много, и это испарение с избытком компенсирует приток воды за счет рек.


Вода, попавшая в атмосферу из-за испарения, не задерживается там надолго. Она выпадает на Землю в виде дождей и других осадков (снега и града). Часть дождей сразу падает в океан, но другая часть выпадает на сушу. Именно эта вода в свою очередь наполняет реки.

Получается, что существует замкнутый круг – вода испаряется с поверхности океанов, далее выпадает на сушу в виде дождей, а с суши снова стекает в океаны с помощью рек. Этот процесс постоянного перемещения воды называют круговоротом воды в природе.

Подведение итогов

Начало река называют истоком, а конец – устьем. Соответственно, реки текут от истока к устью. Устьем может являться другая река, озеро, море или океан.

• Развитие коммуникативных навыков - умение отвечать на вопрос полным предложением, слушать друг друга.

• Формирование экологической культуры у детей, ценностного отношения к природным ресурсам.

Поскольку дети в старшей группе уже владеют достаточным запасом представлений об окружающем мире, то беседу лучше всего построить в режиме вопрос-ответ. Педагог задаёт детям проблемные вопросы, на которые они пытаются дать ответы, а затем показывает слайд с готовым ответом, который ясно и лаконично подводит итог всему сказанному в доступной для детей форме.

Слайд 1:

Определение реки?

Река - это поток воды текущей в выработанном им самим углублении (русле).

Слайд 2:

Откуда берёт начало река?

• Реки свое начало могут брать:

• От таяния ледников;

• От горного ручья и родника, в который втекают другие ручьи;

• Вытекать из болот или озер.

Начало реки называется исток.

Слайд 3-4:

Какие у реки есть части?

• Начало реки – устье

• Окончание реки – исток (это место впадения реки в море, озеро или другую реку)

• Устье - канал (углубление, по которому течёт река

• Приток – ручей или река, которая впадает (втекает) в реку

Слайд 5:

Какие бывают реки?

Реки бывают двух видов: горные и равнинные. Отличить их друг от друга очень просто:

• Равнинная река течет медленно, размеренно в широкой долине, огибая препятствия, поэтому её устье извилистое.

• Горная река имеет бурное течение, течёт прямо в узкой долине, на её пути часто встречаются водопады и пороги.

Слайд 6:

Что такое водопад?

Падение воды реки с уступа, пересекающего речное русло.

Слайд 7:

Что такое пороги?

Нагромождение камней, выход твёрдых пород, пересекающих русло. Преодолевая их, река пенится, высоко летят брызги, могут появляться водовороты.

Слайд 8:

Есть ли реки под землёй?

Да, реки существуют не только на поверхности Земли, но и под землёй в пещерах или пустых пространствах.

Слайд 9:

Какая вода в реке?

Вода в реке пресная – она не имеет особого вкуса и запаха. Речная вода – главный источник питьевой воды на нашей планете.

Слайд 10:

Зачем нужны реки?

• с древних времён реки используются в качестве источника пресной воды

• для добывания пищи

• для транспортных целей

• в качестве защитной меры

• как источник неисчерпаемой энергии

• орошения сельскохозяйственных угодий

Слайд 11:

Подведение итогов:

Сегодня, воды пригодной для питья в природе осталось совсем мало, потому что люди загрязняют водоёмы. Без пресной питьевой воды не сможет существовать ни природа, ни человек. Давайте же беречь воду - наше богатство!

Прикреплённые файлы:

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

VI. Охрана рек.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

VII. Рефлексия.

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

Читайте также: