Регулирование имущественных отношений в древнем китае кратко

Обновлено: 30.06.2024

Верховная государственная собственность на землю существовала в Древнем Китае одновременно с общинным и частным землевладением крестьян.Черпел М. История государства и права. - М.: 2008. С.304. Землю в Древнем Китае продавали и покупали, дробили на мелкие участки или она концентрировалась в крупные наделы, однако какие бы превращения не претерпевало землепользование, частный или коллективный владелец имел право только на владениеземлей, которое никогда не переходило в полную частную собственность. Государство неизменно сохраняло свою руководящую роль в хозяйственной жизни. Социально-экономическая структура Китая исключала какие-либо правовые и политические гарантии, с помощью которых могли бы быть созданы условия для развития частной собственности в целом, и особенно на землю. Рост частной собственности, будучи кризисным для данной структуры, очень скоровел за собой реформы, которые восстанавливали экономический контроль государства. Несмотря на переход большей части общинной земли в частное владение, еще в I в. до н.э. община могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины было непременным условием для совершения поземельных сделок. В соответствии с источниками I в. н.э. договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Вместе с куплей-продажей распространение получил договор аренды земли. Также широко были распространены договоры найма людей, договоры ростовщического займа, и условия их регулировались обычным правом. С целью поощрять земледелие с древних времен существовало право каждого занять бесхозные или покинутые земли. После определенного срока такие земли записывались в кадастр как частные за теми, кто их обрабатывал.

Рабы: в период Инь рабов считают государственной собственностью. Хоть рабы и были во владении частных лиц, купля-продажа еще не существовала; во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали два вида рабов: частные и государственные; в период Цинь существовала широкая и свободная торговля рабами. Древнекитайским правом регламентировались разные виды договоров, в том числе: договор мены, договор купли-продажи, договор дарения, договор займа, договор аренды земли, договор личного найма. Одним из первых возник договор мены. Договор купли-продажи заключался в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широко распространен был договор дарения: земли, колесниц, рабов, оружия и иного имущества. Договор займа, который появился в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Данному договору сопутствовали отсрочка платежа, выдача письменных обязательств, внесение залога. Также появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. очень часто заключался договор аренды земли.Чернеловский М.. Всеобщая история государства и права. - М.:

Юристъ, 2011. С.441. Что касается владения имуществом замужней женщиной, то в Древнем Китае брак между детьми заключался по наставлению родителей. Муж и отец имели в семье полную власть. Поэтому замужняя женщина была в полной зависимости от власти мужа, и не могла иметь личного имущества. Она лишь имела право наследования, но это право было ограниченным.

Имущественные отношения.
Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян. Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. "Азиатская" социально-экономическая структура исключала правовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.
Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в 1 в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам 1 в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.
В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.

Брачно-семейное право.
Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги. Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества.
Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.
Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, — как было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между род-ственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи.
В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались.
Муж мог иметь "второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами,. совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае "нарушения супружеского долга". Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.
В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.
Обязательства.
Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения -- земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, оформлявшийся долговой распиской, развивается ростовщичество. Были распространены отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В V--III вв. до н. э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н. э. относятся сведения о договоре личного найма.
Наследственное.

В традиционном праве Древнего Китая нормы частного права не получили самостоятельного развития. Имущественные отношения распространялись на сделки с землей, договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.

Нормы частного права не получили самостоятельного развития в традиционном праве Китая, хотя глагол "ю" в значении "иметь собственность" известен был Китаю еще с конца Чжоу (IV - III вв. до н.э.).

Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.

Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. "Азиатская" социально-экономическая структура исключала правовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.

Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.

В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.

В Древнем Китае часто издавались законы, которые в той или иной мере отражали требования защиты мелкого крестьянского землевладения. Это особенно ярко проявилось в I в. до н.э. в изменении государственной политики в отношении лиц, попавших в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если не были выкуплены в течение трех лет, существовал повсеместно.

В I в. н.э. император Уди издал рескрипт об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Были освобождены в ряде областей Китая также рабы, продавшие себя из-за голода и насильно проданные в рабство, а также женщины, отданные в наложницы. Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство".

Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община ещё в I в. до н. э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н. э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее

распространённого обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространён был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, её заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.

Так как традиционно основные три религии в Китае были: Конфуцианство, Буддизм и Даосизм, и все были направлены на совершенствование нравственности и обуздание страстей, древние китайцы считали, что чем меньше супруги имеют интимных отношений, тем лучше, так как с потерей семени, мужчина теряет свою жизненную энергию и его жизнь резко сокращается, особенно если половой акт проходил неправильно. Во время совокупления важно было правильно дышать, подсчитывать свой пульс, а вовсе не думать о женщине рядом. Важно было иметь правильный душевный настрой, а также то, что мужчина не должен был заканчивать.

Древние китайцы считали, что супруги должны быть эмоционально далеки друг от друга, насколько это возможно, и за этим следили. Одно из важных условий брака, это то, что муж и жена ни на людях, ни наедине не должны были проявлять сильные эмоции.

Это касалось и императоров, у которых был большой гарем. Император имел императрицу, не менее трёх жен первого разряда, не менее 9 жён второго разряда, и не менее 91 младших жён. Это что касается официальных жён, а наложниц могло было быть до нескольких тысяч. Связь с императрицей должна была быть не менее раза в два месяца.

Интимные отношения регламентировались в соответствии с гороскопом каждой из сторон. Вычислялись благоприятные дни и часы для этого. В любое другое время близость была абсолютно недопустима.

Даосизм возник тогда же, как и Конфуцианство, примерно более 2500 лет тому назад. Представители Даосизма исходя из концепции естественности, считали, что женское начало инь, является ближе к природе. Так как высокопоставленные люди были очень занятыми и имели много наложниц, любовь для жён воспринималась, как сражение (за внимание господина). Женщины должны были быть очень активными.

Куртизанки высших рангов обладали высоким образованием. В Китае также были приняты браки между мужчинами из высоких слоёв общества и куртизанками (в этом Китай отличается от других стран мира).

Брак в Китае был многоаспектным. Свадьба была очень дорогой. Подарки были из золота и серебра.

Конфуцианские идеологи считали, что чем позже люди вступали в брак, тем лучше. Мужчина должен был жениться в 35 лет, а женщина выходить замуж с 27 лет. Считалось, что брак в более раннем возрасте не сможет породить хороших будущих граждан страны.

Читайте также: